Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:08, контрольная работа
Целью данной работы является источниковедческое исследование летописания XII-XV веков.
Задачи:
1.Рассмотреть процесс развития русского летописания в период XII-XV веков.
2.Выявить различия в летописании различных княжеств.
Введение
Потребность людей сохранить
для потомков информацию о выдающихся
современниках и необычных
Образование Древнерусского государства и принятие христианства изменили содержание информации, которая передавалась потомкам. Теперь создавались сказания о русских князьях и их деяниях, первых христианах и святых, строительстве храмов, основании монастырей и т.д.
Новые исторические условия способствовали распространению на Руси более совершенной системы фиксации и сохранения информации — кириллической письменности. Вместе с тем появление письменности не привело к уничтожению устной формы освоения реальности и сохранения о ней информации, поэтому и позднее в народной среде создавались произведения разнообразных фольклорных жанров.
Более того, устная и письменная формы фиксации событий взаимодействовали. Легенды, имеющие устное происхождение, например легенды о княгине Ольге, находили место на страницах пергаменной летописи.
Одних из характерных явлений
культуры XII - XIII вв. был огромный рост
потребности в историческом осмыслении
событий. В XII - XIII вв. создаются новые
центры летописания по городам; ведением
собственных летописей
Целью данной работы является источниковедческое исследование летописания XII-XV веков.
Задачи:
Общая характеристика
В XII-XIII вв. на Руси интенсивно протекал процесс политического обособления княжеств и городов, определяемый обычно в нашей литературе как феодальная раздробленность. Он действительно заключался в усилении центробежных и ослаблении центростремительных политических сил в стране, во все большем дроблении государственной власти, в упадке влияния Киевского великого княжества, и еще более жестоких, чем в XI в., княжеских междоусобицах, еще менее тесном единении князей для борьбы с напором кочевников. Но парадоксальность истории феодальной раздробленности в XII - начале XIII вв. заключалась в том, что негативные процессы политической жизни совпадали с позитивными процессами экономического развития и прежде всего с успехами ремесла и городской культуры. Характерной особенностью раннего периода феодальной раздробленности, т. е. времени, предшествовавшего монгольскому завоеванию, было не только ослабление политических связей и раздробление русских земель, но и значительный подъем средневековой городской культуры.
Все сказанное имеет самое непосредственное отношение к русскому летописанию XII-XIII вв. Если применительно к XI в. мы уверенно можем говорить только о киевском и новгородском летописании, то в XII — начале XIII вв. летописание возникло в ряде городов северо-восточной Руси (Владимире, Суздале, Переяславле-Залесском, Ростове), на юге (в Чернигове, Переяславле). Существовало оно тогда и в Киеве, Галицко-Волынской, Новгородской и других русских землях.1
Летописные своды того времени дошли до нас в составе позднейших: свода южного происхождения, доведенного до конца XIII в. и именуемого Ипатьевским (по названию монастыря, в котором летопись хранилась), доведенного до начала XIV в. Лаврентьевского (названного по имени переписчика 1377 г.), Новгородских и др. В XII в. становится более представительным состав летописцев. Развитие культуры вообще и книжного дела в частности привели в XII в. не только к расширению географии летописания и круга летописцев, но и к некоторым изменениям в стиле - большей пространности летописных текстов, обстоятельности, а иногда и слитности изложения. Характерное для периода феодальной раздробленности преобладание интереса к местным делам отчетливо прослеживается в новгородском летописании. Под 1160 г. летописец с болью повествует о стихийных бедствиях, постигших новгородцев: «Том же лете стоя все лето ведром и пригоре все жито, а на осень уби всю ярь мороз. Еще же, за грехы наши, не то зло оставися, нъ пакы на зиму ста вся зима теплом и дъжгемь, и гром бысть; и купляхом кадку малую по 7 кун. О, велика скърбь бяше в людьях и ну-жа!». Голодовки, неурожаи, высокие хлебные цены, пожары, тяжело сказывавшиеся на положении новгородского населения, глубоко волнуют летописцев. Повествуя об этих событиях местной жизни, они но могут сохранить бесстрастный стиль изложении. Иногда в летопись попадают события, не представляющие никакого политического интереса, по носящие характер местной сиюминутной сенсации, как, например, «утописта два попа, и не да епископ над ними пети».
Специфические особенности политической жизни и социальной борьбы в севернорусских республиках, естественно, находят отражение в Новгородской летописи. Демократизм проявляется в тех немногих текстах новгородских летописей, авторы которых выступают в защиту черного люда от бояр. Так, под 1255 г. Говорится о конфликте «вятших» и меньших людей, причем сочувствие летописца на стороне меньших, решивших стоять «за правду новгородскую, за свою отчину». Внимательно следя за жизнью своей республики и сочувствуя ее борьбе против посягательств владимиро-суздальских и других князей, новгородский летописец не стал глухим к общим интересам Русской земли. С неодобрением пишет он под 1134 г., что «раздьрася вся земля Русьская». Под 1135 г. сообщает, что новгородский посадник Мирослав ходил «мирить кыян с церниговци», но не успел в этой благородной миссии, так как «сильно възмялася вся земля Русьская». Междоусобицы киевских и черниговских князей летописец прямо называет злом.
Существенной особенностью русской историографии XII в. было появление княжеских летописцев - произведений, описывающих политическую биографию отдельного князя, его военных походов, дипломатических переговоров, событий семейной жизни. Эти личные княжеские летописцы прославляли мудрость своих князей, их воинскую доблесть, порицали и изображали в невыгодном свете враждебных им князей. К числу таких княжеских летописцев относится восстанавливаемый по Ипатьевскому своду Летописец князя Игоря Святославича - героя «Слова о полку Игореве». Автор летописи называет Игоря «благоверным князем», под 1185 г. приводит подробности похода на половцев и бегства Игоря из половецкого плена.
По Ипатьевской и
Местный патриотизм, нередко проявлявшийся, когда речь у летописца шла о победах своего князя над другими князьями, не стер общерусского патриотизма, который четко выступал, если в летописи речь заходила об иноземных нашествиях и особенно о татаро-монгольском иге. Сложность летописных сводов периода феодальной раздробленности заключалась в том, что патриотизм местный переплетался с патриотизмом общерусским, а преобладающий интерес к своей земле не исключал интереса к другим русским землям. Вот почему общерусские мотивы не исчезали из сводов XII-XIII вв.
Монгольское разорение и упадок старых городов затруднили на время ведение летописного дела. Однако в XIV в. и оно восстанавливается, а в XV в. достигает невиданных ранее масштабов. Что касается до общерусских летописей, то раньше всего они возродились после монгольского завоевания в Твери. 2
Летописание
Текстом, специфическим по форме, стилю изложения и отбору событий для письменной фиксации, была летопись. Заказчиками летописных текстов могли быть князья и церковные иерархи. Центры, в которых велись летописные записи, охватывавшие короткий период, а затем создавались крупные летописные сочинения, располагались на княжеских дворах, епископских и митрополичьих кафедрах, в приходских церквях и монастырях.
Название этого вида исторических источников отражает их самую характерную черту - запись событий по годам их совершения. Таким образом, летопись - это повествование о разнообразных событиях, объединенных внешней погодной сеткой. Структурной единицей летописи является погодная статья, начинающаяся с оборота «В лето...», т.е. «В год...».
Вот например несколько погодных записей из «Повести временных лет» — летописного свода начала XII в. Они показывают, что наряду с русскими известиями в летописи вносились сообщения о событиях, имевших место в Византии и в славянских государствах. Эти известия черпались русскими летописцами из иностранных источников:
«В лето 6421 (913 г.). Поча княжити Игорь по Олзе. В се же время поча царьствовати Костянтинъ, сынъ Леонтовъ. И деревляне затвори-шася от Игоря по Олгове смерти.
В лето 6422 (914 г.). Иде Игорь на деревляны, и победивъ а, и возложи на ня дань болши Олговы. В то же лето прииде Семионъ Болгарьскии на Царьград, и сотворивъ миръ и прииде восвоаси.
Для летописного сочинения типичной является погодная запись, каждое известие (а их может быть от одного и более) которой имеет точную временную привязку — указание на число и месяц, иногда день недели, время суток и т.д. Такая хронологическая подробность свидетельствует о письменной природе информации, которую использовал составитель летописного сочинения. Более того, можно говорить, что эта информация взята летописцем или из собственных предварительных записей, или из летописей, созданных его предшественниками. В тексте такой погодной записи отсутствует единый стержень повествования, она открыта для дополнения другими известиями. Подобного рода записи называются дискретными (прерывающимися), или событийно-перечневыми.
Для летописания XI - XV вв. такое объединение в погодной записи событий разных лет свидетельствует, как правило, об устной природе сведений, использованных летописцем, а также об отсутствии письменной практики ведения точных погодных записей на каком-то отрезке времени в каком-либо центре. В то же время подобного рода записи в летописных сочинениях XVI - XVII вв. зачастую имели другую природу. Они были результатом изменения подхода летописцев к обработке используемого материала, в том числе и летописных текстов своих предшественников, стремления к более подробному освещению отдельных событий, влияния на принципы работы летописцев иных форм исторических произведений и т.д.3
В источниковедении термин «летопись» обозначает не только историческое повествование с особой структурой, но и летописный текст, дошедший до нас в оригинале или списке.
Летописи содержат чрезвычайно важную информацию для изучения средневековой отечественной истории, поэтому ученые уделяют этому виду исторических источников много внимания. Анализ каждого из дошедших до нашего времени летописного сочинения (летописи) выявил его сложную природу, а также позволил воссоздать масштабную картину развития русского летописания в целом.
Многие летописи охватывают события, совершившиеся на продолжительном отрезке исторического времени (с библейских времен и на протяжении многих столетий отечественной истории). К примеру, Лаврентьевская летопись начинается с библейского рассказа о расселении народов после Всемирного потопа и завершается рассказом о пожаре 1305 г. в городе Владимире. Естественно предположить, что ее погодные записи сделаны авторами, принадлежавшими к разным поколениям, а сама сохранившаяся летопись, включающая эти записи, представляет собой компиляцию ранее созданных, по преимуществу летописных, произведений. Поэтому поиск следов использованных для компиляции летописных сочинений является одной из важнейших источниковедческих задач.
Разновременные текстовые слои в дошедших до нас летописях, гипотетически восстанавливаемые учеными как принадлежащие разным авторам, называются летописными сводами. Сводный характер русских летописей выявил в первые десятилетия XIX в. П.М.Строев (1796—1876).
Впоследствии многие отечественные ученые подтвердили и развили наблюдения о сводном характере летописей. Выдающееся место в источниковедении летописания, в частности в разработке методики выявления летописных сводов и приложении ее к конкретным летописным текстам, занимают научные труды А. А. Шахматова (1864—1920).
Почти все известные сегодня летописные тексты состоят из хронологических звеньев - гипотетических летописных сводов. Каждое летописное звено в свою очередь также является сводом, так как его автор использовал разнообразные источники информации: письменные и устные источники, личные наблюдения.
Информация о работе Летописание на Руси в период феодальной раздробленности