Международные отношения после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 08:56, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1. Рассмотреть ключевые события связанные с формированием Весальско-Вашингтонской системы международных отношений.
2. Исследовать условия договоров подписанных в рамках Версальско-Вашингтонской системы.
3. Проанализировать предпосылки распада Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

Файлы: 1 файл

ИМО1.docx

— 72.32 Кб (Скачать файл)

Для ознакомления с положением на месте, Совет Лиги наций, по предложению Японии, решил  создать комиссию, вошедшую в историю  как комиссия Литтона. Расследование этой комиссии не принесло никаких практических результатов, что ещё раз подтвердило недееспособность Лиги наций, как миротворческой организации.

Важнейшими  вопросами, обсуждаемыми в Лиге Наций  на протяжении 1934-1939 гг., были итальянская  агрессия против Эфиопии (1935- 1936 гг.), нарушение  Германией Версальского мирного  договора в связи с ремилитаризацией Рейнской зоны (1936 г.), итало-немецкая интервенция  в Испании (1936-1939 гг.), увлечение Германией  Австрии (1938г). По мнению Киссинджера: «Первоначальная  реакция западных демократий на приход Гитлера к власти заключалась  в ускорении выполнения собственных  обязательств по разоружению. Германское правительство теперь возглавлялось  канцлером, который открыто намеревался  сбросить версальский порядок, перевооружиться  и затем проводить политику экспансии. Даже при этих обстоятельствах западные демократии не видели нужды в особых мерах предосторожности»22

Политика  западных государств в этот период — умиротворение агрессоров —  объяснялась старанием направить  фашистскую агрессию восточнее, против СССР. Эта позиция превратила Лигу Наций в прикрытие немецкой, итальянской  и японской агрессии против других стран. Этим и объяснялась беспомощность  Лиги Наций, которая не смогла осуществить  ни одного эффективной меры против фашистской агрессии накануне Второй мировой войны. Например, в октябре 1935 г. Ассамблея Лиги Наций по требованию ряда государств, в том числе СССР, приняла решение о применении экономических и финансовых санкций  против Италии, которая напала на Эфиопию. Однако, в связи с позицией западных государств, важнейшая часть итальянского импорта — нефть — не была внесена в список предметов, запрещенных  для ввоза в Италию. Это облегчило  и ускорило заинтересованность Италией  Эфиопии (1936 г.). В июле 1936 г. по требованию Великобритании и Франции решение Лиги Наций относительно санкций против Италии вообще было отменено. Вот что пишет Киссинджер о положении Италии: «В плане военной мощи Италия даже отдаленно не напоминала Великобританию, Францию или Германию. Но пустота, существовавшая вследствие неучастия Советского Союза в Лиге наций, сделала Италию полезным придатком в деле сохранения независимости Австрии и, в определенной степени, поддержания демилитаризации Рейнской области»23 В период итало-немецкой интервенции в Испании в 1936-1939 гг. некоторые западные государства добились от Лиги Наций того, что она не только не приняла никаких мер по сдерживанию агрессоров, а и вовсе уклонилась от рассмотрения этого вопроса. «Разве путем перевооружения Гитлер не воплотил на практике то, на что в принципе уже согласилось большинство членов Лиги? К чему реагировать, пока Гитлер не совершил конкретного акта агрессии? В конце концов, разве не для этого создана система коллективной безопасности? Рассуждая подобным образом, лидеры западных демократических стран уходили от трудных обязанностей по принятию тех или иных решений»24

Упрямая борьба СССР за создание системы коллективной безопасности на протяжении 1934-1939 гг. не нашла широкой поддержки в  Лиге Наций. Подписание 23 августа 1939 г. в Москве пакта о ненападении  между СССР и Германией (так называемый «пакт Молотова-Риббентропа») оттолкнул  от СССР последних сторонников системы  коллективной безопасности в западных странах. Для правящих кругов Великобритании, Франции и США дальнейшее пребывание СССР в составе Лиги Наций оказалось  нежелательным. Используя советско-финляндскую  войну 1939-1940 гг., которая едва не привела  к вооруженному конфликту между  СССР и Великобританией и Францией, как повод, западные страны добились того, что решением Совета Лиги Наций 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из этой организации. Деятельность Лиги Наций с этих пор, по сути, прекратилась, хотя формально она была ликвидирована лишь в апреле 1946 г. решением специально созванной для этого Ассамблеи.

Несмотря  на все свои недостатки и нелады, Лига Наций все же выполняла функции  сохранения мира. Лига Наций стала  первой в мире такого рода международной  организацией. Нынешняя Организация  Объединенных Наций (ООН) действительно  является прямой правопреемницей Лиги Наций.

 

 

II.III Регулирование торговых и гуманитарных отношений

 

Помимо  своих основных функций, Лига наблюдала  за Постоянной палатой международного правосудия и несколькими другими  агентствами и комиссиями, созданных  для решения международных проблем. Они включали Комитет по изучению правового статуса женщин, Комиссию разоружения, Организацию здравоохранения, Международную организацию труда, Комиссию мандатов, Международную комиссию по интеллектуальному сотрудничеству (предшественник ЮНЕСКО), Постоянный центральный  опийный совет, Комиссию для беженцев и Комиссию рабства. Несколько из этих учреждений были переданы Организации  Объединенных Наций после Второй мировой войны - Международная организация  труда, Постоянный суд международного правосудия (как Международный суд) и Организация здравоохранения (реструктурированный  как Всемирная организация здравоохранения) стали учреждениями ООН.

Организация здравоохранения Лиги состояла из трёх органов - Бюро здравоохранения, содержащее постоянных представителей Лиги, исполнительного  раздела Общего консультативного совета или Конференции, состоящей из медицинских  экспертов, и комитета здравоохранения. Целью Комитета являлись проведение расследований, надзор за функционированием  Лиги здоровья и получение готовых  работ, которые должны быть представлены на рассмотрение Совету. Организация  здравоохранения также успешно  работала с правительством Советского Союза в целях предотвращения эпидемий тифа, включая организацию  крупной просветительской кампании по поводу этой болезни.25

В 1919 году Международная организация труда (МОТ) была создана как часть Версальского Соглашения и стала частью операций Лиги. Ее первым директором был Альберт  Томас. МОТ успешно ограничила использование  свинца в красках и убедила  несколько стран принять восьмичасовой  рабочий день и рабочую неделю в сорок восемь часов. Она также  работала над тем, чтобы положить конец детскому труду, расширить  права женщин на рабочем месте  и установить ответственность судовладельцев за транспортные происшествия с участием моряков. Эта организация продолжала существовать после расформировании  Лиги, став учреждением Организации  Объединенных Наций в 1946 году.

Лига  хотела отрегулировать торговлю наркотиками  и учредила Постоянный центральный  опийный совет, чтобы контролировать статистическую систему управления, введённую вторым Международным  опийным соглашением, которое добилось производства, изготовления, торговли и розничной продажи опиума и  его побочных продуктов. Совет также  установил систему свидетельств импорта и экспортных разрешений для законной международной торговли наркотиками.

Комиссия  по вопросам рабства стремилась искоренить рабство и работорговлю людьми во всём мире и боролась с проституцией. Её основным успехом являлось давление на правительства, которые управляли  переданными под мандат странами, чтобы положить конец рабству  в этих странах. Лига обеспечила обязательство  Эфиопии отменить рабство как  условие членства в 1926 году и работала с Либерией над отменой принудительного  труда и межплеменного рабства. Она также преуспела в том, чтобы уменьшить показатель смертности рабочих, строящих железную дорогу Танганьики, с 55 % до 4 %. Отчёты были сведены к  контролю рабства, проституции и  торговле женщинами и детьми.26

Под руководством Фритьофа Нансена, Комиссия по делам  беженцев заботилась о беженцах, включая  наблюдение за их репатриацией и, когда  необходимо, переселение. В конце  Первой мировой войны было два-три  миллиона экс-военнопленных, разбросанных по всей России - в течение двух лет  с момента основания комиссии, в 1920 году, она помогла 425 000 из них  вернуться домой. Она также учредила паспорт Нансена в качестве средства идентификации лиц без гражданства.

 

Заключение

 

Можно выделить несколько причин, которые сделали  послевоенную систему мирного урегулирования неустойчивой и неэффективной.

Версальский порядок не был всеобъемлющим. Прежде всего, из него "выпадали" СССР и  США - две крупнейшие державы, без  которых обеспечение стабильности в Европе в ХХ веке было уже невозможно. Фактически была восстановлена многополярная  структура европейских отношений  в духе европейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом казалось отсутствие на континенте стран, которые  бы слишком явно вырывались вперед по своим геополитическим и иным возможностям.

Именно  эти идеи и привели к тому, что  усилия Франции по максимальному  ослаблению Германии увенчались успехом: она была разделена на части, искусственно уменьшена в размерах и поставлена в крайне тяжелое экономическое  положение. Но потому же и сама Франция  усилиями Британии не получила преобладания в Европе и не смогла реализовать  в полной мере планы расширения своего влияния. Вот, что пишет об этом Киссинджер: «В течение двух столетий она[Франция] изо всех сил добивалась преобладания в Европе, а теперь, по окончании  войны, почувствовала неуверенность  в своей способности самостоятельно защитить собственные границы от побежденного враг»27

Но подобное европейское равновесие было возможно лишь при участии Пруссии, (место  которой занимала теперь единая Германия) и России. Новую европейскую безопасность предстояло строить, во-первых, в условиях объединившейся Германии, и, во-вторых, в условиях уменьшившейся в размерах и изолировавшейся от европейских  дел России.

К сожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств  было учтено, результатом чего и  стало раздробление Германии, что  позволило отсрочить конфликт между  интересами крупнейших европейских  стран и естественным стремлением  немцев к объединению. Второе же поначалу вовсе не было принято в расчет - в тот момент казалось, что участие  США в европейских делах является достаточным возмещением за уход из европейской политики России. В  этой ситуации срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подрывал основы Версальского порядка в том  виде, как он был задуман исходно.

Фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономического взаимодействия европейских стран. Дело в том, что  новое государственное размежевание полностью разрушало экономические  связи в Центральной и Восточной  Европе. Вместо единого рынка, проницаемого и достаточно открытого, Европа оказалась  территорией, разбитой на несколько  десятков маленьких, отгородившихся друг от друга таможенными стенами  рынков. Часто новые малые государства  остро соперничали не только в  политической, но и в экономической  области, полностью сосредоточиваясь на собственных хозяйственных трудностях и не пытаясь для их преодоления  предпринимать совместные усилия.

Провозглашённый принцип самоопределения наций  породил экономический раскол, преодолеть который европейские страны так  и не смогли. Это создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете. Европа оказалась  не готовой к принятию совместных решений по финансовым и экономическим  вопросам. К тому же экономическое  разорение Германии, раздавленной тяжестью наложенных на неё репарационных  выплат и не способной, поэтому выйти  из состояния депрессии с быстротой, необходимой для экономического подъёма не только в стране, но и  во всей Европе, оказало решающее воздействие  на негативное развитие ситуации.

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов  привёл к резкому ухудшению отношений  как между странами-победительницами, так и между ними и побеждёнными государствам и. Всё это вкупе  с внутринациональным кризисом большинства  государств привело к краху Версальско-Вашингтонской  системы и ко Второй Мировой войне.

Лига  Наций, первое рабочее заседание  которой состоялось 16 января 1920 года в Женеве, шла на поводу у Антанты. Не сумев ограничить агрессию Франции  против Германии (оккупация Рурской  области в 1923 году), Лига Наций утратила авторитет и возможности вмешаться  в более серьезные конфликты 1930-х  годов и предотвратить II мировую  войну.

Тот порядок, который был предложен Вильсоном  строился уже на новых принципах  мироустройства, отличных от того, что  было в XIX веке: «Вильсон предлагал такой мировой порядок, при котором противостояние агрессии базировалось бы скорее на моральных, чем на геополитических суждениях»28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Вашингтонская конференция по ограничению вооружений и тихоокеанским и дальневосточным вопросам 1921–1922. (Полный перевод актов и документов). – М., 1999.
  2. Афанасьева О. Краткий очерк Лиги Наций. – М., 1945.
  3. Аршинцева О.А. Обсуждение проблем Лиги Наций в правительстве Д. Ллойд Джорджа в 1916- 1918 гг. // Актуальные вопросы истории международных отношений. Барнаул, 1996.
  4. Ван дер Bee. История мировой экономики \ международных отношений глава 2. 1994г.
  5. Версальский мирный договор. Итоги империалистической войны, серия мирных договоров / Пер. с фр. Ю.Н.Ключникова и А.Сабанина. М.: Литиздат, 2001.
  6. Виноградов К.Б. Дэвид Ллойд Джордж. М., 1970. Германская история в новое и новейшее время. Т. 2. М., 2003, Стр. 259.
  7. Илюхина Р.М. Лига Наций. 1919–1934. – М., 1982.
  8. Клейменова Н.Е., Сидоров А.Ю. Версальско-вашингтонская система международных отношений. 1918-1939. М.: МГИМО МИД РФ, 2005. Гл. 2.
  9. Лан В.И. США. От первой до второй мировой войны. М., 1976
  10. Левандовский А.А.Россия в XX веке / А.А.Левандовский. – М. Просвещение, 2003. – 396 с.
  11. Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. Т. 1-2. М.: Издательство иностранной литературы, 1957., стр 258
  12. Мартин У. Силовая политика, М., 1978.,  стр 173.
  13. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Т.2. – М., 2000.
  14. Клеменс. 2012 Т.12 Выпуск 3 Журнал «Известия СГУ». Серия «История. Международные отношения».

Информация о работе Международные отношения после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система