Нефтяная промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:06, реферат

Описание работы

Большой вклад в Победу внесли наши нефтяники. Без преувеличения можно сказать, что эта война не могла быть выиграна без победы на «нефтяном поле». Великая Отечественная война была войной индустриального времени, «войной моторов», когда боевые возможности армии тесно и неразлучно связаны с возможностями конструкторской мысли, промышленных технологий, массового производства техники и ее обеспечения горючим.

Файлы: 1 файл

Нефтяная промышленность СССР в ВОВ..doc

— 493.50 Кб (Скачать файл)

 

Летом 1942 г. бакинские  специалисты и местные буровики на Краснокамском нефтяном месторождении  начали успешно осваивать турбинный  способ бурения в крепких породах  и проводку наклонно-направленных скважин. В феврале 1943 г. буровой бригадой мастера А.А. Абубекирова турбинным способом пробурена первая на востоке страны наклонно-направленная скважина.

В 1943 г. конструктором  К.И. Лошкаревым создан первый отечественный  испытатель пластов. Инженер А.Г. Алексеев блестяще решал проблему создания высококачественной термостойкой резины для облицовки деталей буровых насосов и турбобуров.

В 1943 г. построен газопровод Бугуруслан– Куйбышев. Это позволило  обеспечить снабжение топливом и  энергией оборонных предприятий Саратова и Куйбышева, увеличить выпуск на них вооружений и боеприпасов. Газовое топливо заменило тогда такое количество жидкого и твердого топлива, для перевозки которого в военное время потребовалось бы 19 тыс. вагонов в год, значительное количество автотранспорта и рабочих.

Сооружение газопровода  Бугуруслан–Куйбышев протяженностью 160 км явилось начальным этапом создания в СССР основ теории и практики газопроводного строительства, транспорта газа на дальние расстояния.

Для решения проблемы снабжения топливом было решено перебазироваться в необжитые восточные нефтяные районы для форсирования там добычи нефти. Основной упор делался на Второе Баку, которое должно было давать больше бензина, аммиачной селитры, азотной кислоты и толуола. К решению этой задачи была привлечена Комиссия Академии наук во главе с академиком А. А. Блохиным. В ее составе была создана нефтяная секция по мобилизации ресурсов Поволжья и Прикамья во главе с академиком С. С. Наметкиным. В 1944 г. сделаны принципиальные открытия девонской нефти в Урало-Поволжье, положившие начало крупнейшим открытиям послевоенного времени. В июне 1944 г. в Куйбышевской области (Яблоневый овраг) из скважины 41 получен первый фонтан девонской нефти (до 500 т/сут.). 26 сентября 1944 г. в Башкирии на Туймазинском месторождении из скважины 100 ударил второй фонтан девонской нефти (до 580 т/сут).

За открытие девонской  нефти в восточных районах  СССР М.В. Мальцев, Т.М. Золоев, А.А. Трофимук, А.Н. Мустафинов, И.С. Квиквидзе, И.С. Ткаченко, С.И. Кувыкин, Г.М. Рыжов, К.Р. Чепиков были удостоены Сталинской премии.

Динамика добычи нефти  в основных нефтедобывающих районах  в годы войны страны приведена в рис. 2. Из таблицы видно, что военные годы происходило бурное развитие нефтяной промышленности в Куйбышевской и Оренбургских областях, увеличилась добыча в Пермской области.

(Рис. 2) Динамика региональной нефтедобычи в военные годы (тыс. т).

 

В такой тяжелейшей обстановке были приняты меры не только максимально  увеличить добычу из действующих месторождений на Востоке, но и были срочно развернуты широкие разведочные работы по поиску новых крупных месторождений. Так, первая промышленная нефть была получена в Татарии лишь в 1944 году и составила 4,2 тыс. тонн, в 1945 году она уже выросла до 7 тыс. тонн. Кроме того, вводились в разработку уже открытые месторождения, но еще ранее не введенные в эксплуатацию.

Практически в полтора  раза выросла добыча в республиках  Средней Азии, особенно высокие темпы  роста добычи были в Узбекской  республике. Это видно из табл. 3

 

(Табл. 3) Добыча нефти в некоторых республиках Средней Азии (тыс. т).

Район добычи

1940

1945

Туркменская республика

87

29

республика Узбекская

143

493

Киргизская республика

24

19

Всего

754

1141


 

 

Удельный вес сахалинской  нефти в общей добычи по стране в годы Великой  Отечественной  войны был незначительным, экономическое  ее значение было большим. Сахалин являлся единственным на Дальнем Востоке районом, который поставлял нефть. В военные годы роль нефтяной промышленности в народном хозяйстве Сахалина значительно возросла. В октябре 1941 г. VI пленум Сахалинского обкома  В К П ( б) рассмотрел вопрос о ходе выполнения планов добычи нефти и бурения на предприятиях треста «Сахалиннефть».

 В годы войны за короткий срок был построен нефтепровод Оха—Комсомольск-на-Амуре. Усилилась борьба за экономию материалов, снижение себестоимости продукции, совершенствовались методы эксплуатации нефтяных  скважин. Впервые на Сахалине было освоено турбинное бурение.

В годы войны проводились различные химические, термические и другие мероприятия по интенсификации добычи нефти и увеличению нефтеотдачи пластов. Так в 1944 году впервые в нашей стране для поддержания пластового давления на Туймазинском месторождении осуществилось законтурное заводнение. Первые промышленные опыты по нагнетанию воды в нефтяные пласты были начаты в 1943 - 1944 годах на промыслах Доссор и Макат. Нагнетательные скважины были выбраны из числа бездействующих и малодебитных эксплуатационных. Первые опыты закачки воды в пласт дали обнадеживающие результаты.

Для интенсификации добычи нефти была начата закачка воздуха  в нефтяные месторождения. В 1944 году была осуществлена закачка воздуха  на Краснокамском месторождении, что  давало дополнительно 12 тыс. тонн нефти в год.

Описанные искусственные  методы воздействия на пласт, зародившиеся в годы Великой Отечественной  войны, стали широко применяться  в послевоенный период.

В военные годы для  интенсификации добычи нефти применялась  также химическая обработка скважин. На месторождениях, нефтеносные горизонты которых сложены из карбонатных пород, создаются благоприятные условия для применения солянокислотной обработки скважин. Под действием соляной кислоты карбонатные породы растворяются и образуют каналы и трещины, которые способствуют уменьшению сопротивления продвижению нефти в призабойной зоне скважины и увеличению добычи нефти.

В заключение следует  сказать, что для увеличения добычи нефти делалось очень многое, это  была первоначальная задача. И основные капиталовложения делались именно в добычу и составляли практически 40 %.

 

 

  1.   Эвакуация предприятий нефтяной промышленности на восток СССР.

 

Нефтяная промышленность Казахской ССР, Башкирской АССР, Пермской, Куйбышевской, Оренбургской и Саратовской области перестраивала свою работу на военный лад в обстановке массового поступления к ним производственных предприятий из западных и южных районов страны.

Во втором полугодии 1941 г. и в  начале 1942 г. в Поволжье было эвакуировано около 200 промышленных предприятий, из которых 60 было восстановлено в 1941 г. и 123 —в 1942 г. В Башкирию было эвакуировано 86 предприятий, а вместе с отдельными цехами и установками из прифронтовой зоны прибыло 172 промышленных объекта. Нефтяники Урало-Поволжья разместили и ввели в строй действующих эвакуированные предприятия нефтяной промышленности в сроки, определенные ГКО.

В решении бюро Башкирского обкома партии от 22 августа 1941 г. подробно излагался план размещения эвакуированных предприятий на территории республики. В Ишимбай было направлено оборудование завода грязевых насосов и 996 человек, прибывших с ним из Азербайджана. Весной 1942 г. Ишимбайский завод нефтяного машиностроения вступил в строй действующих предприятий страны. Завод выпускал станки СБ-1-900 для бурения глубоких скважин. В г. Стерлитамаке разместились эвакуированный из Азербайджана геологоразведочный трест и Башкирская нефтяная экспедиция

Академии наук СССР. Бюро Башкирского обкома партии в резолюции  от 10 ноября 1941 г. о размещении эвакуированных заводов и предприятий нефтяной промышленности в республике сочло целесообразным разместить в г. Уфе цех №2 (толуольный) и трубчатку вторичной переработки Краснодарского нефтеперерабатывающего завода, завод № 85 64 Грознефтекомбината и  завод жидкого кислорода Майкопнефтекомбината; в г. Ишимбае вводился в действие маслоабсорбционный газолиновый  завод № 1 Грознефтекомбината,  турбогенератор на 12 тыс. кВт с котлами и вспомогательным оборудованием с ТЭЦ им. Коминтерна из Грозного,  строительно-монтажная контора Майкопнефтегазстроя. Значительное количество бурового оборудования  располагалось в Туймазах — 13 буровых установок треста «Майкопнефть», контора бурения «Старогрознефти», три  турбогенератора на 3000 кВт каждый с котлами Апшеронской паротурбогенераторной электростанции и механические мастерские Майкопнефтекомбината. В г.  Благовещенск был направлен  завод «Красный молот» Грознефтекомбина т а. По решению Совета по  эвакуации от 15  сентября 1941 г. в г.  Благовещенск переводился Центральный институт авиационных масел и  топлив а. В г. Стерлитамаке разместились авторемонтные мастерские Грознефтекомбината. В июле 1941 г. в Башкирию был эвакуирован Государственный институт высоких давлений Наркомнефти из Ленинграда. Эвакуированные предприятия значительно усилили нефтеперерабатывающую промышленность Второго Баку. На Восток вывозилось оборудование нефтеперерабатывающих  заводов Северного  К а в к а за и частично Баку. На  базе  эвакуированного оборудования были созданы нефтеперерабатывающие заводы в Сызрани, Краснокамске, Красноводске, расширены  заводы в Орске и Ишимбае. Крупнейший нефтеперерабатывающий завод Урало-Поволжья в Уфе за годы войны на 73,6 % расширил производственные мощности за счет оборудования, поступившего с нефтеперерабатывающих предприятий Грозного. В феврале 1942 г. восстановленная в Ишимбае установка № 57  дала первую продукцию. На базе  эвакуированных  заводов в Пермской и Оренбургской областях возникла нефтеперерабатывающая промышленность. Основной базой  для развития нефтеперерабатывающей промышленности в г. Оренбурге явился  эвакуированный в сентябре 1941 г. из г. Люберцы Московской области  завод № 8 им. М.  И . Калинина. Первую продукцию для обороны страны  завод выпустил в марте 1942 г. Быстрое сооружение нефтеперерабатывающего  завода в г. Краснокамске стало возможным на основе оборудования крекинг-завода, эвакуированного осенью 1941 г. из г.  Бердянска.  Д ля 3 Зак. 1962  65 создания нефтеперерабатывающей промышленности Куйбышевской области большое значение имела эвакуация Херсонского и Одесского крекинг-заводов в г. Сызрань. Эвакуированные рабочие, инженеры и техники этих заводов оказали большую помощь в строительстве Сызранского нефтеперерабатывающего завода. 30 июля 1942 г. он вступил в строй действующих предприятий по переработке нефти и стал давать бензин для фронта. В 1942 г. в г. Ишимбае вступил в строй газолиновый завод, значительно увеличивший ресурсы для производства высококачественного бензина. В результате эвакуации предприятий на Восток страны произошли крупные изменения в размещении заводов нефтяного машиностроения. Если до войны нефтяное машиностроение было размещено почти целиком в Баку, то в 1941—1942 гг. многие из этих предприятии эвакуировали и ввели в строй действующих в центральных и восточных областях СССР. За счет эвакуированных предприятий значительно укрепилась промышленность по производству нефтяного оборудования во Втором Баку. Заводы нефтяного машиностроения производили оборудование для нефтяных скважин, нефтеперерабатывающих заводов и выпускали специальную военную продукцию. В 1941 г. из г. Баку в г. Стерлитамак был перебазирован механический завод «Красный пролетарий». Он производил капитальный ремонт бурового оборудования и изготовлял запасные части. В октябре 1941 г. в Пермскую область был эвакуирован из г. Баку машиностроительный завод им. А. Ф. Мясникова. Его оборудование разместили на заводе, выпускавшем термосы. Завод был передан в Наркомат нефтяной промышленности и стал именоваться Павловским машиностроительным заводом им. А. Ф. Мясникова. Он начал серийное производство турбобуров и первую партию дал к 1 мая 1942 г. В 1942 г. было выпущено 48 турбобуров. Весной 1942 г. из г. Туапсе в г. Благовещенск эвакуировали оборудование завода нефтяного машиностроения им. XI годовщины Октябрьской революции, переименованного в Благовещенский машиностроительный завод им. П. В. Точисского. Значительное подкрепление получили восточные нефтяные районы в заводах нефтяного машиностроения: из Баку были перебазированы завод им. И. В. Сталина в г. Ишимбай и им. Ф. Э. Дзержинского в г. Сарапул; из Подольска Московской области был перебазирован 66 в пос. Верхние Серги Свердловской области завод им. Г. К. Орджоникидзе, из Донбасса в Гурьев был полностью эвакуирован завод им. Петровского. Оборудование эвакуированных заводов в суровых условиях зимы 1941—1942 гг. монтировалось на открытых площадках и немедленно пускалось в работу. Уже в начале 1942 г. на эвакуированных заводах был начат выпуск продукции, необходимой для обороны страны. Эвакуированные на Восток нефтяные проектные институты и учебные заведения значительно усилили научно-технический потенциал нефтедобывающей промышленности на Волге и Западном Урале. В августе 1942 г. по решению ГКО в Башкирию был переведен институт «Грознефтепроект», который влился в институт «Башнефтепроект». Образовалась единая мощная проектная организация, способная обеспечить комплексное проектирование промыслов и заводов. Осенью 1941 г. в Уфу был частично эвакуирован Московский нефтяной институт им. акад. И. М. Губкина. Располагая высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, институт развернул большую научно-исследовательскую работу. В тематике научных исследований преобладали проблемы, связанные с развитием нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности Башкирии. На его базе позднее был создан Уфимский нефтяной институт. Широкое развертывание буровых работ на нефть и газ в Саратовской и Оренбургской областях обеспечивалось эвакуированным оборудованием из западных и южных нефтяных районов страны. В начале войны Саратовский обком партии и облисполком обратились с ходатайством к Советскому правительству об оказании помощи Нижневолжскому геологоразведочному тресту оборудованием и кадрами. Советское правительство оказало необходимую помощь разведчикам недр Саратовской области. В адрес Нижневолжского геологоразведочного треста шло оборудование по указанию Совнаркома СССР из Крыма, Украины, Баку, Владивостока. Основной поток грузов во второй половине 1941 г. и в начале 1942 г. из эвакуированных трестов «Крымгазнефть» и «Укрнефтепромразведка» направлялся на Тепловскую нефтеразведку Нижневолжского геологоразведочного треста. Почти все оборудование и материальные ценности ликвидированных трестов 3* 67 «Крымгазнефть» и «Укрнефтепромразведка» поступили на склады Нижневолжского геологоразведочного треста. В сентябре-октябре 1942 г. Тепловской нефтеразведкой была проведена большая работа по распределению и отправке эвакуированного оборудования, хранившегося на станции Бурассы. За это время со станции было отправлено 22 вагона тяжелого бурового оборудования в нефтяные тресты СССР, в том числе и в районы Второго Баку. О большой помощи, оказанной ГКО Нижневолжскому геологоразведочному тресту, свидетельствует такой факт. Уже в октябре 1941 г. трест получил оборудование на сумму в 11,1 млн. руб. Из Баку прибыли высококвалифицированные специалисты, мастера бурового дела, которые отдавали свой опыт и мастерство созданию нового газового промысла. В это же время в трест «Бугурусланнефть» поступило оборудование Роменской нефтеразведки треста «Укрнефтепромразведка». Размещение эвакуированных предприятий и высококвалифицированных кадров укрепило производительные силы Урало-Поволжья. Из Баку на Восток были перебазированы в полном составе с рабочими, инженерно-техническими работниками и всем буровым оборудованием, инструментом и строительными механизмами все девять контор бурения, нефтеразведочные и нефтестроительные тресты. Выезжали на Восток прославленные бакинские мастера бурения, крупные командиры нефтяного производства, высококвалифицированные инженерно-технические и опытные партийные работники, мастера по добыче нефти. Более десяти тысяч бакинских нефтяников, большинство с семьями, организованно выехали в восточные районы. Сорок партийных работников, хорошо знающих нефтяную промышленность, получили назначение на работу в восточные нефтяные районы страны. В оперативную группу по осуществлению перебазирования нефтяной промышленности кавказских районов на Восток во главе с заместителем наркома нефтяной промышленности Н. К. Байбаковым, входили М. А. Евсеенко, Ф. С. Попозин, С. А. Везиров, и многих других.

В годы Великой Отечественной войны,  как правило, во главе комбинатов и объединений, трестов и контор бурения в нефтяной промышленности на Востоке страны назначались проверенные,  высококвалифицированные организаторы производства, прибывшие из  Баку. Так, начальником Пермьнефтекомбината был Э. И. Тагиев, Башнефтекомбината  — С . И. Кувыкин, «Куйбышевнефти» — А. А. Васильев,  «Саратовнефти» — Ц. А. Аствацатуров.

Около половины всех кадров, перебазированных из Азербайджана, были направлены в Куйбышевскую область. Многие из них оказали большое влияние на развитие нефтяной промышленности не только Куйбышевской области, но и отрасли в целом. Среди них А. А. Васильев, А. Н. Мустафинов, Е. Ф. Мартинсон, Г. А. Данямян, Юзбашев, Р. С. Мадера, Л. М. Томашпольский, П. ММурадов, А. С. Человников, В. Т. Пчелинцев, И. С. Ткаченко, П. Г. Зазов, Г. М. Рыжов. Н. К. Байбаков писал: «Прошло уже более сорока лет, и сейчас сами участники перебазирования удивляются, как организованно, в сжатые сроки удалось осуществить это «великое переселение» с минимальными потерями в технике и людях и прямо «с колес» начать бурение на новых площадях».

 

 

  1. Н. К. Байбакова в истории ВОВ (отрывок из книги Н. К. Байбакова «Дело жизни»).

В течение 150 дней и ночей с августа 1942 по январь 1943 года вдоль всего Главного Кавказского хребта – от Эльбруса до Новороссийска – шли напряженные бои. Гитлеровцы упорно стремились к богатствам Юга нашей страны, к кавказской нефти. 1 июля 1942 года на совещании штабов группы армий «Юг» Гитлер заявил: «Если я не получу нефть Майкопа и Грозного, я должен покончить с этой войной». Немецкие стратеги разработали план покорения Кавказа и захвата его богатств. В обозе своих войск немецкие генералы везли будущего «рейхскомиссара Кавказа» некоего Шикенданца.

В один из тех  жарких июльских дней меня вызвал в  Кремль Сталин. Взглянул спокойно и  тихим, почти будничным голосом  проговорил:

– Товарищ Байбаков, Гитлер рвется на Кавказ. Он объявил, если не захватит нефть Кавказа, то проиграет войну. Нужно сделать все, чтобы ни одна капля нефти не досталась немцам. Имейте в виду, если это случится, то будет очень плохо для нас. Поэтому я вас предупреждаю, если вы оставите хоть одну тонну нефти, мы вас расстреляем. Но, если вы уничтожите промыслы, а немец не придет и мы останемся без горючего, мы вас тоже расстреляем.

Набравшись  смелости, я спросил:

– Товарищ Сталин, а какая альтернатива?

– Вы молодой человек… У вас есть? – Сталин при этом показал пальцем на висок. – Летите и с Буденным решайте этот вопрос на месте.

Семен Михайлович Буденный командовал в то время Южным  фронтом.

На другой день в Государственном Комитете Обороны  состоялся разговор о срочном формировании группы специалистов, направляемых на Северный Кавказ для проведения особых работ на нефтяных промыслах Краснодарского края.

Мне был задан  такой вопрос:

– Нельзя ли сделать так, чтобы в случае, если немцы захватят промыслы, они не смогли быстро наладить добычу нефти, а мы, вернувшись в районы промыслов, быстро бы их восстановили?…

– Таких способов нет, – ответил я. – Есть только один выход: если обстановка окажется сложной, постараемся демонтировать и отправить в восточные районы все ценное оборудование. Нефть будем добывать до последней возможности, но при крайних обстоятельствах промыслы уничтожим.

В Государственном  Комитете Обороны согласились с  моим мнением, и мы стали оперативно формировать группу опытных инженеров-нефтяников и специалистов взрывного дела Наркомата внутренних дел СССР. В ее состав вошли нефтяники Н.С. Тимофеев, A.A. Минин, Я.В. Лаврентьев, Ю.Н. Боксерман, Н.В. Анисимов, С.С. Апряткин, Б.М. Славин, A.A. Масленников, а также работники Наркомата внутренних дел.

Специальным самолетом наша группа вылетела через Куйбышев в Краснодар, так как по обычной (прямой) трассе добираться было уже опасно. В Краснодар прилетели жарким июльским днем. Здесь ничто еще не напоминало о войне – все было спокойно, кругом много цветов, и невольно закралось сомнение: не слишком ли рано прилетели сюда? Но мысли эти довольно скоро развеялись.

В первый же день на заседании бюро крайкома партии я сообщил о решении, принятом Государственным Комитетом Обороны. После заседания в крайкоме партии члены группы разъехались по нефтяным районам, а в Краснодаре был создан штаб, который днем и ночью поддерживал связь с руководством промыслов и командованием Северо-Кавказского фронта.

В воспоминаниях  генерал-лейтенанта А.Д. Бесчастнова, опубликованных в 1981 году в журнале «Новый мир», достаточно полно описан этот период Великой Отечественной войны. Бесчастнов в то время руководил оперативным отделом НКВД, обеспечивавшим безопасность промышленных предприятий Краснодарского края, а также возглавлял созданный в связи с обострившимся положением на фронте упомянутый штаб по спецмероприятиям.

На Северном Кавказе стояла задача – законсервировать эксплуатационные скважины нефтепромыслов, не дать врагу ни капли советской  нефти. Предварительно была проделана  большая подготовительная работа вплоть до научных исследований: возможен ли вывод из строя скважин, гарантирующий их восстановление впоследствии. В районе станиц Апшеронской и Хадыженской, то есть в основных нефтяных районах Краснодарского края, были проведены экспериментальные работы по выводу из строя нефтяных скважин при различных способах их эксплуатации. Разработаны и были утверждены специальные инструкции по уничтожению скважин, насосных и электрических станций, а также других промышленных объектов.

Информация о работе Нефтяная промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны