Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа
На данную тему существует множество книг, статей, научных рассуждений. В соответствии с этим я выбрал для своей темы наиболее подходящий мне материал.
Цели и задачи моей работы: рассмотреть основные моменты реформ 60-70-х гг. XIX в., их предпосылки и последствия, а также влияние этих реформ на дальнейшее развитие России.
Введение 3
Глава 1. Личность Александра II и его отношения к реформам. 5
1.1.Личность Александра II 5
1.2. Отношения Александра II к реформам 6
Глава 2.Подготовка крестьянской реформы 8
2.1.Значение подготовительной работы, её начало 8
2.2. Создание губернских дворянских комитетов 9
2.3. Образования редакционных комиссий…………………………………….10
2.4. Завершающий этап подготовки реформы…………………………………12
2.5. Утверждение проекта Государственным советам………………………..12
Глава 3. Крестьянская реформа 1861 г., её значение и последствия………..14
3.1. Основные законы реформы………………………………………………...14
3.2. Создание новых административных органов для проведения реформы..15
3.3. Ограниченность крестьянской реформы………………………………….15
3.4. Отношения крестьян к реформе……………………………………………16
3.5. Сельское хозяйства после реформы……………………………………….17
3.6. Развития капитализма в промышленности………………………………..18
Глава 4. Либеральные реформы 1860-1870-х гг……………………………..19
4.1. Земская реформа…………………………………………………………….19
4.2. Городские реформы…………………………………………………………20
4.3. Судебная реформа…………………………………………………………..21
4.4. Финансовая реформа……………………………………………………….22
4.5. Военная реформа Д.А. Милютина…………………………………………27
4.6. Реформа народного образования…………………………………………..29
4.7. Православная церковь в период реформ…………………………………31
Заключение 34
Список использованных источников 37
Содержание
Введение 3
Глава 1. Личность Александра II и его отношения к реформам. 5
1.1.Личность Александра II 5
1.2. Отношения Александра II к реформам 6
Глава 2.Подготовка крестьянской реформы 8
2.1.Значение подготовительной работы, её начало 8
2.2. Создание губернских дворянских комитетов 9
2.3. Образования редакционных комиссий…………………………………….10
2.4. Завершающий этап подготовки реформы…………………………………12
2.5. Утверждение проекта Государственным советам………………………..12
Глава 3. Крестьянская реформа 1861 г., её значение и последствия………..14
3.1. Основные законы реформы………………………………………………...14
3.2. Создание новых административных органов для проведения реформы..15
3.3. Ограниченность крестьянской реформы………………………………….15
3.4. Отношения крестьян к реформе……………………………………………16
3.5. Сельское хозяйства после реформы……………………………………….17
3.6. Развития капитализма в промышленности………………………………..18
Глава 4. Либеральные реформы 1860-1870-х гг……………………………..19
4.1. Земская реформа……………………………………………………………
4.2. Городские реформы…………………………………………………………
4.3. Судебная реформа………………………………………………………….
4.4. Финансовая реформа……………………………………………………….
4.5. Военная реформа Д.А. Милютина…………………………………………27
4.6. Реформа народного образования…………………………………………..
4.7. Православная церковь в период реформ…………………………………31
Заключение 34
Список использованных источников 37
Введение
Тема выбранная мной актуальна и в данное время, так как сейчас тоже проводятся реформы, и анализ реформ 60-70-х гг. XIX в. позволяет соотнести их с реформами нашего времени, выявить недочёты и, соответственно, следствия этих недочётов, выявить влияние этих реформ на дальнейшее развитие нашей страны.
К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью правительства было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства.
Развитие капиталистических
отношений в дореформенной
Поражение в Крымской войне
подорвало международный
Этот путь был начат с проведения важнейшей реформы отмены крепостного права, а также ряда других немаловажных буржуазных реформ: суда, самоуправления, образования и печати и др. в 60-70-х гг. XIX в., необходимых для России.
Определившись с темой реферата, я поставила перед собой цель подобрать соответствующую литературу и на ее основе больше узнать о реформах 60-70 гг. XIX в., их предпосылках и последствиях.
На данную тему существует множество книг, статей, научных рассуждений. В соответствии с этим я выбрал для своей темы наиболее подходящий мне материал.
Цели и задачи моей работы: рассмотреть основные моменты реформ 60-70-х гг. XIX в., их предпосылки и последствия, а также влияние этих реформ на дальнейшее развитие России.
Глава 1. Личность Александра II и его отношения и реформам
1.1.Личность Александра II.
Александр II родился в 1817г. был старшим сыном Николая I. Его воспитателями и учителями были капитан К.К. Мердер, поэт В.А. Жуковский, М.М. Сперанский, министр финансов Е.Ф Канкрин. Капитан Мардер – человек высоких нравственных качеств и глубоко порядочный – был воспитателем Александра с 1824 по 1834г. В.А. Жуковский – поэт-гуманист много сделал для того, чтобы привить Александру лучшие качества для будущего монарха: гуманизм и сострадания к бедным, неприятие насилия, заботу о подданных.
Николай I отдавал приоритет в воспитании и образовании военному делу. Против этого неоднократно поднимал голос протеста Жуковский, апеллируя к императрице: «Страсть к военному ремеслу стеснит его душу: он привыкнет видеть в народе только полк, в Отечестве – казарму»1. Жуковский убеждал ученика, что «истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа»2.
С 1839 г. Александр начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, с 1840 г. – Комитет министров, а в 1841 г. был назначен членом этих органов. Его привлекали к работе в секретных комитетах, которые много, но безрезультатно занимались крестьянским вопросом. В то же время Александр продолжал быстро продвигаться по военной лестнице. В 1844 г. пожаловали чин полного генерала, с 1849 г. он стал Главным начальником военно-учебных заведений, а с 1852 г. – Главнокомандующим гвардейскими и гренадерскими корпусами.
В 1841 г. он женился на гессен-дармштадтской принцессе Марии, и у них было семеро детей:
Николай (1843-1865), Александр (1845-1894) – будущий император России, Владимир (1847-1909), Алексей (1850-1908), Мария (1853-1920), Сергей (1857-1905) – будущий московский градоначальник, убитый эсерами-террористами, Павел (1860-1919), расстрелянный большевиками.
1.2.Отношения Александра II к реформам.
Биографы Александра,
историки, изучавшие его правление,
единодушно пришли к выводу, что
император не был готов к
реформам в силу своего
Почему же, став императором
Александр изменил свои прежние
взгляды и встал на путь реформ?
Во-первых, огромнейшее влияние на
этот поворот оказало поражения
России в Крымской войне. Она ярко
обнажила общую отсталость российской
экономики, технического оснащения
армии, отсутствия удобных путей
сообщения. Крымская война «показала
с ужасающей наглядностью всю
призрачность мощи России, даже военной
силы её, развитию которой уделялось
столько внимания, всю гибельность
политике трепета и безмолвия, порождающий
почти повальную продажность, пресмыкательство
и отступление, и, прежде всего, невозможность
дальнейшего существования
Исход войны заставил о
многом задуматься молодого императора,
который сам побывал
Во-вторых, став императором, Александр в полном объеме стал получать информацию о положении в стране, которая свидетельствовала в пользу реформ. В-третьих, вокруг императора сформировалась группа либеральных деятелей, в том числе его брат великий князь Константин Николаевич, которые оказывали на Александра заметное влияние.
Таким образом, под давлением обстоятельств Александр II вынужден был пересмотреть свои прежние взгляды и согласиться с провидением реформ. Его первыми шагами были: ликвидация ограничений введенных в университетах под влиянием революций 1848 г., разрешения свободной выдачи заграничных паспортов, ликвидация печально известного Высшего цензурного комитета («Бутурлинского»).
Глава 2. Подготовка крестьянской реформы
2.1. Значение подготовительной работы, её начало
Подготовительная работа
к крестьянской реформе дает богатую
пищу для размышлений. Прежде всего
поражает тщательность, с которой
готовилась реформа. Для разработки
проекта были созданы различные
комитеты и комиссии, привлекались
представители различных
Впервые Александр II заявил о необходимости отмены крепостного права, выступая перед представителями дворянства 30 марта 1856 г.: лучше освободить крестьян с верху, чем ждать, когда это произойдет снизу. В то же время он не предпринимал никаких шагов к подготовке реформы, ожидая инициативы от дворянства. Однако помещики хранили молчания. Лишь отдельные представители образовательного общества представили записки об освобождении крестьян: историк, юрист и публицист К.Д. Кавелин, публицист и общественный деятель Ю.Ф. Самарин, великая княгиня Елена Павловна (её проект правил Н.А. Милютин – товарищ министерства внутренних дел).
3 января 1857 г. Александр II создает секретный комитет по крестьянскому делу, который доставал под его общим руководством. Большинство членов комитета были ярые крепостники. В его работе появляется нерешительность, не предлагалась не каких конкретных проектов. Тогда один из членов Комитета министр внутренних дел С.С Ланской решил представить свой проект. Основные идеи проекта состояли в следующем: 1) освободить крестьян с усадьбой, которая будет выкупаться в течении 10-15 лет; 2) полевая земля в урезанном виде передаются крестьянам в пользования за отдельную плату деньгами или работой. В будущем эта земля может быть выкуплена по добровольному соглашению с помещиком; 3) реформу следует начинать с западных губерний, постепенно распространяя её на восто7. Записка поступила в Секретный комитет, но не обсуждалась в нем.
2.2. Создание губернских дворянских комитетов
Постепенно дело продвигало
вперед. Виленский губернатор В.И.
Назимов организовал
От Августа Гастгаузена – прусского экономиста исследователя русской деревни – была получена записка о необходимости отмены крепостного права в России. Александр стал торопить работу Комитета и включил в его состав своего брата Константина Николаевича – известного либерала.
Следующей ступенькой в подготовке проекта реформы было создание выборных губернских комитетов для подготовки предложений к реформе с учетом местных условий, которые стали создавать по рескрипту Александра II от 20 ноября 1857 г. В нем предлагалось обсудить основные наметки будущей реформы. Вопреки мнению большинства членов Секретного комитета рескрипт был напечатан, и таким образом началось гласное обсуждение проблемы. Этот факт свидетельствовал о новом явлении в российской жизни. Теперь уже правительство не могло повернуть назад.
Губернские комитеты действовали активно и предлагали многообразные варианты освобождения крестьян. Появились предложения, в частности от председателя Тверского комитета А.М. Унковского, освободить крестьян с полными земельными наделами.
2.3. Образования редакционных комиссий
В январе 1858 г. Секретный
комитет, деятельность которого фактически
перестала быть секретной, преобразован
в Главный комитет по устройству
сельского состояния. В марте
при Главном комитете образуются
редакционные комиссии. В их состав
вошли представители
Информация о работе Личность Александра II и его отношения к реформам