Мусульманская система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Мусульманская правовая система - это правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственно

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Основы мусульманского права 6
1.1 Происхождение мусульманской правовой системы 6
1.2 Природа мусульманского права 9
1.3 Структура и источники мусульманского права 14
Глава II. Отрасли мусульманского права 17
2.1 Право личного статуса 17
2.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений 18
2.3 Гражданско-правовые отношения 21
2.4 Обязательства 22
2.5 Наследственное право 23
2.6 Уголовное право и судебный процесс 23
Заключение 27
Библиографический список 30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.96 Кб (Скачать файл)

Итак, тесная взаимосвязь  правовых и религиозных  предписаний  ислама,

религиозная основа мусульманского права,  его  "мусульманский"  характер  не вызывает сомнений. Это  реальный факт, подтверждаемый  анализом  особенностей мусульманского права  как системы действующих юридических  норм.

Опора на религиозные догматы  и  нацеленность  на  защиту  основ  веры

прослеживаются на уровне всех  отраслей  мусульманского  права.  К  примеру, нормы "личного статуса" - отрасли,  занимающей,  центральное место в системе мусульманского права действуют главным образом среди мусульман,  хотя  в современных условиях во многих  мусульманских странах религиозный принцип применения не распространяется на нормы,  регулирующие  вопросы  завещания, наследования  и  ограничения  правоспособности. Данные  нормы  запрещают мусульманке выходить замуж за немусульманина. Присутствующие при заключении брака свидетели должны быть мусульманами. Мусульманское гражданское  право (муамалат),   регулируя режим собственности, признает, что верховное право на любое имущество  принадлежит Аллаху. Предание Пророка о том,  что  некоторые  объекты, например, вода и земля, не могут быть предметом частной  собственности,  широко  используется при проведении аграрной реформы. Мусульманское  государственное  право  требует, чтобы правитель обязательно  был  мусульманином.   Значительная   часть   полномочий   главы государства носит религиозный характер и связана с защитой интересов ислама и контроль над выполнением правоверными своих религиозных обязанностей.

Согласно мусульманской  политико-правовой  теории,  законодательная

власть  в  мусульманском   государстве принадлежит   маджтахидам -  лицам, являющимся  наиболее  авторитетными   знатоками   религиозных   и   правовых вопросов. Целью мусульманского государства (имамата),  имеющего, по сути, теократический  характер,  провозглашается   реализация   всех   предписаний ислама, утверждение "мусульманского" образа жизни.

В мусульманском судебно-процессуальном  праве  выделяются  нормы,  в соответствии с которыми должность судьи могут  занимать  только  мусульмане, строго придерживающиеся в своей  личной  жизни  религиозных  и  моральных предписаний ислама. Сходные  требования  предъявляются  и  к  свидетелям  по большинству  дел.  Причем  мусульманское  право  отдает  явное  предпочтение показаниям  мужчин.  В  Коране  по  этому  поводу  говорится:  "И  берите  в свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то мужчину  и двух женщин, на которых вы согласны, как  свидетелей,  чтобы  если  собьется  одна, то напомнила бы ей другая. И пусть не отказываются свидетели, когда  их зовут... ".12 (Коран (II, 282)). Толкуя данное  положение  священной  книги  и конкретизируя  его  на  основе  сравнения  с  многочисленными  преданиями  о высказываниях Пророка, ученые юристы пришли к выводу, что по  преступлениям, за которые мусульманское  право  предусматривает  строго  определенные  меры наказания, принимаются свидетельские показания  только  мужчин - четырех по прелюбодеянию или двух по иным деяниям, представляющим наибольшую  опасность для общины верующих.

По менее значительным  правонарушениям  и  обычным  спорам  показания одного  мужчины  могли  дополняться  свидетельством  двух  женщин  и  лишь  в исключительных случаях, когда речь шла о чисто  женских  делах,  свидетелями были вправе выступать одни женщины. Особое значение данная отрасль  придает клятве именем  Аллаха,  с  помощью  которой  ответчик  может  доказать  свою невиновность. При  этом  действенность подобного способа защиты и его признание судом   связываются с особенностями  религиозной совести мусульманина, которая не  позволяет  ему  лгать  под  страхом  потусторонней божественной кары. В отдельных случаях только принесение религиозной клятвы является тем юридическим фактом, с которым мусульманское право связывает далеко идущие правовые последствия, к примеру,  при обвинении мужем своей жены, в нарушении супружеской верности.

Основной  идеей  регулирования  международных  отношений в   исламе является деление всех стран и народов по  религиозному  признаку  на  две группы: "мир ислама" и  "мир  войны".  Внешняя  политика   мусульманского государства, согласно  такому  подходу,  строится  в  зависимости  от  того, осуществляется ли она по отношению к мусульманскому или  немусульманскому государству. Заметное место в мусульманском международном праве  принадлежит институту  джихада - войны  с  отступниками  от  ислама   или   "неверными", совершающими агрессию против мусульман, вне зависимости  от  того,  являются ли они гражданами данного или любого другого государства. И  не  случайно  в наши дни отдельные мусульманские государства в  правовом  закреплении  основ внешней политики, прежде всего, ориентируются на "мусульманскую солидарность" и даже претендуют на защиту интересов мусульман,  проживающих  в  других странах.

Мусульманское уголовное  право (укубат)  в качестве  наиболее  опасных правонарушений  рассматривает  посягательства  на  "права   Аллаха",   среди которых особо выделяется вероотступничество, влекущее  смертную  казнь. Как правило, к совершившим  преступление  мусульманам  и  представителям  иных религий применялись различные меры наказания. Во  многих  случаях  раскаяние преступника, имеющее непосредственное отношение к его  религиозной  совести, освобождало его от наказания. И в то же время за отдельные правонарушения  в качестве санкции устанавливалось  религиозное  искупление.  Данная  отрасль мусульманского права предусматривает применение  чисто  юридических  санкций за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали,  то  есть, в качестве правовых нередко выступают религиозно - ритуальные  или моральные нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые  государством.  Так,  по мусульманскому праву, любой "грех", связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом.

Подобное положение характерно и для  современного  правового  развития мусульманских   стран.   Например,   законодательство   многих    государств предусматривает для  мусульман  уголовную  ответственность за  несоблюдение поста  во  время  Рамадана. Кроме того, на государственных   служащих возлагается обязанность  ежедневной   пятикратной   молитвы,   а   мужчинам запрещается работать и даже  находиться  в  женских  учебных  заведениях. А специальные мусульманские суды  в  Иране, созданные  для  борьбы  с   так называемой  моральной   деградацией,   могут  применять    наказания за пренебрежение мусульманскими традициями в одежде  или  нарушение  шариатских норм общественного поведения, в частности предусматривающих полную изоляцию женщин и исключение их контактов с мужчинами в общественных  местах. Раньше религиозный характер таких норм проявлялся в  том,  что  они,  как  правило, распространялись  только  на  мусульман.  Однако  сейчас, как показывает практика, данные  нормы  имеют   определенные требования и к лицам, принадлежавшим к иным вероисповедованиям.

1.3 Структура и источники мусульманского права

 

Наука  мусульманского  права,  или,  точнее,  доктринальное  изложение

мусульманских законов (фикх), имеет два раздела.  Она изучает "корни"  и

объясняет,  каким  образом,  и  благодаря  каким  источникам  возник  комплекс правил, составляющих божественный закон - шариат;  и  изучает  "содержание", то есть решения, содержащие нормы  материального  мусульманского  права.  По всей структуре, по своим  категориям  и понятиям мусульманское  право  весьма оригинально по сравнению  с иными правовыми системами.

Источниками мусульманского права выступают Коран, Сунна, иджма, фетва, кияс, кануны – законы, принимаемые светской властью, фирманы – указы и распоряжения халифов.

Основой мусульманского права, как и  всей  мусульманской  цивилизации, является  священная  книга  ислама -  Коран,  состоящая  из  высказываний  и проповедей Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету.

Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6 219  стихов  (аята).

Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и  лишь  около  500 стихов содержит предписания, относящиеся  к  правилам  поведения  мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать  как собственно  правовые (в основном это правила, относящиеся к браку  и  семье),  остальные  касаются религиозного ритуала и обязанностей. Большая часть  положений  Корана  носит казуальный характер и представляет собой конкретные  толкования,  содержащие правила поведения в  отдельных частных случаях. Но многие установления  имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости  от того,  какое  содержание  в  них  вкладывается.   В   последующей   судебно-богословской  практике  и  в  правовой  доктрине  в  результате   достаточно свободного толкования  они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.13

Вторым авторитетным и  обязательным для всех мусульман  источником права является  Сунна,  состоящая  из  рассказов  о  бытии  и  поведении  пророка, примером которого должны руководствоваться  верующие.  Сунна  -  это  сборник  адатов, то есть  традиций,  касающихся  действий  и  высказываний  Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников. Два крупных доктора ислама - Эль-Бокхари и Мослем - в IX веке нашей эры проделали кропотливую работу, чтобы выявить действительные  высказывания  пророка.  Работа,  проведенная ими и рядом других авторов того же периода, создала солидную основу, хотя  сегодня вызывает сомнение, все ли из собранных ими адатов действительно относятся к Магомету.14 Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Магомета, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.

По степени определенности, согласно мусульманской доктрине, все  нормы Корана и сунны делятся  на  две  категории.  К  первой  относятся  абсолютно точные и  не допускающие  различных  толкований  установления,  среди  которых  значатся все правила религиозного культа  и  некоторые  нормы, регулирующие взаимоотношения людей. Эта категория  норм  представляет  собой  понятные  и однозначные правила поведения, которые могут непосредственно  и  единообразно применяются на практике.

Вторую разновидность  составляют отвлеченные и недостаточно ясные

предписания, не только допускающие  различное понимание их смысла, но и

предполагающие конкретизацию  в разнообразных правилах поведения  на основе иджтихада (рационального приема), в результате которого правоведы - маджтахиды могут прийти к несовпадающим выводам. Без подобной конкретизации эти расплывчатые и многозначные предписания вообще не могут быть применены для оценки поведения людей и нормативно регулировать общественные отношения.

Третьим по значимости источником мусульманского права является иджма, представляющая собой совокупность мнений авторитетов ислама по вопросам толкования Корана и Сунны, по которым достигнуто общее согласие мусульманской общины. В силу общезначимости и единодушия в оценке положения иджмы становятся законом для мусульманина. Поскольку развитие общественных отношений после смерти пророка требовало выработки дополнительных способов их регулирования, ведущие богословы-юристы имели возможность пополнять их с помощью иджмы. Этот способ развития шариата получил название иджтихада. К иджме в качестве источника права примыкает фетва – разъяснения муфтиев по вопросам фикха (понимания правил поведения), а также общим принципам шариата.

Четвертый и наиболее противоречивый источник права – кияс, решение, принимаемое при рассмотрении дел судом при отсутствии прямого указания на то в официальных источниках. Кияс, с одной стороны, помогает более гибко строить отправление правосудия, а с другой – открывает широкую дорогу для судебного произвола.

Кануны, фирманы, правовые обычаи относятся к дополнительным источникам права. Они не должны противоречить  религиозным принципам, заложенным в основных источниках. Однако развитие внутригосударственных и межгосударственных отношений все больше усиливает  роль светских источников права.15

Глава II. Отрасли мусульманского права

2.1 Право личного статуса

Особое внимание в шариате  уделялось "праву личного статуса". В Арабском халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не сложился особый сословный  строй с присущей ему иерархией  неравноправных сословно-корпоративных  групп. По мусульманскому праву юридическое  положение лица определялось его  вероисповеданием. Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или  иудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату являлось также неравенство мужчины и женщины. 
            Поскольку согласно религиозным представлениям шариата субъектом права являлся лишь Аллах, то мусульманин рассматривался как носитель установленных богом обязанностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал свой религиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право на предусмотренные шариатом притязания и на другие юридические возможности. Поэтому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопрос о правоспособности, сколько о дееспособности лица, то есть о его возможности участвовать в сделках и в иных правовых актах. Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Право устанавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было известно также понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д.16

Информация о работе Мусульманская система права