Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 09:27, реферат
19 век был богат на революции и перевороты. Помимо французской революции, в 1848-1849 гг. происходят революции в Европе, на рубеже 1850-1860 гг. возникает революционная ситуация в России, США потрясает Гражданская война 1861-1865 гг.
В передовых государствах Европы и США продолжается промышленный переворот (появляются железные дороги, пароходы, телеграф). Однако множество технических изобретений, предназначенных улучшить жизнь, только подчеркивает несовершенство мира. Капитализм устранил социальную несправедливость (любой может стать богатым Þ знатным), но породил множество других несправедливостей. К власти приходит поколение, не знающее, что такое нравственность. Их золотой мечтой становятся деньги, а деньги и нравственность оказываются несовместимы. Это привело к тому, что героями практически всех произведений становятся люди глубоко безнравственные (Жорж Дюруа, Гобсек, Цахес, Клод Фролло).
ЛИТЕРАТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 19 ВЕКА
(общий характер литературного процесса)
Где приют для мира уготован?
Где найдет свободу человек?
Старый век грозой ознаменован,
И в крови родился новый век.
Ф. Шиллер
Сорвите с Европы блистательную
вуаль и вы увидите страшную
картину ее нищеты и пороков.
С. Родригес
На рубеже 18-19 веков крах феодализма был очевиден. Французская буржуазная революция, обещавшая, что миром будут править Свобода, Равенство и Братство, привела к победе буржуазного строя, однако очень скоро стало ясно, что этот строй не может обеспечить всеобщего счастья.
Сил не имея сделать одного
Счастливым, им они пренебрегли
И стали счастия искать для всех
(Дж. Леопарди)
Оказалось, что французская революция людей, «лишенных хлеба, превратила в людей, лишенных еще и нравственности».
19 век был богат на революции и перевороты. Помимо французской революции, в 1848-1849 гг. происходят революции в Европе, на рубеже 1850-1860 гг. возникает революционная ситуация в России, США потрясает Гражданская война 1861-1865 гг.
В передовых государствах Европы и США продолжается промышленный переворот (появляются железные дороги, пароходы, телеграф). Однако множество технических изобретений, предназначенных улучшить жизнь, только подчеркивает несовершенство мира. Капитализм устранил социальную несправедливость (любой может стать богатым Þ знатным), но породил множество других несправедливостей. К власти приходит поколение, не знающее, что такое нравственность. Их золотой мечтой становятся деньги, а деньги и нравственность оказываются несовместимы. Это привело к тому, что героями практически всех произведений становятся люди глубоко безнравственные (Жорж Дюруа, Гобсек, Цахес, Клод Фролло).
Противоречия жизни естественным образом переносится в литературу. Центральным для художественных направлений эпохи становится вопрос не только о том, как человеку выстоять в этом мире, но и в том, как активно участвовать в историческом процессе, как влиять на него, то есть быть человеку «молотом или наковальней» (Гете).
Литературный процесс первой половины 19 века весьма своеобразен по сравнению с предыдущими эпохами. Увеличивается скорость развития литературы. Новые художественные направления возникают и формируются в целостные системы очень быстро (требуются не столетия, а десятилетия). При этом появление нового метода вовсе не означает полное отрицание старого. Поэтому характерной чертой эпохи становится сосуществование полярно противоположных направлений в искусстве:
Романтизм
Романтизм – это художественное направление, зародившееся в Германии, которое возделывает личность, ее субъективные переживания, ее богатый внутренний мир.
В 18 веке этот термин имел другое значение: романтическим называлось все фантастическое, необычное, странное, встречающееся чаще в книгах, чем в действительности. На рубеже 18-19 вв. это слово использовалось для обозначения нового художественного направления, противоположного классицизму.
Социальной основой романтизма становится разочарование в своей эпохе, в новом обществе, с которым были связаны большие надежды, так как это общество предсказывали великие умы Европы. Романтики считали, что им выпало жить под бесславной звездой, когда Европа страдает от революций, когда опошлены все лучшие человеческие порывы. Такое разочарование непременно сопровождалось настроением безнадежности, отчаяния, «мировой скорби – это «болезнь века» Альфред де Мюссе в своем романе «Исповедь сына века» писал: «Безнадежность шагала по земле, и сыны века, полные сил, отныне никому не нужных, опускали праздные руки и пили из скудной чаши этот отравленный напиток. Болезнь нашего века происходит от двух причин, народ носит в сердце две раны. Все, что было, уже прошло. Все, что будет, еще не наступило». Пушкин говорил, что бедой всего романтического стала преждевременная страсть души: «Нет: рано чувства в нем остыли» (Евгений Онегин).
Человек оказывается выпавшим из социальных отношений Þ возникает иллюзия свободы личности от жизненных обстоятельств, создается миф о том, что один человек способен преобразить мир (личность Наполеона).
Неудовлетворенность современной действительностью приводит к появлению двоемирия (мир реальный и мир идеальный, мир мечты). Большое внимание романтики уделяют детству. Детство осмысливалось как идеальный мир, мир гармонии, чья глубина и прелесть притягивает к себе взрослых. «Взрослость» - это время, утратившее непосредственность и чистоту детства.
Романтизм отвергал один из основных принципов просветительской литературы – «подражание природе». Романтики считали, что автор должен быть абсолютно свободен, он должен творить только по своим собственным законам. Оскар Уайльд писал: «Не приписывайте художнику нездоровых тенденций, ему дозволено изображать все».
Эпоха романтизма характеризуется обновлением художественных форм и всей системы литературных жанров, происходит реформа сцены (сращение лирики и драмы). Создаются новые, переходные жанры (лиро-эпические и лиро-эпико-драматические), заново создается романтическая поэма (символическая, нравоописательная, фольклорная), романтическая драма обращается к традициям Шекспира и Кальдерона, появляются «драматические поэмы» (Байрон, Шелли). Необычайного расцвета достигает лирика (слова ассоциативны, многозначны, метафоричны). Теоретики романтизма проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, синтез искусства, религии и философии, подчеркивали музыкальное и живописное начала в поэзии. Из лироэпических жанров наиболее популярна баллада, в прозе преобладают поэтические формы – сказка, лирическая новелла.
Проза романтизма развивалась по многим жанровым направлениям. Романтизм использовал и классическую новеллу, и рыцарский роман («Граф Монте-Кристо» Дюма-отца), и элементы плутовского романа, и восточную сказку рококо. В 30-40 гг. складывается романтический социальный роман (Ж. Санд, Э.Сю, В. Гюго), появляется фантастическая повесть. Исторический роман, существовавший в предыдущий период, был коренным образом переработан и стал одним из центральных жанров.
Реализм
Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) – это художественный метод, который предполагает правдивое и объективное изображение действительности в художественных образах.
В русле реализма складывалось творчество большинства писателей 19 века, и хотя писатели-реалисты первой половины 19 века не причисляли себя к единому направлению, это не означало, что такого направления не существовало. В 10-20 гг. оно уже созревало в недрах романтизма, в 30-40 гг. заявило о себе в разных странах Европы как о заметном явлении. К 40-м гг. реализм – это уже самостоятельное и значительное направление в европейских литературах.
Реалисты стремились проникнуть в суть социальных процессов, они хотели не только открыть новый мир, но и исследовать его законы и связи. Человек для реалистов был интересен и как уникальная личность, и как типичное явление, и как историческое лицо – не в том смысле, что он играл какую-то важную роль в истории, а в том, что он принадлежал истории, сам того не осознавая.
НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА. РОМАНТИЗМ В ГЕРМАНИИ.
О, как я хотел бы окунуться
В те глубины, что огонь таят,
Ангелам зовущим улыбнуться,
Вновь увидеть счастья дивный град!
В. Мюллер
В Германии романтизм начал формироваться в последние годы 18 века и очень скоро стал одним из важнейших направлений в литературе и искусстве.
Основные принципы теории романтизма сформулировал Фридрих Шлегель (на иллюстрации) в работе «Фрагменты». Вместе с ним стали работать его брат Август, Людвиг Тик, Вильгельм Ваккенродер и Фридрих фон Гарденберг (псевдоним - Новалис). Также важную роль в формировании романтической эстетики сыграли философы Фихте и Шеллинг. Эта группа писателей и поэтов работала в университетском городе Йена, в результате чего и получила название йенская школа. Это был первый этап немецкого романтизма.
Йенские романтики были врагами всего застывшего и традиционного, поэтому обращались к эстетическим ценностям прошлого и художественным открытиям других народов. Ф. Шлегель называет романтическую поэзию универсальной, а под универсальностью понимает способность поэта – романтика постигать мир в его целостности и многогранности, видеть одно и то же явление под разными углами зрения. Оскар Уайльд писал: «Искусство – это зеркало, изображающее того, кто в нем смотрится, а вовсе не жизнь. Пусть критики расходятся во мнении, художник остается верен себе». Йенские романтики считают, что поэт наделен неограниченными возможностями, он все способен предвидеть. Новалис: «Истинный поэт всеведущ: он действительно вселенная в малом преломлении». Романтики утверждают исторический подход к литературе, то есть пытаются осмыслить литературные произведения с учетом исторических событий. Большой вклад в разработку жанров внесли братья Шлегели: Август большое внимание уделял драматургии, а Фридрих ведущим жанром современной эпохи объявил роман.
Важным вкладом в развитие романтической этики стала книга Ваккенродера «Сердечные излияния монаха, любителя искусств», посвященная живописи и музыке. Он отвергает современное немецкое искусство за то, что оно утратило величие и задушевность, и печалится, что современный человек перестал заслуживать внимания художника. С Ваккенродера начинается переоценка места и значения музыки в ряду других искусств. Если теоретики классицизма эталон искусства видели в античной скульптуре, то романтики больше подчеркивают принцип живописности, а самым романтическим искусством провозглашают музыку. Гофман в статье о Бетховене писал: «Лира Орфея отворила врата ада». Нужно отметить, что в немецком искусстве первой половины 19 века именно музыка завоюет мировую славу.
Вторым этапом немецкого романтизма стало творчество гейдельберских романтиков. Освободительная война против Наполеона сформировала новые идеи, резко отличающиеся от суждений и взглядов йенских романтиков. Теперь на первый план выдвигаются понятия нации, народности и исторического сознания. Это и приводит к возникновению нового романтического движения, своеобразным центром которого стал город Гейдельберг. Там сформировался кружок поэтов и прозаиков, которых привлекало все истинно немецкое (искусство, культура и история).
Романтики второго этапа разбудили интерес к национальной старине. Именно в эти годы публикуются и комментируются памятники средневековой немецкой литературы, романтики обращаются к народной песне (сборник песен А. фон Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика»). Высокого совершенства достигает лирическая поэзия. Ведущими прозаическими жанрами становятся фантастическая новелла и сказка («Детские и семейные сказки» братьев Гримм). Однако романтики предъявляют к сказке высокие требования. Гофман писал: «Целого арсенала нелепостей и чертовщины еще недостаточно, чтобы вдохнуть душу в сказку, если в ней не заложен глубокий замысел».
ТВОРЧЕСТВО БРАТЬЕВ ГРИММ
ЯКОБ (1785-1863)
Сказка – это рассказ или история в том виде, в каком она преподнесена в «Детских и домашних сказках» братьев Гримм.
Мы старались сохранить сказки во всей их первозданной чистоте. Ни один эпизод в них не выдуман, не приукрашен и не изменен, так как мы стремились избежать попыток обогатить и без того богатые сказочные сюжеты.
Народная сказка никогда не занимала почетное место в европейском искусстве. Так, в эпоху классицизма сказка считалась «низким» видом устного народного творчества, который не заслуживает серьезного внимания. Такое отношение к сказкам привело к тому, что об их сохранении и изучении перестали заботиться, и в начале 19 века сказки находились на грани вымирания.
Истории европейской литературы известны лишь несколько громких имен, связанных с собирательством и обработкой народных сказок. Во Франции в 1697 году поэт Шарль Перро издал сборник «Сказки моей матушки Гусыни». Сборник был небольшой по объему (всего 8 сказок), но благодаря ему весь мир познакомился с Красной Шапочкой, Спящей красавицей, Синей Бородой, Котом в сапогах и другими героями. Во II половине 18 века уже в Германии вышел сборник писателя Иоганна Карла Музеуса «Немецкие народные сказки» в 8 томах (1782-1786), а в 1812 году выходит первое издание «Детских и семейных сказок» братьев Гримм. Сказки братьев Гримм отличались от сказок Перро и Музеуса тем, что они не подвергались основательной литературной обработке и относятся скорее к народным, чем к литературным сказкам. В России традиции Перро, Музеуса и братьев Гримм в 19 веке продолжил А.Н. Афанасьев («Народные русские сказки» 1855)
Во времена Гримов интерес не только к сказке, но и к народному творчеству в целом проявился особенно ярко. Это объяснялось тем, что устное народное творчество не было затронуто цивилизацией, поэтому романтики и признали его красоту. Кроме того, в 1806-1812 гг. у немцев появилась еще одна веская причина обратиться к национальному творчеству – это захватнические войны Наполеона. Раздробленная Германия стремилась к объединению и, естественно, желала сохранить свое национальное богатство. Поэтому готовя свои сказки к изданию, братья Гримм считали, что это так или иначе приблизит возвращение иных времен. Не случайно еще в начале 1811 года (за год до издания сборника) Вильгельм Гримм писал: «Сейчас самое время собирать и спасать старые предания, чтобы они не испарились, как роса под жарким солнцем, не погасли, как огонь в колодце, не умолкли навеки в тревогах наших дней».
Сборник сказок братьев Гримм (I том – 1812, II том – 1814 год) вначале не имел четкого целевого назначения, так как он должен был удовлетворить запросы любых читателей (массовые читатели, люди науки, люди искусства)
Создавая сборник, братья Гримм часто обращались за помощью к пожилым людям, так как именно они могли рассказать подлинные, а не вымышленные народные истории. При этом братья Гримм столкнулись с определенными трудностями, потому что собранные ими сказки были получены из разных источников и разных областей, и, следовательно, сильно отличались одна от другой языком, колоритом, стилем и интонациями рассказчика. В результате братья Гримм решили не ограничиваться только собирательством сказок и составлением сборников, а найти свой простой стиль повествования, при этом сохраняя сказочные сюжеты в первоначальном виде, не нарушая строй и композицию сказок, а также особенности речи героев. Кроме того, братья Гримм хотели добиться впечатления, что все сказки рассказаны одним рассказчиком. Это в конечном итоге и определило существенное отличие второго издания сборника (1819) от первого, который кроме всего вышеперечисленного содержал сведения о том, где, когда, и в чьем пересказе была записана та или иная сказка. В дальнейшем Вильгельм Гримм продолжил литературную правку сборника, идя по пути «сказочной стилизации», несмотря на несогласие Якоба.