Лекции по "Методике преподавания истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 07:21, курс лекций

Описание работы

МПИ возникает гораздо позже того, как возникает сам процесс преподавания. Предмет сначала собирает материал, на основании которого делаются выводы, на базе которого и строится уже сама методика.
XVI в. – Впервые вводится курс истории в западноевропейских учебных заведениях. Но тогда история не существовала как самостоятельный предмет, а как материал для литературных чтений.

Файлы: 1 файл

МПИ. Лекции.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

Методика преподавания истории

Лекция  №1. Предмет МПИ

 

  1. Задачи курса. Его структура.
  2. Связь МПИ с психолого-педагогическими и историческими дисциплинами.

 

МПИ возникает гораздо позже  того, как возникает сам процесс  преподавания. Предмет сначала собирает материал, на основании которого делаются выводы, на базе которого и строится уже сама методика.

XVI в. – Впервые вводится курс истории в западноевропейских учебных заведениях. Но тогда история не существовала как самостоятельный предмет, а как материал для литературных чтений.

70-е годы XVII в. – В Росси начинается формирование истории («История» дьяка Грибоедова, «Синопсис»). 

Начало XVIII в. – Петр I создаёт ряд учебных заведений (низших и среднеспециальных).

1703 год – Начало преподавания истории (Славяно-греко-латинская академия) – Пастер Глюк. Но это не самостоятельный курс, а изучение грамматики иностранного языка.

1796 год – Устав народных училищ. История введена как самостоятельный  предмет (Отечественная история).

70-е годы XIX в. – МПИ начинает формироваться как отрасль научных знаний.

Начало XX в. – МПИ окончательно сформировалась.

П.Д. Черевин (декабрист, молодой). О  преподавании истории детям // Вестник  Европы. Декабрь 1825. – цели изучения истории: стать гражданином.

Язвинский. Методика преподавания хронологии, изъяснения самим преподавателям. СПб. 1837. Это практические рекомендации.

70-е годы – обобщающие работы (Покотило, Кареев).

Методика – отыскание, описание и оценка способов, которые ведут  к преподаванию науки.

Конец XIX в. – много педагогических журналов. Предмет методики – как учить?

XIX в. – Рост числа средних учебных заведений, рост числа гимназий.

Гимназическое обучение

1726 год – Первая университетская  гимназия                               


1755 год – Гимназия при Московском  университете.                   всесословные

1758 год – 3 гимназии  при Казанском университете +                  заведения

Губернские гимназии

1821 год – Устав гимназий  – узкосословные (классно-урочная  система, гимназии только мужские).

1864 год – Школьная реформа.

С 1877 года – 3 типа гимназий: 1. Классические с 2 языками.

2. Классические с латынью.

3. Реальные с изучением  современных языков.

П.В. Гора: Предмет МПИ  – процесс обучения истории

Процесс обучения истории


                                                  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи МПИ:1. Определить цели обучения истории.

  2. Определить содержание школьных  курсов истории и расположение  их  

       по годам обучения. 

Задачи определяющиеся уровнем развития истории и педагогики, школьного образования, обучения и воспитания

                               3. Определить уровень умений и  навыков учащихся на каждой  ступени развития,                             

                                   благодаря которому можно усваивать  материал.

4. Определение и изучение методов обучения.

                                    5. Изучение результатов обучения.

 

Лекция  №2. Содержание школьного курса истории

 

  1. Учебный план. Сетка часов.

2.  Школьная программа по истории. Принципы их построения. Структура.

3. Место и  задачи учебника в учебном  процессе.

4. Структура  школьного учебника.

 

  1. Учебный план. Сетка часов.

- Перечень учебных дисциплин  всего периода обучения;

- Распределение этих дисциплин  по годам обучения;

- Определяет недельное и годовое  количество часов на каждый предмет;

- Определяет время каникул, экзаменов,  практики;

- Определяет темы факультативов.

 

Сетка часов – перечень дисциплин, с определением недельных часов.

В 1980-е годы история преподавалась 17 часов в неделю

Предмет

Количество часов в неделю

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

История

     

2

2

2

2

3

4

3

Основы государства  и права

     

_

_

_

_

1

_

_

Обществознание

     

-

-

-

-

-

-

1


По сетке можно определить: 1) тип образования (соотношение гуманитарных и естественных дисциплин); 2) глубину образования (по названию предметов и кол-ву недельных часов).

 

Конец 80-х годов – новые тенденции  в формировании учебных планов.

  1. Базовые и авторские, т.е. опред. гос-вом и типом школы; вводятся новые дисциплины, но не трогается базовая программа.
  2. Введение общей дисциплины – обществознание.

 

1997/1998 гг. – базовый учебный план  с региональным компонентом (обязательная для исполнения часть учебного плана).

 

Предмет

Количество часов в неделю

I

II

III

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

История

   

1

2

2

2

3

3

4

3

Обществознание

   

1

1

1

1

1

1

1

1


 

Школьная программа  определяет:

    • Содержание школьного курса истории, проблематику и объём;
    • Структуру школьного курса (распределение материалов курса по годам обучения);
    • Время, которое направлено на изучение курса, раздела, темы.

Центральная проблема – расположение материала по годам обучения зависит  от типа школы и ступеней обучения школы (4-летка, 7-летка, 11-летка)

 

Принципы структуры  курса

    1. Концентрический (с сер. XIX в. До 1914 г., с 1996/1997)
    2. Линейный (1934 – 1958, 1965 – 1996\1997)
    3. Линейно-ступенчатый (1959 – 1965)

 

Концентрический курс. Изучение идёт последовательно на отдельных этапах – концентрах – при чем охватывается курс истории с древнейших времён до современности и изучение материала на каждом последующем этапе проходит более глубоко, чем на предыдущем.

Условия осуществления концентризма (1945 – 60-е гг.):2 концентра(5 – 8 классы и 9 – 12 классы)


                                                                          V             ИДМ                  IX

                                                                          VI            ИСВ                  X

                                                                          VII           ИНВ                  XI            

                                                                         VIII    Новейшая ист.       XII

 

 

 

Первый концентр предполагает сюжетно-посествовательный  курс, много фактом, мало социологических  обобщений. Развивается принцип  – учение истории должно начинаться с истории Отечества и сопереживания.

 

Преимущества концентрического курса: 1) молодёжь со среднем образованием имеет полное представление об истории человечества; 2) принцип обоснован педагогически и психологически и позволяет определить содержание сообразно с возрастными особенностями учащихся, что позволяет достичь высокого образно-воспитательного эффекта; 3) все разделы истории усваиваются с одинаковой степенью глубины; 4) неизбежное повторение.

 

Русская гимназия – развитие концентризма.

1913 г. – история изучалась на трёх концентрах.

 


Изучали одно и то же       I – II класс – элементарный курс (2 часа)                  

                                            IV – VI класс – основной курс (3 часа)

                                            VII – VIII класс – дополнительный курс (2 часа)

НО! Элементарный курс изучался по систематическим учебникам старших  классов      разрыв между теорией и практикой


 

Обязательные условия концентризма (не одно из них в русской истории  не соблюдалось): 1) правильное определение объёма, специфики содержания и изложения материала на каждом    этапе       элементарный курс не должен быть уменьшенной копией, а образный сюжет     соответственно должны строится и учебники; 2) между соответствующими разделами концентров должен быть разрыв во времени (не менее 3 – 4 лет); 3) достаточный промежуток времени (3 – 4 года) для развёртывания каждого из концентров       обучение  должно быть 12 лет.


 

Линейный курс. Материал располагается систематически и последовательно по донной линии – от класса к классу

XIX/XX вв. – два варианта линейности: хнонолочически-прогрессивный (от древнего мира до современности) и хронологически-регрессивный (от современности к древнему миру). Спор – какой материал доступнее младшим: древний (мало народов, легко понять историю) или современный (история вокруг самих детей). В ХХ веке этого спора нет, т.к. современность всё труднее понять.

 

Преимущества линейного  курса:1) распределение материала наиболее естественно, соответствует ходу исторического процесса и структуре исторической науки; 2) учащиеся со среднем образованием получают дополнительное представление об истории человечества; 3) экономия учебного времени, т.к. избегаются повторения; 4) изучение в каждом классе нового курса механически поддерживает интерес учащихся к предмету.

 

Трудности линейного  курса: 1) соблюдение психолого-педагогических требований при определении содержания курса, т.е. неравномерное изучение этапов развития человечества (ИДМ, ИСВ – элементарный курс); 2) последовательное изучение отдельных этапов развития человечества растягивается на 7-8 лет, что приводит к проблеме закрепления материала и прочности знаний; 3) невозможность его использования для ступенчатого образования.

 

Линейно-ступенчатый  курс.

7 октября 1959 года – постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «о некоторых изменениях преподавания истории в школе»(установление в школе линейно-ступенчатого курса).


V класс – ИДМ         элементарный

VI класс – ИСВ         курс 

VII-VIII класс – история СССР и введение – элементарный курс

                            в иностранную историю 

IX, X, XI классы – систематические курсы истории СССР и Новой и Новейшей истории

 

Т.е. принципы линейности, но с прерывностью (5-6, 9-11 – иностранная история, 7-8, 9-11 – история Отечества). По линейному принципу строится курс зарубежной истории, а по концентрическому курс отечественной.

 

Преимущества линейно-ступенчатого курса: 1) соответствует 2-х ступенчатой системе образования; 2) полное историческое образование.

 

1965 год – возвращение к линейной структуре.

14 мая 1965 года – новый этап  в развитии исторического образования  – «Об изменении порядка преподавания  в школе» – последовательное, однократное изучение исторического  процесса. Восстанавливается линейный  принцип (хронологически-прогрессивный).

 

 Предмет

Наличие предмета в программе

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

История отечества

+

   

+

+

+

+

Зарубежная история

 

+

+

 

+

+

+

Информация о работе Лекции по "Методике преподавания истории"