Национально-государственное строительство в СССР: основные этапы и итоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей национально-государственного строительства Советского Союза. Задачами работы является выявление связи этих особенностей с изменением и развитием общественных и экономических отношений, политической системы общества в СССР. Марксистская теория развития государства определяет историю развития государства как историю борьбы классов, на этой основе и писались все советские конституции. Ведь у власти была коммунистическая партия, и марксизм-ленинизм – ее официальная идеология.

Содержание работы

1.Введение
2.Национально-государственное строительство (1917-1921 гг.)
3.Национально-государственное строительство (1920-е - 1930-е гг.)
4.Устройство СССР в сталинский период
5.Закат СССР
6.Заключение
7.Список литературы

Файлы: 1 файл

Bondarev_A_V_Kursovaya_rabota_po_iogp_tema57_Na.docx

— 60.39 Кб (Скачать файл)

Федеральное Государственное  Бюджетное Общеобразовательное  Учреждение Высшее Профессиональное образование

Московский Государственный  Открытый Университет

Юридический факультет

Кафедра Истории отечественного государства и права

Курсовая работа по Истории отечественного государства  и права на тему: «Национально-государственное строительство в СССР: основные этапы и итоги»

 

 

 

Выполнил:

Студент юридического

факультета 2 группы:

Бондарев А.В.

 

 

Проверил:

Преподаватель

 Истории отечественного

государства и права

Палеолог М.В.

 

 

 

Москва

2013

 

Содержание

1.Введение

2.Национально-государственное строительство (1917-1921 гг.)

3.Национально-государственное строительство (1920-е - 1930-е гг.)

4.Устройство СССР в сталинский период

5.Закат СССР

6.Заключение

7.Список литературы

 

 

 

1.Введение.

История России знает периоды  постепенного развития своей государственности, когда поколение за поколением в  рамках одной царствующей династии происходило развитие социальных и  правовых институтов. Это поступательное движение вперед имело резкие взлеты (например, время реформ Петра Первого) и периоды постепенного развития. Развитие государства Российского  на основе преемственности традиций шло веками. Но есть в российской истории и период, когда все  действующие государственный институты  были разрушены, а новые строились  на принципиально новых принципах. Построенная на "обломках старого  мира" партией большевиков Советская  республика объединила вокруг себя отколовшиеся после распада царской империи  национальные окраины в Советский  Союз – СССР. Это государство  за невероятно короткий по историческим меркам период – семь десятилетий  – прошло путь от состояния гражданской  войны до супердержавы, интересы и  влияние которой чувствовались  в любой точке земного шара.

История развития советской  государственности неразрывно связана  с историей развития его права. Конституция  – фундамент правовой системы  любого государства, поэтому при  развитии государственно-правовых отношений  конституционное строительство  – непременное условие.

Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям  народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало также укреплению геополитического положения нового государства в  рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям  унитаризма отрицательно сказалась  на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Целью данной работы является изучение особенностей национально-государственного строительства Советского Союза. Задачами работы является выявление связи этих особенностей с изменением и развитием общественных и экономических отношений, политической системы общества в СССР. Марксистская теория развития государства определяет историю развития государства как историю борьбы классов, на этой основе и писались все советские конституции. Ведь у власти была коммунистическая партия, и марксизм-ленинизм – ее официальная идеология.

 

 

2.Национально-государственное строительство (1917-1921 гг.)

После свершения Февральской  революции только Финляндия и

Польша из всех территорий, составлявших Российскую империю, потребовали полной национальной независимости. Советское правительство признало независимость Польши, в декабре 1917 г. независимость получила Финляндия.

В марте 1917 г. на Украине образовалась Центральная рада под председательством Грушевского. В состав Рады вошли эсеры, социал-демократы, социалисты-федералисты и проч. В апреле Рада была поддержана национальным украинским съездом.

В июне 1917 г. Рада провозгласила автономию Украины и создала Генеральный секретариат (во главе с Винниченко), который выполнял роль правительства. Сразу после Октябрьской революции в России Рада заявила об образовании Украинской народной республики.

Появившиеся летом 1917 г. на Украине Советы осенью объединились, их поддерживало советское правительство России. Со своей стороны Рада искала поддержку у правительств Англии и Франции.

В декабре 1917 г. в Киеве  проходил Всеукраинский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Украинским большевикам не удалось победить на нем, они переехали в Харьков, где провели новый съезд, провозгласив создание ЦИК Украины, который «принял на себя всю полноту власти на Украине». Петроград признал новую власть.

8 февраля 1918 г. советские  войска взяли Киев, свергли Центральную раду и установили советское правительство Украины. Однако вскоре германские войска, приглашенные Радой, вошли в Киев. Восстановленную Центральную раду возглавил Петлюра.

Вскоре Раду сменил марионеточный режим Скоропадского, поддерживаемый немцами и просуществовавший до момента военного поражения Германии в ноябре 1918 г. Была создана украинская Директория, продержавшаяся до февраля 1919 г.

Столицей советской Украины  стал Харьков, в марте 1919 г. На Всеукраинском съезде Советов была принята Конституция Украинской Социалистической Советской Республики, повторившая модель Конституции РСФСР 1918 г.

Перед советским правительством в начале 1918 г., а затем — в начале1919 г. стояла дилемма — включить Украину непосредственно в состав советской России или согласиться с созданием самостоятельной советской Украины. Провозглашенная еще до революции национальная программа не позволила выбрать первый вариант. 
В Эстонии и Латвии советская власть была провозглашена сразу после Октябрьского переворота, но вступление на их территорию германских армий приостановило процесс советизации.

После поражения Германии в обеих республиках в ноябре 1918 г. создаются буржуазные национальные правительства. Однако вскоре в Нарве и Риге было объявлено о создании советских правительств Эстонии и Латвии. В декабре Россия признала образование прибалтийских советских республик.

В начале 1919 г. под нажимом  британских военно-морских сил обе советские республики прекратили свое существование, здесь были восстановлены буржуазные правительства. В феврале и августе 1920 г. советское правительство России заключило мирные договоры с Эстонией и Латвией. Их территории составили «санитарную зону» между советской Россией и капиталистическим Западом.

В Литве в самом начале 1918 г. был создан Национальный совет. По согласованию с немецкими оккупационными властями в феврале 1918 г. было провозглашено создание независимой Литовской республики. В январе 1919 г. буржуазное правительство изгоняется из Вильно, где устанавливается советская власть. Польская оккупация, начавшаяся весной 1919 г., разрушила планы о создании федерации Литвы и Белоруссии, было восстановлено буржуазное правительство. После подписания советской Россией мирного договора с литовским буржуазным правительством (летом 1920 г.) последнее переехало в Ковно. Независимую Литовскую республику Россия рассматривала как буфер против Польши. Национальная проблема народов Востока была сформулирована еще в мае 1917 г. На I Всероссийском мусульманском съезде в Петрограде. Съезды мусульман прошли в Казани, Оренбурге (съезд мусульман-казахов), во Владикавказе и других местах. Везде ставился вопрос о создании национальных автономий.

Советское правительство  в январе 1918 г. создало Центральный мусульманский комиссариат внутренних дел. В ноябре было создано Центральное бюро мусульманских коммунистических организаций. В ряде регионов стали возникать национальные правительства, враждебные советской власти (башкирское, например). В марте 1918 г. Для пресечения автономистских и сепаратистских тенденций провозглашена Татаро-башкирская советская республика Российской Советской Федерации, в которую должны были войти также чуваши и марийцы.

В апреле распущен татарский  Национальный совет, его руководители арестованы. В Крыму Татарское национальное собрание еще до октября 1917 г. учредило Директорию, которая была свергнута большевиками в январе 1918 г. Провозглашена Татарская советская республика Крыма. Однако частые изменения власти в этом регионе (немцы, «белые») не позволили Советам закрепиться здесь. Во время нахождения в Крыму «белых» армий было учреждено Крымское правительство, в основном состоявшее из кадетов.

Только в октябре 1921 г. создана Крымская автономная республика, входившая в состав РСФСР. В июне 1919 г. для управления территорией Казахстана создан Революционный комитет, проведен ряд мероприятий по решению аграрного вопроса. Вскоре аналогичные меры были проведены на территориях, населенных калмыками. Стратегия национальной Политики на востоке страны обсуждалась в сентябре 1920 г. на Съезде народов Востока в Баку.

В мае 1920 г. ВЦИК объявил о создании Башкирской и Татарской автономных республик и Чувашской автономной области. В том же году образованы Казахская автономная республика, Автономная область калмыцкого народа, Башкирская автономная республика.

В конце 1920 г. Декретом ВЦИК созданы республика Дагестан и Горская республика со столицей во Владикавказе.

В ходе Февральской революции в Ташкенте (административном центре Туркестана) были образованы Туркестанский комитет и Совет рабочих и солдатских депутатов. Уже в сентябре Совет захватил власть и сформировал советское (небольшевистское) правительство, русское по составу. Мусульмане отстранялись от правительственных должностей. Правительство подавило мусульманское сепаратистское движение, имевшее центр в Коканде. Вместе с тем ташкентское правительство признало независимую власть эмира Бухары и хана Хивы. В 1920 г. хан был свергнут частями Красной армии и местными подразделениями, образована Хорезмская советская (несоциалистическая) республика. Несколько позже советская республика возникла в Бухаре, взятой войсками Фрунзе. В апреле 1921 г. Декретом ВЦИК была создана Туркестанская Советская Социалистическая Республика, ставшая автономной частью РСФСР.

Ситуация в Закавказье была не менее сложной. В сентябре 1917 г. в Тифлисе состоялся Съезд закавказских организаций большевиков, выступивший против сепаратистских тенденций национальной буржуазии. Сразу после Октябрьской революции в Тифлисе создан Закавказский комиссариат, возникший на основе ранее образованного совещания закавказских делегатов, избранных в Учредительное собрание (в Петрограде). Большинство членов Комиссариата составляли азербайджанские и грузинские помещики и интеллигенция. Комиссариат действовал совместно с Советом рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (председатель Жордания). Комиссариат не признал советское правительство в России и законность роспуска Учредительного собрания, а также протестовал против передачи Турции грузинских провинций Каре и Батум, совершенной по условиям Брест-Литовского мирного договора. В апреле 1918 г. Закавказский сейм провозгласил образование независимой Федеративной закавказской республики. В то же время в Баку образовалось советское правительство, пытавшееся контролировать восточное Закавказье. Объединенное Закавказье просуществовало недолго: уже в конце мая Закавказский сейм объявил Федеративную закавказскую, республику несуществующей. Национальное собрание Грузии провозгласило независимую Грузинскую демократическую республику, тогда же были образованы независимые Армянская и Азербайджанская республики.

Две последние республики вскоре были оккупированы турецкими войсками, Грузия, чтобы избежать такой же участи, подписала договор с Германией. Двоевластие в Грузии закончилось в июне 1918 г., когда правительство возглавил председатель Совета Жордания. Осенью 1918 г. британские войска заняли Баку и главные города Закавказья, погасив пограничный конфликт между Грузией и Арменией. Независимость национальных республик Закавказья была признана Западом только после поражения «белых» армий. Британские войска выведены из Закавказья (кроме батумского порта) в конце 1919 г. В апреле 1920 г. азербайджанское правительство было свергнуто в ходе большевистского восстания в Баку. Образовавшийся Военно-революционный комитет обратился к Москве за «братской помощью». В Азербайджане была провозглашена социалистическая советская республика.

В начале мая 1920 г. советская  Россия подписала договор с буржуазным грузинским правительством. Дашнаке кое правительство Армении пало во время мощного наступления турецких войск осенью 1920 г. Вступление советских войск натерриторию Армении привело к провозглашению в Ереване социалистической республики. Выступление антисоветской оппозиции подавлено силами Красной армии и Военно-революционного комитета.

Грузинская республика была признана Лигой Наций, рядом западных социал-демократических партий. Одновременно Съезд народов Востока в Баку (сентябрь 1920 г.) осудил национальную политику Грузии, проводимую в отношении Осетии, Абхазии, Армении и Азербайджана.

В феврале отряды Красной  армии вошли в Грузию, была провозглашена Грузинская социалистическая республика. В 1921 г. в трех районах Грузии были созданы автономные республики Аджария и Абхазия и автономная область Южная Осетия. Окончание Гражданской войны позволило советской России начать активную деятельность по воссоединению территорий бывшей империи в новый союз.

Для проведения национальной политики был создан Народный комиссариат по делам национальностей, в структуре которого образовывались национальные отделы и национальные комиссариаты (латышский, литовский, белорусский — к концу 1918 г. их число возросло до семи).

Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации. За период с лета 1918 г. и по 1920 г. На территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных образований, (республик и областей). Руководящие органы автономных республик (наркоматы) либо находились в непосредственном подчинении соответствующих наркоматов РСФСР, либо подчинялись только высшим органам автономной республики ( Ц ИК и СНК). Структура этих органов повторяла структуру органов РСФСР.

В феврале 1920 г. ВЦИК принял постановление «Об образовании комиссии по разработке вопросов федеративного устройства РСФСР», которое должно было урегулировать правовые отношения между федерацией и составляющими ее республиками. (К этому моменту наряду с ранее возникшими Туркестанской и Башкирской автономными республиками образовались Татарская, Киргизская автономные республики, Карельская трудовая коммуна, Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Удмуртская автономные области.)

Система органов власти в  автономных республиках повторяла систему органов власти РСФСР, а система органов власти автономных областей — систему органов власти в губерниях: областной съезд Советов и исполнительный комитет автономной области. При центральных органах РСФСР (при ВЦИК) создавались специальные представительства автономных республик, с 1920 г. они были переданы Наркомату РСФСР. Одновременно создавались представительства Наркомата при ЦИК автономных республик и исполкомах автономных областей.

Информация о работе Национально-государственное строительство в СССР: основные этапы и итоги