Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:15, курсовая работа
Актуальность исследования. Мусульманская правовая система - это правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственно
Введение 2
Глава I. Основы мусульманского права 6
1.1 Происхождение мусульманской правовой системы 6
1.2 Природа мусульманского права 9
1.3 Структура и источники мусульманского права 14
Глава II. Отрасли мусульманского права 17
2.1 Право личного статуса 17
2.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений 18
2.3 Гражданско-правовые отношения 21
2.4 Обязательства 22
2.5 Наследственное право 23
2.6 Уголовное право и судебный процесс 23
Заключение 27
Библиографический список 30
Мусульманское правоведение единодушно в отнесении к этой категории следующих пяти деяний: разбоя (хираба), кражи (сарака), употребления спиртных напитков (шарб), прелюбодеяния (казф). Иногда к ней относят еще и бунт или вооруженный мятеж и вероотступничество.26
В современном мире нормы
традиционного мусульманского права
(шариата) возрождаются в некоторых
государствах. Из них наиболее последовательно
они воплощены в уголовном
законодательстве Ирана и Йемена.
Вот какое определение
Историческая роль мусульманского права определяется в первую очередь характером господствующих в той или иной стране классовых сил. Она несет на себе отпечаток феодальной правовой формы с ее неопределенностью и
запутанностью, что обусловливает плюрализм и противоречивость содержания как системы в целом, так и многих отдельно взятых норм. Поэтому существуют объективные основания для акцента, как на пережиточных, так и на относительно прогрессивных элементах мусульманского права. Тот факт, что наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге Аллахе- утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать нормы шариата, хранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира, мусульманское право стало своеобразной мировой системой права.
Наиболее важна глубокая
оригинальность мусульманского права
по самой его природе в сравнении
с другими правовыми системами
вообще, и с каноническим правом
в частности. Мусульманское право,
как и каноническое,- это право
церкви, право общины верующих. Но этим
сходство и ограничивается; далее
идут существенные различия между мусульманским
правом и правом каноническим. Как
конфессиональное право шариат отличается
от канонического права стран
Европы в том плане, что он регулирует
не строго очерченные сферы общественной
и церковной жизни, а выступает
в качестве всеохватывающей и
всеобъемлющей нормативной
Нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое воздействие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. И хотя мусульманские юристы еще долго будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые во всех иных сферах жизни, а не только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут, уже некоторые мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элементы как традиционного происхождения, так и заимствованные из западных стран. После трех значительных феномена вестернизации, кодификации и упразднения специальных удов, применявших мусульманское право, имевших место в XIX-XX веках, в положении мусульманского права произошли существенные изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании западных правовых моделей. За мусульманским правом здесь сохранилось значение в регулировании главным образом отношений "личного статуса".
Однако, в целом, мусульманское право и его идеология еще могут сыграть положительную роль на этапе радикальных общественных преобразований.
Ислам за довольно короткий исторический период сумел превратиться в мировую религию. Из небольшой группы семитских племен выросла огромная этноконфессиональная культурная общность, так называемый «мусульманский мир», с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. В средние века одним из важных инструментов создания такой культуры явилась арабизация. Можно даже сказать, что арабизация – неотъемлемая составная часть исламизации мира. Дело в том, что исламизация предполагала чтение Корана. Коран же написан по-арабски, и переводить запрещалось. Волей-неволей верующим приходилось изучать арабский язык и читать Коран в подлиннике.28
По всем вышеупомянутым причинам изучение мусульманского права
сохраняет и надолго сохранит свой интерес с социальной, политической,
международной точки зрения. Подводя итоги проделанной работы, обобщу: раскрыто происхождение, природа мусульманского права, структура и основные источники, а так же представлены отрасли мусульманского права.
1Крашенинникова И.А и Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран: учебник: в 2т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009 , – с. 544-545
2 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М.: Международные отношения, 2003. - с. 313
3 Михайлова И.В. История государства и права зарубежных стран. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 559с.
4 Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. – М: Высш.шк., 2005. – 575с.
5 Батыр И.А. История государства и права зарубежных стран. – М: Проспект, 2008. -576с.
6 Прудников М.И. История государства и права зарубежных стран. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 336с.
7 Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: Учеб.пособие. - М.: Высш.шк., 2005. – с.283
8 Ацамба Ф.М. История религии / Высшая школа. Книга 2, 2004, - с. 619
9 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА×М), 2000. – с. 568
10 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. – с.7
11 Давид Р. Основные правовые системы современности М., 1988. – с. 386-387
12 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. – с.216
13 Жидков О. П. История государства и права зарубежных стран ч. 1. - М., 1996. – с.420-421
14 Давид Р. Основные правовые системы современности М., 1988. – с. 384
15 Михайлова И.В. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция». - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – с.319-320
16 Жидков О. А. История государства
и права зарубежных стран ч.1. - М. Издательство
НОРМА [электронный ресурс] http://lawtoday.ru/razdel/
17 Михайлова И.В. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция». - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – с.321-322
18
Коран (Перевод: И.Ю. Крачковский) [электронный
ресурс] http://www.arabic.com.ua/
19 Артемов В.Ю. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2010. №2. – с.88-90
20 Михайлова И.В. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция». - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – с.323
21 Михайлова И.В. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция». - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – с.320-321
22 Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: Учеб.пособие. - М.: Высш.шк., 2005. – с.286
23 Михайлова И.В. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция». - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – с.323
24 Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: Учеб.пособие. - М.: Высш.шк., 2005. – с.287-289
25 Баишев Ж.Н. Общие принципы исламского права, теория доказательств и система наказаний. Алматы, 1996. С. 17,18
26 Артемов В.Ю. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2010. №5. – с.106
27 Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран. СПб., 2008. С.43
28 Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. – М.: Центр, 1997. – с. 196