Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа
На данную тему существует множество книг, статей, научных рассуждений. В соответствии с этим я выбрал для своей темы наиболее подходящий мне материал.
Цели и задачи моей работы: рассмотреть основные моменты реформ 60-70-х гг. XIX в., их предпосылки и последствия, а также влияние этих реформ на дальнейшее развитие России.
Введение 3
Глава 1. Личность Александра II и его отношения к реформам. 5
1.1.Личность Александра II 5
1.2. Отношения Александра II к реформам 6
Глава 2.Подготовка крестьянской реформы 8
2.1.Значение подготовительной работы, её начало 8
2.2. Создание губернских дворянских комитетов 9
2.3. Образования редакционных комиссий…………………………………….10
2.4. Завершающий этап подготовки реформы…………………………………12
2.5. Утверждение проекта Государственным советам………………………..12
Глава 3. Крестьянская реформа 1861 г., её значение и последствия………..14
3.1. Основные законы реформы………………………………………………...14
3.2. Создание новых административных органов для проведения реформы..15
3.3. Ограниченность крестьянской реформы………………………………….15
3.4. Отношения крестьян к реформе……………………………………………16
3.5. Сельское хозяйства после реформы……………………………………….17
3.6. Развития капитализма в промышленности………………………………..18
Глава 4. Либеральные реформы 1860-1870-х гг……………………………..19
4.1. Земская реформа…………………………………………………………….19
4.2. Городские реформы…………………………………………………………20
4.3. Судебная реформа…………………………………………………………..21
4.4. Финансовая реформа……………………………………………………….22
4.5. Военная реформа Д.А. Милютина…………………………………………27
4.6. Реформа народного образования…………………………………………..29
4.7. Православная церковь в период реформ…………………………………31
Заключение 34
Список использованных источников 37
Ограниченность земской реформы заключалась в том, что, во-первых, она вводилась на территории страны чрезвычайно медленно, например, в западных губерниях земские учреждения начали создаваться лишь в 1911 г.; во-вторых, земства создавались только на уровне уездов и губерний, не предусматривалось создания волостного земства и общегосударственного земского представительства; в-третьих, деятельность земств была поставлена под жесткий контроль со стороны губернатора и министра МВД, которые могли отменить любое постановление земских собраний; в-четвертых, в первое время была недостаточной финансовая база земств, лишь постепенно их бюджет стал расти.
Несмотря на указанные недостатки, земская реформа имела большое позитивное значение, так как она способствовала:
4.2. Городские реформы
Первый проект городской реформы был подготовлен в 1864 г. и по характеру примыкал к земской реформе. Пока шло обсуждения проекта, случилось покушение Д. Каракозова на Александра II, и либеральный курс затормозился. Реакционные силы всячески затягивали принятие проекта, вносили в него многочисленные поправки. В результате «Городовое положение» было утверждено лишь 16 июля 1870 г. Создавались всесословные органы городского управления, избираемые на основе имущественного ценза (в выборах участвовало 5,6% общего числа жителей). Распорядительным органом была городская дума, исполнительным – городская управа под председательством городского головы. Функции этих органов: благоустройства города, развития торговли, промышленности, здравоохранения и народного образования, расклада налогов и др.
Городская реформа также
проводилась в жизнь
4.3. Судебная реформа
По общему признанию и правоведов, и историков судебная реформа была одной из наиболее демократичных. Она была подготовлена группой юристов под общим руководством статс-секретаря Государственного совета С.И. Зарудного. «Основные положения» о судоустройстве и судопроизводстве были опубликованы 29 сентября 1862 г., и на их основе стали разрабатываться судебные уставы. Последние были утверждены 20 ноября 1864 г. Новый суд строился на всесословной основе, провозглашалась несменяемость судей, независимость суда от административных властей, введена гласность и состязательность судопроизводства, учреждение суда присяжных (в окружном суде), введена адвокатура.
Система судопроизводства была
упрощена, сокращенно число судебных
инстанций. Установлен мировой суд
с одни судьей, окружные суды с председателем
и двумя членами и судебные
палаты в составе четырех членов
и трех сословных представителей
(предводитель дворянства, городской
головы и волостной старшина). Для
всех судов империи устанавливалась
единая апелляционная инстанция
– уголовно-кассационный департамент
и гражданско-кассационный департамент
Сената. Мировые судьи избирались
на уездных собраниях или
Была реорганизована прокуратура, которая следила за точным соблюдением законов: во главе её стоял генерал-прокурор, он же – министр юстиции. Коренным образом была изменена система предварительного следствия, которая до реформы выполнялась полицией.
С 1860 г. были введены судебные следователи, адвокатура, которая состояла из присяжных поверенных и честных поверенных.
Из-за сопротивления консервативных сил, в частности председателя Госсовета кн. П.П. Гагарина, судебные уставы очень медленно вводились в жизнь. Этот процесс растянулся на 35 лет. В связи с активизацией террористической деятельности народников политические дела постепенно стали изыматься из обычных судов.
В 1871 г. дознание по политическим делам было передано жандармерии; в 1872 г. все крупные политические дела переходили в ведение социально созданного Особого присутствия Правительствующего сената; в 1878 г. часть таких дел направлялась в ведение военных судов.
Несмотря на указанные факты, судебная реформа явилась самым крупным в истории России шагом к правовому государству. Все её принципы и учреждения содействовали развитию в стране цивилизационных норм законности и правосудия13.
4.4. Финансовая реформа
Финансовые преобразования 1860-х гг. были вызваны, во-первых, дефицитом бюджета, расстройством денежного обращения, наступившим вследствие Крымской войны; во-вторых, потребностям в финансовых средствах на проведение реформ; в-третьих, необходимостью кредитования промышленности, железнодорожного строительства, которые стали быстро развиваться после отмены крепостного права.
Финансовая реформа носила комплексный характер и включала в себя разные аспекты: преобразование финансового управления, централизация всего финансового дела, реорганизация и усиление государственного контроля, образование Госбанка и развитие банковской системы, упорядочение налоговой системы, денежная реформа.
Одним из разработчиков финансовой реформе был чиновник службы государственного контроля Валериан Александрович Татаринов, которого А.А. Корнилова назвал «одним из честнейших и способнейших сотрудников Александра II»14. Он поставил своей задачей прекратить бесконтрольное расходование государственных средств, злоупотребления и произвол в министерствах, которые имели в своем распоряжении крупные денежные суммы и расходовали их по своему усмотрению. Татаринов предложил все средства сконцентрировать в руках министерства финансов и сделать его единственным распорядителем этих денег. Отныне вся смета доходов и расходов подлежала утверждению Государственным советом, а министр финансов ставился под бдительное око Госконтроля. Государственный бюджет становился достоянием общества, так как должен был публиковаться в печати. Вводилось также единство кассы, т.е. самостоятельные кассы и казначейства отдельных ведомств упразднялись. Все расходы ведомств шли через госбюджет. Преобразованный Госконтроль, который с 1862 г. возглавил В.А. Татаринов, контролировал все казенные расходы в центре и на местах. В губерниях создавались контрольные палаты, которые в своей деятельности не зависели от губернской администрации и начальников отдельных ведомств.
В 1862 г. после двух «совершенно
бездарных» министров П.Ф. Брока
и А.М. Княжевича Минфином стал руководитель
Михаил Христофорович Рейтерн. В
качестве первоочередной задачи он поставил
борьбу с падением курса бумажного
рубля и достижении его стабилизации.
На первый шаг в этом направлении
был неудачным. Чтобы приравнять
курс бумажного рубля и
Для кредитования промышленности,
торговли, транспорта потребовалось
создание банковской системы. Еще в
1860 г. был организован
Серьезному реформированию подверглась налоговая система. В 1863 г. была отменена система винных и иных откупов, которая была заменена акцизными сборами. Акцизы собирали особые акцизные управления, персонал которых набирался по возможности из образованных людей и хорошо оплачивался. Уже за первый год после введения акцизов доход казны увеличился на 12 млн руб.
Одной из наиболее архаичных податей была подушная подать, однако её отменили только для мещан в 1863 г., а для крестьян ещё более увеличили. В 1861 г. подушная подать составляла 1 руб.; в 1863 г. была увеличена на 25%; в 1867 г. вновь возросла и к концу 1860-х гг. равнялась 1 руб. 75 коп16.
С созданием земств в три раза возросли местные сборы. Основная тяжесть налогов падала на крестьянство. В начале 1870-х гг. бывшие помещичьи крестьяне платили с каждой десятины податей и выкупных платежей до 3 руб. 33 ком., тогда как помещик платил с десятины до 23 ком17 . В ряде мест налоговые платежи превышали реальную доходность крестьянских хозяйств. В 1863 г. введено обложение промышленных и торговых предприятий (промысловый налог).
Рейтерн вынужден был увеличивать и косвенные налоги: повышались старые акцизы (на водку, табак, сахар и др.) и вводились новые (на керосин). В 1864 и 1874 гг. изданы положения о гербовых сборах (расширялось их применение и повышалась ставка).
В таможенном деле при Рейтерне
в 1868 г. был введен чрезвычайно либеральный
тариф, особенно выгодный для производителей
сельскохозяйственной продукции; однако
он привел к пассивному внешнеторговому
балансу и в 1876 г. был пересмотрен.
Протекционизм усилился, таможенные
пошлины стали взиматься
В 70-е гг. финансовое положения
России стало ухудшаться. Правда, в
1875 г. впервые был достигнут
Таким образом, главная цель, которую ставил Рейтерн, – стабилизация российской валюты – не была достигнута. Вместе с тем многие нововведения в финансово-кредитной системе успешно закреплялись и развивались, способствовали экономическому росту. Установлен был действенный контроль за расходованием государственных средств, уменьшилось казнокрадство, рост налогов снижал дефицит бюджета (однако становился все более непосильным бременем для народа), развивалась банковская система, росли вложения в промышленность, при содействии государства развернулось интенсивное железнодорожное строительство.
После Рейтерна министров финансов был назначен генерал А.С. Грейг, человек крайне реакционных взглядов. Он бездарно руководил ведомством, и уже в 1880 г. его заменили на либерала А.А. Абазу. Он упразднил тяжелый для народа налог на соль и приступил к разработке программы либеральных финансовых мер и в первую очередь планировал изменить устаревшую податную систему.
4.5. Военная реформа Д.А. Милютина
Военные преобразования разработал и привел в жизнь один из наиболее последовательных либералов в окружении Александра II – военный министр генерал-фельдмаршал Дмитрий Алексеевич Милютин (1816 – 1912). Ранее он был профессором Академии Генерального штаба, затем начальником штаба войск Кавказкой армии, с 1839 по 1845 г. участвовал в боевых действиях на Кавказе. Опираясь на свой опыт, он еще в 1857 г. (после поражения России в Крымской войне) составил план военных преобразований в стране – «Мысли о невыгодах существующей в России военной системы и о средствах к устранению оных», но тогда они не были востребованы. Лишь в 1861 г., став военным министром, Д.А. Милютин приступил к масштабным военным преобразованиям, которые имели огромные позитивные последствия для России (хотя полностью его реформы не были завершены). На посту военного министра он находился до 1881 г., подав в отставку после трагической гибели Александра II. Как и другие реформы, военная проводилась гласно, все ее основные шаги обсуждались в обществе.
Основное содержание военной реформы.
Информация о работе Личность Александра II и его отношения к реформам