Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:51, курс лекций
1.Первобытное общество людей на территории Казахстана. Археологические памятники древнейшего населения и их орудия.
2. Саки и их социальное устройство, занятия, быт, культура. Взамиотношения саков с соседними государствами.
3. Территория расселения усуней, кангюев, их социально-экономическая история и военно-политическая организация.
...
59. Формирование территории современного Казахстана в 20-е годы 20 века.
50. Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана.
Н.А.Назарбаев. Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. Ноябрь 1997. Работа состоит из введения и 12 разделов.
Во введении Назарбаев
1 Где мы находимся сегодня.
В течение последних 6 лет мы
преследовали 2 главные стратегические
цели: 1.чтобы Казахстан стал
независимым суверенным
В активе нашей страны
имеется 8 преимуществ: 1заложены
основы независимости
Далее
в своей работе Назарбаев
Далее
автор отмечает также и
2. Миссия Казахстана.
По словам Назарбаева к 2030 году Казахстан станет Центральноазиатским барсом, которому присущи такие качества как элитарность, независимость, ум, мужественность, благородство, храбрость, хитрость. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев – вот Казахстан, который мы хотим построить.
3.Долгосрочные приоритетные цели и стратегии реализации.
В этом разделе Назарбаев отмечает, что для того чтобы наша страна достигла тех перспектив, о которых говорилось ранее, необходимо реализовать 7 долгосрочных приоритетов: 1. национальная безопасность; 2. внутриполитическая стабильность и консолидация общества; 3. экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений; 4. здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; 5 энергетические ресурсы; 6. инфраструктура, в основном транспорт и связь; 7. профессиональное государство (создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана).
В четвертом-десятом
разделах Назарбаев
11. Повестка дня 1998-2000.
В этом разделе
автор определяет ряд
В последнем 12 пункте работы Назарбаев определил 8 конкретных заданий правительству на 1998 год.
51. Территория Казахстана в системе мировой цивилизации (6-12 вв.), развитие науки и культуры. Памятники архитектуры. Города и поселения Казахстана.
Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Наибольший расцвет их приходится на VII-XII вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры: среднее течение Сырдарьи (Испиджаб, Фараб или Отрар); нижнее течение Сырдарьи (Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент); Юго-западное Жетысу (Тараз, Суяб, Баласагун); северо-восточное Семиречье (Каялык, Алмалык).
Испиджаб (современное село Сайрам) был одним из главных городов и торговых центров на юге Казахстана. Другим большим городом являлся Отрар, развалины которого находятся в 15 км от станции Темир в Шымкентской области. Отрар (или иначе - Фараб, Тарбан, Турар) был основан в начале V-VI вв. Он сформировался как типичный ранне-средневековый город. Его правитель чеканил собственную монету. В округе города имелось несколько мелких поселений. Наиболее известен на Востоке Тараз.
Для своего времени города
отличались высоким уровнем
Средневековый город состоял из нескольких частей. В центре обычно была цитадель или замок, где располагалась резиденция правительства. Цитадель окружал шахристан - район, заселенный городской знатью, богатыми торговцами и земледельцами, служителями культа, военными. Вокруг шахристана размещались торгово-ремесленные предместья, рабады, где жило основное население города. Кроме собственно города в округе находились небольшие поселения. В X-XII вв. в Казахстане отмечался быстрый рост городов и людских поселений. Появился целый ряд новых городов: Крачук, Карнак, Каялык, Ики-Огуз, Ашнас, Барчынлыкент.
О развитии городов того времени свидетельствует появление монументальных сооружений, таких как мавзолей Айша-биби, Карахана, Бабаджи-хатун, находившихся в Таразе, мавзолей Сфылтам - в низовьях Сырдарьи, мавзолей Домбаул - в Центральны Казахстане. Архитектура городов Казахстана тесно связана с зодчеством предшествующего времени. Материалом для постройки домов главным образом служили сырцовый кирпич, песок и дерево). Наружные стены крупных зданий и замков зачастую облицовывались фигурными терракотовыми плитками.
Среди ведущих отраслей ремесла в кочевой среде следует назвать обработку кожи и шерсти, изготовление юрт, повозок, кузнечество, металлургию, обработку дерева и кости, ювелирные ремесла. В городах и оседлых поселках процветали гончарство, стеклоделие, ковроткачество, ювелирное ремесло, кузнечество и ткачество.
Для сооружения каркасов
юрт и повозок существовала особая
группа ремесленников, живших в местах,
изобилующих подходящими
Металлургия издавна составляла одну из наиболее важных отраслей ремесленного производства племен Казахстана. В окрестностях Каркаралы были обнаружены рудники Темирчи, Кызырай, Коныспай и Арзыкул. Железо добывалось также и в Баянауле. Центром медеплавления был бассейн реки Жезды, где находился город металлургов - Улыбакыр - "Великая медь". Олово добывалось и выплавлялось в основном в Восточном Казахстане, в Калбинских и Нарымских горах, а также на реке Ишим и в Кок-шетау. Крупнейшими центрами золотодобычи были районы Степняка и Майкаина. Места золотых приисков считались собственностью хана и ревниво оберегались от чужеземцев - здесь даже запрещали проводить караваны.
Средневековье было
временем особого развития
В городах особое развитие получили гончарное ремесло и стеклоделие. Из глины лепили не только посуду, но и готовили светильники и водопроводные трубы. Стекло шло на изготовление различных видов посуды, причем использовались цветные стекла. Высокого уровня достигло кузнечное дело. Из железа производили различные инструменты, гвозди, топоры, шлемы, а также превосходное оружие - мечи, сабли, кольчуги, наконечники стрел и копий. Ювелиры мастерили из серебра и золота кольца, браслеты, серьги и броши, пользовавшиеся огромным спросом в степи. Специализация ремесленного производства вела к увеличению роли обмена и торговли, что особенно ярко прослеживается в средние века.
Одна из наиболее важных составляющих материальной культуры - предметы быта, обихода и в первую очередь жилище и одежда. У кочевников Казахстана в средние века было два типа жилищ - мобильные и стационарные. Самой известной формой мобильного жилища была юрта. Кроме юрты широко использовался другой вид мобильного жилища - повозка-кибитка. В походах и на охоте и в некоторых других случаях кочевники использовали более простые виды жилища-шалаши из различных частей каркаса юрты, шатры, войлочные палатки. На местах зимовок кочевники Казахстана строили стационарные жилища и хозяйственные помещения.
Одежда кочевников была также приспособлена к жизни в степи и способам хозяйствования степняков. Традиционным видом верхней одежды был длинный халат с высоким воротником, запахивающийся на правую сторону. Головной убор напоминал современный казахский тымак. Халат перепоясывался наборным поясом, либо кушаком. Мягкие замшевые или кожаные штаны заправлялись в войлочные сапоги без каблуков. Зимой тюрки и карлыки носили меховые шубы, а летом вместо тымака - легкую войлочную шляпу с узкими полями. Женщины одевали платья и халаты, которые шились из привозной хлопчатобумажной или шелковой ткани.
Таким образом, мы видим, что в V-XII вв. на территории Казахстана развивалась не только скотоводческая кочевая культура, но и оседло-земледельческая и городская, они взаимовлияли друг на друга и взаимообогащались.
В VI-VIII вв. среди
тюркоязычных племен
Махмуд Кашгари
ссылается на акынов и
52. Культура Казахстана в 18 веке.
В XVIII веке культура казахов не претерпела серьезных изменений, в ней сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым традициям. Это ярко проявляется как в материальной так ив духовной культуре. Кочевой образ жизни обусловил типы жилищ, одежду и пищу, устное народное творчество. Основным видом жилища казахов была переносная юрта. В это время у казахов дальнейшее развитие получают ремесла, в первую очередь связанные с сельскохозяйственным производством. К ним относятся изготовление верховой конской сбруи, ткачество, кошмоваляние, обработка дерева, металла, рога. Одежда казахов была разнообразной, она изготавливалась из шелка, сукна, войлока и мехов. Основной видом одежды был яркий чапан с богатой орнаментацией. Обязательной частью одежды были красивые наборные пояса – кисе белбеу, богато украшенные тиснением, бляшками из серебра, костяными пластинами. Из женскх украшений особо следует выделить массивные браслеты из серебра, золотые кольца, серьги с подвесками из самоцветов. Казахи воины носили различные виды холодного оружия. Получили распространение фитильные ружья на специальных ножках.
В это время особой популярностью стали пользоваться песни-толгау, авторами которых были известные жирау – Бухар, Умбетай, Актамберды, Таттикара и др. Жирау были не только импровизаторами, но и выразителями интересов рядовых общинников. Нередко они звание жирау сочетали с политической деятельностью. Толгау иногда исполняются как пророчество, таким образом жирау выполняли и роль жреца. Песни-толгау полны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира. Эти акыны изобличали социальное неравенство, насилие ханов над народом.