Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:51, курс лекций
1.Первобытное общество людей на территории Казахстана. Археологические памятники древнейшего населения и их орудия.
2. Саки и их социальное устройство, занятия, быт, культура. Взамиотношения саков с соседними государствами.
3. Территория расселения усуней, кангюев, их социально-экономическая история и военно-политическая организация.
...
59. Формирование территории современного Казахстана в 20-е годы 20 века.
Устное народное творчество охватывали и сказки, героический эпос, пословицы, поговорки, бытовые обрядовые песни. Основной темой исторических песен XVIII века явилась борьба казахов против джунгар. Народ увековечил события 1723 года – Года великого бедствия казахского народа в песне – «Елимай!». Другие песни также отражали битвы казахов против джунгар.
Органичной частью духовной культуры казахов являлась музыка. У казахов бытовало около 20 различных видов музыкальных инструментов (домбра, кобыз и др.). Было распространено сольное пение и сольное исполнение музыкальных произведений. Песни и кюи сопровождали многие стороны жизни казахов (свадьбы, совещания, откочевки и др.).
53. Политика кокандских и хивинских ханов в южных районах Казахстана в 19 веке.
В начале XIX века обстановка на юге Казахстана значительно отличалась от положения в других жузах. Южный Казахстан стал объектом экспансии среднеазиатских феодальных государств – Хивы, Бухары и наибольшей степени – Коканда. Хотя период их господства на юге Казахстана занимает относительно небольшой промежуток времени (1810-1866 гг.) этот период важный этап, непосредственно предшествующий включению региона в состав России. К концу XVIII века юг Казахстана представлял собой регион с преимущественно преобладающим кочевым скотоводством.
Правители Кокандского ханства стремились завоевать казахские земли, что могло обеспечить им поступление животноводческой продукции, стратегический контроль над караванными путями, связывавшими Среднюю Азию с Россией и Китаем. В 1810 году правитель Коканда Алим-бек захватил Ташкент, что стало началом завоевания Южного Казахстана.
Хивинское и Кокандское
ханства совершали регулярные набеги
на земли Южного Казахстана. В 1812, 1816,
1820 гг. хивинский хан Мухаммед-Рахим
подверг кочевья казахов страшн
Кокандские войска силой подавили сопротивление защитников Шымкента, Аулие-Аты, Туркестана, Сайрама. Народное восстание 1821 г. под руководством Тентек-торе носило освободительный характер. Восстание было подавлено.
В 20-30 годах XIX века против власти Коканда произошло несколько восстаний казахов, охвативших районы Туркестана, Шымкента, Сайрама, Аулие-Аты, Бишкека.
Период Кокандского господства в Южном Казахстане можно разделить на два этапа. Первый этап охватывает время от начала завоевания (1810 г.) до начала 1840-х гг. Со вступлением этого государства в полосу кризиса наступает второй этап (1841-1876гг.).
В 50-е гг. XIX века казахи, проживавшие на территории от Ташкента на юге до реки Чу на северо-востоке и севере, включая среднее течение Сырдарьи находились в очень тяжелом положении. Кокандские феодалы жестоко притесняли казахов, облагая их тяжелыми податями. В марте 1858 года вспыхнуло восстание против Коканда в районе Аулие-Аьы. Основной силой восстания были киргизские и казахские шаруа. Восстание охватило значительную территорию от Шымкента до Мерке и Пишкека. Повстанцы овладели многими крепостями. Кокандские правители завязали переговоры. Хан дал некоторые послабления казахам.
С 1860 года военные действия с Кокандом и Хивой ведут уже царские войска, вошедшие в Чуйскую долину. Российская империя стремилась закрепить за собой территорию Южного Казахстана и Средней Азии. Царские войска захватили ряд городов: Пишкек, Туркестан, Шымкент. Весной 1865 г. бухарский эмир начал военные действия против Коканда. Этим воспользовались царские войска и захватили город Ташкент – крупный политический и экономический центр всего Туркестана.
Таким образом, поражение Коканда и Бухары к 1868 году и Хивы в 1873 году означали полный выход казахов из-под власти этих государств и вхождение их в состав Российской империи.
54. Становление казахской
Отвергнув идею национального самоопределения и образования автономного Казахстана и Туркестана, провозглашенных в первые месяцы после Октябрьской революции, Советское правительство приступило к созданию унитарного государства.
Гражданская война еще раз показала большевикам, что нельзя не считаться с идеей национальной государственности народов окраин. Началась подготовительная работа по образованию Казахской автономии на советских началах.
12 мая 1918 года издано постановление СНК РСФСР о создании Киргизского (Казахского) отдела при Наркомнаце. Этот отдел должен был решать следующие вопросы: нужды казахского народа, вопросы просвещения, проблемы административного устройства и т.д. 4 апреля 1919 года ВЦИК принял постановление о созыве Учредительного съезда Советов Казахстана. 10 июля 1919 года создан Казревком – высшее военно-гражданской управление краем. Этот орган должен был решать вопросы борьбы с контрреволюцией, создать условия для государственного, хозяйственного и культурного строительства в крае. Казревком также занялся подготовкой Учредительного съезда Советов Казахстана. Во главе Казревкома был поставлен С. Пестковский. Также в состав его вошли А. Джангильдин, А. Байтурсынов, С. Мендышев и другие. Место нахождения Казревкома – город Оренбург. При Казревкоме были образованы отделы и подотделы по отраслям управления. С организацией ревкома упразднялся Киргизский отдел при Наркомнаце.
Казревком взял на себя все основные функции управления краем. Проводилась агитация по привлечения интеллигенции к советскому строительству, организовывались Советы, открывались школы и т.д.
26 августа 1920 года был
издан Декрет «Об образовании
Автономной Киргизской (Казахской)
Советской социалистической
В 1918 году была принята Конституция РСФСР, 1924 году – Конституция СССР, в 1926 году – Конституция Каз АССР.
5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую Конституцию, в составе которой было 11 союзных республик, в том числе и КазССР.
55. Государство огузов.
Государство огузов существовало в IX-XI вв. и занимало территорию от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги, наиболее компактно проживали в среднем и нижнем течении Сырдарьи, в Приаралье, в Восточном Прикаспии; столица - город Янгикент. Глава государства носил титул – джабгу. В состав огузской этнической общности входили: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, баюндуры, каи. Власть передавалась по наследству, заместитель джабгу – кюль-эркин. Предводитель войска носил титул сюбаши. Существовала система налоговых сборов. Развивалась частная собственность, основой имущественного неравенства являлась частная собственность на скот. В 965 году в союзе с Киевской Русью огузы разгромили Хазарский каганат. В конец Х века разгромили Волжскую Булгарию. В 1041 году покорили Хорезм. Вели войны с Сельджуками
Основным занятием населения было кочевое скотоводство (разводили овец, лошадей, коров, коз, верблюдов, быков). Полуоседлые огузы занимались земледелием. Развивалась охота, рыболовство. Огузы были язычниками, поклонялись шаманам, постепенно проникает ислам.
56. Конституция Республики
Действующая Конституция РК была принята на Всенародном референдуме 30 августа 1995 г. В ее основу заложено верховенство прав и свобод человека и гражданина, идея строительства в Казахстане сильного государства. Конституция учитывает исторические условия, современные тенденции развития казахстанского общества, опыт конституционного строительства наиболее передовых стран мира. В Основном Законе четко разделены функции исполнительной и судебной власти, детально регламентированы взаимоотношения между ними. Определены основные направления реформирования базовых отраслей законодательства:
С принятием новой
Конституции завершилось
В 1993 году Н. Назарбаевым была написана работа под названием «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана». В этой работе он развил те идеи, которые отражены в Конституции РК. Назарбаев отмечает, что высшей ценностью общества, которое мы строим является человек, во имя и во благо которого и начаты преобразования в республике. Он также отмечает, что Казахстан находится на переходном этапе. Глобальная же цель Казахстана – добиться реальной независимости. Для этого нужно укрепит государственные начала, построить правовое общетсво, провести радикальные социально-экономические реформы, разработать курс внешней политики. В условиях многонационального Казахстана есть один путь реализации общенациональных интересов – обеспечение равенства всех народов при интегрирующей роли казахской национальности.
57. Культурная жизнь Казахстана на современном этапе.
После принятия независимости Казахстан смог сам решать многие проблемы, в том числе и в области культур, науки и образования. Одной из наиболее тяжелых проблем, стоявших перед Казахстаном стала проблема развития казахского и другого языков в Казахстане. В 1997 году был принят «Закон о языка в Республике Казахстан», который устанавливает правовые основы функционирования языков, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает одинаковое ко всем языкам, употребляемым в республике, уважительное отношение. Государственным языком РК считается – казахский язык, а русский язык принят как язык межнационального общения.
В Республике Казахстан
создана Ассамблея народов
Искусство и литература переживают полосу своего освобождения от идеологических запретов. Значительно усилился интерес людей к своему историческому прошлому. Трудной судьбе казахской интеллигенции и крестьянства посвятили свои произведения такие писатели как М. Магауин, А. Кикельбаев, С. Жунусов, К. Жумадилов, С. Сматаев, С. Елубаев. Их книги стали очень популярными в народе.
Популярностью у населения Казахстана пользуются регулярно проводимые айтысы. Дошедший до настоящего времени этот древний вид искусства подарил миру множество талантливых имен: К. Абилаев, М. Кокенова, Е. Аскарова, А. Беркенова, А. Калибекова и другие.
В Казахстане была принята Программа по развитию культуры. 2000 год был обявлен годом поддержки культуры Казахстана. Началось возрождение старых имен. В 2000 году были поставлены памятники Курмангазы, Абаю, Тарасу Шевченко. В Астане был открыт Президентский центр культуры. Известностью пользуется театр оперы и балета им. Г. Байсеитовой. В настоящее время в Казахстане функционирует большое количество театров на пяти языках, концертных организаций, клубов, музеев, библиотек. В Алматы работают творческие коллективы Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, Казахский государственный театр драмы имени М. Ауэзова, Русский государственный театр имени М.Ю. Лермонтова, немецкий, уйгурский, корейский театры и другие. Труппами театров ставится большое количество ярких спектаклей.
Многие театры и музеи в последние годы были реконструированы. С 2001 года возобновили работу более 700 объектов культуры (библиотеки, музеи, клубы). Пополняются фонды библиотек, и не только изданиями зарубежных стран, но и собственными. Началось издание десятитомной Истории культуры. К 100-летию со дня рождения А.Х. Маргулана выйдет в свет десятитомное издание его работ, посвященных разным проблемам культуры Казахстана.
В Казахстане в последние годы стало проводиться большое количество различных выставок, фестивалей, конкурсов, в том числе и международных. Это, например, конкурс скрипачей и вокалистов, балетный конкурс «Приз традиций». В Государственном художественном музее имени Костеева проходят выставки отечественных художников: Мукашева, Канаева. Крепнут международные культурные связи. В Италии прошла выставка редких книг (около 1500 изданий), привезенных из Казахстана.
Большую популярность приобрели эстрадный ансамбли «Дос-Мукасан», «Арай», «Ариас». Большую роль в появлении талантов стал играть международный конкурс «Азия дауысы». Регулярно проводится конкурс «Жас канат». В 2003-2004 гг. был проведен в жизнь большой проект по выявлению талантливой молодежи в программе «Суперстар- КZ».
Получил и дальнейшее развитие кинематограф Казахстана. Начали работу многие телевизионные каналы. В том числе канал Хабар на казахском языке вещания, посредством которого передается в том числе передается и духовное наследие казахского народа. Так же как и во всех странах СНГ были созданы сериалы. Появляются интересные художественные фильмы, ряд которых стали совместными проектами Казахстана, России и некоторых зарубежных стран («Перекресток», «Саранча»). Это такие фильмы как «Свободная женщина», «Господа офицеры», которые получили высокую оценку критиков и зрителя. Казахстанские актеры, сыгравшие в этих фильмах любимы и узнаваемы. Это Евгений Жуманов, Бахтияр Кожа и другие.