Национально-государственное строительство в СССР: основные этапы и итоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей национально-государственного строительства Советского Союза. Задачами работы является выявление связи этих особенностей с изменением и развитием общественных и экономических отношений, политической системы общества в СССР. Марксистская теория развития государства определяет историю развития государства как историю борьбы классов, на этой основе и писались все советские конституции. Ведь у власти была коммунистическая партия, и марксизм-ленинизм – ее официальная идеология.

Содержание работы

1.Введение
2.Национально-государственное строительство (1917-1921 гг.)
3.Национально-государственное строительство (1920-е - 1930-е гг.)
4.Устройство СССР в сталинский период
5.Закат СССР
6.Заключение
7.Список литературы

Файлы: 1 файл

Bondarev_A_V_Kursovaya_rabota_po_iogp_tema57_Na.docx

— 60.39 Кб (Скачать файл)

Параллельно с РСФСР в 1918 г. Возникли государственные образования советского типа на Украине, в Литве, Латвии, Эстонии. (В конце 1918 г. ВЦИК утвердил декреты СНК, закрепившие независимость советских республик, находившихся за пределами РСФСР.) Новые республики приняли собственные конституции по аналогии с Конституцией РСФСР и образовали системы органов власти и управления, аналогичные системе органов РСФСР. В 1920 г. в Средней Азии были образованы Хорезмская и Бухарская народные республики. С апреля 1920 по февраль 1921 г. советская власть была установлена (в ходе борьбы с националистами) поочередно в Азербайджане, Армении, Грузии. Решающую роль в установлении режима сыграла Красная армия.

Вновь образовавшиеся национальные республики группировались вокруг РСФСР как федеративного центра. При этом они использовали ее государственные и правовые модели. Шел поиск экономических, политических и государственно-правовых форм сотрудничества с РСФСР. В самом начале июня 1919 г. ВЦИК издал Декрет об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. В нем провозглашалось: «стоя вполне на почве признания независимости, свободы и самоопределения трудящихся масс Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии и Крыма и исходя из решений органов власти этих республик», ВЦИК признает необходимым провести тесное объединение военной организации и военного командования, Советов народного хозяйства, железнодорожного управления и хозяйства, финансов, комиссариатов труда этих республик с тем, «чтобы руководство указанными отраслями народной жизни было сосредоточено в руках единых коллегий». Для этого осуществлялось соглашение всех ЦИК и СНК республик. Наряду с этим отдельные республики заключали между собой финансовые соглашения, формировали общие производственные планы, объединяли свои сырьевые и товарные фонды. (ВСНХ РСФСР и СНХ Украины в апреле 1919 г. приняли постановления о проведении единой экономической политики.) Когда в период Гражданской войны (с осени 1919 по 1920 г.) некоторые республики оказались под контролем «белых» армий или оккупационных иностранных властей, РСФСР политическими и военными средствами боролась за восстановление в них советской власти. ВЦИК РСФСР фактически осуществлял функции общефедерального органа. В его состав были включены представители других республик. Наркоматы РСФСР руководили объединенными отраслями народного хозяйства, в состав СНК республик (Украины, Белоруссии) входили уполномоченные объединенных наркоматов. Национальные республики посылали своих представителей на Всероссийские съезды Советов, представители ЦИК национальных республик делегировались в состав ВЦИК РСФСР.

В период с 1918 по 1921 г. на территории бывшей Российской империи сложилась конфедерация республик советского типа. Отсутствие единых для всех республик органов власти и управления заменялось делегированием их функций органам РСФСР. Основой конфедерации стал военно-политический (а позже — хозяйственно-политический) союз республик.

Часть территорий бывшей империи  не вошла в этот союз, и там образовались независимые национальные государства (буржуазные, демократические) — Латвия, Литва, Эстония. Особое место в этом ряду занимала Дальневосточная республика. Это государственное образование представляло собой «буферную» территорию между районами Сибири, находящимися под контролем Москвы, и оккупационными армиями на Дальнем Востоке (японскими, американскими).

 

 

3.Национально-государственное строительство (1920-е - 1930-е гг.)

 

В советский период процессы национально-государственного строительства  в 1920 - 1930 гг. вследствие догматизации науки и господства идеологии сталинизма изображались преимущественно как шествие от одного успеха к другому. В постсоветское время ситуация резко изменилась, и теперь историки открыто пишут о допущенных в прошлом ошибках, связанных с установлением границ между автономиями, ущемлением прав русского народа и т.д.

30 декабря 1922 г. был  образован Союз Советских Социалистических  Республик в составе РСФСР,  УССР, БССР, ЗСФСР, а уже 4 января 1923 г. Президиум ЦИК сформировал  комиссию по разработке первой  Конституции СССР, которая выделила  из своего состава ряд подкомиссий.  Затем принципиальные установки  конституционного порядка дал  XII съезд РКП(б), заседавший 17 - 23 апреля 1923 г. Наконец, 27 апреля 1923 г. ЦИК  СССР создал расширенную комиссию  по выработке Конституции Союза  ССР под председательством М.  И. Калинина. В нее вошли: от  РСФСР 14, от УССР - 5, от ЗСФСР  - 3, от БССР - 5 членов. Причем в  делегации РСФСР было 5 представителей  автономных национальных республик.  В состав этой Расширенной  комиссии вошли представители  ЦИК всех союзных республик  и прежней комиссии ЦИК по  выработке Конституции. Комиссия  заседала по июнь 1924 г., а ликвидирована  была постановлением Президиума  ЦИК СССР от 6 апреля 1925 г. Наряду  с этим функционировала и комиссия  ЦК РКП(б) по разработке Конституции  СССР в составе 13 человек с  представителями по партийной  линии от всех союзных республик.  Расширенная комиссия по выработке  Конституции Союза ССР выделила  из своего состава подкомиссию,  которая на основании Договора, принятого на I съезде Советов  СССР, выработала текст Конституции  и представила его 8 июня 1923 г.  на обсуждение Расширенной комиссии. Ранее проект Конституции обсуждался  на съездах Советов союзных  республик или сессиях республиканских  ЦИКов. Подготовленный на заседании Расширенной комиссии проект был вынесен на рассмотрение Пленума ЦК РКП(б), который состоялся 26 - 27 июня 1923 г. Пленум внес некоторые дополнения по усилению гарантий суверенитета союзных республик, уточнив, что находится в их ведении. Открывшаяся 6 июля 1923 г. 2-я сессия ЦИК СССР постановила: "Основной закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик утвердить и немедленно ввести его в действие". Но окончательно текст был утвержден на II съезде Советов СССР 31 января 1924 г.

Обсуждение текста Конституции  в Расширенной комиссии, как свидетельствуют  стенограммы ее заседаний, проходило  обычно довольно бурно. Представители  украинской делегации серьезно опасались  рецидивов великорусского шовинизма, и уже на первом заседании 8 июня 1923 г. представитель делегации Украины  Д. З. Мануильский заявил: "...Я думаю, что надо читать Конституцию пункт за пунктом. Если там найдется что-нибудь от своеобразного творчества тов. Сапронова, представляющего великороссийскую национальность, то мы можем дать этому отпор". Добавлю, что между Т. В. Сапроновым и украинской делегацией, не доверявшей ему, в комиссии постоянно вспыхивали споры. Важно подчеркнуть, что на рассмотрение Расширенной комиссии были представлены параллельные проекты Конституции от Белоруссии, Украины и РСФСР. Имелись и поправки к официальному проекту от Закавказской Федерации. В итоге в основу некоторых глав союзной Конституции были положены пункты из параллельных республиканских проектов.

Обсуждение выявило ряд  острых проблем. Дискутировался, например, вопрос о структуре ЦИК СССР и  о компетенции его палат - Союзного совета и Совета национальностей. На заседании Расширенной комиссии 14 июня 1923 г. член украинской делегации  Х. Г. Раковский обратил внимание на то, что, хотя вторая палата ЦИК СССР создается для защиты интересов  отдельных республик, в ее состав входят 300 членов от РСФСР и только 75 от остальных союзных республик  вместе взятых. Будет ли авторитетна  эта палата, спрашивал Раковский, если она явится не органом национальностей, а органом России? Однако поддержки  со стороны остальных членов комиссии глава украинского правительства  не нашел. Обращает на себя внимание, что  фактически уже в то время было как бы запрограммировано явное  противоречие между показным демократизмом  ряда разделов Конституции и реальным положением дел в системе управления страной. Так, согласно проекту Конституции, ЦИК СССР должен был состоять из двух палат - Союзного совета и Совета национальностей. Первая формировалась  из делегатов от союзных республик  пропорционально их населению. Во вторую должны были войти по 5 представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному - от автономных областей РСФСР. Особое правило устанавливалось  для автономных республик Аджарии  и Абхазии, а также для автономных областей Юго-Осетии, Нагорного Карабаха и Нахичеванской АО, которые тоже направляли в Совет национальностей по одному представителю. Настораживало, однако, высказывание Троцкого на XII съезде РКП(б) 24 апреля 1923 г., заявившего: "На ближайший год-два мы постараемся, чтобы над всем этим аппаратом стояла в качестве хорошего суфлера партия, которая будет через этот аппарат прощупывать, где что делается, где у кого что болит. Если будут острые конфликты о финансах и т.д., в конце концов, в качестве арбитра будет выступать партия". Жизнь показала, что такая мера оказалась не временной, а постоянной и сохранялась практически до конца существования СССР.

Конституция определяла, что  высшим органом власти в стране является съезд Советов. При обсуждении в  Расширенной комиссии механизма  выборов делегатов на съезд Сапронов и А. С. Енукидзе внесли предложение  не о двухступенчатых, а прямых выборах  их населением с тем, чтобы в составе  делегатов было больше представителей народа, а не руководящей бюрократии. Но это предложение не получило должной  поддержки, поскольку при двухступенчатых  выборах партии было легче регулировать состав делегатов съезда. Согласно статье 10 проекта Конституции, делегаты должны были избираться на губернских съездах Советов, а в тех республиках, где нет губерний, - на съезде республиканских  Советов. В результате оправдалось  опасение о засилье на съездах  Советов бюрократической верхушки.

В проекте Расширенной  комиссии говорилось, что между съездами Советов высшую власть в стране осуществляет Президиум ЦИК. В украинском проекте  это положение было опущено, что  фактически означало отказ от наличия  действующей высшей власти в государстве  в межсъездовский период. Эта скрытая конфедералистская позиция не получила, однако, поддержки. При обсуждении вопроса о пределах компетенции общесоюзного законодательства ЦИК Украины настаивал на том, что оно должно лишь устанавливать общие основы права, но не детализировать их. Это положение было учтено. Конституция СССР законодательно закрепила положение о том, что все члены Союза проводят единую внешнюю политику, имеют общую валюту и единую сеть коммуникаций, общий план развития народного хозяйства, внутренней и внешней торговли.

Дискуссию вызвал и вопрос о праве выхода республик из СССР. Представитель ЗСФСР С. Тер-Габриелян  на заседании Расширенной комиссии 14 июня 1923 г. резко возразил против попыток  контроля над этим процессом со стороны  союзного правительства. "Решил и  вышел, и разъехались по сторонам, - сказал он. - А если этого нет и вы останетесь в Союзе, то благоволите чувствовать некоторую руку". Калинин предложил предоставить автономным республикам право "выделения от РСФСР" и самоопределения. Тем не менее ст. 4 Конституции закрепила право свободного выхода из Союза ССР только за союзными республиками. При этом не был разработан конкретный механизм выхода.

При обсуждении вопроса об изменении границ территории республик  и их Конституции Н. А. Скрыпник (УССР) заявил, что они могут быть изменены лишь решением республиканских органов. Таким образом, союзным органам могло принадлежать лишь право постановки, а не решения таких вопросов. Ст. 6 принятой Конституции гласила, что территория союзных республик не может быть изменена без их согласия. За республиками закреплялось и право изменять свою Конституцию.

Принятие первой Конституции  СССР явилось важным событием в жизни  молодого советского государства. Процесс  ее подготовки осуществлялся как  по государственной, так и по партийной  линии и проходил в форме острых дискуссий. При этом даже принятие окончательного проекта, по словам секретаря ЦИК  СССР, затягивалось "ввиду систематического отсутствия представителя Украины  и Белоруссии". Представители  республик боролись в Комиссии ЦИК  СССР за обеспечение своего суверенитета и равноправия, которые формально  были закреплены в принятой Конституции, но, под влиянием партийной и государственной  бюрократии претворялись в жизнь  с большими отступлениями. Конституционный  механизм регулирования межнациональных  отношений уже к началу 1930-х  гг. фактически перестал действовать.

Период после принятия в 1924 г. первой Конституции СССР ознаменовался  активным процессом образования  новых республик и автономных областей. 15 сентября 1924 г. III чрезвычайная сессия ЦИК Туркестанской АССР приняла  закон о проведении размежевания на территории республики. В результате на территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской Социалистических Республик были образованы: Узбекская  ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, Кара-Калпакская автономная область в составе Казахской АССР и Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР. По решению Президиума ЦИК СССР от 2 января 1925 г., в состав Таджикской АССР включили территорию Памира, где была образована Горно-Бадахшанская автономная область. Кара-Киргизская АО в мае 1925 г. была переименована в Киргизскую автономную область, а в 1926 г. преобразована в Киргизскую АССР. В апреле 1930 г. эта автономная республика получила право непосредственного вхождения (представительства) в Совнарком СССР и Совет труда и обороны.

Образованные в феврале 1925 г. Узбекская ССР и Туркменская  ССР в октябре того же года вошли  в состав СССР. Таджикская АССР в  декабре 1929 г. вышла из состава Узбекской  ССР и вошла в состав СССР на правах союзной республики - Таджикской ССР. Кара-Калпакская автономная область, созданная 11 мая 1925 г., в мае 1932 г. стала автономной республикой.

В 1924 г. в составе УССР выделилась Молдавская АССР. В отличие  от других автономий, она имела свою Конституцию. Ввиду того, что Белорусская  ССР включала лишь 6 уездов бывшей Минской  губ. и не имела достаточной хозяйственной базы для своего национального развития, в ее состав в 1924 г. передали ряд уездов Витебской, Гомельской и Смоленской губ. РСФСР, где преобладало белорусское население. В 1926 г. Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о передаче Белорусской ССР Гомельского и Речицкого уездов.

Сложные процессы проходили  на Северном Кавказе. 7 июля 1924 г. Президиум  ВЦИК РСФСР принял решение о ликвидации Горской АССР. Вместо нее создавались  две автономные области: Северная Осетия и Ингушетия, а также автономный Сунженский округ. Владикавказ становился административным центром Северной Осетии и Ингушетии, но приобретал самостоятельный  статус и подчинялся ВЦИК РСФСР. Вопросы  размежевания между Осетией и  Ингушетией начали дебатироваться еще  в 1923 г. Как считал заместитель постоянного  представителя ГПУ на Юго-Востоке  России, одним из мотивов выделения  Осетии из Горреспублики являлась "национальная рознь, существующая издавна между осетинами и ингушами". ВЦИК создал специальную комиссию по вопросу об установлении границ между частями бывшей Горской республики. Мотивация изменения границы излагалась в "Объяснительной записке к проекту установления областных границ между Ингушской и Осетинской областями". В основу разграничения была положена длительность проживания соответствующей национальности в данной местности.

Информация о работе Национально-государственное строительство в СССР: основные этапы и итоги