Культура западно-европейского средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 17:06, реферат

Описание работы

Моя работа имеет цель дать общую, но в то же время и достаточно исчерпывающую характеристику западноевропейского Средневековья как уникального культурного типа, отличного по своим чертам как от предшествовавшей ему Античности, так и от наследующего его Нового Времени.

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………………………………………3
Формирование средневековой культуры. Периодизация и основные характеристики………………..4
Христианство как главный фактор формирования средневековой культуры…………………………..7
Аспекты интеллектуальной и художественной культуры западноевропейского Средневековья…….10
- Научная культура в средние века……………………………………………………………………….10
- Средневековое искусство………………………………………………………………………………..12
- Литература………………………………………………………………………………………………..16
- Театр и драматургия……………………………………………………………………………………..18
- Музыка……………………………………………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Культура западно.docx

— 51.89 Кб (Скачать файл)

Литература

 

 

Литература западноевропейского  Средневековья весьма разнообразна и по жанрам, и по имеющимся в  ней течениям и направлениям. Всю  эту литературу можно условно  поделить на литературу на национальных языках и на латыни. К литературе на национальных языках в первую очередь  можно отнести большой пласт  легенд и сказаний языческих времен, сохранившийся у каждого европейского народа; но к ней же и относятся  и многие исторические хроники, и  наиболее известные из рыцарских  романов и т.п. На латыни обычно писали образованные люди, а значит в каком-то смысле «люди церкви» – ученые клирики. Здесь также встречаются  исторические хроники, жития святых, проповеди, «примеры», поучения, а также  сочинения богословского характера, из которых особое место занимают труды мистиков, но на латыни же создавалась  и поэзия вагантов (ваганты –  бродячее племя школяров, средневековых  студентов). Поэзия вагантов – это  латинские стихи ученых клириков, в основном воспевающие радости  жизни и бичующие церковные нравы.

 

 Св.Григорий (вторая пол. VI в.) был прозван «Двоеслов». Происходя из знатной римской семьи, он еще в молодости принял монашеские обеты, был настоятелем ряда монастырей, в 590 г. был избран римским епископом (папой римским) и пробыл им 14 лет. Из его трудов особенно известен сборник рассказов о чудесах италийский подвижников и святых. Рассказы строятся в виде диалогов между самим св.Григорием и его учеником Петром.

 

 «О подражании Христу»  – одна из самых известных  и распространенных книг позднего  западноевропейского Средневековья  она стала известна около 1418 г.). Автором книги по традиции  считается Фома Кемпийский. Большую часть жизни он провел в монастыре, где занимался перепиской книг и писанием собственных трудов – не указывая при этом своего авторства; анонимность творчества – одна их характерных черт средневековой культуры в целом. «О подражании Христу» – это мистический трактат, главное здесь не рассуждения, а переживания, в нем ярко выражено стремление к экстазу, вызываемому ощущением присутствия Бога. В XII-XIV вв. важное место в западноевропейской культуре занимает рыцарство. Рыцари – это по сути дела воины, но в различных районах мира сложились свои представления об идеале воина. Христианский рыцарь – это прежде всего боец за веру Христову, но рыцарь также – это верный вассал своего сюзерена (верность – одна из наиболее ценимых добродетелей эпохи), он же – защитник слабых и обиженных, он же – верный слуга своей Прекрасной Дамы. Культ Прекрасной Дамы, сложившийся в Западной Европе под явным влиянием культа Девы Марии, не имеет аналогов в других районах мира – это чисто европейское явление.

 

 В это время развивается  новый литературный жанр –  рыцарский роман. Это своего  рода, переосмысленные героические  эпосы. Старый эпос обращен  к национальному преданию, новый  описывает современность. Рыцарский роман как жанр начинался с античных сюжетов, но вскоре для воспевания подвигов потребовался новый материал – свои походы и свои герои, мужественные рыцари и страстные любовники. Герои новых эпосов приобретают авантюрно-куртуазные черты. И при этом роман сам по себе претендует на достоверность, потому что описывает реальные события, реальные войны, реальные любовные свидания. И эта претензия на достоверность становится для романа основной характеристикой.

 

 Возможно, на фоне мистических  мираклей, аллегорических фарсов  и разного рода мистификаций, которыми была пропитана вся  средневековая культура, достоверность  романа была своего рода противовесом, оборотной стороной мистического  восприятия действительности.

 

 И как в литургической  драме родился новый театр,  театр мистики и драмы человеческих  страстей, так рыцарский роман  положил начало новой художественной  литературе. Автор не просто пересказывал  услышанные истории, он создавал  свой собственный мир, свое  пространство и свое время.  Авторами первых романов были  ученые клирики, которые составляли  хроники или летописи исторических  событий.

 

 Первым, кто использовал  слово «роман», был нормандец  Вас. Очень быстро слово «роман»  сделалось обозначением новой  литературной формы. Этот литературный  жанр в последующих веках стал  самым популярным и распространенным  жанром, заменившим летопись и  эпос.

 

 

 Самым популярным романом  XII-XIII вв. становится «История бритов» Гальфрида Монмутского , в которой собраны все легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.

 

 Рыцарский роман как  литературный жанр можно считать  чрезвычайно важным в истории  западноевропейской средневековой  культуры, так как благодаря ему  раскрылось множество событий,  описанных доподлинно и реалистично,  в конфликте между личностью  и государством, индивидуальным  бытием и государственной службой,  возвышенной любовью и страстью, которые до сих пор почти  никак не различали. Именно  с рыцарского романа начинается  понимание особого мира книги,  восприятие его как реальности, основанной на особом авторском  даровании создавать при помощи  слова реальные картины мира.4

Театр и драматургия

 

 

По иронии истории, театр  в форме литургической драмы  был возрожден в Европе Римской  католической церковью. Когда церковь  искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие  и народные праздники, многие из которых  содержали театрализованные элементы. В Х веке многие церковные праздники  обеспечивали возможность драматизации: вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой.

 

Определенные праздники  были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в  вербное воскресенье. Антифонные или вопросно-ответные, песнопения, мессы и канонические хоралы представляют собой диалоги. В IX веке антифонные перезвоны, известные как тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы. Трехголосные тропы (диалог между тремя Мариями и ангелами у могилы Христа) неизвестного автора примерно с 925 г. считаются источником литургической драмы. В 970 году появилась запись инструкции или руководства к этой небольшой драме, включающая элементы костюма и жестов.

 

Религиозная драма или  чудесные пьесы. В течение последующих  двухсот лет литургическая драма  медленно развивалась, вбирая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся  священниками или мальчиками из хора. Поначалу в качестве костюмов и декораций  использовались церковные облачения  и существующие архитектурные детали церквей, однако вскоре были изобретены более церемонные детали оформления. По мере развития литургической драмы, в ней последовательно представлялись многие библейские темы, как правило, изображавшие сцены от сотворения мира до распятия Христа. Эти пьесы назывались различно — пассионы (Страсти), миракли (Чудеса), святые пьесы. Соответствующие декорации поднимались вокруг церковного нефа, обычно с небесами в алтаре и с Адской пастью — искусно сделанной головой монстра с разинутой пастью, олицетворявшей вход в ад — на противоположном конце нефа. Поэтому все сцены пьесы могли быть представлены одновременно, причем участники действа передвигались по церкви с одного места на другое в зависимости от сцен.

 

 Пьесы, очевидно, состояли  из эпизодов, охватывали буквально  тысячелетние периоды, переносили  действие в самые различные  места и представляли обстановку  и дух различных времен, а также  аллегории. В отличие от греческой  античной трагедии, которая четко  фокусировалась на создании предпосылок  и условий для катарсиса, средневековая  драма далеко не всегда показывала  конфликты и напряжение. Ее целью  была драматизация спасения рода  человеческого.

 

 Хотя церковь поддерживала  раннюю литургическую драму в  ее дидактическом качестве, развлекательность  и зрелищность усиливались и  начинали преобладать, и церковь  начала выражать в адрес драмы  подозрительность. Не желая терять  полезных для себя эффектов  театра, церковь пошла на компромисс, вынеся драматические представления  из стен самих церковных храмов. То же самое вещественное оформление  стало воссоздаваться на рыночных  площадях горо­дов. Сохраняя свое  религиозное содержание и направленность, драма стала гораздо более  светской по своему постановочному  характеру.

 

Средневековая светская драма. В XIV веке театральные постановки связывались  с праздником Тела Христова и развивались  в циклы, включавшие до 40 пьес. Некоторые  ученые считают, что эти циклы  развивались самостоятельно, хотя и  одновременно с литургической драмой. Они представлялись для общины в  течение целого четырех-пятилетнего периода. Каждая постановка могла длиться один или два дня и ставилась один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией, причем обычно старались как то связать специализацию цеха с предметом пьесы — например, цех кораблестроителей мог ставить пьесу о Ное. Поскольку исполнителями были часто неграмотные любители, анонимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными стихами. В соответствии со средневековым мировоззрением, историческая точность зачастую игнорировалась, и далеко не всегда соблюдалась логика причинно-следственных связей.

 

 Реализм использовался  в постановках избирательно. Пьесы  Полны анахронизмов, ссылок на  чисто местные и известные  лишь современникам обстоятельства; реалиям времени и места уделялось  лишь минимальное внимание. Костюмы,  обстановка и утварь были сплошь  современными (средневековыми европейскими). Что-то могло изображаться сверхточно  — сохранились сообщения о  том, как актеры едва не умирали  вследствие слишком реалистического  исполнения распятия или повешения,  и об актерах, которые, играя  дьявола, буквально сгорали. С  другой стороны, эпизод с отступлением  вод Красного моря мог обозначаться  простым набрасыванием красной  ткани на египтян-преследователей  в знак того, что море поглотило  их.

 

Свободная смесь реального  и символического не препятствовала средневековому восприятию. Зрелища  и народные пьесы ставились повсюду, где только возможно, и адская пасть  обычно была излюбленным объектом приложения сил для мастеров механических чудес  и пиротехников. Несмотря на религиозное  содержание циклов, они все более  и более становились развлечениями. Использовались три основных формы  постановок. В Англии самыми обычными были карнавальные повозки. Прежние  церковные декорации сменились  тщательно разработанными передвижными сценами, такими, например, как маленькие  современные суда, которые перемещались в городе с места на место. Зрители  собирались в каждом таком месте: исполнители работали на площадках  повозок, или на подмостках, построенных  на улицах. В Испании делали также. Во Франции применялись синхронные постановки — различные декорации  поднимались одна за другой по сторонам длинного, приподнятого помоста перед  собравшимися зрителями. Наконец, опять-таки в Англии, пьесы иногда ставились  «вкруговую» — на круглой площадке, с декорациями, размещавшимися по окружности арены и зрителями, сидящими или  стоящими между декорацией.

 

Пьесы-моралите. В тот же самый период появились народные пьесы, светские фарсы и пасторали  большей частью анонимных авторов, которые упорно сохраняли характер мирских развлечений. Все это  влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке. Хотя и написанные на темы христианского  богословия с соответствующими персонажами, моралите не были похожи на циклы, поскольку  не представляли эпизоды из Библии. Они были аллегорическими, самодостаточными драмами и исполняли их профессионалы, такие, как менестрели или жонглеры. Пьесы, такие, как «Человек» («Everyman»), обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических персонажей были такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела и другие пороки и добродетели.

 

 Эти пьесы местами  трудны и скучны для современного  восприятия: рифмы стихов повторяются,  носят характер импровизации, пьесы  в два-три раза длиннее драм  Шекспира, а мораль объявляется  прямолинейно и назидательно. Однако  исполнители, вставляя в представления  музыку и действие и используя  комические возможности многочисленных  персонажей пороков и демонов,  создали форму народной драмы.5

 

Музыка

 

 

Музыку в средние века рассматривали, прежде всего, как науку, как познание. Музыку делили на «мировую»  и «человеческую». Последняя могла  быть «теоретической и практической», то есть музыкой, в собственном смысле слова. Что же касается «теоретической»  музыки, то она, связанная с познанием  мира «мировой музыки, представляла собой  не что иное, как философию математики.

 

 Как и ранее, музыка  в западноевропейском Средневековье  играла важную роль в духовной  жизни общества. Можно различать  светскую и духовную музыку, хотя  они многое заимствовали друг  от друга. Светская музыка была  в первую очередь представлена  народными песнями, а также  песнями вагантов, трубадуров, актеров  и других профессиональных исполнителей.6

 

 Музыка входила в  число «семи свободных искусств»,  центрами обучения музыки были  монастыри, с XII в. – соборы  и университеты. В XII веке в  парижском соборе Нотр Дам на смену прежнему унисонному пению приходит сложное многоголосие, которое позднее будет широко применяться во всей церковной и светской музыке.

 

 Различные церковные  песнопения, являющиеся обязательным  элементом литургии, к VI в. были  сведены воедино и упорядочены  (по преданию, эту реформу осуществил  папа Григорий I). К концу VI-началу VII вв. относится и складывание  основной разновидности западноевропейской  церковной музыки – григорианского  хорала. Григорианский хорал –  одноголосное каноническое пение.  Плавное, одноголосное развертывание  мелодии символизировало единство, «соборность» мирян. Мелодичное  развертывание одноголосного григорианского  хорала, сам его ритм, особая торжественность  погружали мирян в состояние  мистической отрешённости от  грешного мира, вызывали чувство  благоговения. Каноничность григорианского  хорала выражалось в унификации  текста, напевов и самого характера  исполнения. Вплоть до конца средневековья  музыкальные разделы мессы основывались  на григорианском хорале. Они  состояли из пения псалмов,  исполнявшихся профессиональным  хором певчих и священниками, и гимнов. Первоначально гимны  исполнялись только мирянами, им  были присущи черты народной  песни. Позже их стали исполнять  и профессиональные певчие.7

Информация о работе Культура западно-европейского средневековья