Личность Александра II и его отношения к реформам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

На данную тему существует множество книг, статей, научных рассуждений. В соответствии с этим я выбрал для своей темы наиболее подходящий мне материал.
Цели и задачи моей работы: рассмотреть основные моменты реформ 60-70-х гг. XIX в., их предпосылки и последствия, а также влияние этих реформ на дальнейшее развитие России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Личность Александра II и его отношения к реформам. 5
1.1.Личность Александра II 5
1.2. Отношения Александра II к реформам 6
Глава 2.Подготовка крестьянской реформы 8
2.1.Значение подготовительной работы, её начало 8
2.2. Создание губернских дворянских комитетов 9
2.3. Образования редакционных комиссий…………………………………….10
2.4. Завершающий этап подготовки реформы…………………………………12
2.5. Утверждение проекта Государственным советам………………………..12
Глава 3. Крестьянская реформа 1861 г., её значение и последствия………..14
3.1. Основные законы реформы………………………………………………...14
3.2. Создание новых административных органов для проведения реформы..15
3.3. Ограниченность крестьянской реформы………………………………….15
3.4. Отношения крестьян к реформе……………………………………………16
3.5. Сельское хозяйства после реформы……………………………………….17
3.6. Развития капитализма в промышленности………………………………..18
Глава 4. Либеральные реформы 1860-1870-х гг……………………………..19
4.1. Земская реформа…………………………………………………………….19
4.2. Городские реформы…………………………………………………………20
4.3. Судебная реформа…………………………………………………………..21
4.4. Финансовая реформа……………………………………………………….22
4.5. Военная реформа Д.А. Милютина…………………………………………27
4.6. Реформа народного образования…………………………………………..29
4.7. Православная церковь в период реформ…………………………………31
Заключение 34
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 66.17 Кб (Скачать файл)

Под руководством Н.А. Милютина была разработана следующая программа  освобождения крестьян, которая представила  собой основу для работы редакционных комиссий. Вот её основные положения: 1) освободить крестьян с землей; 2) окончанием освобождения считать выкуп крестьянами  у помещиков своих наделов  в собственность; 3) оказать содействия крестьянам в выкупной операции кредитом, гарантиями или финансовыми операциями государства; 4) избежать по возможности  регламентации срочно обязанного периода  или сократить переходное состояние; 5) барщину ликвидировать законодательным  путем через три года переводом  крестьян на оброк; 6) дать самоуправления освобожденным крестьянам8.

Эта программа была сочувственно встречена в редакционных комиссиях, но с мест поступили совершенно иные предложения. Например, М.Е. Салтыков-Щедрин, в то время вице-губернатор Рязанской  губернии, замечал: «Рвения к освобождению крестьян не заметно никакого, а  напротив, слышен повсюду плач и  скрежет зубовный»9. Руководство редакционных комиссий повело своеобразную «агитацию» за свой проект, широко рассылая его по России.

К «агитации» подключился  сам император. Летом 1858 г. он предпринял поездку по России, встречался с  дворянством, разъяснял позицию  правительства в крестьянском вопросе. Подовая пример, он 20 июня 1858 г. подписал указ об освобождении удельных крестьян (без земли). Но этим указом воспользовались  единицы; крестьяне не хотели освобождаться  без земли.

Александр II проявлял серьезные колебания в решении аграрного вопроса.

Не будучи либералом по убеждениям, он признал необходимость  отмены крепостного права в интересах  государства, но в процессе подготовки реформы нередко делал противоречивые шаги. Так, после неожиданной смерти Я.И. Ростовцева в феврале 1860 г. Александр  назначил на его место министра юстиции  В.Н. Папина, отрицательно относившегося  к проекту редакционных комиссий. Внутри редакционных комиссий обострилась  борьба.

В октябре 1860 г. редакционные комиссии завершили свою работу, составив 16 различных положений с объяснительными  записками. Всего после их напряженной  работы, продолжавшейся свыше 1,5 лет, было издано 27 томов материалов и документов.

 

2.4. Завершающий этап подготовки реформы

Подготовительные материалы  были переданы в Главный комитет  для окончательной доработки. Здесь  также выявились серьезные разногласия. Основные споры разгорелись вокруг вопроса о величине наделов. Группа консерваторов под руководством министра госимуществ М.Н. Муравьева  стремилась урезать нормы наделов  или не указывать в законе конкретные нормы, предоставив решать это губернским по крестьянским делам присутствиям. Они выступали также против институтов мировых посредников. Которые должны были выбираться крестьянами, и предложили заменить их «волостными попечителями», выбираемыми дворянами. Последнее  означало сохранение за помещиками вотчинной  власти над крестьянами.

Сторонники проекта редакционных комиссий сначала оказались в  меньшинстве. Помогла случайность: великому князю Константину Николаевичу, который председательствовал в  Главном комитете вместо заболевшего  А.Ф. Орлова, удалось привлечь на сторону  либерально настроенных членов Комитета министра юстиции В.Н. Панина. Таким  образом, проект редакционных комиссий, утвержденный в Главном комитете, перевесом в один голос передавался  на обсуждение и утверждение в  Государственный совет.

 

2.5. Утверждение проекта Государственным советам

На первом заседании Госсовета 23 января 1861 г. председательствовал  сам император. Он торопил членов Совета с утверждением проекта, заверяя, что все было сделано для ограждения интересов помещиков, но было бы опасным  «сделать из крестьян людей бездомных  и потому вредных, как для помещиков, так и для государства»10. На заседаниях Совета разгорелись жаркие дебаты. Большинство высказывались против проекта редакционных комиссий и поддержало предложения консерваторов. По существу, проект был провален. Тогда Александр II, используя свою власть, утвердил мнения меньшинства Совета, поддерживавшего предложенный проект. При этом князю П.П. Гагарину все же удавалось провести отдельную статью о праве помещиков наделять крестьян «дарственными», т.е. бесплатным наделом в одну четверть от утвержденной максимальной нормы. Госсовет также снизил нормы надела в ряде губерний черноземной зоны. Это было сделано вопреки твердой позиции редакционных комиссий.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  3.Крестьянская реформа 1861 г., её значение и последствия

3.1. Основные законы  реформы

19 февраля 1861 г. Александр  II подписал Манифест об освобождении крестьян, различные положения и особые правила, которые учитывали особенности регионов страны и положения различных категорий крепостного крестьянства, всего 17 документов. В «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» было определено правовое положения крестьян, их административное устройство, которое везде было одинаковым. Общим было также положения о выкупе (условия выкупа наделов), об освобождении дворовых людей (через 2 года и бесплатно), о местных учреждениях по крестьянским делам.

Итак, по реформе 1861 г. крестьяне  получили:

  1. Личную свободу, право приобретать недвижимость, открывать промышленные и торговые заведения.    
  2. Землю – усадебный и полевой наделы. Размеры полученной земли были меньше по сравнению с той землей, которой крестьяне фактически пользовались до реформы. Часть земли й них была отрезана в пользу помещиков (так называемые «отрезки»): всего 27 губерниях крестьяне потеряли примерно 13% земли. В итоге средний надел на одну крестьянскую душу составил 3,4 десятины.

Связь крестьян с помещиками не была сразу разорвана. По закону крестьяне на некоторое время  становились временно обязанными и  должны были выполнить повинности в  виде барщины и оброка, а затем  переходили на выкуп. Этот выкуп за полученную землю крестьяне должны были выплачивать в течении 49 лет.

Выкупная операция была организована следующим образом. Государство  расплачивалось с помещиками за землю, переданную крестьянам, а последние  в течении 49 лет выплачивали свой долг в казну. При этом помещики не получали общую сумму выкупа – 588 млн руб., из неё были удержаны их долги государственным кредитным  учреждениям в размере 262 млн руб. Остальную сумму дворяне получили не живыми деньгами, а ценными бумагами с постепенным их погашением также  в течение 49 лет.

 

3.2. Создание новых административных органов для проведения реформы

Автором реформы было ясно, что если передать дело её реализации в руки помещиков, то она будет  провалена. Поэтому были созданы  новые (временные) органы. Высшем учреждением  стал Главный комитет об устройстве сельского состояния с непосредственным подчинением императору. Средним  звеном явились губернские по крестьянским делам присутствия, председателем  которых был губернатор, членами  – губернских предводитель дворянства, управляющий госимуществом и  четыре местных помещика. Низшим звеном были мировые посредники, выполняющие  следующие задачи: документальное оформление новых отношений между помещиками и крестьянам, надзор за сельским самоуправлением  и судебные функции. Благодаря их деятельности реформа постепенно, но неуклонно проводилась в жизнь.

 

3.3. Ограниченность крестьянской реформы

При всем огромном позитивном значении реформа не была свободна и от недостатков. Это объясняется  тем, что реформа 1861 г. представляла собой компромисс последовательных либералов с основной массой помещиков, негативно относившихся к освобождению крестьян с землей. Мы уже видели, как в ходе обсуждения проекта  реформаторам приходилось делать уступки.

Вчем же заключались недостатки реформы?

  1. Крестьяне получили недостаточное количество земли и вынуждены были арендовать дополнительные участки у помещиков, прежде всего пастбища, водопои и т.п.
  2. Сохранялись различные формы полукрепостнической зависимости крестьян от помещиков, во-первых, в виде барщинных и оборочных повинностей и, во-вторых, за арендованную у помещиков землю крестьяне из-за отсутствия денег отрабатывали на помещичьих полях.
  3. Выкупные платежи в итоге оказались значительно выше первоначально намеченной суммы.
  4. Крестьяне продолжали оставаться неполноправным податным сословием, платившим подушную подать, которая не зависела от размера имущества и дохода.
  5. Оставалась круговая порука – коллективная ответственность община за уплату налогов каждым ее членом.
  6. Как следствие – оставалось фактическое прикрепление крестьян к земле, существенное ограничение свободы передвижения.

 

3.4. Отношения крестьян  к реформе

 

Крестьяне были разочарованы реформой, так как ожидали большего. Возникли разговоры о том, что  помещики скрыли от крестьян подлинные  документы об отмене крепостного  права. На этой почве началось волнения: только в январе – мае 1861 г. состоялось 1370 массовых крестьянских выступлений. Наиболее крупным было выступление  крестьян в селе Бездна Казанской  губернии. Они протестовали против выкупа земли, так как традиционно  считали её своей. Войска за 1861 г. имело  место 1889 крестьянских волнений, более  половины из них было подавлено силой.

Весной 1862 г. движение возобновилось  с новой силой в знак протеста против подписания уставных грамот. За этот год было зарегистрировано 844 выступления, которые вновь подавлялись вооруженной  силой. В 1863 г. активно выступили  крестьяне западных губерний, после  этого наметился спад движения. Характерными для всех крестьянских выступлений  были стихийность и неорганизованность, наличие разрозненных вспышек. В  целом крестьянские волнения первых пореформенных лет отражали недовольство крестьян реформой, постепенным изменением векового уклада их жизни, неурядицами  организационного периода.

 

3.5. Сельское хозяйства после реформы

 

 После небольшого периода  падения производства сельскохозяйственной  продукции, вызванного ходом преобразований, организационной и хозяйственной  перестройки, в аграрном секторе  наметился ряд позитивных процессов.

  1. Начался процесс интенсификации сельского хозяйства, связанной с повышением культуры земледелия, использованием техники, удобрений, передовых технологий. Рост валовой сбор зерновых. Среднегодовой сбор зерна в 1851 – 1860 гг. составлял 26,8 млн т, в 1861 – 1870 гг. – 28,3, в 1871 – 1880 гг. – 31,8 млн т11,
  2. Сельское хозяйство в большое степени приобретает товарный характер (помещичьи хозяйства – 25%, кулацкие – 30 – 40, середняцкие – 15 – 20%).
  3. Возрастал экспорт хлеба: в 1860 г. – 5% от валового сбора, в 70-е гг. – 10, в 90-е – 20%.
  4. Развевалась аренда земли. Основные арендаторы – кулацкие хозяйства (предпринимательская аренда) и бедняцкие (аренда от нужды).
  5. Увеличивалось количество частновладельческой земли у крестьян: с 1862 по 1882 г. они приобрели 6 млн. десятин.
  6. Пошел процесс дробления крестьянских хозяйств из-за роста сельского населения, появляются мелкие и мельчайшие наделы (до 1 десятин) и безнадельные дворы (к концу XIX в. до 2,4 млн.).
  7. Сокращалось помещичьи землевладение: с 87 млн. десятин в 1861 г. до 53 млн. десятин к концу XIX в.
  8. Вновь начали расти долги помещиков: к началу 1880-х гг. они составили 400 млн руб., к концу 1880-х гг. – уже 600 млн.

Таким образом, отмена крепостного  права способствовала быстрому развитию капиталистических отношений в  сельском хозяйстве, несмотря на сохранение целый ряд пережитков крепостничества, о чем говорилось выше.

 

3.6. Развития капитализма в промышленности

 

Крестьянская реформа, наряду с другими либеральными реформами, и прежде всего финансовой, ускорила промышленное развитие страны.

  1. Возросли темпы развития промышленного переворота, который в основном закончился к началу 1880-х гг. Капиталистическая фабрика окончательно вытесняет мануфактуру.
  2. Наиболее быстрыми темпами развивалась легкая промышленность; постепенно капиталы переливались в тяжелую.    
  3. В индустриальном развитии России активно участвовали информационный капитал, в основном из Франции, Бельгии, Англии, Германии. Он устремлялся в горнодобывающую, химическую отрасли промышленности, машиностроение.
  4. Формировались новые промышленные районы: Донбасс, Криворожье, Бакинский нефтедобывающий район.    
  5. Развернулось бурное железнодорожное строительство.
  6. Следствием всех этих процессов явился быстрый рост пролетариата (к сер. 1890-х гг. – примерно 10 млн) и буржуазии (2,4 млн).

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Либеральные реформы 1860-1870-х гг.

Отмена крепостного права  привели к огромным качественным (структурным) изменениям в экономике  страны, потребовала проведения соответствующих  преобразований в сфере общественных отношений: изменения судебной системы, так как помещичий суд был  упразднен, создания органов местного самоуправления (земские и городские  реформы), совершенствования военной  организации, демократизации высшей школы, реформы начальной и средней  школы, обновления политики в области  печати и издательского дела. Развития промышленности и транспорта потребовало  реформ в финансовом деле.

 

4.1. Земская реформа

После отмены крепостного  права ощущалась необходимость  введения местного самоуправления. Она  была обусловлена экономическими и  социальными причинами: необходимость  развязать местную хозяйственную  инициативу, организовать в сельской местной школы, больницы, социальное обеспечения и т.п. Указом от 1 января 1864 г. предусматривалось введения в  губерниях и уездах всесословного  земского самоуправления, однако избирательная  система обеспечивала значительное преобладание в земствах представителей дворянства. Земские органы подразделяются на распорядительные (собрания гласных) и исполнительные (земские управы). Выбора в земства производились  один раз в три года. В компетенцию  земств входили следующие вопросы: местное хозяйство, распределение  государственных податей и назначение местных сборов, устройство благотворительных  заведений, школ, медицинских учреждений.

Информация о работе Личность Александра II и его отношения к реформам