Нефтяная промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:06, реферат

Описание работы

Большой вклад в Победу внесли наши нефтяники. Без преувеличения можно сказать, что эта война не могла быть выиграна без победы на «нефтяном поле». Великая Отечественная война была войной индустриального времени, «войной моторов», когда боевые возможности армии тесно и неразлучно связаны с возможностями конструкторской мысли, промышленных технологий, массового производства техники и ее обеспечения горючим.

Файлы: 1 файл

Нефтяная промышленность СССР в ВОВ..doc

— 493.50 Кб (Скачать файл)

 

Нефтяная  промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны.

 

Большой вклад в Победу внесли наши нефтяники. Без преувеличения  можно сказать, что эта война  не могла быть выиграна без победы на «нефтяном поле». Великая Отечественная  война была войной индустриального времени, «войной моторов», когда боевые возможности армии тесно и неразлучно связаны с возможностями конструкторской мысли, промышленных технологий, массового производства техники и ее обеспечения горючим.

Нефтяники боролись за Победу также как и все остальные. Одни, те, которые в мирное время работали на промыслах, ушли на фронт. Другие остались в тылу для обеспечения армии всем необходимым, а главное – обеспечение армии горючим, нефтепродуктами. Заслуга последних отнюдь не меньше, чем первых.

 

 

  1. Нефтедобывающая промышленность СССР в предвоенные годы.

Нефтяная промышленность СССР конца 30-ых была высокоразвитой, значимой отраслью советской экономики. Многого она достигла с начала 20-ых годов.

Во-первых, была решена проблема подготовки квалифицированных кадров. К 1930 г. число грамотных работников азербайджанской нефтяной промышленности  достигло 80%. Их дальнейший этап – получение среднетехнического образования. В начале 20-ых стали создаваться школы ФЗУ – школы фабрично-заводского ученичества. Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения 3−4 года. В школу принималась молодёжь 14−18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка. В 1930—1939 годах обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, срок обучения снизился до 1,5−2 лет. В начале 1932 г. в стационарной учебной сети нефтяной промышленности обучалось около 24000 человек, в том числе в школах ФЗУ и горпромуча – 8800, на рабфаках – 4800, в техникумах – 3600. Были открыты втузы в Москве, Баку, Грозном. Их выпуски пополнили кадры командиров-нефтяников, что позволило обеспечить внедрение новой техники и технологии.

Во-вторых, имелись высокие показатели добычи нефти.

(табл. 1)

Динамика добычи нефти на территории Российской империи  и СССР в предвоенный период.

Территория.

Динамика добычи нефти, тыс. т.

1913 г.

1928 г.

1932 г.

СССР  (Российская империя)

10281

11625

21414

Коми АССР

-

-

1

Башкирская АССР

-

-

5

Краснодарский край

87

106

925

Чечено-Ингушская АССР

1208

3576

7701

Пермская область

-

-

6

Сахалинская область

-

-

203

Украинская ССР

1047

-

-

Грузинская ССР

-

-

3

Азербайджанская ССР

7669

7657

12228

Узбекская ССР

13

17

44

Таджикская ССР

10

11

17

Туркменская ССР

129

8

34

Казахская ССР

118

250

247


 

По таблице можно проследить огромный путь, который одолела советская нефтяная промышленность в конце 20-ых. Но также мы видим 10-летний перерыв в развитии нефтяной промышленности, восполнить который удастся лишь после войны. На 1938 г. общая добыча нефти составила 30088,5 тыс. т. Росту добычи нефти способствовало множество факторов – большие государственные капиталовложения, высокий дебит скважин, разработка новых методов производства, высокий энтузиазм рабочих.

XVII  Международный геологический конгресс. Москва, июль 1937 г.

 

В 1937 году в Москве состоялся XVII Международный геологический  конгресс, в работе которого приняли  участие около 400 делегатов из 50 стран. Основная тематика выступлений включала проблему нефти и подсчет ее мировых запасов. Ответственным куратором данной секции был И.М. Губкин.

В июне 1939 г. В Наркомате  топливной промышленности состоялось совещание геологов и геофизиков, работающих в Сибири и на Дальнем Востоке. Результатом стало отправление в Сибирь около 50 геологических, геофизических и топографических партий, в 10 районах были начаты буровые работы. Однако, на 1940 г. Добыча нефти между р. Волгой и Уралом составляла 1,8 млн. т, и была сосредоточена в Башкирии. В это время общая добыча в СССР составляла более 33 млн. т. Главной нефтяной базой страны был Азербайджан, где на 1940 г. добывалось 73 % от общесоюзной добычи.

 

  1. Нефтеперерабатывающая промышленность СССР.

 

Для армии в годы Великой Отечественной войны было необходимо обеспечение моторными топливами и смазочными материалами, соответствующие уровню требований военной техники. Но в тоже время тыл также нуждался в горюче-смазочных материалах, мазуте и др.

Переработка нефти развивалась в годы войны с теми же темпами, что и добыча.

Исходя из оценки известного военного специалиста Службы горючего, генерал-полковника В.В. Никитина, нефтеперерабатывающая  промышленность СССР в 1941 г: «…могла обеспечить потребность наркомата Обороны на год войны по авиационным бензинам только на 26,6 %, дизельному топливу на 67,5%, по авиационным маслам на 11,1%»

В те годы в Грозном  действовало несколько заводов: 1-ый нефтеперегонный, 2-ой нефтеперегонный - позже были объединены в один завод  № 420, 1-ый крекинг-завод и 2-ой крекинг-завод - позже были объединены в один завод № 867, 3-й нефтемаслозавод, газолиновый завод. В течение 1942 г., несмотря на тяжелое военное положение, грозненские НПЗ бесперебойно поставляли нефтепродукты фронту и тылу. Более того, именно в 1942 г. в Грозном впервые в СССР разработан процесс получения высококачественного алкилбензина. В августе 1944 г. на установке сернокислотного алкилирования выработали промышленную партию высококачественного бензина.

В ГрозНИИ в то время дорабатывались технологические и конструктивные особенности каталитического крекинга. За создание и освоение отечественного процесса каталитического крекинга ученым, конструкторам и производственникам Б.К. Америку, К.Л. Лаврентьеву, З.Г. Оркиной, С.К. Макарову, В.С. Федорову и И.В. Бочкареву была присуждена Сталинская премия СССР. С началом войны, расположенные на Украине в Одессе, Херсоне, Бердянске, а также на Северном Кавказе в Краснодаре и Туапсе были демонтированы, а оборудование и часть кадров нефтепереработчиков были эвакуированы в восточные районы страны. Нефтеперерабатывающие заводы обеспечили переработку практически всей добываемой нефти в стране (93 - 97%).

Переработка нефти осуществлялась в годы войны на трех заводах: им. Сталина, им. Андреева, Новобакинском заводе. Производство крекинг-бензина из мазута осуществлялось на крекинг-заводе им. Вано Стуруа; производство масел на заводе им. Джапаридзе, а также НПЗ им. Сталина, пиролиз керосина для получения толуола на заводе им. Буденного. VII пленум Башкирского обкома партии (26 — 27 февраля 1942 г.) проанализировал работу Уфимского

нефтеперерабатывающего  завода. Производственный план 1941 г. завод выполнил на 57 %, но во второй половине 1941 г. на заводе увеличили выпуск продукции; по переработке нефти прирост составил 22 %, по выпуску бензина — 37,6 %, в том числе по авиационному — 8 0%. Пленум указал на причины неудовлетворительной работы: медленное решение вопроса обессоливания нефти на заводе, низкий процент отбора светлых продуктов и т. п.

В феврале 1942 г. Уфимский нефтеперерабатывающий завод остановился. Причиной его остановки явился не решенный на заводе вопрос обессоливания нефти. Технологическая проблема обессоливания нефти долгое время не была в центре внимания и не решалась партийной организацией завода. Было много разговоров о том, что башкирская нефть трудная, сернистая и крупнейшие ученые СССР решают эту проблему. После того как завод остановился, проблему обессоливания нефти стали решать при помощи кислого гудрона как контакта обессоливания нефти. Коммунистическая партия и Советское правительство поставили перед нефтяной промышленностью важные задачи по освоению многих видов новой продукции (горючего и смазок), необходимой для фронта и военного хозяйства страны. В решении этой задачи больших успехов добились коллективы кавказских нефтеперерабатывающих заводов, а также Уфимского, Ишимбайского, Верхнечусовского, Саратовского нефтеперерабатывающего завода им. С. М. Кирова. От них не отставали рабочие построенных в военные годы нефтеперерабатывающих заводов, газолинового завода в Ишимбае и нефтеперерабатывающих предприятий Оренбурга.

Ответственное оборонное  задание ГКО по освоению производства авиационных топлив из сернистых  нефтей было выполнено коллективом Уфимского нефтеперерабатывающего завода, который являлся единственным предприятием на Востоке СССР, выпускавшем специальный авиационный бензин. VIII пленум Уфимского горкома ВКП(б) в феврале 1942 г. отметил, что в 1941 г. советские военно-воздушные силы начали получать от уфимских нефтепереработчиков бензин необходимых марок, которые до этого производились только 51 в Баку и Грозном. В августе 1941 г. коллектив Уфимского нефтеперерабатывающего завода ввел в эксплуатацию два важных производства — изооктановое и водородное. Изооктан давал стооктановое топливо. Его применение увеличивало мощность моторов на 30 °/о по сравнению с их мощностью на обычном топливе. Упорным и творческим трудом рабочие и инженерно-технический персонал добились того, что в первые два месяца работы установки по производству продукции новых видов превзошли проектные мощности. Военно-воздушные силы на фронте начали получать авиационный бензин высокого качества. Во второй половине 1941 г. на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе освоили производство авиационного бензина новых марок — Б-70 и Б-78. Повысились отбор светлых продуктов и их качественные показатели. Выход бензина на тонну нефти возрос в 1941 г. на 10%. Если переработку нефти на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе в первом полугодии 1941 г. принять за 100%, то во второй поло-вине года ее переработка составила 122 %, выпуск бенз и н а— 137,6%, в том числе авиационного бензин а— 180%.

По заданию ГКО в 1942 г. на Уфимском нефтепере-рабатывающем заводе был создан цех по производству толуола. Большим достижением завода явилось строительство цеха по производству твердого реагента, который раньше ввозили из-за границы. Выполнение проектных работ по катализаторному цеху осуществлялось башкирскими нефтяниками в содружестве с ленинградскими инженерами. Важнейшей задачей ишимбайских нефтепереработчиков явился выпуск для фронта высокооктановых бензинов и других необходимых продуктов. На Ишимбайском нефтеперерабатывающем заводе во второй половине 1941 г. значительно увеличился вы-пуск авиационных бензинов: выпуск бензинов в 1941 г. составил 221 %, а выработка авиационного бензина —253,7 % по отношению к 1940 г.

 

 

  1. Нефтяная промышленность СССР в годы ВОВ.

В июле 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял решение о разработке военно-хозяйственного плана обороны страны. На Н. А. Вознесенского возлагался контроль над производством металла и топлива. При Наркомате нефтяной промышленности был создан специальный штаб по обеспечению фронта горючим, который возглавил Н.К. Байбаков

Вся отрасль переводилась на 12-часовой рабочий день до конца войны, без выходных и отпусков.

Постановление ГКО от 30 июля 1941 г. о развитии добычи и переработки  нефти в восточных районах  СССР – увеличение мощности нефтепромыслов и нефтезаводов, форсирование строительства  Уфимского, Сызранского, Саратовского, Ишимбаевского и других НПЗ. В восточные районы страны было перебазировано 2500 предприятий, эвакуировано 12 млн. человек. В Ишимбай был направлен НПЗ им. Сталина, в Стерлитамак – Бакинский завод нефтяного машиностроения «Красный пролетарий», в Пермь – завод им. Мясникова, в Сарапул – завод им. Дзержинского. Осенью 1941 г. в Поволжье был переброшен трест «Азнефтеразведка», организацией его деятельности на новом месте занимался известный нефтяник А. Ф. Рустамбеков. Один из центров нефтяной эвакуации – Уфа. Туда был перебазирован Московский нефтяной институт им. И. М. Губкина, временно размещен Наркомат нефтяной промышленности. Наркомнефти было предложено форсировать строительство ряда НПЗ и введение новых установок, в том числе на Уфимском, Саратовском, Сызранском, Орском, Ишимбаевском и других заводах. По решению ГКО в 1941–1942 гг. и первой половине 1943 г. между Волгой и Уралом на базе эвакуированного оборудования построены новые НПЗ. За 7 месяцев в Перми был построен завод смазочных масел. В 1941 г. в Куйбышевскую область были эвакуированы Херсонский и

Одесский крекинг-заводы. В 1942 г. вступил в строй Сызранский НПЗ. Введен в действие Куйбышевский НПЗ. К концу 1942 г. построен НПЗ в  г. Комсомольске-на-Амуре. 31 августа 1941 г. в соответствии с решением ГКО из Баку в Краснокамск (Пермская область) отправлена экспериментальная контора турбинного бурения во главе с директором Э.Н. Тагиевым (изобретателем многоступенчатого турбобура), а в Пермскую область был эвакуирован Машиностроительный завод им. А.Ф. Мясникова, который к 1 мая 1942 г. выпустил первую партию турбобуров.

Добыча нефти. К началу войны за время своего существования нефтяная промышленность России, а затем СССР достигла своего максимума к 1941 году - добыча нефти составляла 33 млн. тонн в год.

 

(Табл. 2) Добыча нефти в основных нефтяных районах (млн.т)

Регион

1940 г.

1945 г.

СССР весь

31.000

19.500

Азербайджан

22.231

11.495

Краснодарнефть

2.242

0.753

Грознефть

2.229

0.871

Башнефть

1.452

1.330

Куйбышевнефть

0.220

1.033

Пермнефть

0.147

0.185

Оренбургнефть

0.029

0.275

Казахстан

0.505

0.752

Информация о работе Нефтяная промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны