Культура первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным—от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э., в Европе — в 1 тысячелетии до н. э., в Америке—в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены — еще позднее.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………………..3
1. Характерные черты первобытной культуры……………………………………………5
2. Эволюция искусства в каменном веке…………………………………………………..12
3. Культура и искусство в века бронзы и железа………………………………………..19
Список использованных источников………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

история мировой культуры.docx

— 58.73 Кб (Скачать файл)

Появление социального неравенства  существенно повлияло на стиль искусства  и характер культуры. В этой связи  следует обратить внимание на возникновение  монументальной архитектуры, которая  требовала привлечения огромных трудовых ресурсов и носила по преимуществу культовый характер. Ее представляли грандиозные мегалитические (от греч. megas – большой, lithos – камень) сооружения: дольмены, менгиры и кромлехи.

В века бронзы в отдельных  районах Европы развились ранние религиозные представления, соединившие  в единое целое культы знатных  предков и магически значимых природных космических явлений. С ними связано сооружение грандиозных, простых по форме сооружений из камня. Их возведение требовало огромных трудозатрат, с утилитарно-практической точки  зрения бесполезных. Мегалитические сооружения (т.е. выстроенные из громадных камней с помощью «тягловой силы»  рядовых членов общины) были выражением уже сугубо символического единства рода, наглядным религиозно-мифологическим воплощением его мощи. Одинокие сигаровидные каменные столбы – менгиры (от бретонского men – камень, hir – длинный), доходившие порой до 20 м высотой, соединили  в себе черты архитектуры и  скульптуры. Иногда их формы сближались с человеческой фигурой (север Франции, юг России), рыбой (Армения) или с  изображением зверя (в Сибири). Порой  на них высекались рельефы. Возможно, менгиры были предметом поклонения или служили надгробиями. Они  возводились на возвышении, порою  были центром поселения, тянулись параллельными  рядами на несколько километров.

Величественный характер архитектуры этого времени выразился  в аллеях менгиров. Количество вертикально  поставленных огромных отвесных камней могло доходить до тысячи. Равномерно расположенные параллельными рядами на обширной территории, они ритмически упорядочивали торжественное религиозное  шествие, подчеркивая его ритуальный характер. Аллеи менгиров встречаются  в Закавказье, в частности в  Армении («каменное войско»), местами  – по побережью Средиземного моря, Атлантического океана. Особенно знаменита своей грандиозностью аллея менгиров в Бретани (Франция).

Архитектурное начало сильнее  выражено в дольменах (от бретонского tol – плита, men – камень). Это погребальные сооружения из двух или четырех отвесно  поставленных обтесаных камней, перекрытых горизонтальной каменной плитой. Внутреннее пространство дольмена служило для  родовых захоронений. Дольмены были широко распространены в Западной Европе, Северной Африке, Крыму и на Кавказе. Хорошо сохранился один из самых крупных  из них на Корсике (Франция).Более  сложные мегалитические постройки  – кромлехи (от кельт, сrom – круглый, lech – камень). Самый грандиозный  из них возведен в Стоунхендже (ок. II тыс. до н.э., Южная Англия). Он представляет собой древнее святилище из огромных, грубо обтесаных четырехгранных глыб синего камня, расставленных на круглой площадке диаметром 30 м четырьмя замкнутыми кольцами. В кольце внешнего круга тридцать каменных столбов, соединенных  лежащими на них балками, образуют подобие  гигантского хоровода. Внутреннее кольцо с большой каменной плитой в центре (возможно, это алтарь) составлено из невысоких менгиров. Второе кольцо сооружено из семиметровых блоков синеватого цвета, поставленных попарно и перекрытых плитами. Архитектурный замысел  кромлеха прост, но символичен. М. Холлингсворт предполагает, что он был посвящен солнцу. Огромные столбы ориентированы  таким образом, чтобы указывать  на летнее и зимнее солнцестояние.

В III тысячелетии до н.э. в  Египте, Месопотамии и во II тысячелетии  до н.э. на территории Европы создавались  орудия и изделия из меди и бронзы. М. Холлингсворт пишет о том, что  первоначально на Ближнем Востоке, а затем в Северной Европе металл – новшество Месопотамии –  заменил керамику при изготовлении особо ценных предметов религиозно-культовой  утвари, украшений. «В культуре кельтов, господствовавшей в Северной Европе до римского завоевания, широко использовались бронза и другие металлы, утвердился характерный кельтский тип декоративного  орнамента, но, в отличие от средиземноморской, кельтская культура не оставила ни одного памятника письменности». Это  одна из причин, по которой, по мнению М. Холлингсворт, ее наряду с другими  европейскими культурами, бытовавшими  к северу от Средиземноморья, принято  считать позднепервобытной, хотя она  уже вступила в эпоху бронзы, а  затем железа. Вероятно, технологии медного и бронзового литья (позже  – ковки железных орудий) приходили  сюда не только с Ближнего Востока  и Средиземноморья, но и с Северного  Кавказа, из Майкопской культуры и зародившихся здесь цивилизаций восточного типа.

В эпоху железа появился новый тип архитектуры – крепости, оборонительные сооружения, сложенные  из огромных каменных глыб (на территории современной Франции, Балканском полуострове, в Закавказье). Эти и другие памятники, например, богатейшие погребальные сооружения – большие камеры в курганных погребениях вождей племени, свидетельствовали о наступавшем распаде первобытного общества.

В этот период безымянные художники  продолжали создавать творения, отличавшиеся совершенством и богатством формы. Внешне они отражали некое «магическое  единство» родоплеменного союза, но в социуме уже наметился раскол на богатую привилегированную знать  и малоимущее трудящееся большинство. Появилась особая категория мастеров-профессионалов, которые стали специализироваться на обслуживании отделившихся потребностей и вкусов управленческой верхушки. Этот процесс, однако, сопровождался  утратой наивной непосредственности, характерной для предыдущих форм искусства первобытного общества.

Складывалось декоративное прикладное искусство, появились богатые  украшения из золота, серебра и  их сплавов. На юге Европы найдены  золотые ожерелья, бронзовые короны и другие реквизиты знати, датируемые первой половиной II тысячелетия до н.э. Множество подобных богатых  изделий обнаружено в захоронениях знатных особ додинастического Китая. Складывается впечатление, что в  конце первобытной эпохи в  разных концах света «элитарное»  искусство в стиле архаического протобарокко служило незаменимым  средством идентификации богатых  властвующих кланов и отмежевания  их от простых соплеменников, занятых  принудительным физическим трудом. Последним  предназначались предметы грубо-примитивного искусства.

Вот что говорит, например, об искусстве, маркировавшем сложившееся  неравенство, известный французский  культурантрополог К. Леви-Строс, имея в виду художественные стили, увенчавшие протоцивилизационный период развития Древнего Китая: «Даже если бы ничего не знали о древнем китайском  обществе, то одно лишь исследование его  искусств позволило бы убедиться  в борьбе авторитетов, соперничестве  иерархий, конкуренции между социальными  и экономическими привилегиями, засвидетельствованными масками и почитанием линий родства».

В могилах Аньяна были найдены  бронзовые изделия, сделанные в  память о следовавших друг за другом членах одной линии предков. Различие в качестве раскопанных образцов объясняется тем, что «изысканное  и грубое производилось в это  время в Аньяне для людей, обладавших разным имущественным положением и  престижем». Животный орнамент на древних  предметах превратился в более  поздних изделиях из бронзы в сверкающие арабески. «Соблазнительным было бы предположение  о том, что арабески в искусстве  племен гуайкуру (народа, некогда обитавшего на юге Бразилии), еще столь насыщенные изображениями птиц и языков пламени, знаменуют конец параллельно  шедшего преобразования. Барочный и  манерный стиль показался бы тогда  формальным и вычурным пережитком общественного  порядка, либо уже минувшего, либо находящегося в стадии упадка. В эстетическом отношении они являются лишь его  слабым отголоском», – писал К. Леви-Строс.

Каждая «закатывающаяся» формация, в том числе первобытнообщинный строй, заканчивается последним  всплеском роскоши, соперничеством образцов искусства для избранных  и тем же начинается следующая  формация, сопровождаемая сменой правящих элит. Таков конечный исход культуры и искусства первобытного общества, породившего в процессе разложения классовое неравенство. Распадаясь, варварство формировало цивилизацию, в которой доминировали господствовавшие классы, не знавшие меры в излишествах  культуры. Погибнув, первобытность  оставила после себя социально поляризованное общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Булгакова С.В. Культурология  / Булгакова С.В. – М.: Эксмо, 2009.

2. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.

3. Культурология. Учебное  пособие Под редакцией А.А.  Радугина – М., 2001.

4. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.

5. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

 

 


Информация о работе Культура первобытного общества