Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа
Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным—от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э., в Европе — в 1 тысячелетии до н. э., в Америке—в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены — еще позднее.
Введение ………………………………………………………………………………………………..3
1. Характерные черты первобытной культуры……………………………………………5
2. Эволюция искусства в каменном веке…………………………………………………..12
3. Культура и искусство в века бронзы и железа………………………………………..19
Список использованных источников………………………………………………………..24
Появление социального неравенства существенно повлияло на стиль искусства и характер культуры. В этой связи следует обратить внимание на возникновение монументальной архитектуры, которая требовала привлечения огромных трудовых ресурсов и носила по преимуществу культовый характер. Ее представляли грандиозные мегалитические (от греч. megas – большой, lithos – камень) сооружения: дольмены, менгиры и кромлехи.
В века бронзы в отдельных
районах Европы развились ранние
религиозные представления, соединившие
в единое целое культы знатных
предков и магически значимых
природных космических явлений.
С ними связано сооружение грандиозных,
простых по форме сооружений из камня.
Их возведение требовало огромных трудозатрат,
с утилитарно-практической точки
зрения бесполезных. Мегалитические сооружения
(т.е. выстроенные из громадных камней
с помощью «тягловой силы»
рядовых членов общины) были выражением
уже сугубо символического единства
рода, наглядным религиозно-
Величественный характер
архитектуры этого времени
Архитектурное начало сильнее выражено в дольменах (от бретонского tol – плита, men – камень). Это погребальные сооружения из двух или четырех отвесно поставленных обтесаных камней, перекрытых горизонтальной каменной плитой. Внутреннее пространство дольмена служило для родовых захоронений. Дольмены были широко распространены в Западной Европе, Северной Африке, Крыму и на Кавказе. Хорошо сохранился один из самых крупных из них на Корсике (Франция).Более сложные мегалитические постройки – кромлехи (от кельт, сrom – круглый, lech – камень). Самый грандиозный из них возведен в Стоунхендже (ок. II тыс. до н.э., Южная Англия). Он представляет собой древнее святилище из огромных, грубо обтесаных четырехгранных глыб синего камня, расставленных на круглой площадке диаметром 30 м четырьмя замкнутыми кольцами. В кольце внешнего круга тридцать каменных столбов, соединенных лежащими на них балками, образуют подобие гигантского хоровода. Внутреннее кольцо с большой каменной плитой в центре (возможно, это алтарь) составлено из невысоких менгиров. Второе кольцо сооружено из семиметровых блоков синеватого цвета, поставленных попарно и перекрытых плитами. Архитектурный замысел кромлеха прост, но символичен. М. Холлингсворт предполагает, что он был посвящен солнцу. Огромные столбы ориентированы таким образом, чтобы указывать на летнее и зимнее солнцестояние.
В III тысячелетии до н.э. в
Египте, Месопотамии и во II тысячелетии
до н.э. на территории Европы создавались
орудия и изделия из меди и бронзы.
М. Холлингсворт пишет о том, что
первоначально на Ближнем Востоке,
а затем в Северной Европе металл
– новшество Месопотамии –
заменил керамику при изготовлении
особо ценных предметов религиозно-
В эпоху железа появился
новый тип архитектуры –
В этот период безымянные художники
продолжали создавать творения, отличавшиеся
совершенством и богатством формы.
Внешне они отражали некое «магическое
единство» родоплеменного союза, но
в социуме уже наметился раскол
на богатую привилегированную
Складывалось декоративное
прикладное искусство, появились богатые
украшения из золота, серебра и
их сплавов. На юге Европы найдены
золотые ожерелья, бронзовые короны
и другие реквизиты знати, датируемые
первой половиной II тысячелетия до
н.э. Множество подобных богатых
изделий обнаружено в захоронениях
знатных особ додинастического Китая.
Складывается впечатление, что в
конце первобытной эпохи в
разных концах света «элитарное»
искусство в стиле архаического
протобарокко служило незаменимым
средством идентификации
Вот что говорит, например, об искусстве, маркировавшем сложившееся неравенство, известный французский культурантрополог К. Леви-Строс, имея в виду художественные стили, увенчавшие протоцивилизационный период развития Древнего Китая: «Даже если бы ничего не знали о древнем китайском обществе, то одно лишь исследование его искусств позволило бы убедиться в борьбе авторитетов, соперничестве иерархий, конкуренции между социальными и экономическими привилегиями, засвидетельствованными масками и почитанием линий родства».
В могилах Аньяна были найдены бронзовые изделия, сделанные в память о следовавших друг за другом членах одной линии предков. Различие в качестве раскопанных образцов объясняется тем, что «изысканное и грубое производилось в это время в Аньяне для людей, обладавших разным имущественным положением и престижем». Животный орнамент на древних предметах превратился в более поздних изделиях из бронзы в сверкающие арабески. «Соблазнительным было бы предположение о том, что арабески в искусстве племен гуайкуру (народа, некогда обитавшего на юге Бразилии), еще столь насыщенные изображениями птиц и языков пламени, знаменуют конец параллельно шедшего преобразования. Барочный и манерный стиль показался бы тогда формальным и вычурным пережитком общественного порядка, либо уже минувшего, либо находящегося в стадии упадка. В эстетическом отношении они являются лишь его слабым отголоском», – писал К. Леви-Строс.
Каждая «закатывающаяся» формация, в том числе первобытнообщинный строй, заканчивается последним всплеском роскоши, соперничеством образцов искусства для избранных и тем же начинается следующая формация, сопровождаемая сменой правящих элит. Таков конечный исход культуры и искусства первобытного общества, породившего в процессе разложения классовое неравенство. Распадаясь, варварство формировало цивилизацию, в которой доминировали господствовавшие классы, не знавшие меры в излишествах культуры. Погибнув, первобытность оставила после себя социально поляризованное общество.
Список использованных источников
1. Булгакова С.В. Культурология / Булгакова С.В. – М.: Эксмо, 2009.
2. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.
3. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А.А. Радугина – М., 2001.
4. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.
5. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.