Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:15, курсовая работа
Актуальность исследования. Мусульманская правовая система - это правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственно
Введение 2
Глава I. Основы мусульманского права 6
1.1 Происхождение мусульманской правовой системы 6
1.2 Природа мусульманского права 9
1.3 Структура и источники мусульманского права 14
Глава II. Отрасли мусульманского права 17
2.1 Право личного статуса 17
2.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений 18
2.3 Гражданско-правовые отношения 21
2.4 Обязательства 22
2.5 Наследственное право 23
2.6 Уголовное право и судебный процесс 23
Заключение 27
Библиографический список 30
Оглавление
Введение 2
Глава I. Основы мусульманского права 6
1.1 Происхождение
мусульманской правовой системы
1.2 Природа мусульманского права 9
1.3 Структура и источники мусульманского права 14
Глава II. Отрасли мусульманского права 17
2.1 Право личного статуса 17
2.2 Правовое
регулирование брачно-семейных
2.3 Гражданско-правовые отношения 21
2.4 Обязательства 22
2.5 Наследственное право 23
2.6 Уголовное право и судебный процесс 23
Заключение 27
Библиографический список 30
Актуальность исследования. Мусульманская правовая система - это правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины вначале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII - Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.
После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Оттоманская империя и т.д.).1
На сегодняшний
день ислам является третьей религией
после христианства и буддизма по
количеству верующих, исповедующих эту
религию. Это не только граждане тех
стран, где ислам имеет статус
государственной или
Мусульманское право - это не только одна из старейших и наиболее распространенных в мире религиозно-правовых систем, но и значительная часть мировой правовой культуры, поэтому изучение проблем мусульманского права является достаточно актуальным вопросом науки сравнительного правоведения, требующим разностороннего подхода к его изучению. В настоящее время в мире происходят процессы интеграции и взаимодействия между странами, а, значит, интерес к изучению правовых систем других стран не угасает, а напротив, все более усиливается. В полной мере это относится и к странам исламского мира.
По мнению Р. Давида характерными чертами этого права является архаичность, казуистичность, отсутствие писанных систематизированных норм, которые во многом сглажены принятием в новейшее время законов кодексов - продуктов деятельности государства.2 В отличие от иных правовых систем, где религиозно-нравственный аспект не является основным, а скорее выступает в качестве второстепенного, мусульманское право изначально религиозно по своей природе.
Вопросы мусульманского права являются достаточно изученными в науке и отличаются большим своеобразием. Такие авторы как Л.Р. Сюкияйнен, Л. Петров и другие, осветили и проанализировали данную тему в своих произведениях. Следует особо отметить работу Буянского С.Г. - одного из исследователей, занимающегося вопросами мусульманского права, который в своих статьях занимался описанием особенностей мусульманского права. А также работу французских исследователей Р. Давида и К. Жоффре-Спинози, которые в своей книге «Основные правовые системы современности» в числе изучения прочих семей права дали характеристику источников, структуры и системы мусульманского права в целом.
В последнее время
Рассуждать о шариате значит коснуться важнейшей стороны ислама - одной из великих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает 1/6 населения современного мира. Попытка представить себе это явление, пусть даже в самом общем виде, осложняется тем, что до последнего времени ислам удостаивался серьезного внимания и объективного анализа разве только в академических изданиях. В средствах же массовой информации и обыденном сознании большинства граждан (прежде всего - немусульман) эта религия представлялась как достаточно примитивное, обращенное в прошлое учение, оправдывающее слепой фанатизм, нетерпимость и ограниченность. Считалось, что ислам не имеет будущего, да и к нынешним условиям мало подходит, поскольку сохраняет свои позиции лишь там, где налицо отсталость, средневековые пережитки, архаичные традиции. К пережиточным институтам причислялся сам ислам, а значит и шариат.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретической базой данной курсовой работы стали взгляды и концепции ученых И.В. Михайловой3, А.А. Вологдина4, К.И. Батыра5, М.И. Прудникова6, а также работы других авторов.
Объектом исследования является: мусульманская правовая система.
Предметом исследования стало становление мусульманской системы права и ее отраслевое разграничение.
Цель исследования: показать всю сложность, многогранность, специфичность такого феномена, как мусульманская правовая система.
Исходя из данной цели, можно поставить следующие задачи:
- определить понятие и характерные черты мусульманского права;
- проанализировать источники мусульманского права;
- определить отличительные особенности мусульманского права.
Методологические основы исследования данной работы составляют: общенаучные методы, такие как анализ, моделирование, частнонаучные - логический, исторический методы, а также системный, сравнительный, исторический и социологический.
Эмпирическая база исследования: включает анализ источников мусульманского права: Коран, Сунна, иджма, фетва, кияс, кануны - законы, принимаемые светской властью, фирманы - указы и распоряжения халифов. Данные источники представляют собой свод религиозных и правовых норм, содержащие нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права.
Одновременно с возникновением Арабского халифата формировалось и его право – шариат («праведный путь»), по мере решения границ государства расширялось и действие мусульманского права.
Мусульманское право изначально формировалось как важнейшая часть религии, носило конфессиональный характер. Важнейшей особенностью было то, что шариат регулировал отдельные сферы общественной и церковной жизни, а выступал как всеохватывающая нормативная система, имевшая относительно цельный характер. Единственный бог – Аллах обеспечивает единый и универсальный правовой порядок. Шариат является неотъемлемой частью мусульманской религии.7
Мусульманское право - это не только одна из старейших и наиболее распространенных в мире религиозно-правовых систем, но и значительная часть мировой правовой культуры. Истоки мусульманского права связывают с пророком Мухаммедом (571–632 гг. нашей эры), который в своих публичных проповедях изложил систему религиозных и правовых взглядов, полученных им, якобы, непосредственно от Аллаха. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. «Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и Сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда».8 В случаи же «молчания» Корана и Сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.
Во второй половине VIII в. выделилась группа богословов-законоведов, взявших на себя создание системы мусульманского права. На раннем этапе становления мусульманской юриспруденции выделились 2 школы. Первая - мекканская - получила наименование. Сторонники священного предания» (аскабаль-хадис), так как она делала упор на Коран и Сунну. Вторая, действовавшая преимущественно на территории Ирана, называлась «сторонники самостоятельного суждения» (асхаб ар-рай). Или был разработан метод аналогической дедукции (кийяс, араб. сопоставление, сравнение), который позволил упростить анализ правовых явлений. Значение этого принципа было столь велико, что он был принят в качестве одного из корней - источников мусульманского права, наряду с Кораном и Сунной. Наряду с принципом суждения по аналогии был выдвинут принцип иджма, обозначавший согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу. В соответствии с установленным порядком решения конкретных вопросов, отдельное толкование получило силу закона при одобрении мусульманской общины. Иджма, таким образом, исходила из конкретной авторитетной группы теологов и юристов. Иджма, как и Кийяс, признается многими мусульманскими правоведами каноническим источником права VIII-IX вв., представляли собой блестящий период разработки вопросов богословно-правового комплекса. До Х существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи-кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значимым, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые проблемы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний. В X в. мусульманское правоведение окончательно сложилось как самостоятельная дисциплина, относящаяся к категории религиозных наук. Предмет исламского правоведения включает в себя изучение 2 категорий норм: 1) ибадат - нормы, определяющие отношение верующих с Аллахом (правила культа и исполнения религиозных обязанностей) и 2) муамалят - нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, государством и подданными. Отношения с другими конфессиями и государствами. Эволюция мусульманского права в суннитской среде ознаменовалась рождением четырех школ суннитского законоведения - мазхабов.
Мусульманское право, в отличие от других правовых систем, не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религий ислама. Некий автор вправе был сказать: «Там где перестали применять мусульманское право, ислам больше не существует».
К XIII в. мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате национальное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственным «квартирам», получило территориальную «прописку». Подобно романо-германскому праву, периода кодификации, оно стало правом национальным. Дальнейшее развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существующих в рамках того или иного толка, а также создание общих положений, принципов единых для всех мусульманских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивный потенциал.
Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет и другие) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман. В тех странах, где доминируют фундаментальные позиции (Иран, Пакистан, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широки, включают различные институты, гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей. «Здесь наблюдается своеобразный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям, что закономерно влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права».9
Мусульманское право, не являясь самостоятельной отраслью науки,
выступает как одна из сторон религии ислама. Оно имеет две характерные и взаимообусловленные особенности: религиозное происхождение ("божественную природу") и тесную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом.10
Говоря об универсальном
характере ислама и его
нормативных предписаний,
"вера в государство", а мусульманское право (фикх) выступает как
собственным правом, так и религией. В исламе господствует концепция
теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Ислам, подчеркивает Рене Давид,- это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную, "божественную" природу.11 На основе единства и непрерывной связи в исламе "веры и государства", религии и права многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правила культа, а юридические нормы, если и совпадают с указанными правилами, то не имеют самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место.
Теология, которую содержит ислам, устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; а шариат, то есть предписание верующим, что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе "путь следования" и составляет то, что называют мусульманским правом. Это право указывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя и к тому же не различать своих обязательств по отношению к себе подобным, например, гражданские обязательства, подаяния бедным; и по отношению к богу это молитвы, пост и т. д. Таким образом, шариат основан на идее обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Санкцией за невыполнение обязанностей, возлагаемых на верующего, является грех того, кто их нарушает; поэтому мусульманское право уделяет не особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами.