Мусульманская система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Мусульманская правовая система - это правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственно

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Основы мусульманского права 6
1.1 Происхождение мусульманской правовой системы 6
1.2 Природа мусульманского права 9
1.3 Структура и источники мусульманского права 14
Глава II. Отрасли мусульманского права 17
2.1 Право личного статуса 17
2.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений 18
2.3 Гражданско-правовые отношения 21
2.4 Обязательства 22
2.5 Наследственное право 23
2.6 Уголовное право и судебный процесс 23
Заключение 27
Библиографический список 30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.96 Кб (Скачать файл)

Мусульманское правоведение единодушно в отнесении к этой категории следующих пяти деяний: разбоя (хираба), кражи (сарака), употребления спиртных напитков (шарб), прелюбодеяния (казф). Иногда к ней относят еще и бунт или вооруженный мятеж и вероотступничество.26

В современном мире нормы  традиционного мусульманского права (шариата) возрождаются в некоторых  государствах. Из них наиболее последовательно  они воплощены в уголовном  законодательстве Ирана и Йемена. Вот какое определение наказания  худуд дает Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран 1991г. (далее УК Ирана) в статье 13: «Нормированным именуется такое наказание, вид, размер и порядок исполнения которого определяются в соответствии с исламским религиозным законом».27

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Историческая роль мусульманского права определяется в первую очередь характером господствующих в той или иной стране классовых сил. Она несет на себе отпечаток феодальной правовой формы с ее неопределенностью и

запутанностью, что обусловливает плюрализм  и противоречивость содержания как  системы  в целом, так и многих отдельно взятых норм. Поэтому существуют объективные основания  для акцента, как на пережиточных, так и на относительно прогрессивных элементах  мусульманского права. Тот факт, что  наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые  черты этого права: архаический  характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге Аллахе- утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать нормы шариата, хранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира, мусульманское право стало своеобразной мировой системой права.

Наиболее важна глубокая оригинальность мусульманского права  по самой его природе в сравнении  с другими правовыми системами  вообще, и с каноническим правом в частности. Мусульманское право, как и каноническое,- это право  церкви, право общины верующих. Но этим сходство и ограничивается; далее  идут существенные различия между мусульманским  правом и правом каноническим. Как  конфессиональное право шариат отличается от канонического права стран  Европы в том плане, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает  в качестве всеохватывающей и  всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран  Азии и Африки. Мусульманское право, вплоть до мельчайших деталей,- неотъемлемая часть религии ислама. Оно несет на себе характер откровений, как и эта религия. А тот, кто не подчиняется мусульманскому праву, грешник, который подвергается наказанию на том свете; тот, кто оспаривает решение мусульманского права,- еретик, который изгоняется из общества ислама. Наконец, сама общественная жизнь не создает для мусульманина других норм, кроме норм религиозных, неотъемлемой частью которых является мусульманское право.

Нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое воздействие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. И хотя мусульманские юристы еще долго будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые во всех иных сферах жизни, а не только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут, уже некоторые мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элементы как традиционного происхождения, так и заимствованные из западных стран. После трех значительных феномена вестернизации, кодификации и упразднения специальных удов, применявших мусульманское право, имевших место в XIX-XX веках, в положении мусульманского права произошли существенные изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании западных правовых моделей. За мусульманским правом здесь сохранилось значение в регулировании главным образом отношений "личного статуса".

Однако, в целом, мусульманское  право и его идеология еще  могут сыграть положительную роль на этапе радикальных общественных преобразований.

Ислам за довольно короткий исторический период сумел превратиться в мировую религию. Из небольшой  группы семитских племен выросла  огромная этноконфессиональная культурная общность, так называемый «мусульманский мир», с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. В средние века одним из важных инструментов создания такой культуры явилась арабизация. Можно даже сказать, что арабизация – неотъемлемая составная часть исламизации мира. Дело в том, что исламизация предполагала чтение Корана. Коран же написан по-арабски, и переводить запрещалось. Волей-неволей верующим приходилось изучать арабский язык и читать Коран в подлиннике.28

По всем вышеупомянутым причинам изучение мусульманского права

сохраняет и надолго сохранит свой интерес с социальной, политической,

международной точки зрения. Подводя итоги проделанной работы, обобщу: раскрыто происхождение, природа мусульманского права, структура и основные источники, а так же представлены отрасли мусульманского права.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Нормативные правовые акты

 

  1. Коран (Перевод: И.Ю. Крачковский) [электронный ресурс] http://www.arabic.com.ua/koran.php?tr=1
  2. Основной Низам Объединенных Арабских Эмиратов. Публичная бесплатная политико-правовая интернет-библиотека Пашкова Романа [электронный ресурс] http://constitutions.ru/archives/859
  3. Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран. СПб., 2008. - 343 c.

 

  1. Научные статьи, авторефераты, монографии, справочные и учебные издания

 

  1. Ацамба Ф.М. История религии / Высшая школа. Книга 2, 2004, - 776 с.
  2. Баишев Ж.Н. Общие принципы исламского права, теория доказательств и система наказаний. Алматы, 1996. - 80 с.
  3. Батыр И.А. История государства и права зарубежных стран. – М: Проспект, 2008. - 576 с.
  4. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. – М: Высш.шк., 2005. - 575 с.
  5. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М.: Международные отношения, 2003. - 400 с.
  6. Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 343 с.
  7. Крашенинникова И.А и Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран: учебник: в 2т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009 ,  – с. 544-545
  8. Крымский А.Е. История мусульманства. – М.: Кучково поле, 2003. – 464 с.
  9. Махарамов Я.А. Наказание по мусульманскому уголовному праву: понятие, цели, виды: диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / Махарамов Яхья Алянович; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад.].- Москва, 2009 [электронный ресурс] http://www.disserr.com/contents/360182.html
  10. Михайлова И.В. История государства и права зарубежных стран. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 559 с.
  11. Прудников М.И. История государства и права зарубежных стран. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 336 с.
  12. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 1997. - 240 с.
  13. Соломатин А.Ю. История государства и права зарубежных стран. – М.: Норма, 2009. – 496 с.
  14. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. - 237 с.
  15. Черниловский Е.В., Всеобщая история государства и права: Учебник, М.: Новый юрист, 1999. - 405 с.
  16. Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права // Мусульманское право. Структура и основные институты. - М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1984. - 314 c.
  17. Артемов В.Ю. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2010. №2. - с.88-90
  18. Артемов В.Ю. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2010. №5. - с.106
  19. Вестник Московского Университета. Серия. II. Право. 1997, №5 [электронный ресурс] http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats/avtoref151.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Крашенинникова И.А и Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран: учебник: в 2т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009 ,  – с. 544-545

2 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М.: Международные отношения, 2003. - с. 313

3 Михайлова И.В. История государства и права зарубежных стран. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 559с.

4 Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. – М: Высш.шк., 2005. – 575с.

5 Батыр И.А. История государства и права зарубежных стран. – М: Проспект, 2008. -576с.

6 Прудников М.И. История государства и права зарубежных стран. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 336с.

7 Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: Учеб.пособие. - М.: Высш.шк., 2005. – с.283

8 Ацамба Ф.М. История религии / Высшая школа. Книга 2, 2004, - с. 619

9 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп.  – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА×М), 2000. – с. 568

10 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. – с.7

11 Давид Р. Основные правовые системы современности М., 1988. – с. 386-387

12 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. – с.216

13 Жидков О. П. История государства и права зарубежных стран ч. 1. - М., 1996. – с.420-421

14 Давид Р. Основные правовые системы современности М., 1988. – с. 384

15 Михайлова И.В. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция». - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – с.319-320

16 Жидков О. А. История государства и права зарубежных стран ч.1. - М. Издательство НОРМА [электронный ресурс] http://lawtoday.ru/razdel/biblo/iqipzs/001/DOC_191.php

17 Михайлова И.В. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция». -  М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – с.321-322

18 Коран (Перевод: И.Ю. Крачковский) [электронный ресурс] http://www.arabic.com.ua/koran.php?tr=1

19 Артемов В.Ю. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2010. №2. – с.88-90

20 Михайлова И.В. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция». -  М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – с.323

21 Михайлова И.В. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция». -  М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – с.320-321

22 Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: Учеб.пособие. - М.: Высш.шк., 2005. – с.286

23 Михайлова И.В. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция». -  М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – с.323

24 Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: Учеб.пособие. - М.: Высш.шк., 2005. – с.287-289

25 Баишев Ж.Н. Общие принципы исламского права, теория доказательств и система наказаний. Алматы, 1996. С. 17,18

26 Артемов В.Ю. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2010. №5. – с.106

27 Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран. СПб., 2008. С.43

28 Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. – М.: Центр, 1997. – с. 196

 

 


Информация о работе Мусульманская система права