Национально-государственное строительство в СССР: основные этапы и итоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей национально-государственного строительства Советского Союза. Задачами работы является выявление связи этих особенностей с изменением и развитием общественных и экономических отношений, политической системы общества в СССР. Марксистская теория развития государства определяет историю развития государства как историю борьбы классов, на этой основе и писались все советские конституции. Ведь у власти была коммунистическая партия, и марксизм-ленинизм – ее официальная идеология.

Содержание работы

1.Введение
2.Национально-государственное строительство (1917-1921 гг.)
3.Национально-государственное строительство (1920-е - 1930-е гг.)
4.Устройство СССР в сталинский период
5.Закат СССР
6.Заключение
7.Список литературы

Файлы: 1 файл

Bondarev_A_V_Kursovaya_rabota_po_iogp_tema57_Na.docx

— 60.39 Кб (Скачать файл)

К 1924 г. на Северном Кавказе  существовали следующие национальные единицы в составе РСФСР: автономная республика Дагестан, а также Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Адыгейская (Черкесская), Чеченская, Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. Кроме того, в качестве самостоятельных административных единиц существовали Сунженский округ и города Владикавказ и Грозный. В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии - автономных областях, наделенных правами губерний, исполкомы Советов избирались не на общем основании, а на съезде каждой национальной части отдельно. Затем на паритетных началах составлялся общий объединенный исполнительный комитет.

Несмотря на более низкий статус национальной самостоятельности, народы, входящие в эти территориальные  образования, получили свою школу, суд, местные органы власти с правом населения  пользоваться родным языком, местные  общественные, политические и просветительные  учреждения. К сожалению, впоследствии эти права нередко нарушались распоряжениями из Москвы. Вместе с  тем при определении границ автономий  не учитывались, за редким исключением, интересы самого многочисленного из проживавших там народов - русского. Отсутствовал и должный анализ происходивших  в национальных районах процессов, не соблюдался такт по отношению к  национальным кадрам. Сложные проблемы во взаимоотношении Центра и республик  возникали при решении экономических  и других вопросов. Когда, например, Москва попыталась включить Дагестанскую АССР в Северо-Кавказский край, пленум Дагестанского обкома РКП(б) (апрель 1924 г.) заявил, что национальные интересы не могут приноситься в жертву экономическому районированию. Центр не стал настаивать на своей позиции, предоставив возможность республике на собственном опыте убедиться в выгодах такого объединения. В 1931 г. Дагестан сам вошел в состав этого края.

Выделение тех или иных народов в самостоятельные национальные образования возбуждало аналогичные  желания у других. "В настоящее  время, - говорилось в записке Оргбюро  ЦК РКП(б) О советском строительстве  в национальных республиках и  областях (ноябрь 1925 г.), - имеется стремление к выделению в автономные единицы  тунгусов в Якутии, мордвы в Пензенской губернии, корели в Приморской губернии. Чукотский окружком считает необходимым выделение тунгусов (13 000 чел.) в автономную область с целью выбить почву из-под ног националистического и бандитского движения на Северном побережье". Решая вопросы о выделении той или иной национальной автономии, Президиум ЦИК СССР увязывал их с экономическими проблемами и наличием на данной территории не менее половины населения данной национальности. В противном случае вопрос не решался, как, например, с мордовской автономией (только позже, в 1930 г. была образована Мордовская автономная обл.). Иногда же, как это было с корейской национальной единицей, отказ в организации следовал "по политическим соображениям" (такое мнение высказало Дальбюро ЦК партии). Один из видных корейских коммунистов Хан Мен-Ше в своем письме в Наркомнац возмущался утверждением об опасности "расширения влияния японцев через корейцев". В НКИД высказывалась и озабоченность опасностью стихийного заселения края корейцами и китайцами. Тем не менее в августе 1924 г. Дальбюро ЦК РКП(б) приняло решение о создании двух корейских районов.

Из-за бедности государственной  казны практически все бюджетные  дела осуществлялись с напряжением. В записке Оргбюро ЦК РКП(б) "О  советском строительстве в национальных республиках и областях" (1925 г.) говорилось, что волостной бюджет там "находится в жалком состоянии  и пока остается формой без содержания". В национальных республиках и  областях отмечались низкая финансовая дисциплина и недостаточный учет национальных моментов.

Процессы выделения многих национальных республик и автономных областей имели немало негативных последствий. Большинство из них поднимало  вопрос о пересмотре своих внешних  границ в сторону их расширения. Вотская обл., например, претендовала в 1925 г. на приграничную часть одного из округов Уральской обл., Чувашская  АССР - на Алатырский уезд Ульяновской губ., Башкирия - на район Баскунчака. В ряде местностей национальное размежевание привело к обострению межнациональных отношений. В Туркестанском уезде дело дошло даже до вооруженного столкновения между киргизами и узбеками (1925 г.). Наиболее типичным было обострение отношений титульных национальностей с народами, населяющими новые национально-территориальные образования. Представители нетитульных народов составляли к середине 1920-х гг. значительную часть населения автономий юга РСФСР. В Северной Осетии, например, - 16%, в Адыгее - 54%. В ряде республик и областей образовались новые национальные меньшинства. Таковыми стали русские. В результате анализа положения русского населения в местностях, где оно является национальным меньшинством (документ был представлен в ЦИК СССР в августе 1923 г.), было установлено, что "во многих образованиях Союза ССР интересы русского населения терпят ущерб в пользу коренного населения...". В 1924 г. во ВЦИКе вынуждены были даже образовать специальную комиссию по урегулированию положения русского меньшинства в автономных республиках и областях. Создалась и угроза снижения культурного уровня населения этих районов вследствие выезда русских учителей и интеллигенции. В одном из обращений представителей русского населения Горской АССР говорилось: "Жизнь русского населения... стала невыносимой и идет к поголовному разорению и выживанию из пределов Горской республики... Полное разорение экономике края несут постоянные и ежедневные грабежи и насилия над русскими...". В Чечне раздавались призывы к выселению русских, так что в Урус-Мартан вынужден был выехать Калинин и на митинге доказывать политический вред, которые принесла бы такая акция. Аналогичные жалобы шли и из Калмыкии. "Нам нужно предоставить право наравне с калмыками", писал русский житель по фамилии Букреев. В докладе ОГПУ (осень 1928 г.) сообщалось, что в связи с включением Владикавказа и Грозного в состав Северной Осетии и Чечни русские рабочие опасались, что их "выкинут на улицу", и "в несколько раз вырастет безработица среди русского населения". Но в особенно бедственном положении оказалось русское казачество. "Одной из групп нацмен, стоящей в особом положении, - говорилось в указывавшейся выше записке "О советском строительстве в национальных республиках и областях" - являются русские казаки в нацрайонах. Среди них слабо поставлена работа и подчас их огульно рассматривают как контрреволюционеров". В одной из докладных записок в СНК СССР (1927 г.) сообщалось "о ненормальностях взаимоотношений между русскими и туземным населением в Казахстане и Киргизии". Отмечалась напряженность и между некоторыми другими народами - югоосетинами и грузинами, армянами и тюрками и т.д. В секретном "Обзоре политического состояния СССР" за апрель 1928 г., подготовленном ОГПУ, отмечалось, что в Армении антисоветскими элементами проводится агитация за переселение тюрок в Азербайджан ввиду "неизбежности резни тюрок армянами".

В декабре 1933 г. Президиум  ВЦИК РСФСР принял постановление  о создании Чечено-Ингушской автономной области с центром в Грозном, а Владикавказ был передан  Северной Осетии. Отзвуки этого постановления  дают о себе знать и в наши дни. В 1936 г. Северо-Осетинская АО была преобразована  в Северо-Осетинскую АССР, а также  образована автономная область Кабардино-Балкария. В 1936 г. решением VIII Чрезвычайного съезда Советов СССР Казахская и Киргизская автономные республики получили статус союзных. Была упразднена ЗСФСР. Грузинская, Азербайджанская и Армянская  республика вошли в состав СССР в  качестве самостоятельных членов.

Наряду с выделением союзных  и автономных республик, и автономных областей проводилось и национальное административно-территориальное районирование. Им занималась Административная комиссия при ВЦИК (с 1920 г.), параллельно действовал Наркомат, а также Комиссия по районированию под председательством Калинина ("Комиссия Калинина"). В 1921 г. последняя выработала "Тезисы по районированию". Подобный документ разрабатывал весной 1923 г. А. И. Рыков.

Вторая сессия ВЦИК 8-го созыва приняла основные положения по вопросам районирования. Выделение национальных районов и сельсоветов призвано было обеспечить правовое положение  национальных меньшинств и стимулировать  их вовлечение в государственное  строительство. Низовое национальное районирование осуществлялось с  целью "приближения власти к массе  населения" и предоставление компактно  проживающим людям одной национальности, составляющим половину населения района, возможности развивать свою культуру, пользоваться родным языком и т.п. Проводимое районирование должно было в одинаковой мере учитывать, как экономические, так и национальные особенности применительно к специфике быта и культуры народов. С января 1925 г. национальное районирование проводилось исполкомами Советов только с разрешения ВЦИК. Все материалы представлялись для обсуждения в Отдел национальностей.

К 1 декабря 1933 г. в Российской Федерации насчитывалось 117 национальных районов и более 3 тыс. сельских советов  с численно преобладающим населением из национальных меньшинств. Создание национальных административных единиц в определенной мере способствовало национальному самоопределению  многочисленных народов, компактно  проживающих на инонациональной  территории. Люди почувствовали уважение к их национальному достоинству  и, соответственно, усилилось доверие  к власти. Власть говорила на понятном языке. Работала национальная школа. Вместе с тем национальное районирование  одних народностей сопровождалось пробуждением самосознания других, стремившихся добиться и для себя отдельной  территории в виде района или сельсовета, причем отказ в этом вызывал недовольство, зависть и вражду. Наблюдалось  и стремление некоторых лиц создать  свою административную единицу без  учета условий и возможностей, а иногда даже против воли людей  своей национальности, проживающих  в данной местности. Обособление  людей на национальной основе кое-где  сопровождалось всплеском сепаратистских, националистических настроений, шовинизма  по отношению к меньшим по численности национальным группам. Во многих национальных областях и республиках поднимался вопрос о пересмотре внешних границ в сторону их расширения. К минусам национального размежевания необходимо отнести и ослабление экономических связей между отдельными районами. Проявилось и нежелание местных властей выделять такие национальные единицы. Впоследствии (1937 г.) Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о ликвидации национальных районов, отмечая, что в некоторых местах они создавались "искусственно", без учета национального состава их населения и что многие из этих районов якобы были созданы "врагами народа с вредительскими целями". Смена курса была связана с общей установкой о "решенности" национального вопроса в СССР и форсированием межнационального сближения.

Следует подчеркнуть, что  в середине 1920-х и начале 1930-х  гг. национальная политика строилась  с учетом специфики и уровня развития различных районов. Согласно записке "О советском строительстве  в национальных республиках и  областях", носившей итоговый характер, в СССР выделялись, в частности: кочевые  и полукочевые районы - Казахстан, Туркменистан, Киргизская, Ойратская (Республика Алтай), Якутская, Башкирская, Бурятская  и Калмыцкая области, а также  национальные области Северного  Кавказа; районы, прошедшие через  стадию промышленного капитализма - Украина, Грузия, Армения, Азербайджан, Белоруссия; остальные районы.

Центральной задачей в  национальных образованиях являлось обеспечение  классового подхода при организации  органов власти. Организационно-партийные  органы ЦК большевиков сетовали на слабость низовых звеньев советской  власти на местах. "Есть сельсоветы, не созывавшиеся со дня выборов", - говорилось в одном из отчетов Бурятского окружкома. "В большинстве случаев сельсоветов фактически нет, а есть председатель - прежний староста" (Ойратия). В Дек-Буди (Узбекистан) низовые Советы на 50% состояли из бывших аксакалов при эмире. В селе Айюлы (Азербайджан) председателем сельсовета был бывший пристав царского и мусаватистского времен. "Все эти данные, - отмечались в вышеназванной записке Оргбюро ЦК РКП(б), - говорят о том, что в национальных республиках и областях на окраинах, в ауле и кишлаке фактически не существует советской власти, нет действительно связанных с трудящимися массами и коллективно работающих в соворганах советских руководителей". Аппарат центральных и местных органов власти в Туркестане с середины 1920-х гг. на 60 - 80% состоял из бывших чиновников старой феодальной администрации. "Большую роль в ауле и кишлаке в восточных национальных] республиках, - говорилось в той же записке, - играет сохранившийся институт аминов, аксакалов, мирабов (водораспределителей). Обычно на этих должностях находятся лица из байской среды, они фактически заменяют низовой аппарат и своим авторитетом влияют на нашу совработу. Наши директивы на местах... проводятся через этих людей, обычно злоупотребляющих властью". В одной из информсводок Дагестанской губчека (июнь 1921 г.) отмечалось: "В большинстве случаев сельские и участковые ревкомы состоят из элементов, которые занимаются только взяточничеством и обирательством граждан. Делают они все это от имени советской власти, которая дала будто бы им неограниченные полномочия. Каково же может быть после этого отношение масс горцев к компартии?". Много "дров" наломали ретивые "революционизаторы" в Чечне до выделения ее в автономию . За 1921 - 1925 гг. здесь были зарегистрированы 32 вооруженных столкновения со 120 убитыми и ранеными, так что новому руководству автономии пришлось применить большие усилия для нормализации обстановки и установления твердой власти в этом районе.

Сложности были и в других местах. "Сыр-Дарьинский губком указывает, - говорилось в записке Оргбюро ЦК РКП(б), - что дехкане прямо говорят, что им соваппарат обходится дороже, чем царский, так как тогда чиновников было меньше и взяток приходилось давать меньше". Кое-где, например в Чечне и Якутии, в начале 1920-х г. "леваками" практиковалась политика искусственного расслоения населения и проводилась так называемая "тактика дифференциации". Так, в Якутии съезды ревкомов решили "помочь классовому расслоению якутов", прибегнув к изоляции "всех кулацких элементов, тойонов" посредством их высылки и заключения в тюрьму. В крае вспыхнуло восстание, которым воспользовались остатки белогвардейских формирований, остававшихся еще на Дальнем Востоке. Ликвидация восстания стала возможной только после того, как в Якутии была провозглашена автономная республика.

Население нередко проявляло  нежелание участвовать в выборах  в Советы. В 1925 г. в большинстве  мест в национальных республиках  и областях в перевыборах участвовали  менее 30% избирателей: в Калмыцкой  обл. - 23%, в Бурятской - 21%, в Ойратской -34% . В определенной мере такое положение объяснялось отсутствием авторитета местных партийных и советских органов среди населения, в том числе и вследствие неправительного подхода к крестьянам и попыток командовать ими. В Туркестане в 1924 - 1925 гг. снова активизировалось басмачество, использовавшее недовольство дехкан действиями некоторых органов советской власти. В 1926 г. были отмечены 190 боевых столкновений с басмаческими бандами. К концу года с крупными бандами было покончено, но осенью 1929 и затем весной 1931 г. басмачи снова активизировались. Население проявляло значительные колебания. Сказывалась и культурная отсталость этой бывшей окраины Российской империи.

Остро ощущалось противостояние советских властей и духовенства. Повально закрывались и разрушались  церкви, мечети. Однако религиозные  школы в регионах, где население  исповедовало ислам, брали верх над  советскими. Так в Дагестане в 1925 г. в советских школах обучалось 15 тыс. детей, а в медресе - 40 тыс. В  Башкирии и Казахстане к 1925 г. в некоторых  волостях открылось до двух десятков религиозных школ.

Советская власть и РКП(б), стремясь приблизить власти к населению, осуществляла так называемую "коренизацию" госаппарата, вовлекая коренное население в работу властных органов. Осуществлялась установка на то, чтобы все партийные и советские органы "национализировались" и работали на языке, понятном для населения. Во всех центральных и губернских учреждениях Украины украинцы в 1924 г. составляли 39.9%. В Закавказье представителей местных национальностей насчитывалось 54.3% из них: грузин - более 29, армян - 22.5, тюрок - 1.5%. В Туркменистане "националов" в республиканских органах было 10%, в Казахстане - 8.3%. В 1925 г. в центральных органах Белоруссии работали 42.6% белорусов. В Башкирском ЦИКе "националы" составляли 50.5%, в Якутской обл. - 16%. К 1930 г. лиц "коренной" национальности в республиканском аппарате было: в Белоруссии - уже 59.4%, на Украине - 36.2, в ЗСФСР - 29.94, в Казахстане - 12.7, Татарстане - 33.8, Азербайджане - 36.79, Армении - 93.53, Грузии - 74.6% . Вместе с тем "коренизация" сопровождалась вытеснением из властных органов представителей других национальностей, в том числе русских. В выступлении Г. К. Орджоникидзе на XII съезде РКП(б) отмечались факты игнорирования в республиках так называемых "нетитульных" народов. Например, в Совнаркоме Грузинской ССР (по данным на 1923 г.) не было ни одного наркома из русских или армян, в ЦК Грузинской компартии наблюдалось то же самое. В Тифлисе в составе Тифлисского совета второго созыва грузины составляли 43% (несмотря на то, что среди жителей грузинской столицы их было только 25%) и 17% армян (в составе населения Тифлиса их было более трети) .

Информация о работе Национально-государственное строительство в СССР: основные этапы и итоги