Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 09:27, реферат
19 век был богат на революции и перевороты. Помимо французской революции, в 1848-1849 гг. происходят революции в Европе, на рубеже 1850-1860 гг. возникает революционная ситуация в России, США потрясает Гражданская война 1861-1865 гг.
В передовых государствах Европы и США продолжается промышленный переворот (появляются железные дороги, пароходы, телеграф). Однако множество технических изобретений, предназначенных улучшить жизнь, только подчеркивает несовершенство мира. Капитализм устранил социальную несправедливость (любой может стать богатым Þ знатным), но породил множество других несправедливостей. К власти приходит поколение, не знающее, что такое нравственность. Их золотой мечтой становятся деньги, а деньги и нравственность оказываются несовместимы. Это привело к тому, что героями практически всех произведений становятся люди глубоко безнравственные (Жорж Дюруа, Гобсек, Цахес, Клод Фролло).
Большое внимание Бальзак уделяет художественной детали. В этом он продолжает традиции Гоголя. Ярче всего это проявляется при описании внешности героя. Бальзак хочет показать, что его герой – холодный человек, так как в его портрете преобладают металлические оттенки (золото, серебро, бронза, свинец): «Его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Черты лица неподвижные и бесстрастные казались отлитыми из бронзы». Несмотря на неприметную внешность, Гобсек вызывает страх, потому что благодаря золоту он обладает чудовищной властью над людьми из разных слоев общества. Дряхлый старик может разрушить судьбу только ради прибыли, поэтому не случайно имя «Гобсек» переводится как «живоглот». Гобсек убежден, что человек человеку враг, поэтому его кредо: «…лучше самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили». От него нельзя ждать ни пощады, ни милосердия, ему безразличны человеческие несчастья так же, как и политические страсти. Ничто не может повлиять на его служение золоту. «Все человеческие страсти проходят передо мной, и я произвожу им смотр, а сам живу в спокойствии. Словом, я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мной ни малейшей власти – говорит о себе Гобсек (ср. слова пушкинского Барона: «Мне все подвластно! Я же ничему»).
Читателю кажется, что Гобсек бережет свою жизненную энергию так же, как бережет каждую монетку. Не случайно Бальзак говорит, что в груди у Гобсека слиток металла. Однако Гобсек не всегда спокоен: когда он взыскивает деньги по векселям, он бегает по всему Парижу. Радуется Гобсек тоже редко и только тогда, когда получает золото или бриллианты.
Однако Гобсека нельзя полностью назвать отрицательным героем: автор показывает его умным и даже по-своему честным человеком. В образе Гобсека как бы соединяются несоединимые понятия. Он и скряга, и философ, он может совершать подлые поступки и быть благородным. Это своеобразный возвеличенный злодей, «рыцарь наживы» (ср. со «Скупым рыцарем»)
В финале повести Бальзак развенчивает идею накопительства, когда описывает «сокровища» Гобсека. То, что стоило счастья многим людям, не принесло пользы Гобсеку и превратилось в прах.
«ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА»
Повесть «Шагреневая кожа» открывает цикл произведений Бальзака «Человеческая комедия», то есть является своеобразным предисловием. Бальзак писал так: «Шагреневая кожа – это отправная точка моего дела».
По жанру «Шагреневая кожа» – это философский этюд с элементами фантастики, это размышления автора о смысле жизни и закономерности смерти, о власти денег и о потере души. В центре романа – история молодого студента Рафаэля де Валантена, который приобрел кусочек шагреневой кожи (кожа особой выделки, напоминающая ослиную). Особенность этой кожи заключается в исполнении любых желаний владельца, однако взамен сокращается жизнь счастливого обладателя волшебной кожи: «Обладая мной, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Соразмеряй свои желания со своей жизнью».
Рафаэль де Валантен – фигура автобиографическая: Бальзак словно предсказал свою собственную судьбу, так как он укоротил жизнь непосильным литературным трудом и «сгорел» так же, как и его герой.
Среди литературных прототипов Рафаэля можно назвать Фауста (Гете) и Мельмота Скитальца (Ч.Метьюрен), которые заключили сделку с дьяволом.
В начале произведения Рафаэль – честолюбивый, но нищий молодой человек. Он носит титул маркиза, однако денег это ему не прибавляет. Лишившись состояния, герой решает жить «в труде и молчании», надеясь завоевать славу и деньги своим трудом. Он работает над двумя литературными произведениями, которые рассчитывает закончить в течение трех лет – веселую комедию и ученый трактат «Теория воли» (кстати, сам Бальзак считал, что воля является могучей силой, влиянию которой подвластны все живые существа) Однако случайная встреча заставляет героя изменить отшельнический образ жизни и попытаться добиться успеха, вращаясь в свете и покоряя женские сердца. В результате, влюбившись в красавицу-графиню Феодору, «женщину без сердца», увлеченную только собой, Рафаэль забывает о творчестве и науке, оказывается без средств к существованию и в отчаянии хочет покончить с собой. Перед смертью он случайно попадает в лавку антиквара, и самоубийство откладывается: антиквар дарит герою кусок шагреневой кожи. Вначале Рафаэль не верит в силу талисмана, но желания исполняются, он становится обладателем несметных богатств, а кожа неумолимо уменьшается. Герой уже не хочет умирать, но перед ним стоит тяжелый выбор: жить в свое удовольствие и тем самым обречь себя на скорую смерть или умерить свое воображение и вести жизнь отшельника. Автор не случайно ставит героя перед таким выбором. Бальзака всегда волновала проблема экономии жизненных сил, ведь сам он их тратил без счета, но при этом часто вспоминал философа Фонтенеля, который прожил сто лет, потому что экономил «свой жизненный флюид».
Чувство самосохранения оказывается для Рафаэля сильнее, и он отказывается от желаний, делая посредником между собой и миром старого слугу Ионафана, который должен предугадать желания своего господина раньше, чем они будут высказаны.
Данное произведение во многом напоминает роман О.Уайльда «Портрет Дориана Грея». В обоих произведениях показана деградация человеческой души, потому что по мере того, как исполняются желания героя, он становится все более несчастным. Нынешняя жизнь Рафаэля приносит ему меньше радости, чем та, когда он хотел покончить жизнь самоубийством. Когда герой становится наследником 6 млн., то не испытывает никакой радости: «Мир принадлежал ему, но он уже ничего не хотел».
Лишь на время Рафаэлю кажется, что он обманул судьбу. Встреча с Полиной Годен, любившей его еще в ту пору, когда он влачил жалкое существование, должна сделать его жизнь счастливой, ведь Полина обожает его без всякого волшебства. Но герой в очередной раз терпит фиаско. Жизнь полна мелких, порой незаметных желаний, кожа продолжает уменьшаться в размерах, и ее владелец чувствует себя все хуже и хуже. Он обращается к ученым в надежде растянуть магическую кожу, но ни зоолог, ни химик, ни физик не способны это сделать. Тогда Рафаэль просит врачей спасти его от преждевременной смерти, но и они бессильны. Единственной возможностью спасти себя, по мнению Рафаэля, становится уединение. Он поселяется в глухой деревушке, чтобы «приобщиться к внутренней жизни природы» и «освободиться от самого себя». Бегство Рафаэля – это своеобразная пародия на романтических героев, которые мечтали жить на лоне природы среди «естественных людей» и тем самым избавиться от мучающих их страстей. Однако сельская жизнь Рафаэля не представляет собой ничего поэтического: герой ведет животный образ жизни, но все равно продолжает чахнуть.
В итоге Рафаэль понимает, что жизнь невозможно изменить, переписать набело. Он осознал, что окончательно потерял свою душу. Однажды, заглянув в себя, он увидел, что «она поражена гангреной, что она гниет». В результате герой приходит к страшному выводу, что даже с помощью талисмана он не совершил ничего великого: кожа выполняла лишь то, о чем он просил, а попросить чего-нибудь великого у него не хватало сил. Поэтому смерть героя является закономерным финалом. Вернувшись в Париж, он умирает в объятиях Полины, не удержавшись от последнего желания, оказавшегося роковым.
Идея произведения состоит в том, что Бальзак хотел показать, как люди пытаются приспособиться к обществу, продать свою жизнь и чем заканчиваются эти попытки. Судьба Рафаэля де Валантена – это смерть в рассрочку, полное перерождение личности, которая одержима жаждой наживы.
АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА
Творчество О’Генри (наст. имя – Уильям Сидни Портер)
Творчество этого писателя начинает складываться в конце 90-х гг. 19 века–начале 20 века. Первоначально О’Генри никак не был связан с литературой – он работал кассиром в банке, но уже в это время его интересовали окружающие его люди, причем люди абсолютно разные. Однако постепенно наблюдательность будущего писателя и хорошее чувство юмора приводят к тому, что он начинает издавать еженедельный юмористический журнал «Роллинг стоун». Но скоро безмятежную жизнь О’Генри перевернула недостача в банке, и чтобы избежать ареста, писатель отправляется путешествовать и начинает профессионально заниматься журналистской деятельностью. Впоследствии эти материалы лягут в основу сюжетов многих произведений. Спустя некоторое время болезнь жены заставляет О’Генри вернуться, суд присяжных признает писателя виновным и на 5 лет отправляет в тюрьму. Именно там во время ночных дежурств О’Генри активно занимается написанием рассказов.
Первый рассказ был написан в 1899 году под названием «Рождественский чулок Дика-Свистуна». Всего О’Генри написал 287 рассказов, которые вошли в такие сборники, как «4 миллиона» (1906), «Горящий светильник» (1907), «Голос города» (1908), «Деловые люди» (1910), «Коловращение жизни» (1910). В 1904 году он пишет авантюрно-юмористический роман «Короли и капуста».
Привлекательность рассказов О’Генри для американского читателя заключалась в том, что они были просты и понятны любому, а также потому, что героями рассказов были обычные люди: безвестные художники, машинистки, продавщицы, ковбои, клерки, мелкие аферисты, фермеры, биржевые маклеры и т.д. Их жизнь О’Генри описывает одновременно и с юмором, и с сочувствием, он умело проникает в глубины простых человеческих чувств. Кроме того, во многих рассказах реализуется так называемая «американская мечта» (вера в хэппи-энд). В связи с этим многие критики отмечали, что О’Генри сумел внести сказку в обычную жизнь, в бытовые жизненные ситуации.
О’Генри называют мастером короткого рассказа. Эти рассказы отличает четкая композиция, захватывающая интрига и неожиданная развязка, причем развязка не одна, а две (первая, как правило, ложная). Несмотря на такую неожиданную развязку, многие читатели верили в реальность описываемых событий.
Большинство рассказов писателя является юмористическими, причем в таких рассказах смех вызывает не только комическая ситуация, но и речь героев («Родственные души», «Вождь краснокожих», «Персики») Однако в творчестве О’Генри есть рассказы, в которых смех звучит сквозь слезы. Их сюжеты во многом определены капиталистическим устройством общества («Дороги, которые мы выбираем», «Дары волхвов», «Мишурный блеск», «Последний листок»)
Одним из привлекательных образов в рассказах О’Генри является образ благородного жулика (Джеф Питерс). С одной стороны, он нахал и жулик, а с другой – он иронически относится к себе, любит приключения и не лишен добрых порывов.