Международные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 20:32, реферат

Описание работы

Последние десятилетия XIX века характеризуются усилением колониальной политики капиталистических держав, что было связано с началом перехода капитализма в стадию империализма. Начиная с 70-х годов XIX века происходят существенные изменения в международной обстановке, причиной которых явилась неравномерность развития капиталистических держав. В течение последних десятилетий прошлого века постепенно нарастал переход капитализма в его высшую, империалистическую стадию.

Файлы: 1 файл

Палестина.docx

— 67.07 Кб (Скачать файл)

Но помимо Великих держав для Великобритании приходилось учитывать мнение еврейской и арабской общины Палестины, политические организации которых начинали играть важную роль не только внутри региона, но и на международном уровне. Особенно это касалось еврейского национального движения.

Хотя в годы Второй мировой войны сионистское руководство ишува поддержало Великобританию, несмотря на то, что Белая книга 1939 года нанесла существенный удар по сионизму, тем не менее, сионисты не собирались отказываться от своих политических целей (ярче всего это демонстрируют слова Давида Бен-Гуриона: «Мы будем бороться с Гитлером так, как если бы не было «Белой книги», и будем бороться с «Белой книгой» так, как если бы не было Гитлера»). В 1942 году принимается Билтморская программа, которая по сути дела призывала к созданию еврейского государства в Палестине. Давид Бен-Гурион считал, что если Первая мировая война дала еврейскому народу возможность создать национальный очаг на исторической родине, то Вторая мировая война даст построить уже национальное государство. Важность Билтморской программы заключается еще в том, что принятая в Нью-Йорке при активном участии американских сионистов означала переориентацию сионизма с Великобритании на США. Если раньше, в основном из-за англофильских настроений президента Всемирной сионистской организации Хаима Вейцмана, сионисты выступали за активное сотрудничество с Великобританией, то новые лидеры, такие как Бен-Гурион, считали, что надеяться на поддержку Лондона уже не получится, поскольку предыдущие двадцать лет правления англичан в Палестине показали, что возможностей при имеющейся британской политики создания еврейского государства все меньше и меньше. Как считает историк Сергей Щевелев, еще в 1938 году Еврейским Агентством в Палестине был взят курс на переориентацию на США [2]. Выбор в пользу Вашингтона объясним высокой степенью влияния американских евреев на собственное правительство, так и их финансовой мощью. Бен-Гурион понимал, что мир изменится после Второй мировой войны, и евреи должны использовать эти перемены в своих целях. Поэтому его радикальное требование немедленного создания еврейского государства (в Билтморской программе говорилось, что «Палестина должна стать еврейским сообществом, интегрированным в структуру нового демократического мира» [3], что было закамуфлированным требованием превращения всей Палестины в еврейское государство; это же требование было закреплено и на XXII конгрессе Всемирной сионистской организации в 1946 году в Базеле) резко контрастировало с позицией Хаима Вейцмана, считавшего переговоры единственным способом достижения целей сионизма. Но, как отметила историк Ирина Звягельская, «жизнь показала, что линия Бен-Гуриона, несмотря на безусловный радикализм, оказалась более жизнеспособной и больше отвечала непосредственным политическим задачам» [4].

Существовавшее сотрудничество между Великобританией и военными организациями политического сионизма в Палестине было мерой вынужденной (конкретно с Хаганой), однако в Лондоне на это смотрели с большим опасением, поскольку военный опыт, который могут получить бойцы Хаганы могут в дальнейшем использоваться и против самих англичан, что потом в действительности имело место быть в ходе развернувшегося с благословения Бен-Гуриона террора против британской администрации. 1 октября 1945 года будущий первый премьер-министр Израиля отправляет начальнику Генштаба Хаганы Моше Снэ шифрованную телеграмму с приказом начать вооруженное восстание против британской администрации в Палестине [5]. Конец 1945 и весь 1946 годы прошли в Палестине на фоне еврейского террора против англичан. В тот период среди еврейских военных организаций террористической активностью занимались Хагана (подконтрольная Еврейскому Агентству и социалистической партии МАПАЙ), Иргун (военная организация ревизионистов) и Лехи (наиболее радикальная крайне правая организация). Вес и возможности каждой из военных организаций зависел от веса и возможностей политических партий, которые стояли над ними, и наоборот. Реальность подмандатной Палестины представляла собой ситуацию, когда, как пишет историк Ирина Звягельская, «политические партии были тесно связаны с профсоюзными объединениями и опирались на федерации кибуцев и военные организации, что предопределило не только сильное политическое влияние в военных формированиях, но и то, что политический вес партии в значительной степени определялся мощью военной группировки, которую она контролировала» [6].

Среди наиболее известных терактов, устроенных бойцами еврейского военного подполья, были масштабная диверсия 1 ноября 1945 года, в ходе которой были совершены 153 взрыва на железных дорогах Палестины, и взрыв гостиницы «Царь Давид» 22 июля 1946 года в Иерусалиме, в которой размещалась британская администрация. И хотя официально политическое руководство ишува осудило подобные и прочие теракты, англичане вполне справедливо считали, что оно причастно к этим событиям. Несмотря на репрессивные меры, которые были приняты англичанами против еврейского терроризма (29 июня 1946 года в Палестине было введено военное положение, были опечатаны учреждения Еврейского Агентства, Ваад Леуми, Земельного фонда и др., а в 1947 г. по приказу главы МИДа Великобритании Эрнста Бевина высланы 4,5 тысячи еврейских беженцев, которые, по его мнению, были источником нестабильности [7]), курс на вооруженное восстание против англичан радикально настроенные лидера сионизма (а под радикальностью мы здесь понимаем требование создания еврейского государства и абсолютно свободную иммиграцию евреев в Палестину) не отменяли, а действия англичан только усилили антибританские настроения.

Понимая, что террор, какого бы он не был масштаба, не заставит англичан покинуть Палестину, политическое руководство ишува предприняло «надавить» на Великобританию через ее союзников по Антигитлеровской коалиции, международный вес которых увеличился к окончанию Второй мировой войны настолько, что Великобритания теперь отошла на третье место в негласной иерархии Великих держав. Как мы уже отмечали, выбор первоначально в пользу США как страны, которая «надавит» на Великобританию, объяснялся сильным влиянием американского еврейства на собственное правительство. В СССР политическая активность еврейского лобби отсутствовала в корне. Стоит тут добавить, что позиция СССР по отношению к палестинской проблеме в довоенные годы была не в пользу сионистов: «В 1920-1930-х годах в советской прессе велась активная антисионистская пропаганда… Сионистский вариант решения еврейского вопроса, несмотря на то, что положение европейского еврейства признавалось Москвой катастрофическим, по-прежнему считался «уловкой английского империализма». Выход из создавшейся в Палестине ситуации виделся советскому руководству только на пути «сплочения арабских и еврейских трудящихся масс Палестины, создания единого фронта всех прогрессивных антифашистских (как арабских, так и еврейских) элементов страны» [8]. И очевидно, что политиков типа Давида Бен-Гуриона и даже Хаима Вейцмана не могло устраивать. Поэтому выбор между СССР и США был сделан в пользу последних. Правда, добавим, что к помощи Советского Союза политическое руководство ишува вернулось в решающие для сионизма 1947-1948 годы.

В период правления Ф.Рузвельта США придерживались принципа необходимости недопущения создания еврейского государства в Палестине в одностороннем порядке. Рузвельт полагал, что «Палестина должна быть поставлена под совместную опеку христиан, мусульман и евреев» [9]. Впрочем, Рузвельт в период президентских выборов 1944 года, стремясь получить «еврейские» голоса, выступал в поддержку создания еврейского государства и свободной иммиграции в Палестину для евреев. Однако во время встречи с правителями арабских стран, он уверял их, что проблема Палестины может быть решена только с учетом мнений ее поликонфессионального населения. Подобную неоднозначную позицию Рузвельта можно объяснить элементарным нежеланием портить отношения с каждой из сторон: евреям говорить то, что они хотят услышать, а арабы должны знать, что американский президент не на стороне евреев [10].

Однако следующий американский президент Гарри Трумэн был настроен в отношении сионистского проекта куда лояльнее. Именно он стал требовать от Великобритании разместить еврейских беженцев из Европы в Палестине, а Белую книгу 1939 года, резко ограничивающую иммиграцию, отменить, поскольку она была принята без обсуждения ее в Лиге наций [11]. Именно давление, которое стали оказывать американцы на Великобританию, побудило последнюю выступить 13 ноября 1945 года с предложением о создании Англо-американского комитета по Палестине. Тот факт, что в эту рабочую комиссию англичане включили только американцев, говорит о том, что Великобритания не хотела вмешательства в палестинские дела (которые в Лондоне полагали сугубо внутренними для Соединенного Королевства) каких-нибудь других международных игроков, например, таких, как СССР. Англо-американский комитет по Палестине стал первой международной организацией, которая после войны приступила к решению палестинской проблемы. Обязательное наличие в нем англичан объяснимо уверенностью Великобритании, что этот комитет решит вопрос о Палестине в пользу продолжение мандатного управления.

Надежды англичан оправдались. Англо-американский комитет по Палестине выступил против предоставления независимости Палестине, причем неважно в какой это будет форме: останется ли Палестина единой, или же она будет разделена – любой из этих планов отвергался, и поэтому лучше будет Палестину оставить под британским мандатом [12]. Американская сторона комитета хоть и подняла вопрос о немедленной иммиграции 100 000 европейских евреев в Палестину, однако министр иностранных дел Великобритании Эрнст Бевин отверг это требование, сославшись на то, что новые иммигранты могут пополнить ряды сионистских военных организаций, а значит, представлять угрозу для британской администрации в регионе [13].

Чтобы как-то разрешить проблему Палестины, но при этом не привлекать к этому другие страны, и поскольку предложения Англо-американского комитета по Палестине не устраивали официальный Лондон, был выработан план Мориссона-Грэди, названный в честь Герберта Мориссона и Генри Грэди, возглавлявших английскую и американскую соответственно группу экспертов Англо-американского комитета по Палестине.

Суть этого плана сводилась к тому, что территория Палестины должна была быть разделена на четыре провинции: арабскую, еврейскую и две британские. Центральная власть во всей Палестине оставалась за англичанами, которые за собой оставляли вопросы внешней торговли, денежной системы, обороны, коммуникаций. В остальном провинции обладали автономией. Основная цель создания арабской и еврейской провинции – переложить столь раздражающие Великобританию проблемы иммиграции. После создания еврейской провинции она могла принять неограниченное число еврейских иммигрантов. И тем самым, англичане полагали, что требования сионистов по иммиграции будут удовлетворены, арабы получают свою провинцию, в которой не будут проникать еврейские беженцы из Европы, а фактически весь контроль над Палестиной по-прежнему будет в руках Великобритании.

Как видно, план Мориссона-Грэди был очередной попыткой англичан как угодно, но сохранить за собой владение Палестиной, тем более, что такие важные с точки зрения экономики вопросы как внешняя торговля и денежная система остаются в ведении Великобритании.

Однако этот план был отклонен как членами Лиги арабских государств нас конференции в Блудане (9 сентября 1946 г.), так и палестинским Высшим арабским комитетом (конференция в Лондоне в сентябре 1946 – феврале 1947 гг.) и Всемирной сионистской организацией (XXIII сионистский конгресс в Базеле 1947 г.).

Нереализованность плана Мориссона-Грэди не остановил желания англичан искать и дальше возможные пути решения палестинской проблемы в свою пользу. В феврале 1947 г. министр иностранных дел Эрнст Бевин выдвинул свой план выхода из палестинского кризиса, получивший название «план Бевина». Суть плана Бевина сводилось к тому, что Палестина остается на пять лет под управлением Британии, в течение этого срока происходят выборы в местный единый парламент, который и решит судьбу Палестины. Против этого плана выступили как арабы, так и евреи. Арабов не устроило то, что вопрос о Палестине опять откладывается пусть и на пять лет, а евреи не хотели иметь меньшинство в том парламенте, который может собраться в случае проведения выборов, поскольку численность евреев была значительно ниже арабского населения Палестины.

В конечном итоге, англичане, не сумев решить палестинскую проблему своими силами, ни с помощью своих западных союзников – американцев, ни с помощью арабов, ни с помощью евреев (и те, и другие хотели ухода англичан, что, понятное дело, не устраивало Лондон), решили вынести обсуждение судьбы Палестины на усмотрение Организации объединенных наций [14]. Логика британского правительства вполне понятна: поскольку к 1947 году было видно невооруженным глазом, что отношения между США и СССР, каждый из которых стремился создать свой военно-политический блок, уже находится в таком состоянии противостояния, что вряд ли Вашингтон и Москва смогут договориться одинаково по решению палестинской проблемы. В итоге, играя на противоречиях между США и СССР, англичане рассчитывали, что ООН просто пролонгирует Великобритании ее мандат, возможно, изменив условия владения, но фактически оставив контроль над Палестиной за Лондоном.

К февралю 1947 года, когда Великобритания передала вопрос о рассмотрении палестинской проблемы в ООН, на Ближнем Востоке все государства имели независимость. Лишь одна Палестина по-прежнему оставалась под британским мандатом. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение создать Специальную комиссию ООН по Палестине (UNSCOP; создана 13 мая 1947 г.), в состав которой вошли одиннадцать представителей нейтральных государств (Канада, Чехословакия, Нидерланды, Гватемала, Перу, Швеция, Уругвай, Иран, Индия, Югославия и Австралия). UNSCOP посетила Палестину, где провела встречи с членами Еврейского Агентства. Высший арабский комитет отказался сотрудничать с данной организацией ООН, что было ошибкой. В ходе работы UNSCOP ее члены стали свидетелями операции англичан по насильственной депортации 4500 еврейских беженцев (среди которых были 400 беременных женщин), прибывших в Палестину на корабле «Эксодус». Эта акция произвела впечатление на членов UNSCOP. Видя столь сложную ситуацию, комиссия, разделившись в итоге во мнениях о судьбе Палестины, большинством голосов вынесла решение о необходимости раздела Палестины на три части: одна отводилась под еврейское государство, другая – под арабское, а третья – под управление ООН (Иерусалим и его окрестности). Этот вариант в принципе устраивал сионистов с оговоркой, что они хотели большую часть территории Палестины под свое государство, чем им предлагала комиссия. Однако этот процесс требовал переходного периода. США предложили (и это поддержали англичане), чтобы в течение этого переходного периода Палестина по-прежнему находилась под управлением Великобритании. То есть как видно, англичане по-прежнему оставались в Палестине.

Поскольку палестинская проблема из сугубо локальной стала приобретать уже международный характер, СССР проявил интерес к этому региону. Желание Советского Союза вытеснить англичан из Ближнего Востока и по возможности самому там закрепиться заставили изменить свою позицию. Первоначально Москва выступала за отмену мандата и образования независимой Палестины без ее раздела на два государства. Однако в дальнейшем, видя, что такой вариант невозможен, СССР делает ставку на раздел Палестины. Ведь в Кремле полагали, что образование еврейского государства нанесет вред интересам Великобритании, поскольку окружающие Палестину арабские государства находятся под сильным британским влиянием. Появление еврейского государства, немыслимость существования которого воспринималось практически всеми арабскими странами (исключение можно сделать в отношении Трансиордании, чей эмир вел активно переговоры с сионистами), наносило вред политике Великобритании на Ближнем Востоке. Несмотря на враждебность сионизму как идеологии, СССР выступил в поддержку раздела Палестину и фактически выступил за образование Израиля.

Информация о работе Международные отношения