По отдельному
договору от 4 февраля 1922 Япония возвращала
Китаю суверенитет над Шаньдунским
полуостровом (переданным ей в Версале
в 1919 г.), а также железную дорогу
Циндао-Цзинань и территорию Цзяочжоу.
Глава японской делегации также дал обязательство,
что японское правительство не будет требовать
от китайского правительства выполнения
пятой группы "Двадцати одного требования"
Японии. ("Двадцать одно требование"
Японии - требования, предъявленные Японией
Китаю 18 января 1915 в целях установления
японского господства в Китае, политического
и экономического.) Они состояли из 5 групп:1-я
группа требовала, чтобы Китай безоговорочно
признал все условия, о которых Япония
в будущем договорится на мирной конференции
с Германией по вопросу о германской территории
в Шаньдуне, которая была арендована там
немцами и захвачена японцами в 1914г.;2-я
группа предусматривала продление срока
аренды Люйшуня (Порт-Артура), Даляня (Дальнего)
и Южно-Маньчжурской железной дороги Японией
до 99 лет;3-я группа предполагала превращение
Ханьепинского металлургического комбината
в смешанное японо-китайское предприятие;
-- 4-я группа обязывала Китай не предоставлять
какой-либо третьей державе гавани, бухты
или острова;5-группа содержала общеполитические
требования Японии: о приглашении Китаем
японских советников, создании единой
японо-китайской полиции в важнейших городах,
новых японских железнодорожных концессиях
в Китае и т.д.) «Вашингтонская конференция
обнаружила воочию два основных факта,
крайне важных для Великобритании: необычайное
усиление промышленной и финансовой мощи
Америки и ослабление связей между Англией
и ее доминионами в связи с вовлечением
последних в сферу влияния транс-атлантических
республик»18
6 февраля
1922 г. США, Великобритания, Франция,
Италия и Япония подписали
"Договор пяти держав" об
ограничении морских вооружений.
Путь к его заключению открыло
согласие Лондона на предложение
США отказаться от "стандарта
двух держав", в соответствии
с которым Великобритания старалась
поддерживать общий тоннаж водоизмещения
своего военно-морского флота на уровне
флотов любых двух других великих держав,
вместе взятых. Новый план, представленный
США, предусматривал установление довольно
высокого уровня морских вооружений и
для Японии, хотя квота для нее была предусмотрена
меньшая, чем для США и Британии.
Договор
устанавливал пропорцию предельного
тоннажа линейного флота его
участников: США - 5, Великобритания - 5,
Япония - 3, Франция - 1,75, Италия - 1,75.
Договор
ограничивал размеры судов, подлежащих
закладке в будущем. Ни одна из держав
не должна была приобретать или строить
линейные суда водоизмещением более 35
тыс. т. На этом настаивали США, поскольку
Панамский канал не мог пропускать
боевые корабли большего тоннажа, а
Соединенным Штатам было крайне важно
иметь возможность свободно перебрасывать
свой флот из Атлантического океана в
Тихий и обратно.
Впрочем,
общий тоннаж военно-морского флота
держав не ограничивался, что фактически
сохраняло превосходство флота
Великобритании. США, Великобритания и
Япония согласились сохранить статус-кво
в вопросе береговых укреплений
и военно-морских баз. Они отказались
от дополнительного военного строительства
во всех точках региона за исключением
ряда оговоренных районов: Соединенным
Штатам было разрешено продолжать строительство
укреплений в зоне, прилежащей к
их побережью, у берегов Аляски, в
районе Панамского канала и Гавайских
островов. США отказывались от попыток
укреплять Алеутские острова, со
стороны которых они могли
угрожать Японии; Великобритания сохраняла
право заниматься усилением своих
позиций в островных владениях,
примыкающих к побережью Канады,
Австралии с прилежащими к
ней территориями и Новой Зеландии,
но отказывалась расширять базы в
Гонконге и в островных владениях
к востоку от 110 меридиана восточной
долготы; Япония принимала обязательство
не наращивать вооружения на Курильских
островах, островах Бонин, Амама-Осима,
Лушу (Люйшу), Формоза (Тайвань) и Пескадорских.19
Также устанавливался
десятилетний мораторий на новое
строительство судов и замораживалось
количество военно-морских баз на
Тихом океане.
Таким образом,
Германия и Советская Россия оказались
пострадавшими, что вызвало взаимовыгодное
сближение двух стран. Германия строила
на территории СССР запрещенную договором
военную технику и обучала
свои вооруженные силы. Советский
Союз получил официальное признание
статуса важной европейской страны
(1922), в результате его были вынуждены
признать также страны Антанты, иначе
Германия имела привилегированное
положение в торговле с Россией.
И СССР,
и Германия считали Версальский
мир несправедливым. Страны Антанты
сняли с себя всю ответственность
за мировую войну, хотя на самом деле
это была общеевропейская трагедия,
и вина за неё лежала на всех участвующих
сторонах.Слишком большая сумма
репарации, взысканной с Германии, привела
к инфляции и обнищанию больших
масс населения. Можно сказать, что
благодаря Версальскому договору возник
режим Адольфа Гитлера, выдвинувшего
популярные лозунги реванша.
II. Версальско-вашингтонская
система международных отношений
II.I Принципы нового
мироустройства
Подводя
итоги тому, что было сказано выше,
можно выделить следующие особенности
системы международных отношений
послевоенного периода:
- Создание Лиги Наций – органа коллективной безопасности в Европе. В предшествующие периоды уже появлялись такие мысли, но после первой мировой они получили своё юридическое оформление. Соответственно менялся принцип регулировки отношений между странами. Если раньше равновесие сил достигалось за счет большого количества двусторонних или же трехсторонних договоров, опутывающих всю Европу, то теперь страны объединялись и выступали единым фронтом ради общих интересов и главный из которых – мир в Европе. Создатели Лиги Наций считали, что мир будет прочнее при наличии этой общей силы, в пику пересечению множества личных, национальных интересов.
- Новый миропорядок активно пропагандировал юридическое, правовое основание международных отношений. Если раньше тайная дипломатия, нарушение договоров, считалось чем-то естественным, то после Первой мировой войны, осознав угрозу исходящую от такого типа политики, страны пришли к осознанию открытости взаимоотношений. О строгом соблюдении норм международного права, а так же данных ранее обязательств.
- Происходит ослабление колониальных империй: Германия (лишается своих владений), Англия и Франция, не могут рассчитывать на гарантии сохранения своих колоний, так как это не было юридически закреплено. Субъектами нового миропорядка остались только метрополии. Ослабление колониальных империй так же способствовало сближению их потенциалов, политическое поле в Европе создавалось из относительно равных по мощи государств. Больше не допускался излишний колониализм и империализм.
- Принцип демилитаризма. Во многом он остался на бумаге, но впервые была сформулирована мысль, что для государства достаточно столько оружия, сколько необходимо для защиты и безопасности.
- Были разработаны стандарты гуманитарного сотрудничества стран: гарантии соблюдения стандартов трудовых взаимоотношений, деятельность Красного Креста. То есть усилился внешний контроль за внутренней жизнью стран.
- Принцип единоличности заменяется принципом коллегиальности. Все решения по международным вопросам решаются совместно, что, во-первых, замедляет процесс принятия решения и следовательно мер, во-вторых, способствует снижению ответственности.
- Версальско-вашингтонская система в недостаточной мере учла национальные интересы отдельных государств, что во многом стало причиной Второй мировой войны. Перекройка территорий стран привела не только к ущемлению национальной гордости, но и к разрушению тех экономических связей, которые существовали.
- Стоит так же отметить, что за пределами версальско-вашингтонской системы долгое время оставался СССР, не входили в состав Лиги Наций и США. То есть два крупнейших геополитических центра функционировали за рамками созданной системы и уже по своим правилам.
II.II Деятельность Лиги наций по
разрешению международных кризисов
В первые
годы существования Лига наций была
центром организации борьбы против
Советского государства большевиков
в России. В Лиге Наций обсуждались
разнообразные планы интервенции
и разрабатывались общие дипломатические
акции против Советской России. В
связи с вражеской относительно
большевистской власти позицией Лиги
Наций, советское правительство
отрицательно относилось к ней, считая
ее деятельность вмешательством во внутренние
дела СССР. Здесь уже возникает
вопрос. А как же право наций
на самоопределение? А как же добрососедское
существование? Становиться очевидно,
что Лига Наций не столько заботится
о сохранении мира, сколько является
проводником определенной политики,
направленной на контроль за внутренней
жизнью государств.
Лига
наций осуществляла многочисленные
попытки устранить острые разногласия
между ее главными участниками. С
целью устранения преград относительно
вступления Германии в Лигу Наций
и прекращения вражды, которая
оставалась между Германией и
государствами-победителями в Первой
мировой войне, в 1925 году была созвана
Локарнская конференция. Главным ее
итогом стали соглашения между Германией
с одной стороны и Францией
и Бельгией с другой по поводу неприкосновенности
их общих границ, а также отказ
от войны как средства решения
территориальных проблем. Той же
цели служили соглашения о репарациях
(план Дауеса 1924- 1925 гг., план Юнга 1929-1930
гг.). В 1926 г. дипломатическую изоляцию
Германии удалось преодолеть, и она
вступила в Лигу Наций.20
Наиболее
показательны два инцидента: агрессия
Японии против Китая и конечно, Мюнхенский
сговор. Как же Лига наций отреагировала
на эти события?
В тот
самый день, когда началась японская
агрессия в Маньчжурии, в Совете
Лиги наций приступал к исполнению
своих обязанностей в качестве члена
Совета представитель Китая доктор
Альфред Ши. Он сразу же официально
обратился к Лиге наций, требуя немедленного
вмешательства для прекращения
агрессии против Китайской республики.
Но Совет Лиги наций по просьбе
Японии отложил обсуждение вопроса.
И только 30 сентября Совет Лиги по
настоянию китайского делегата все
же рассмотрел вопрос о японской агрессии.
Однако кроме обращения к обеим
сторонам, в котором Совет просил
обе стороны ускорить нормализацию
своих отношений, он не предпринял никаких
практических шагов для разрешения
конфликта и сдерживания агрессора.
Расчёт японского империализма оправдался
и Великие державы не предприняли
никаких активных действий в знак
протеста. Совет отложил дальнейшее
рассмотрение вопроса на 14 октября
1931 г.
Тем временем
в Маньчжурию продолжали прибывать
транспорты с японскими войсками.
Одновременно японский представитель
в Лиге наций не переставал заверять,
что Япония не желает никаких территориальных
приобретений и эвакуация войск
уже началась.
24 октября
Совет Лиги принял резолюцию,
в которой предложил Японии
в трехнедельный срок вывести
свои войска из Маньчжурии. Но
по Статуту Лиги наций этот
документ не имел никакой юридической
силы, так как он был принят
не единогласно – Япония проголосовала
против.
Двумя днями
позже, 26 октября, японское правительство
опубликовало декларацию, которая заключала
в себе основные принципы японской
политики в Маньчжурии. Декларация
провозглашала “взаимный отказ
от агрессивной политики”; “уничтожение
всякого организованного движения,
нарушающего свободу торговли и
возбуждающего межнациональную
ненависть”; “обеспечение охраны во всей
Маньчжурии прав японских граждан” и
“уважение договорных прав Японии”.
Китайское правительство заявило,
что готово во всем пойти навстречу
Японии, если та отзовет свои войска.
Но было очевидно, что подобные декларации
публиковались лишь с целью предотвращения
возможных протестов западных стран. Тем
временем военная оккупация Маньчжурии
продолжалась.
Действия
Японии находили поддержку английского
национального правительства, пришедшего
к власти в августе 1931 г. в условиях
серьёзного внутриполитического кризиса.
Оно держалось в вопросе о
японской агрессии не только пассивно,
но и явно благожелательно. Незадолго
до начала захвата Манчжурии Япония
завязала с Англией переговоры о
фактическом разделе Китая на
сферы влияния. Усиление Японии в
Китае означало бы ослабление в этом
регионе США, что было на руку Англии.
Уверенная на лондонских переговорах
в полном нейтралитете Англии, Япония
смело начала осуществлять свои планы.
Иной
была позиция США, интересы которых
были напрямую затронуты японской агрессией.
5 ноября 1931 г. американское правительство
отправило Японии резкую ноту, в
которой высказывался протест против
любых переговоров между Японией
и Китаем до прекращения военной
оккупации. Одновременно американская
дипломатия добивалась в Лондоне
и Париже общего дипломатического выступления
против Японии, однако все её усилия
оказались тщетными.21
На очередной
сессии Лиги наций, открывшейся в
Париже, 16 ноября, Англия выдвинула
предложения по урегулированию конфликта.
Эти предложения сводились к
тому, чтобы Китай, не претендуя ни
на какие предварительные гарантии,
вступил в непосредственные переговоры
с Японией и обязался уважать
договорные права Японии в Манчжурии.
Япония же уведёт свои войска тогда, когда
сочтёт себя вполне удовлетворённой. Здесь
видна уже прямая поддержка Японии
Англией, однако против этих предложений
снова выступили США.