Международные отношения после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 08:56, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1. Рассмотреть ключевые события связанные с формированием Весальско-Вашингтонской системы международных отношений.
2. Исследовать условия договоров подписанных в рамках Версальско-Вашингтонской системы.
3. Проанализировать предпосылки распада Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

Файлы: 1 файл

ИМО1.docx

— 72.32 Кб (Скачать файл)

Английский  проект содержал лишь схему арбитража  между крупными державами, которые  объединялись в союз, целью которого было предотвращение внезапного нападения  одного из членов союза на другого. Английское правительство полагало, что это позволит сохранить её огромную колониальную империю.

Американский  проект в отличие от английского, не ограничивал членство в Лиге только крупными державами. Устанавливался принцип  взаимных гарантий территориальной  целостности и политической независимости  всех членов Лиги. Впрочем, возможность  пересмотра существующих государственных  образований и их границ допускалась, при условии, что три четверти делегаций Лиги признают их не соответствующими изменившимся национальным условиям и  принципам самоопределения наций.10

Уже в  Париже Вильсон составил новый проект устава, включив в него пункты о  переходе германских колоний и бывших владений Османской империи в  распоряжение Лиги, с тем, чтобы она  выдавала мандаты на управления этими  территориями малым странам. Предлагая  допустить в Лигу Германию и малые  страны, американцы рассчитывали, что  те попадут в экономическую зависимость  от США. Это, вкупе с предусматриваемым  уставом Лиги вмешательством в территориальные  споры, должно было ослабить позиции  Англии и Франции. «Вера Вильсона в коллективную безопасность как  панацею предполагала объединение  стран мира против агрессии, несправедливости и, что весьма важно, избыточного  эгоизма»11 То есть через ослабление идет приближение потенциалов стран. Поэтому многими людьми высказывалась мысль, что Лига наций – это инициатива США, и вот что Черчилль пишет по этому поводу: «Идея эта возникла в большинстве цивилизованных стран в течение трех последних лет войны, и для пропагандирования ее образовался ряд обществ как в Америке, так и в Англии»12

В конечном итоге устав Лиги стал компромиссом между английским и американским проектами. Работа по Уставу после длительных споров и согласований была завершена 11 апреля 1919 г. 28 апреля Устав был одобрен конференцией и вошёл в качестве составной части во все мирные договоры с Германией и ее европейскими союзниками - Версальский, Сен-Жерменский, Трианонский и Нейиский. Устав Лиги предполагал превращение Лиги наций в главный инструмент установления и регулирования нового мирового порядка. В вводной части Устава провозглашались основные принципы международного сотрудничества для достижения мира и безопасности: противодействие войне, развитие открытых и справедливых отношений на основе признания принципов международного права, строгого уважения и выполнения всех обязательств, вытекающих из международных договоров.

Первая  статья Устава определяла членство в  организации. В Лиге было представлено три типа государств. Первую группу составляли государства-учредители, подписавшие  Устав как часть мирного договора и перечисленные в приложении к Версальскому договору. Это были союзные и присоединившиеся к  ним державы. Вторая категория состояла из стран, которые не участвовали  в Первой мировой войне и поэтому  не входили в список подписавших  мирные договоры. В Лигу наций были приглашены войти (в случае их согласия признать Устав) шесть европейских, шесть латиноамериканских стран  и Персия.

К третьей  группе относились все остальные  государства. Для присоединения  к Лиге им было необходимо пройти специальную  процедуру голосования и получить согласие не менее двух третей государств, представленных на Ассамблее. Претендовать на вступление в Лигу имели право  любые государства, доминионы или "самоуправляющиеся" территории, включая колонии (это условие  было введено по предложению Британии специально для упрощения приема в Лигу Британской Индии.) Процедура  выхода из Лиги предусматривала заблаговременное (за два года) уведомление об этом всех остальных участников Лиги. При  этом отделяющееся государство было обязано в течение этих двух лет  по-прежнему выполнять все требования Устава и другие ранее принятые перед Лигой международные обязательства.

Главными  органами Лиги наций были Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат. Ассамблея представляла из себя собрание, состоявшее из представителей всех членов Лиги, и созывалась, как правило, один раз в год, в сентябре, или  при необходимости всякий раз, когда  возникала угроза миру. Ассамблея  могла рассматривать любые вопросы, касающиеся "мира во всем мире" и  соблюдения договоров. На заседаниях Ассамблеи  делегации стран должны были иметь  не более трех представителей, и  каждая страна имела один голос.

Совет Лиги состоял из постоянных представителей первоначально пяти главных союзных  и присоединившихся держав (Великобритании, Италии, США, Франции, Японии) и четырех  непостоянных, избиравшихся из членовЛиги на Ассамблее. Совет должен был собираться не реже одного раза в год и рассматривать  широкий круг вопросов, находившихся в компетенции Лиги или влиявших на поддержание мира во всем мире и  соблюдения договоров. Любое государство - член Лиги могло участвовать в  заседаниях Совета, если обсуждался вопрос, затрагивавший его интересы. Правила  принятия решений в Лиге регулировались пятой статьей Устава. За исключением  специально оговоренных случаев, все  решения, принимаемые на Ассамблее  и Совете, требовали консенсуса, то есть единогласного голосования.

Международный секретариат, согласно шестой статье Устава, располагался в Женеве. Он состоял  из генерального секретаря и "тех  секретарей и сотрудников, которые  могут потребоваться". Совет назначал генерального секретаря с последующим  его утверждением на Ассамблее.

Государства - члены Лиги признавали, что поддержание  мира требует сокращения национальных вооружений до возможно низкого уровня, который соответствовал бы национальной безопасности и международным обязательствам (статья 8). План сокращения вооружений составлялся Советом и предлагался соответствующим правительствам для рассмотрения. Такие планы должны были пересматриваться каждые пять лет. Члены Лиги обязались также обмениваться "полной и честной" информацией об уровнях вооружений, военных программах и военном производстве.

Одной из ключевых статей должна была стать  десятая статья Устава. В ней говорилось, что государства - члены Лиги принимают  на себя обязательства "противодействовать агрессии, уважать территориальную  целостность и существующую политическую независимость членов Лиги". В  случае любой агрессии или опасности  её возникновения Совет Лиги должен был определить средства и коллективные действия, с помощью которых можно  было выполнить указанные выше обязательства. Однако, четких гарантий или порядка  действий в случае угрозы агрессии статья не предусматривала, в документе  не было даже самого определения агрессии.

Любая война  или ее угроза против члена Лиги или любой другой страны должны были стать предметом обсуждения всей международной организации, которая  должна была предпринимать меры по сохранению мира (статья 11). В случае появления такой опасности генеральный  секретарь Лиги обязан был собрать  Совет по требованию одного из членов Лиги. Любая страна - член организации  имела право привлечь внимание Ассамблеи  или Совета к любым нарушениям нормальных международных отношений, угрожающим миру и доброму взаимопониманию  народов.13

Говоря  о причинах помимо уже сказанного Черчилль пишет: «…созданию Лиги способствовала все более и более укреплявшаяся  вера в выгоды экономического сотрудничества. К этому можно было бы добавить и другие причины, именно – то обстоятельство, что в течение более чем  четырех лет двадцать миллионов  человек сражались друг с другом и уничтожали друг друга, а теперь бойня эта приостановилась, и большинство людей думало, что она никогда более не повторится»14

Члены Лиги наций (12, 13, 14 статьи) были обязаны передавать спорные вопросы, угрожающие возникновением военных конфликтов, в международный  третейский суд или на рассмотрение Совета. С момента оглашения решения  третейских органов до объявления войны  должно было пройти не менее трех месяцев. Со своей стороны третейский суд  должен был принимать решения  в возможно более короткие сроки, а Совет был обязан в течение  шести месяцев после обращения  к нему одного или обоих участников конфликта изучить ситуацию и  представить Ассамблее соответствующий  доклад. Для решения конфликтов и  споров между государствами создавался Международный суд в Гааге.

В случае развязывания войны государством - членом Лиги такие действия должны были рассматриваться остальными участниками  Лиги как акт войны против всех них. В этом случае все государства  должны были прекратить всякие сношения с агрессором. Совет имел право  давать рекомендации правительствам заинтересованных государств касательно военных мер, необходимых для реализации принципов  Устава Лиги.

В эту  же статью был включен параграф об условиях исключения из Лиги наций  государств, нарушивших Устав. Для решения  об исключении требовалось большинство  голосов членов Совете при условии, что в дальнейшем это решение  было подтверждено всеми остальными членами организации.

Устав (статьи 23, 24, 25) впервые устанавливал правила  международного гуманитарного сотрудничества и общие стандарты трудовых отношений. Члены Лиги соглашались обеспечивать справедливые и гуманные условия  труда для всех мужчин, женщин и  детей как в своих собственных странах, так и во всех других странах и территориях, на которые распространяется их промышленная и коммерческая деятельность. Для контроля за соблюдением этого обязательства создавалась Международная организация труда (МОТ).15

Кроме того, Лига наций получила права контроля над торговлей опиумом и другими  опасными лекарственными средствами, а также торговлей оружием  со странами, в отношении которых "такой контроль необходим в  общих интересах". Также Лига должна была добиваться свободы торговых путей  и справедливого отношения к  торговле со стороны всех членов организации.

Члены Лиги обязались поддерживать и развивать  сотрудничество с национальными  организациями Красного Креста в  интересах содействия улучшению  здравоохранения, ограничению эпидемий и "облегчению страданий во всем мире". Таким образом: «Система, созданная  Лигой Наций, основанная на принципе коллективной безопасности, была весьма характерным проявлением благородного продвижения в направлении институционализации  международных отношений с целью  вписать их в юридическую схему, способную возобладать над силой  и дать гарантии адекватного силового решения для блокирования правовых нарушений»16

В 1920-е  годы число членов Лиги постоянно  росло. Ей действительно удавалось  разрешать некоторые локальные  споры. К сожалению, на серьезный  международный уровень Лига наций  так и не вышла её решения просто были бы проигнорированы. Важнейшим  направлением деятельности Лиги было предотвращение межгосударственной агрессии и сохранение послевоенного устройства мира. Однако в 1930-е годы страны, пострадавшие от жестких условий версальского мира, стали оправляться от удара  и начали наращивать свой военный потенциал, на что не последовало серьёзной реакции ведущих государств мира. А поскольку Лига Наций не могла сделать больше, чем страны-участницы, то её протесты просто игнорировались.

Соглашения, принятые в послевоенный период, являлись целым комплексом договорённостей, направленных на разрешение противоречий в Западной Европе, Африке, Ближнем  и Дальнем Востоке и Тихом  океане. В этом смысле Вашингтон  был одновременно как продолжением Версаля, так и началом его  пересмотра. Хотя Версальско-Вашингтонская  система очень быстро обнаружила свою недееспособность, она всё же завершила процесс мирного урегулирования и способствовала хоть и временной, но всё же стабилизации.

Важнейшим событием этого периода стал так  же Вашингтонская конференция 1921 – 1922 гг.

Целью конференции  было ограничении морских вооружений, проблема Д. Востока и бассейн  Тихого океана.

Конференция проходила с ноября 1921 г. по февраль 1922 г. в столице США Вашингтоне.

В ней  участвовали: США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия  и Португалия. Германия, лишённая по Версальскому договору всех владения на Тихом океане, и Россия - "ввиду  отсутствия единого правительства" - на конференцию приглашены не были. Однако делегация Дальневосточной  Республики прибыла в Вашингтон  без приглашения и вела там  переговоры вне рамок официальной  повестки дня с представителями  США и других держав, добиваясь  главным образом решения о  выводе японских войск с её территории.

Всего было подписано семь договоров и два  дополнительных соглашения.

США, Великобритания, Франция и Япония подписали сроком на 10 лет "договор четырёх держав" о неприкосновенности островных  владений и территорий на Тихом океане. Они обязались соблюдать статус-кво  в отношении принадлежащих им в Тихом океане островов и вступать в переговоры друг с другом в случае возникновения в регионе опасности для их прав и интересов со стороны какой-либо страны, не являющейся участницей договора, для принятия надлежащих мер каждой из сторон самостоятельно или вместе со всеми.

"Договор  четырёх держав" отменил военно-политический  союз Великобритании и Японии, заключённый в 1911 г. Сделано  это было для того, чтобы не  провоцировать недоверие между  великими державами. Это решение,  принятое под давлением Вашингтона, было неоднозначно воспринято  в разных странах. Многие полагали, что наличие союза с Японией  давало Западу инструмент воздействия  на политику Токио и могло  помешать превращению Японии  в экспансионистскую державу.  Вместе с тем, созданная многосторонняя  основа международного регулирования  в принципе создавала более  надежную базу для стабилизации  обстановки в регионе.6 февраля  1922 г. девять держав -- Китай, США,  Британская империя, Япония, Франция,  Италия, Бельгия, Голландия и Португалия --- подписали договор о принципах  политики в китайском вопросе  ("договор девяти держав"). Он  гарантировал суверенитет, независимость  и территориальную целостность  Китая, обязывая участников воздерживаться  от использования сложной ситуации  в Китае для получения особых  прав и привилегий. Все девять  стран подписали также договор,  обеспечивавший совместное регулирование  китайских тарифов и "равные  возможности" в стране в  области торговой и предпринимательской  деятельности. Державы также согласились  уважать права Китая как нейтрального  государства в случае войны,  в которой Китай не участвует.17

Информация о работе Международные отношения после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система