Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 09:27, реферат
19 век был богат на революции и перевороты. Помимо французской революции, в 1848-1849 гг. происходят революции в Европе, на рубеже 1850-1860 гг. возникает революционная ситуация в России, США потрясает Гражданская война 1861-1865 гг.
В передовых государствах Европы и США продолжается промышленный переворот (появляются железные дороги, пароходы, телеграф). Однако множество технических изобретений, предназначенных улучшить жизнь, только подчеркивает несовершенство мира. Капитализм устранил социальную несправедливость (любой может стать богатым Þ знатным), но породил множество других несправедливостей. К власти приходит поколение, не знающее, что такое нравственность. Их золотой мечтой становятся деньги, а деньги и нравственность оказываются несовместимы. Это привело к тому, что героями практически всех произведений становятся люди глубоко безнравственные (Жорж Дюруа, Гобсек, Цахес, Клод Фролло).
Наиболее ярким явлением в литературе чартизма была поэзия. Представители – Эрнст Чарльз Джонс, Уильям Джеймс Линтон (Спартак) и Джеральд Масси. Первоначально эти стихи задумывались как лозунги в поддержку чартистского движения. Например, «Не может быть британцем тот, кто смеет быть рабом». Поэты – чартисты призывали к бунту, они были уверены в правоте своего дела и считали, что свобода народа в руках самого народа. Они верили, что будущее Англии будут строить люди с честными сердцами. Очень красноречиво звучат названия произведений: «Наш вызов», «Ура!», «Марш свободы», «Наше предупреждение», «Гимн для лишенных избирательных прав», «Дух свободы», «Красное знамя» и т.д.
РАЗВИТИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 19 ВЕКЕ
НОВЕЛЛИСТИКА ПРОСПЕРА МЕРИМЕ
Я хочу попросить Вас избрать героем подлинно великий характер… Может быть, Вы возразите, что мы живем в век малых страстей и всеобщего измельчания. Вот потому-то мне и хотелось бы величия.
П.Мериме
В своих новеллах Мериме пытается воплотить положительный идеал, который он хочет отыскать в народной среде и в странах, еще не испорченных буржуазной цивилизацией (например, на Корсике, в Испании). Однако, в отличие от романтиков, Мериме не идеализирует героев и их уклад жизни. Он объективно изображает героев: с одной стороны, он показывает героические и благородные стороны их характера, с другой – не скрывает их отрицательные стороны, обусловленные их дикостью, отсталостью и нищетой. Таким образом, у Мериме характер героя обусловлен внешней средой. И в этом писатель продолжает традиции реализма. В то же время Мериме отдает дань романтизму, и это проявляется в том, что в центре новелл писателя всегда стоит исключительная сильная личность.
В отличие от романтиков, Мериме подробно не описывает эмоции персонажей. Писатель очень лаконичен и рисует психологию человека, его переживания через внешние приметы – жесты, мимику, поступки. Повествование ведется от лица рассказчика, который делает это небрежно, нехотя, как бы скучая, то есть манера повествования всегда несколько отстраненная.
Композиция новелл всегда очень четкая, логически выстроенная. Как писатель-реалист Мериме изображает не только кульминационный момент, но и рассказывает предысторию событий, дает сжатые, но насыщенные характеристики героев. Контраст в новеллах Мериме проявляется в столкновении реальной действительности и драматичных, необычайных событий, разворачивающихся на фоне этой действительности. Вообще все новеллы построены на контрасте: с одной стороны, человеческие пороки и низменные интересы, а с другой – бескорыстные чувства, понятие о чести, о свободе, о благородстве.
В новеллах охват действительности максимально сужен, что позволяет Мериме более глубоко проникать во внутренний мир человека. Высокое эмоциональное напряжение, характерное для всех новелл, Мериме часто обрывает на полуслове. Например, после убийства сына Маттео Фальконе говорит жене: «Надо сказать моему зятю Теодору Бьянки, чтобы он переехал к нам жить». Мериме делает это не для того, чтобы подчеркнуть жестокость и бессердечие своих героев. Это объясняется тем, что, с одной стороны, Мериме боялся впасть в излишнюю чувствительность, а с другой – он, как писатель-реалист, хотел подчеркнуть, что какие бы страшные конфликты ни возникали среди людей, к каким бы жестоким последствиям эти конфликты ни вели, жизнь идет своим чередом.
Моё произведение должно вобрать в себя все типы людей, все общественные положения, оно должно воплотить все социальные сдвиги, так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской или женский, ни чьи-либо взгляды... не остались забытыми.
Бальзак
Монументальный свод произведений Оноре
де Бальзака, объединенных общим замыслом
и названием – «Человеческая комедия»,
состоит из 98 романов и новелл и является
грандиозной историей нравов Франции
второй четверти XIX столетия. Он представляет
собой своеобразную социальную эпопею,
в которой Бальзак описал жизнь общества:
процесс становления и обогащения французской
буржуазии, проникновение выскочек в аристократическую
среду парижского высшего света, их путь
наверх, быт, обычаи и философию людей,
исповедующих веру только в одного бога
– деньги. Он дал драматическую картину
человеческих страстей, порожденных богатством
и бедностью, жаждой власти и полным бесправием.
Большинство романов, которые Бальзак
с самого начала предназначал для «Человеческой
комедии», были созданы в период с 1834 по
конец 40-х годов. Однако когда замысел
сформировался окончательно, оказалось,
что и более ранние вещи органичны для
общей авторской идеи, и Бальзак включил
их в состав эпопеи. В своем труде автор
хотел всесторонне охватить жизнь общества
того времени, дать почти энциклопедический
перечень социальных типажей и характеров.
«Человеческая комедия» имеет четко выраженную структуру и состоит из 3 циклов:
1) «Этюды о нравах» (характеристика
общества, данная через призму частной
жизни современников). К ним относится
основная часть написанных Бальзаком
романов, причем он ввел для него шесть
тематических разделов:
а) «Сцены частной жизни» ("Гобсек",
"Полковник Шабер", "Отец Горио",
"Брачный контракт", "Обедня безбожника");
б) «Сцены провинциальной жизни» ("Евгения Гранде", "Прославленный Годиссар", "Старая дева");
в) «Сцены парижской жизни» ("История величия и падения Цезаря", "Банкирский дом Нусингена", "Блеск и нищета куртизанок", "Тайны княгини де Кадиньян", "Кузина Бетта" и "Кузен Понс");
г) «Сцены политической жизни» ("Эпизод эпохи террора", "Темное дело");
д) «Сцены военной жизни» («Шуаны»);
е) "Сцены деревенской жизни" ("Сельский врач". “Сельский священник").
2) «Философские этюды» (Бальзак хотел показать причины явлений): "Шагреневая кожа", "Эликсир долголетия", "Неведомый шедевр", "Поиски абсолюта", "Драма на взморье", "Примиренный Мельмот".
3) «Аналитические этюды» ("Физиология брака", "Мелкие невзгоды супружеской жизни"). Здесь писатель пытается определить философские основы человеческого бытия, раскрыть законы жизни общества.
«Человеческая комедия» представляет
собой модель французского общества, создающую
иллюзию полноценной действительности.
Во всех романах рисуется как бы одно и
то же общество, похожее на реальную Францию,
но не вполне с ней совпадающее, поскольку
это его художественное воплощение. Впечатление
почти исторической хроники подкрепляет
второй план эпопеи, где действуют реальные
исторические лица той эпохи: Наполеон,
Талейран, Людовик XVIII, реальные маршалы
и министры. Вместе с вымышленными персонажами,
соответствующими типическим характерам
времени, они и разыгрывают спектакль
"Человеческой комедии".
Эффект исторической подлинности происходящего подкрепляется обилием подробностей. Париж и провинциальные города даны в широком диапазоне деталей, начиная от особенностей архитектуры до мельчайших подробностей деловой жизни и быта героев, принадлежащих к разным социальным слоям и сословиям.
Романы "Человеческой комедии" объединяет не только единство эпохи, но и найденный Бальзаком прием переходящих персонажей, как главных, так и второстепенных. Если кто-то из героев любого романа заболел, приглашают одного и того же врача Бьяншона, в случае денежных затруднений обращаются к ростовщику Гобсеку, на утренней прогулке в Булонском лесу и в парижских салонах мы встречаем одни и те же лица. Вообще, подразделение на второстепенных и главных персонажей "Человеческой комедии" достаточно условно. Если в одном из романов действующее лицо находится на периферии повествования, то в другом – он и его история выводятся на первый план (Гобсек и Нусинген).
Один из принципиально важных художественных приемов автора "Человеческой комедии" – разомкнутость, перетекание одного романа в другой. Завершается история одного человека или семейства, но не заканчивается жизнь, она находится в постоянном движении. Поэтому у Бальзака развязка одного сюжета становится завязкой нового или перекликается с предшествующими романами, а сквозные персонажи создают иллюзию достоверности происходящего и подчеркивают основу замысла, который состоит в следующем: главный герой "Человеческой комедии" – общество, поэтому частные судьбы интересны Бальзаку не сами по себе, а как подробности всей картины.
Поскольку эпопея такого типа рисует жизнь в постоянном развитии, она принципиально не завершена, да и не могла бы быть завершена. Именно поэтому ранее написанные романы (например, "Шагреневая кожа"), могли быть включены в эпопею, замысел которой возник уже после их создания.
При таком принципе построения эпопеи каждый роман, входящий в нее, является в то же время самостоятельным произведением и одним из фрагментов целого. Каждый роман – автономное художественное целое, существующее в рамках единого организма, что усиливает его выразительность и драматизм событий, переживаемых его персонажами.
Новаторство такого замысла и методы его воплощения (реалистический подход к отображению действительности) резко отделяют творчество Бальзака от его предшественников – романтиков. Если последние ставили во главу угла единичное, исключительное, то автор "Человеческой комедии" полагал, что художник должен отображать типическое, находить общую связь и смысл явлений. В отличие от романтиков, Бальзак не ищет свой идеал за пределами реальной действительности, он был первым, кто за буднями французского буржуазного общества обнаружил кипение человеческих страстей и поистине шекспировский драматизм. Его Париж, населенный богачами и нищими, борющимися за власть, влияние, деньги и просто за жизнь, представляет собой захватывающую картину. За частными проявлениями жизни, начиная от не оплаченного бедняком счета квартирной хозяйке и заканчивая историей ростовщика, неправедно нажившего свое состояние, Бальзак пытается увидеть целую картину, общие законы жизни буржуазного общества, проявляющиеся через борьбу, судьбы и характеры его персонажей.
В "Человеческой комедии" Бальзака, кроме людей, действует могучая сила, подчинившая себе не только частную, но и общественную жизнь, политику, семью, мораль и искусство. И это – деньги. Все может стать предметом денежных сделок, все подчинено закону купли-продажи. Они дают власть, влияние в обществе, возможность удовлетворять честолюбивые замыслы, просто прожигать жизнь. Войти в элиту такого общества на равных, добиться его расположения на деле означает отказ от основных заповедей нравственности и морали. Сохранить в чистоте свой духовный мир – значит отказаться от честолюбивых желаний и преуспеяния.
Эту общую для "Человеческой комедии" коллизию переживает почти каждый герой бальзаковских "Этюдов о нравах", почти каждый выдерживает маленькую битву с собой. В конце её либо путь наверх и проданные дьяволу души, либо вниз – на обочину общественной жизни и все мучительные страсти, сопровождающие уничижение человека. Таким образом, нравы общества, характеры и судьбы его членов вещи не только взаимосвязанные, но и взаимообусловленные, утверждает Бальзак в "Человеческой комедии". Его персонажи – Растиньяк, Нусинген, Гобсек подтверждают этот тезис.
Достойных выходов не так много – честная бедность и утешение, которое может дать религия. Правда, следует отметить, что в изображении праведников Бальзак менее убедителен, чем в тех случаях, когда он исследует противоречия человеческой натуры и ситуацию непростого для его героев выбора. Спасением иногда становятся любящие родные и семья, но и она затронута порчей. Вообще, семья в "Человеческой комедии" играет немаловажную роль. В отличие от романтиков, которые основным предметом художественного рассмотрения делали личность, Бальзак таковым делает семью. С анализа семейной жизни он начинает изучение общественного организма. И с сожалением убеждается, что распад семьи отражает общее неблагополучие жизни. Наряду с одиночными персонажами в "Человеческой комедии" перед нами проходят десятки разнообразных семейных драм, отражающих различные варианты трагичной борьбы за власть и золото.
«ГОБСЕК»
… из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото.
Бальзак
Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Евангелие от Матфея
Тема влияния золота на внутренний мир человека всегда была актуальной в мировой литературе. К ней обращались Плавт («Горшок»), Мольер («Скупой»), Пушкин («Скупой рыцарь»), Гоголь («Мертвые души»). У Оноре де Бальзака с этой темой связаны многие произведения, входящие в цикл «Человеческая комедия», в частности, повесть «Гобсек», главный герой которой – это одна из версий образа «скупца» (символично, что по времени написания произведение Бальзака совпадает с трагедией А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» с центральным образом Барона, который служит золоту, «как алжирский раб, как пес цепной»).
Бальзак не просто называет героя своей повести «живоглотом», «человеком-автоматом», «человеком-векселем», но и пытается объяснить читателю, каким образом его персонаж превратился в такого человека. Гобсек окружен ореолом таинственности, чем несколько похож на романтического героя. Никто не знает, кто он, откуда, есть ли у него родные и друзья. Прошлое его тоже загадочно. В молодости он странствовал, был связан с пиратами, участвовал в войне за независимость США, служил в Индии, искал клад в Буэнос-Айресе. Однако Бальзак заявляет, что такое загадочное прошлое не предвещает великого будущего. Гобсек теряет свои романтические черты и во многом это объясняется его приземленной профессией – ростовщик.