Личность Александра II и его отношения к реформам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

На данную тему существует множество книг, статей, научных рассуждений. В соответствии с этим я выбрал для своей темы наиболее подходящий мне материал.
Цели и задачи моей работы: рассмотреть основные моменты реформ 60-70-х гг. XIX в., их предпосылки и последствия, а также влияние этих реформ на дальнейшее развитие России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Личность Александра II и его отношения к реформам. 5
1.1.Личность Александра II 5
1.2. Отношения Александра II к реформам 6
Глава 2.Подготовка крестьянской реформы 8
2.1.Значение подготовительной работы, её начало 8
2.2. Создание губернских дворянских комитетов 9
2.3. Образования редакционных комиссий…………………………………….10
2.4. Завершающий этап подготовки реформы…………………………………12
2.5. Утверждение проекта Государственным советам………………………..12
Глава 3. Крестьянская реформа 1861 г., её значение и последствия………..14
3.1. Основные законы реформы………………………………………………...14
3.2. Создание новых административных органов для проведения реформы..15
3.3. Ограниченность крестьянской реформы………………………………….15
3.4. Отношения крестьян к реформе……………………………………………16
3.5. Сельское хозяйства после реформы……………………………………….17
3.6. Развития капитализма в промышленности………………………………..18
Глава 4. Либеральные реформы 1860-1870-х гг……………………………..19
4.1. Земская реформа…………………………………………………………….19
4.2. Городские реформы…………………………………………………………20
4.3. Судебная реформа…………………………………………………………..21
4.4. Финансовая реформа……………………………………………………….22
4.5. Военная реформа Д.А. Милютина…………………………………………27
4.6. Реформа народного образования…………………………………………..29
4.7. Православная церковь в период реформ…………………………………31
Заключение 34
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 66.17 Кб (Скачать файл)

Результаты  военной  реформы. В результате реформе армия России стала массовой, в достаточной степени обеспеченной офицерами, боеспособной и мобильной, оснащенной современными видами оружия. Реорганизация военного министерства и введение военно-окружной системы создали более четкую систему управления, ликвидировали излишнюю централизацию. Это в полной мере показали успешные действия русской армии в Русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. Недостатком реформы была незавершенность перевооружения армии на новую технику, что сказалось на ходе Русско-японской войны 1904 – 1905 гг.

 

4.6. Реформа народного образования

Новые условия экономического и социального развития страны потребовали  реформы образования, так как  возросла потребность в хорошо подготовленных предпринимателях, грамотных специалистов и квалифицированных рабочих. Недостаток таковых сдерживал движения вперед. Раздавались голоса в пользу всеобщего  обязательного начального образования.

В 1862 – 1866 гг. министром народного  просвещения был Александр Васильевич Головнин, который успел провести в жизнь ряд важных либеральных  преобразований.  «Положения о начальных  народных училищах» от 14 июня 1864 г. упорядочило  работу различных типов начальных  школ: государственных, земских, церковно-приходских, воскресных и пр. 19 ноября 1864 г. был  подписан «Устав гимназий и прогимназий», которые давали среднее образование. Гимназии, в которые вводился 7-летний срок обучения, подразделялись на классические и реальные, учреждались прогимназии  – 4-лестнее обучение по сокращенному гимназическому курсу. В классических гимназиях давалось гуманитарное образование, причем основное внимание уделялось  изучению языков – древних и современных. Реальные гимназии обучали естественным и техническим наукам. Обновлены  были программы обучения; средняя  школа становилась всесословной. Однако устанавливалась высокая  плата за обучение в гимназиях, что  являлось экономическим барьером для  мещан, крестьян, других низших сословий. Начальное образование не стало  всеобщим.

Потребности в образованных чиновниках, юристах, других специалистах для работы в госаппарате, суде, земствах, городском самоуправлении привели  к реформе высшей школы. 18 июня 1863 г. был издан новый университетский  устав, провозгласивший внутреннюю автономию: выборность ректора, проректора, деканов, профессоров; право открывать  новые кафедры; присуждение ученых степеней и званий. В уставе подчеркивалось, что университеты являются советскими учебными заведениями. Но оставались и  некоторые ограничения: министр  просвещения имел право назначать  и увольнять преподавателей, утверждал  правила внутреннего распорядка, студентам не разрешалось создавать  свои корпоративные организации.

В 1870-е гг. начинает развиваться  женское высшее образование. В 1870 г. в Москве при содействии ректора  Московского университета начали действовать  Лубянские высшие женские курсы; в 1871 г. – высшие женские курсы  историко-филологического направления, организованные проф. В.И. Герье; в 1872 г. при содействии Д.А. Милютина открыты  высшие женские медицинские курсы  при Николаевском госпитале в  Петербурге; в 1878 г. проф. К.Н. Бестужев-Рюмин  устроил честные женские курсы  с физико-математическим и историко-филологическим уклоном. Становление женского высшего  образования проходило уже при  министерстве просвещения Д,А. Толстом (с 1866 по 1880 г.), который «всегда вел  политику открыто и ярко реакционную». Но он вынужден был уступить общественному  мнению в пользу развития женского образования.

Зато он кое-что «подпортил»  в школьных и гимназических программах, урезав часы на историю, географию иностранные  языки, непомерно увеличил часы на латинский  язык. Реальные гимназии Толстой преобразовал в реальные училища; курс их был сокращен до 6 лет; теперь они готовили специалистов с техническим или промышленным образованием. Таким образом, реформы  в сфере образования были противоречивыми  и непоследовательными.

Со второй половины 1850-х  гг. общественное мнение настойчиво высказывалось  за свободу печати. Эту идею поддерживали даже некоторые умеренные либералы. Едва заняв пост министра просвещения, А.В. Головнин начал готовить проект цензурного устава и попытался на практике смягчить цензуру. Однако министр  внутренних дел П.А. Валуев на каждом шагу чинил препятствия и в  конце концов добился передачи в  свое министерство дела подготовки устава. Александр II не решился вводить либеральный цензурный устав и ограничивался принятием «Временных правил о цензуре» (апрель 1865 г.). В соответствии с этим документом отменялась предварительная цензура для книг объемом не менее 10 печатных листов и периодических изданий, причем только в Петербурге и Москве; в провинции цензура сохранялась.  «Временные правила» фактически действовали до 1905 г. После третьего «предостережения» можно было закрывать органы печати. Так, едва став министром просвещения, Д.А. Толстой сразу же закрыл журналы «Современник» и «Русское слово», которые «вредно влияли» на молодежь. Таким образом, по словам А.А. Корнилова, реформа печати была «самая скупая и осторожная».

 

4.7. Православная церковь в период реформ

 

Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие  по изысканию способов улучшения  быта духовенства, в которое вошли  члены Синода и высшие должностные  лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только Основное внимание в них уделялось  изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в  университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах.

Было положено начало женскому среднему образованию — появились  женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех  сословий, без различия звания и  вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата  за обучение.

В июне 1864 г. был утвержден  новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных  заведений. Непосредственное руководство  университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и  деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское  образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать  в университеты, для них были открыты  высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали  допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь  в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие  по изысканию способов улучшения  быта духовенства, в которое вошли  члены Синода и высшие должностные  лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только заведовали делами прихода, но и должны были содействовать улучшению  материального положения духовных лиц. В 1869-79 гг. доходы приходских священников  значительно увеличились за счет упразднения мелких приходов и установления годового жалованья, которое составляло от 240 до 400 рублей. Для священнослужителей были введены пенсии по старости.

Либеральный дух реформ, проводимых в сфере просвещения, коснулся и церковных учебных заведений. В 1863 г. выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты. В 1864 г. детям духовенства было разрешено поступать в гимназии, а в 1866 г. — в военные училища. В 1867 г. Синод принял решения о ликвидации наследственности приходов и о праве поступления в семинарии всех без исключения православных. Эти меры разрушали сословные перегородки, способствовали демократическому обновлению духовенства. В то же время они привели к уходу из этой среды множества молодых, одаренных людей, пополнивших ряды интеллигенции. При Александре II произошло юридическое признание старообрядцев: им разрешили регистрировать свои браки и крещения в гражданских учреждениях; они могли теперь занимать некоторые общественные должности, свободно выезжать за границу. В то же время во всех официальных документах приверженцы старообрядчества по-прежнему именовались раскольниками, им было запрещено занимать государственные должности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Громадная работа по преобразованию страны, её глубокие позитивные результаты заставляют задуматься над уроками  либеральных реформ 1860 – 1870 гг. На наш  взгляд, основные уроки заключается  в следующем.

  1. Успех реформ был обеспечен их тщательной и всесторонней подготовкой, к которой были привлечены не только высокопоставленные чиновники, но и общественные деятели, представители местного дворянства. В ходе подготовки учитывались, суммировались и перерабатывались различные мнения.
  2. Было принято во внимание многообразие местных условий различных регионов страны. Например, по крестьянской реформе были подготовлены отдельные «Положения» по Прибалтике, Бессарабии, юго-западным губерниям.
  3. Важную роль сыграла готовность либералов-реформаторов идти на компромиссы с консервативными кругами дворянства. Однако в принципиальных вопросах реформаторы не пошли на уступки силам прошлого: в частности, было отвергнуто предложение части помещиков освободить крестьян без земли. Реформа стала необходимым компромиссом и с крестьянство.  «Она давала возможность одному сословию – крестьянству – постепенно реализовать свой могучий потенциал во всех сферах жизни общества, а другому – помещикам – найти себе место в новой, буржуазной России»20.

В целом крестьянская реформа 1861 г. стала глубоко продуманным  компромиссом между старыми и  новыми формами хозяйствования.

  1. Боясь разрушительных последствий, реформаторы во главе с Александром II действовали осторожно и осмотрительно. Все реформы проводились постепенно, иногда даже слишком медленно; отчасти это было связано с сопротивлением консервативных сил.
  2. Залогом успеха либеральных реформ явился их комплексный характер: они охватили все сферы жизнедеятельности государства. Только такое проведение могло обеспечить России мощный рывок вперед.

Историческое  значение реформ.  Историческое значение реформ 1860 – 1870-х гг. заключается в том, что они привели к необратимым последствиям, Россия прочно встала на буржуазный путь развития. Очень емко и убедительно сказал об этом А.А. Корнилов: «Значение великих преобразований эпохи реформ было таково, что черта,                          проведенная ими в русской жизни между дореформенной и после реформенной эпохами, стала непереходима и неизгладима; никакая реакция в правительственных и даже в некоторых общественных кругах не могла уже вернуть Россию к ее прежнему, дореформенному положению. Реакция, наступившая в 1866 г., сделала много зла, но она не могла возвратить Россию к прежнему быту, ибо этот быт с отменой крепостного права был разрушен безвозвратно»21.

Следует согласиться с  автором одного из последних изданий, где дана такая оценка: «Ни до, ни после «эпоха великих реформ»  никому не удавалось столь глубоко, комплексно и относительно бесконфликтно  убрать старое, отжившее и ввести новое  в жизнь огромной страны, а главное, органично вписать нововведения в привычное направление исторического  пути России, не совершая грубого насилия  над ее тысячелетним опытом и традициями»22.

Трагическая гибель Александра II от рук террориста 1 марта 1881 г. повернула ход событий российской истории, но иной курс политики Александра III, его попытки вернуться к дореформенным временем оказались не в состоянии затормозить движение экономики страны по буржуазному пути.

Итак, следует отметить, что  основные задачи, которые правительство  ставило перед собой, были выполнены, хотя и не в полной мере. И последствия  этих реформ были не всегда положительными, так например в результате крестьянской реформы, во время восстаний погибло  очень много человек. К тому же помещики, пытаясь как то выйти  из невыгодного им положения, старались  получить как можно больше выгоды с крестьян, в результате чего сильно сократилось крестьянское хозяйство.

Но самым главным по моему мнению, то что крестьяне  стали разбиваться на классы, и  в меньшей степени зависеть от помещиков. Также важно подчеркнуть, что принципы, заложенные в реформах суда, образования, печати, военного дела, сильно повлияли положение страны в  дальнейшем, и позволили России считаться  одной из мировых держав.

 

Список используемой литературы

 

1. Дмитриев С. С. Хрестоматия  по истории СССР. Том III. С. 250

2. Джаншиев Г. Основы  судебной реформы. М., 1891. С. 123.

3. История СССР. 1861 – 1917. Салтыков-Щедрин М.Е.  М., 1990. С. 35 –  36.

4. Крестьянская реформа  в России 1861 года. Сборник законодательных  актов / под ред. К.А.Софроненко  — М.: ГИЮЛ, 1954. С. 350.

5. Курс истории России XIX в. Корнилов А.А - М., 1993. С. 202.

6. Переворот 1861 года в  России: почему не реализовалась  реформаторская альтернатива. См.: Литвак  Б.Г.  М., 1991. С. 115.

7. При дворе двух императоров.  Дневник 1855-1882. Тютчева А.Ф М., 1929. С.105.

8. Реформы в России XVIII – XX вв.: опыт и уроки: Учеб.пособие. Под ред. Проф. Я.А. Плейса. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011.– 144  С.

9.Судьба реформ и реформаторов в России (Российская академия гос.Службы при Президенте РФ). М., 1999. С. 100.

10. Такова оценка современного  историка Н.А. Троицкого. См. его  книгу: Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997. С. 208

Информация о работе Личность Александра II и его отношения к реформам