Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:15, курсовая работа
Актуальность исследования. Мусульманская правовая система - это правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственно
Введение 2
Глава I. Основы мусульманского права 6
1.1 Происхождение мусульманской правовой системы 6
1.2 Природа мусульманского права 9
1.3 Структура и источники мусульманского права 14
Глава II. Отрасли мусульманского права 17
2.1 Право личного статуса 17
2.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений 18
2.3 Гражданско-правовые отношения 21
2.4 Обязательства 22
2.5 Наследственное право 23
2.6 Уголовное право и судебный процесс 23
Заключение 27
Библиографический список 30
Брачно-семейным отношениям ислам уделяет особое внимание, поскольку семья, а не индивид является основным субъектом права. Главенствующее положение в семье принадлежит мужу – главе семейства. Родство определяется по отцовской линии. Жена не входит в род мужа и обладает родовой автономией. Основное назначение семьи – продолжение рода, поскольку в условиях постоянных войн гибло большое количество народа. Безбрачие считается крайне нежелательным, а брак рассматривается как религиозная обязанность мусульманина.
Заключение брака и
состояние в нем тщательно
регламентировалось. Брачный возраст
был неопределенным, например сам
Мухаммед вступил брак с 9-летней девочкой.
Брачный возраст мужчины
- отсутствие прямых запретов – кровного родства, в том числе молочного; нельзя было заключать брак с женами приемных сыновей, достаточно часто и с иноверцами. Брак с христианками и иудейками доступен был только для мужчин, женщина могла выходить замуж только за мусульманина;
- у всех мусульман, кроме шиитов, требовалось формальное согласие жениха и невесты. На практике обязательным было согласие родителей, а при их отсутствии – лиц, их заменявших. Достижение половой зрелости часто игнорировалось, особенно при заключении принудительного брака (джебра);
- определяется выкуп за невесту (саадак или махр). Его размер зависел от социального положения брачующихся. Часть выкупа могла быть отсрочена, невеста могла требовать полной уплаты для вступления в брачные отношения и т.д.
У шиитов допускался временный брак. Сама процедура заключения брака не отличалась сложностью. Он удостоверялся кади в присутствии двух дееспособных свидетелей-мужчин. Мужчины должны быть мусульманами, лично свободными и достигшими половой зрелости. Нередко браку предшествовал брачный договор, в котором оговаривались взаимные права и обязанности супругов.
Коран разрешает мусульманину
иметь четырех жен и
Наиболее распространенное формой наказания является психологическое насилие. В мусульманских странах оно может включать устные угрозы развестись с женой, вступить в новый брак или забрать детей у жены, если она не будет исполнять указания мужа, запугивание, унижение, оскорбление, высмеивание с целью внушить женщине ощущение своей неполноценности. Психологическое насилие происходит как дома, так и на людях. Оно порождает чувство беспомощности, бессилия и угнетенности.
Физическое насилие включает рукоприкладство, нанесение ударов, в том числе с использованием предметов, связывание, отказ в предоставлении медицинской помощи, физическое изгнание из дома и пр.
Именно среди мусульман допустимость применения насилия в семье по отношению к жене и детям оправдывается ссылками на Откровение Аллаха. Вопрос остается дискуссионным не только на правовом, но и на богословском уровне и ключевым текстом в Коране является 34 аят 4 суры «Ан-Ниса» («Женщины»). Обратимся к первоисточнику. Ниже будет приведен русский перевод данного аята (4:34): «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины – благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, - поистине Аллах возвышен, велик!»18 (перевод И.Ю. Крачковского). Таким образом, буквальный текст Корана не оставляет сомнений в том, что телесные наказания жен являются допустимыми в исламе.19
Причинами расторжения брака могли служить смерть или отказ от ислама одного из супругов, длительное (не мене двух лет) отсутствие мужа, обращение одного из супругов в рабство, признание брака недействительным, развод по инициативе мужа (талак), обоюдное желание прекращения брачных отношений. Жена могла требовать развода при наличии определенных физических недостатков мужа, его отказа от супружеских отношений, жестокого обращения с ней или лишения ее содержания. Развод в таком случае допускался только по решению суда.
После развода жена остается в доме мужа на три месяца на предмет установления факта или отсутствия беременности. Если после развода рождается ребенок, он остается в доме отца. В случае смерти мужа вдова могла через четыре месяца и десять дней снова выйти замуж.20
В сфере гражданско-правовых отношений наиболее полно разработаны право собственности, обязательственные отношения, вопросы наследования. Гражданская дееспособность напрямую связана с религиозной принадлежностью, возрастом и психическим здоровьем. Немусульмане и рабы дееспособностью не обладали. Дееспособность считалась главным условием приобретения имущественных прав.
В мусульманской правовой доктрине дается разделение вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, имеющие индивидуальные признаки либо без таковых. В ней четко обозначены вещи, изъятые из гражданского оборота. К ним относились воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.д., а также так называемые «нечистые» вещи – вино, свинина, книги, противоречащие установкам ислама. Подробно в исламе дана классификация земельного имущества, способов возникновения права собственности на землю и другие виды имущества.
Частная собственность считается священной и неприкосновенной, поскольку она, прежде всего земельная собственность, ниспослана свыше, хотя и добыта трудом. Поначалу этим правом обладали только мусульмане, но со временем оно распространилось и на иноверцев, находившихся под их защитой. Хотя принудительное отчуждение имущества в общественных целях применялось крайне редко, тем не менее, при необходимости этой акции требовалось адекватное вознаграждение.
Природные условия Аравийского полуострова определили особый порядок пользования водой. Это нашло выражение в словах одного из хадисов: «Люди связаны тремя предметами – водой, травой и огнем». Право каждого заключалось в утолении жажды, возможности напоить скот, осуществит полив из общественного водоема. Если своим трудом человек соорудил колодец, провел воду, вода считалась его собственностью либо он пользовался преимуществом в его использовании.21
Обязательства в Арабском халифате делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Договор рассматривался как результат взаимного соглашения сторон. Обязательной формы договора не было. Он мог быть заключен как устно, так и письменно. При этом обязанность соблюдать заключенные договоры Кораном рассматривалась как священная. Однако договоры, заключенные в отношении вещей, изъятых их оборота, нечистых или с безнравственными целями, считались недействительными.
Наибольшее распространение получили договоры купли-продажи, хранения, найма имущества, займа, союза и товарищества. Купля-продажа допускалась лишь в отношении реально существующих вещей (однако ханифиты считали, что можно продать вещь, которая будет получена в будущем). При обнаружении у вещи скрытых недостатков договор мог быть расторгнут. На договор займа большое влияние оказывали запрет обращать должника в рабство и осуждение шариатом ростовщичества. Широкое применение караванной торговли, а также оросительного земледелия обусловили распространение договоров товарищества.22
Наследственное право отличается чрезвычайной сложностью. Оно усложняется еще тем, что сильно различается в многочисленных его направлениях. Общим для всех направлений ислама является наличие двух порядков наследования (по закону и по завещанию), невозможность завещания в пользу законных наследников, невозможность наследника отказаться от принятия наследства, ограничение обязанностей наследника активом наследственной массы. Воля наследодателя ограничена законом.
Для принятия наследства необходимы следующие три условия:
- к моменту открытия наследства наследник должен быть живым или зачатым;
- наследник должен быть связанным с наследодателем определенными в законе родственными узами, браком либо патронатом;
- наследник не должен быть устранен от наследства по законным основаниям (вероотступничество, рабство, недостойное поведение в отношении наследодателя и др.)
При наличии сыновей и дочерей первые получают по две доли, вторые – по одной. Преимуществом в наследовании пользуются дети, а за отсутствием таковых – другие родственники по мужской линии. Завещатель может распорядиться по своему усмотрению не более чем одной третьей своего имущества.23
Мусульманское право, хотя и определяется «божественным откровением», исходит из деятельности людей, не исключает возможности человека самому выбирать направление своей жизни. Соответственно отказ от надлежащего поведения рассматривался не только как юридическое нарушение, но и как религиозный грех, влекущий возмездие. Отсюда мусульманское право действия каждого лица определяло как:
- строго обязательные;
- желательные;
- разрешаемые;
- нежелательные, но ненаказуемые;
- запрещенные и строго наказуемые.
Главные ценности, на которые была направлена защита ислама, - религия, жизнь, разум, продолжение потомства, собственность. И в зависимости от посягательства на них все преступления делились на три группы:
- Преступления против основ религии и государства, за которые следуют строго определенные наказания – хадд. Они трактовались как посягательство на «права Аллаха» и не подлежали прощению. Сюда относились отступничество от ислама, бунт, сопротивление государственным властям, кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние и ложное обвинение в нем.
- Преступление против отдельных лиц, за которые назначены определенные наказания – кисас. Это убийства (умышленное и неумышленное), телесные повреждения. Для определения наказания здесь использовался принцип талиона. Однако кровную месть можно было заменить выкупом, если родственники убитого прощали виновного.
- Правонарушения, наказания за которые строго не установлены и меру наказания (тазир) избрал суд. Например, оскорбления, хулиганство, обмеривание, обвешивание, азартные игры и т.п.
В качестве наказаний применялись смертная казнь, телесные и членовредительские наказания, тюремное заключение, штрафы и конфискации, позорящие наказания (бритье бороды, лишение права носить чалму и т.д.), ссылка и высылка из страны.
Смертная казнь проводилась публично. За воровство Коран предписывал отрубать руку, за первую кражу отсекали правую руку, за повторную – левую. Однако такое наказание следовало, если стоимость украденного превышала ¼ динара. За употребление вина следовало наказание в 40 палочных ударов. Причиненный ущерб позволялось возмещать денежным выкупом потерпевшему или его родственникам. Так, родственники убитого могли простить виновного, в том случае им выплачивался выкуп в 1000 динаров (за женщину половина суммы).
Судебный процесс носил обвинительный характер. Дело начиналось по заявлению потерпевшего. Процессуальных различий по уголовным и гражданским делам не было. Суд обычно проходил публично, могли присутствовать все желающие. Судопроизводство носило устный характер, хотя судебные решения письменно фиксировались. Основными доказательствами были признания, показания свидетелей, клятвы. Суд носил непрерывный характер, решение должно было быть принято на одном заседании и не могло быть перенесено на следующий день. Судья не занимался сбором доказательств, а лишь оценивал представленные. Достаточными свидетельствами были показания двух свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинчатое доказательство. Обжалование приговора не применялось, однако судья мог изменить решение, если становились известными какие-либо новые обстоятельства дела.24
Самой главной отличительной
чертой мусульманского права является
его религиозное происхождение
и религиозная природа. Это прослеживается
в большинстве его норм и институтов.
В мусульманском уголовном
Исторически в доктрине не существовало единства мнений по вопросу о числе преступлений худуд. Всего насчитывают от пяти до семи деяний, за которые в мусульманском уголовном праве установлено определенное наказание худуд. Определенным оно является потому, что его вид и размер строго определены в Коране и /или Сунне и при доказанности обвинения суд не может избрать другой вид наказания или назначить другой размер такого же наказания.25