Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 09:27, реферат
19 век был богат на революции и перевороты. Помимо французской революции, в 1848-1849 гг. происходят революции в Европе, на рубеже 1850-1860 гг. возникает революционная ситуация в России, США потрясает Гражданская война 1861-1865 гг.
В передовых государствах Европы и США продолжается промышленный переворот (появляются железные дороги, пароходы, телеграф). Однако множество технических изобретений, предназначенных улучшить жизнь, только подчеркивает несовершенство мира. Капитализм устранил социальную несправедливость (любой может стать богатым Þ знатным), но породил множество других несправедливостей. К власти приходит поколение, не знающее, что такое нравственность. Их золотой мечтой становятся деньги, а деньги и нравственность оказываются несовместимы. Это привело к тому, что героями практически всех произведений становятся люди глубоко безнравственные (Жорж Дюруа, Гобсек, Цахес, Клод Фролло).
«Детские и семейные сказки» получили широкое распространение во всем мире. Тематика сказок была разнообразна. Это и волшебные сказки, и бытовые, и сказки о животных. Особое место занимали сказки, в которых сталкивается добрый, умный и смелый герой (часто простой крестьянин) со злодеями и чудищами, которые олицетворяли злое начало мира.
Заслуги братьев Гримм в истории немецкой культуры очень велики. Они изучали средневековую немецкую литературу, мифологию германских народов («Немецкая мифология» 1835 г.), заложили основы немецкого языкознания («Немецкая грамматика» 1819 г.) В 1838 году братья Гримм задумали выпуск академического издания – «Словаря немецкого языка», первый выпуск которого был осуществлен в 1852 году. Окончательный выпуск словаря был завершен лишь в 1961 году, спустя почти 100 лет после смерти Якоба и Вильгельма.
ЭРНЕСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН
(1776 – 1822)
Он был одинаково замечателен как юрист,
как поэт, как музыкант, как живописец.
Фантастические произведения |
Сатирические символико-фантастические |
Новеллы |
Критика, опера |
Сб. «Фантазии в манере Калло» («Кавалер Глюк», «Дон Жуан», «Золотой горшок», «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера») Сб. «Ночные повести» («Песочный человек», «Майорат») Сб. «Серапионовы братья» («Советник Креспель», «Девица Скюдери», «Дож и догаресса», «Фалунские рудники», «Щелкунчик и Мышиный король», «Чужое дитя», «Королевская невеста») Сб. «Последние рассказы» |
«Крошка Цахес по прозванию Циннобер» «Повелитель блох» «Эликсир дьявола» «Житейские воззрения кота Мурра» |
«Необыкновенные страдания одного директора театра» «Угловое окно» «Мастер Иоганн Вахт» «Фермата» «Аргусова зала» |
«Жак Калло» «Ундина» (опера) |
Для Гофмана центральной темой является судьба человеческой личности. Наибольшее внимание уделяется личности художника, так как в нем раскрывается все лучшее, что заложено в человеке и не испорчено корыстными побуждениями и мелочными заботами.
Главная тема – столкновение художника с окружающей его пошлой средой, так как художник вынужден служить тем, кто чужд настоящему искусству. Художник для Гофмана – не профессия, а призвание, поэтому им может быть человек, занимающийся тем или иным видом искусства, но способный видеть и чувствовать.
Герой Гофмана иронически воспринимает окружающий его мир, пытается вырваться из его оков, однако писатель показывает невозможность Героя укрыться в мире мечты, так как герой бессилен перед реальностью.
«Крошка Цахес» (1819)
Какого художника занимали когда-либо
политические события? Он жил только своим
искусством и только с ним шел по жизни.
Но тяжелое, роковое время зажало человека в железный кулак,
и боль исторгает из него звуки, которые
прежде были ему чужды.
Сказка поражает своей причудливой фантастикой. Программный гофмановский герой Бальтазар принадлежит к числу романтических художников-энтузиастов, он способен проникать в сущность явлений и тайн, недоступных разуму обыкновенных людей. На протяжении всей повести этот герой ведет борьбу за истину, и в конечном итоге именно ему и его друзьям достается победа. Сюжетная линия Бальтазара и Кандиды имеет довольно счастливый финал, но он ироничен и именно эта ирония разрушает идиллическую концовку повести, которая была ориентирована на народные сказки, где добро всегда побеждает зло.
Образ Цахеса (как и образ Бальтазара) характерен для творчества Гофмана, у которого поэтическое видение мира сочетается с острой сатирой. Этот герой уродлив и внешне, и внутренне. История Цахеса помогает обличить не только бездуховность и злость его самого, но также трусость, равнодушие и верноподданничество немецких филистеров (филистер – это трусливый и самодовольный обыватель, мещанин, ханжа). Читателю предлагается поразмышлять над природой власти, над тем, как формируется общественное мнение, создаются политические мифы. Сказка о трех золотых волосках Цахеса приобретает зловещий обобщающий смысл, так как власть и сила заколдованных волосков безграничны и перед ними утрачивают значение таланты, знания, моральные качества, и даже любовь терпит крушение.
Образ Цахеса – один из пророческих в творчестве Гофмана. Он предсказывает появление диктаторской власти в Германии 20 века (диктатор – власть – толпа).
ПОЭЗИЯ ГЕНРИХА ГЕЙНЕ. «КНИГА ПЕСЕН»
Центральным произведением в творчестве Гейне стала "Книга песен", печатавшаяся на протяжении нескольких лет как отдельные циклы и стихотворные сборники. Впоследствии эти произведения были объединены автором в единый свод (1827). От цикла к циклу направленность стихотворений меняется. Ранние произведения находятся под влиянием готического "страшного" жанра, наиболее ярко представленного в романтической литературе "Ночными рассказами" Гофмана, а также поэзия Гейне испытывает сильное влияние фольклорной традиции. В дальнейшем влияние готической образности будет утрачено, и большое значение приобретет народный дух. Гейне составлял свою книгу, используя лучшие из своих стихотворений. Особенное внимание поэт уделял структуре сборника: расположение стихотворений в нем не случайно, каждый цикл идейно и тематически связан с другими. Каждое стихотворение имеет свой смысл, но смысл этот меняется, если рассматривать произведение в контексте книги в целом. История любви, которая, как кажется поначалу, лежит в основе сборника, перерастает в историю нравов бюргерского общества, в их сатирическую критику.
1) "Страдания юности" – в этом цикле ощущается сильное влияние романтической традиции и на уровне образов (таинственные, мистические персонажи, сны, адские силы, ожившие мертвецы), и на уровне приемов (контрасты, романтическое двоемирие). Но это лишь внешняя приверженность романтизму, без веры в состоятельность романтической идеи. Немецкие романтики не воображали несуществующего. Немецкий романтизм предполагал не создание нового, иллюзорного мира в творчестве, а вдумчивое отношение к существующему миру, и для него характерна идея наблюдения бесконечного в конечном. Романтики видят мир скованным конечными очертаниями предметов, но достаточно лишь пристально вглядеться в любой предмет – камень, лист дерева, узор на крыльях бабочки, чтобы увидеть движение вечной и бесконечной материи, почувствовать дыхание божества. В немецкой романтической эстетике (в отличие от английского романтизма) слабо развита категория воображения. Романтик настаивает, что виденные им чудеса не являются иллюзией, а представляют собой заново увиденный мир. Стихотворение, которое наглядно показывает сходства и отличия позиции Гейне по сравнению с романтиками – "Разговор на Падерборнском лугу". В этом стихотворении противопоставлены два героя: один мечтатель, фантазер, другой филистер (ограниченный, грубый, глупый и прожорливый мещанин). Стихотворение построено на гротескном контрасте образов: музыка, пасторальный пейзаж, образ любимой девушки и свиное хрюканье, гогот гусей, навязчивые и грубые звуки села. Люди, живущие исключительно материальными проблемами, становятся предметом насмешки Гейне на протяжении всего его жизненного пути. Герой-мечтатель у Гейне, однако, не пассивный созерцатель мира, это активный деятель, обладающий способностью к фантазии и острому восприятию действительности. В финале "Разговора..." лирический герой подтверждает, что многое в его картине мира вызвано мечтательностью и фантазией, присущими ему, но насмешки филистера не могут разрушить того мира, который создан в его душе. Герой Гейне видит несовершенство мира, но стремится не уйти от него, а жить, преодолевая это несовершенство, в борьбе с ним. Материальный мир оказывается тоже важен для Гейне: без любви к нему невозможна истинная, человечная духовность.
2) "Лирическое интермеццо" примиряет лирического героя с жизнью. Тоска по утраченной возлюбленной сменяется светлой печалью. Взгляд Гейне на мир в высшей степени оптимистичен. Поэт считает, что если жизнь несовершенна, это не значит, что ее не стоит прожить.
3) "Возвращение на родину" – стихотворения этого, наиболее объемного цикла представляют нам лирического героя словно возмужавшим, он пережил страдания жизни, но память о них не умерла. Однако то, что ранило впечатлительного юношу, вызывает в зрелом человеке насмешку. Над любовной темой начинает преобладать критика достижений буржуазной морали.
4) "Северное море" написано свободным стихом. Гейне при помощи верлибра стремился передать своеобразный ритм волн прибоя. Необычность избранной стихотворной формы (новой для немецкой литературы) вызвала восхищение читающей публики, и с той поры верлибр вошел в немецкую поэзию. Аналитическое начало "Книги песен" в последнем цикле усиливается. Герой стремится слиться с природой вдали от напрасных страданий и умствований. Однако природа у него не обожествляется, как у романтиков, она объективна, материальна и одухотворена. В "Северном море" герою Гейне открывается радость жить полными чувствами здорового и счастливого человека. Сам Гейне называл себя "последним романтическим принцем" своей "неромантической эпохи". Действительно, поэзия Гейне связана с романтической традицией. Но, в отличие от романтиков, Гейне сохраняет веру в здоровый, "дневной" взгляд на мир, веру в счастливое предназначение человека.
РАЗВИТИЕ АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 19 ВЕКЕ
В английской литературе 19 века, как и в других национальных литературах этого столетия, борются 2 направления: романтизм и реализм. Романтизм пришел в Англию из Франции (влияние революции 1789-1794гг.) и подчинил себе первую половину 19 века, хотя некоторые литературоведы считают, что истинный романтизм существовал всего четверть века. Начало романтизма в Англии связывают с 1798 годом, когда У.Вордсворд и С.Кольридж выпустили книгу стихов «Лирические баллады». Закат же этого направления вызывает многочисленные споры. Одни считают, что под романтизмом подвела черту смерть Байрона в 1824 году, другие связывают это явление с творчеством У.Хэзлитта, У.Лэндора и Т.Карлейля, а это уже середина столетия. Романтизм как метод наиболее отчетливо проявился в поэзии, а в прозе неизменно присутствовали как черты романтизма, так и черты реализма.
В английском романтизме можно выделить 3 основных течения (поколения):
1. поэты «Озерной школы» («лейкисты») – У.Вордсворд, С.Кольридж, Р.Саути
2. революционные романтики – Дж.Г.Байрон, П.-Б.Шелли, Дж.Китс
3. «лондонские романтики» – Ч.Лэм, У.Хэзлитт, Ли Хант
Родоначальником английского романтизма является Уильям Блейк (1757-1827). Свои основные произведения Блейк создал еще в 18 веке («Песни невинности», «Песни опыта», «Бракосочетание неба и ада») В 19 веке написаны «Мильтон», «Призрак Авеля» и т.д. Блейк считается основоположником космического мировоззрения. Центральный принцип поэзии Блейка заключается в следующих строчках:
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
По жанрам и форме поэзия Блейка – это картина контрастов. Поэт отражает жизнь в ее движении и контрастности, он стремится увидеть в малом и повседневном всеобщее и бесконечное, передать борьбу Добра и Зла. Блейк, создавая свои произведения, опирается на Библию, античную мифологию и английские народные легенды. Основные образы его поэзии – образы космические, полные громадных страстей и титанических сил. Блейк умело сочетает в своих стихотворениях иронию и патетику, лирику и сатиру. В своем творчестве он предвосхитил многие явления в искусстве на рубеже 19-20 веков и подготовил появление философской поэзии Байрона и Шелли.
Поэты «Озерной школы»
«Лейкисты» заявили о себе в 90-е годы 18 века как представители наиболее консервативного течения английского романтизма. Возглавили эту школу У.Вордсворд, С.Кольридж и Р.Саути. Этих поэтов объединяло не только то, что все они жили в «Краю озер» – Кемберленде (отсюда и название школы), но и общие черты их творчества. В 1798 году Кольридж и Вордсворд издали сборник «Лирические баллады». Вордсворд написал к нему предисловие, которое и стало манифестом английского романтизма:
1. предметом поэзии
должна стать сельская жизнь,
так как в простой и скромной
жизни с большей
2. следует описывать не только великие события, но и повседневную жизнь простого народа
3. необходимо обращаться к внутреннему миру человека, к противоречиям его души
4. взяли за основу
творчество Шекспира (его обращение
к национальным истокам и
5. полное отрицание
капиталистического прогресса, который
уничтожил вековые традиции и
обычаи Англии и привел
6. прославление крестьянского
труда, который в отличие от
труда рабочих изображается
7. смелое введение в поэзию разговорной лексики и простонародного языка.
Поэзия чартистов
Во второй половине 19 века в Англии набирает мощь первое массовое революционное движение рабочих (так называемое «чартистское»). В основу движения был положен документ «Хартия» (опубл. в 1838 году), в котором были изложены основные требования рабочего класса: отмена лордизма, борьба за избирательное право рабочих и женщин, борьба за отмену имущественного ценза и за повышение зарплаты. Данное движение породило особую литературу, которая была тесно связана с рабочим фольклором конца 18-начала 19 века. Также эта литература впитала в себя романтическое бунтарство Байрона и Шелли.