Международные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 20:32, реферат

Описание работы

Последние десятилетия XIX века характеризуются усилением колониальной политики капиталистических держав, что было связано с началом перехода капитализма в стадию империализма. Начиная с 70-х годов XIX века происходят существенные изменения в международной обстановке, причиной которых явилась неравномерность развития капиталистических держав. В течение последних десятилетий прошлого века постепенно нарастал переход капитализма в его высшую, империалистическую стадию.

Файлы: 1 файл

Палестина.docx

— 67.07 Кб (Скачать файл)

В этом же свете, некоторые факторы, в том числе крах Османской империи, возникновение Первой Мировой войны и конфликт интересов европейских государств стали причиной появления сионизма и впоследствии создания Британией почвы для внедрения этого явления в Палестине в начале 20 века. Британское правительство, не пожелавшее принять присутствие своих соперников и союзников в период мировой войны в сфере своего влияния на Ближнем Востоке, намеревалось гарантировать свои монопольные интересы в регионе. В этом же свете, создав предпосылки эмиграции евреев мира в Палестину, и превратив этот район в национальную родину для евреев, оно создало крепкое место для обеспечения своих интересов и господства над арабским миром. 

Сионизм в качестве исключительного политического движения зародился в конце 19 века. Одновременно с началом Первой Мировой войны, общие интересы западных сверхдержав и сионизма привели к обнародованию Бальфурской декларации и, в конечном итоге, к оккупации Палестины и образованию сионистского режима. Обнародование 2 ноября 1917 года тогдашним министром иностранных дел Великобритании Джеймсом Бальфуром декларации по созданию в Палестине «национального государства евреев», фактически было олицетворением вышеуказанного союза. Между тем, светские лидеры сионизма вообще не верили в иудаизм. В этом же свете вначале они не расценивали Палестину как землю, которая должна превратиться в еврейскую страну. Примечательно, что идея создания еврейского государства впервые была сформулирована колониальными европейскими державами, стремившими обеспечить свои интересы в стратегическом ближневосточном регионе при создании в сердце этого региона сионистского государства. Палестина приобрела особое значение для Европы ввиду того, что она располагалась в сердце Османской империи на берегах Средиземного моря и Суэцкого канала. 

Возникновение политического сионизма целиком связано с именем Теодора Герцля (1860-1904), венского журналиста, автора книги "Государство евреев" (1896 г.).

Герцль не был первым сионистом, более того - он не был основателем сионистского движения. Он занялся еврейскими проблемами только после дела Дрейфуса, в 1895 г., когда поселенческий сионизм уже развил активную деятельность. Герцль не был также первым, кто начал открыто говорить о еврейском государстве - до него об этом говорили и Моисей Гесс (1812-1875, книга "Рим и Иерусалим", 1860 г.), и И.-Л.Пинскер ("Автоэмансипация", 1882 г.), и, еще раньше, основатели религиозного сионизма раввины Ц.-Г.Калишер и И.Алкалай.

Однако, настоящая заслуга Герцля состояла в том, что он смог облечь сионистское движение в форму "нормального" европейского политического движения - а только в такой форме современный западный мир мог принять его. Поскольку Герцль сосредоточил все свои силы только на идее еврейского государства, он смог эту идею продвинуть. Будучи венским журналистом, он понимал, каково влияние на мир "политических переговоров в свете современных средств массовой информации" и направлял все свои усилия не на практические дела, а на "рubliс rеlаtiоns". Иными словами, Герцль не создал сионизм, но одел его в "европейскую одежду".

В 1897 г. Герцль провел в Базеле первый Сионистский конгресс, на который он смог собрать "представителей евреев со всего мира". Таким образом, сионистская организация, созданная на этом конгрессе, стала в глазах мирового общественного мнения полномочным представителем еврейского народа, хотя на самом деле эти представители не были никем избраны и их вначале поддерживало в народе всего лишь незначительное меньшинство.

Первый конгресс -- Базель, 1897г.

Первый сионистский конгресс должен был состояться в Мюнхене (Германия). Однако ввиду противодействия руководства местной общины, как ортодоксального, так и реформистского, решено было перенести конгресс в Базель (Швейцария).

1897: "В Базеле я основал  еврейское государство" -

Первый сионистский конгресс выполнил задачи, намеченные Герцлем. По окончании конгресса Герцль записал в дневнике:

"В Базеле я основал еврейское  государство... Государство, по сути, уже основано, поскольку такова  воля народа."

Хотя сам Герцль не дожил до провозглашения еврейского государства, нет сомнения в том, что в Базеле он заложил основы государства Израиль.

Первый сионистский конгресс торжественно открылся в швейцарском городе Базеле в воскресенье 29 августа 1897г. Сто девяносто семь делегатов, представлявших сионистские организации всего мира, приняли в нем участие. В своем вступительном слове Герцль определил основную задачу конгресса и сионистского движения; с докладом о положении евреев выступил Макс Нордау. Затем делегаты участвовали в дискуссии и приняли важнейшие решения, которые стали основой всей деятельности Сионистской организации.  
  1. Была сформулирована платформа сионистского движения:

"Сионизм стремится к созданию  гарантированного международным  правом национального очага для  еврейского народа в эемле  Израиля".

Было решено, что национальным флагом еврейского народа будет бело-голубой флаг с Маген-Давидом (шестиконечной звездой).  
  Было решено, что для создания "Национального очага" необходимо вести работу по четырем направлениям:

а) поселение в земле Израиля (Эрец-Исраэль) евреев, которые будут заниматься сельским хозяйством, ремеслом и торговлей;

б) организация и объединение всего еврейского народа в ходе общей деятельности, в соответствии с законами той или иной страны, где проживают евреи;

в) усиление еврейского национального самосознания;

г) подготовительная работа с целью добиться от правительств разных стран согласия на осуществление цели сионистского движения.  
  Эта платформа была, по существу, компромиссом между сторонниками подхода, предложенного Герцлем, т.е. политического сионизма, и Ховевей-Цион, которые выступали за практический сионизм.  
  2. Была учреждена всемирная Сионистская организация и ее высший орган, Сионистский конгресс.

Был основан выборный орган Сионистской организации - Исполнительный комитет и избран президент сионистской организации.  
  3. Были выработаны правила выбора делегатов на Сионистский конгресс.

В основу этих правил был положен принцип, согласно которому Сионистский конгресс обладает статусом национального собрания, представляющего весь еврейский народ. Участниками конгресса должны быть выборные представители от различных еврейских общин.  
  4. Был разработан план создания других учреждений, которые будут способствовать достижению целей сионистского движения.

Впоследствии на этой основе были приняты решения о:

*создании банка для финансирования  деятельности сионистского движения, *создании Еврейского национального  фонда для приобретения земель  в Эрец-Исраэль.  
  После 1-ого Сионистского конгресса сионизм превратился в широкое демократическое движение еврейского народа с широчайшим спектром деятельности.

При помощи конгресса Герцль намечал:

а) наладить пропаганду сионизма в различных еврейских общинах;

б) обеспечить финансирование, необходимое для развертывания сионистской деятельности;

в) вести планирование иммиграции и поселенчества евреев в Эрец-Исраэль в преддверии получения "хартии" от правительства Османской империи.

Поскольку Герцль считал еврейскую проблему международной политической проблемой, он придал Сионистскому конгрессу форму еврейского парламента, соответственно его пост как президента Сионистской организации воспринимался как аналогичный главе государства.  
  Значение 1-го Сионистского конгресса в Базеле

1. Конгресс стал поворотным пунктом  в отношении международного общественного  мнения к еврейской проблеме; он освещался в сотнях национальных  и местных газет.

2. Конгресс укрепил идеологическую  основу сионизма.

3. Конгресс обозначил соединение  политического сионизма с практическим.

4.Конгресс сыграл роль национального  собрания, выразившего волю еврейского  народа, который, подобно другим  народам, стремился к национальному  самоопределению.

5. До 1-го Сионистского конгресса  Герцль представлял лишь себя  самого, отныне он возглавил большую  общественную организацию.

6. Политический сионизм стал  главным направлением в сионистском  движении.

7. Конгресс способствовал укреплению  демократического процесса в  сионистском движении, поскольку  представлял собой форум, где  обсуждался широкий диапазон  мнений.  
  Герцля избрали президентом Сионистской организации, для руководства деятельностью организации между конгрессами был избран Исполнительный комитет, который в полном составе именовался Большим исполнительным комитетом; постоянно работающие его члены составили Малый исполнительный комитет.

 

Декларация Бальфура и Британский мандат в Палестине

БА́ЛЬФУРА ДЕКЛАРА́ЦИЯ , декларация о доброжелательном отношении Великобритании к сионистским стремлениям евреев. Декларация Бальфура была направлена на имя лорда Лайонеля Уолтера Ротшильда (см. Ротшильд, семья) Артуром Джеймсом Бальфуром, британским министром иностранных дел, 2 ноября 1917 г. Она была опубликована спустя неделю. Декларация гласила: «Правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели. Вполне понятно, что не должно быть предпринято ничего, что может повредить интересам, как гражданским, так и религиозным, нееврейских общин в Палестине или правам и политическому статусу евреев в какой-либо другой стране». 

Имя Бальфура тесно связано с Декларацией, поскольку он был ее горячим сторонником, но окончательное решение принадлежало военному кабинету министров, который одобрил ее как продуманный политический акт. Великобритания была единственной среди великих держав, которая еще до Первой мировой войны на деле проявила свое сочувственное отношение к сионистскому движению. Довоенная связь Великобритании с Сионистской организацией явилась предпосылкой для Декларации Бальфура. Сионисты в Англии во главе с Х. Вейцманом заручились при помощи лорда Герберта Сэмюэла поддержкой сэра Марка Сайкса, одного из наиболее влиятельных советников британского правительства по делам Востока. Последний считал, что для Великобритании весьма важно утвердиться в Палестине и что сотрудничество с сионистами будет способствовать укреплению позиции Великобритании как участника англо-французского кондоминиума в Палестине, предусмотренного в соглашении Сайкс — Пико в мае 1916 г. (см.Планы раздела Палестины). 

Смена правительства, происшедшая в декабре 1916 г., благодаря которой Ллойд Джордж стал премьер-министром, а Бальфур — министром иностранных дел, и принятие решения о вторжении Великобритании в Эрец-Исраэль действовали в пользу просионистской политики, сторонником которой стал также лорд Милнер, видный член военного кабинета Ллойд Джорджа. В начале февраля 1917 г. Сайкс открыл переговоры с лидерами сионистов, приведшие впоследствии к Декларации Бальфура. 

Правительство Великобритании начало активно интересоваться идеей еврейского национального очага или еврейского государства в Палестине под протекторатом Великобритании. Это было вызвано не только желанием помочь евреям, но и мыслью, что настойчивое желание евреев учредить британский контроль над Эрец-Исраэль облегчит правительству Англии отказ от соглашения Сайкса — Пико и заменит предусмотренный в этом соглашении англо-французский кондоминиум другой формой британского управления. После февральской революции в России к этим соображениям прибавилась и надежда, что призыв к национальным чувствам русского еврейства привлечет его симпатии к делу союзников и тем самым остановит волну пацифизма, угрожавшую выходом революционной России из участия в войне. Принятию положительного решения по палестинскому вопросу препятствовал антисионистски настроенный еврейский Объединенный комитет по иностранным делам, состоявший из представителей Борд оф депьютиз иАнгло-еврейской ассоциации — двух представительных органов английского еврейства, пользовавшихся значительным влиянием. Но когда в июне 1917 г. Борд оф депьютиз большинством голосов выразил недоверие комитету, наметился путь к созданию проекта просионистской декларации, составить которую для рассмотрения правительством Великобритании Бальфур предложил Вейцману. Проект декларации был предложен военному кабинету в сентябре 1917 г., но противник просионистской политики, член правительства еврей Эдвин Монтегю добился того, что утверждение документа отложили и было решено проконсультироваться с президентом США Вильсоном. Американцы дали уклончивый ответ, и дело перестало продвигаться. Лишь после личного обращения Вейцмана к Ллойду Джорджу вопрос был внесен в повестку дня и в начале октября вновь подвергся обсуждению. Правительство продолжало медлить, решив снова посоветоваться с президентом Вильсоном и запросить мнение видных представителей еврейства — сионистов и антисионистов. На этот раз Вильсон не отнесся к предложению отрицательно. По-видимому, под влиянием доводов лидера американских сионистов Луи Брандайза Вильсон одобрил предлагаемую декларацию. Вопрос, который правительство Великобритании обсуждало осенью 1917 г., состоял не в том, должно ли оно способствовать удовлетворению сионистских стремлений при эвентуальном договоре о мире; теперь вопрос был поставлен в более узком плане — следует ли тут же принять на себя публичное обязательство о поддержке сионистов и таким образом сплотить евреев мира вокруг союзников. Поэтому неудивительно, что Бальфур, рекомендуя военному кабинету принять декларацию и добившись ее окончательного утверждения 31 октября 1917 г., подчеркивал главным образом ее пропагандистское значение. 

24 апреля 1920 г. Декларация Бальфура  была утверждена на конференции  союзников в Сан-Ремо, а 24 июля 1922 г. включена в текст мандата  Великобритании на Палестину, утвержденного Лигой Наций. Борьба за практическое осуществление декларации продолжалась на протяжении всех 30 лет британского правления в Эрец-Исраэль.

Брита́нский манда́т в Палести́не — это период, в течение которого на части территории распавшейся Османской империи на Ближнем Востоке был установлен режим управления Великобритании по мандату Лиги Наций.

Он продолжался с 1922 до 15 мая 1948. За несколько часов до окончания действия мандата, на основании Плана раздела Палестины, было провозглашено Государство Израиль. Помимо территории современного Израиля в состав Мандата входили территории современных Иордании, Иудеи и Самарии (Западного берега реки Иордан) и сектора Газа.

 

1. Создание

Во время Первой мировой войны по инициативе В. Жаботинского и И. Трумпельдора в составе британской армии был сформирован «Еврейский легион», который оказал британским войскам помощь в завоевании Палестины в конфликте с Османской империей. В ноябре 1917 года секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название Декларации Бальфура. В нём декларировалось, что Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа»[1].

После I мировой войны, на мирной конференции в Париже в 1919, «Палестина» была определена как область, включающая территории, на которых сегодня располагаются Израиль, Палестинская автономия, Иордания и северо-западная часть Саудовской Аравии. Было принято решение, что страна переходит под управление Великобритании в качестве подмандатной территории Лиги Наций. Решением Лиги Наций целью мандата было провозглашено исполнение Декларации Бальфура и создание в Палестине «Еврейского Национального очага».

В 1919—23 (Третья алия) в Палестину прибыли 40 тыс. евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на жесткие «квоты иммиграции», установленные британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тыс. Болота Изреэльской долины и долины Хефер были осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства. В этот период были основана федерация профсоюзов, «Гистадрут».

Арабские протесты против иммиграции евреев привели к Палестинским бунтам и в 1920 году, на основе еврейской организации самообороны «Ха-Шомер» была сформирована новая еврейская военная организация — «Хагана» (на иврите «Оборона»).[2]

На основании решений конференции в Сан-Ремо Лига Наций вручила в 1922 году Великобритании мандат на Палестину, объясняя это необходимостью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома».[3] Согласно мандату Британия обязалась:

Информация о работе Международные отношения