Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:06, реферат
Большой вклад в Победу внесли наши нефтяники. Без преувеличения можно сказать, что эта война не могла быть выиграна без победы на «нефтяном поле». Великая Отечественная война была войной индустриального времени, «войной моторов», когда боевые возможности армии тесно и неразлучно связаны с возможностями конструкторской мысли, промышленных технологий, массового производства техники и ее обеспечения горючим.
Вот как описывает эти события активный их участник А.Д. Бесчастнов:
«В тесном контакте
с нами работала в Краснодаре группа
Николая Константиновича
На промыслах Краснодарского края мы разрабатывали технологию вывода из строя и методы долговременной консервации скважин. Работали, не считаясь со временем, не давали покоя ни себе, ни другим.
Было известно, что на острове Борнео перед оккупацией его японцами в 1941 году в аналогичной обстановке уничтожались нефтяные промыслы – скважины забили металлом и бумажными мешками с цементом.
Меркулов, заместитель Берии, привез в Краснодар тех самых английских специалистов, которые занимались уничтожением скважин на острове Борнео, для передачи опыта. Англичане утверждали, что на Северном Кавказе законсервированные по их методу скважины восстановить будет невозможно.
– Ну давайте посмотрим, что и как… – согласился я.
По моему указанию было проведено испытание этого метода в экспериментальной скважине. Через день мы подняли обсадную колонну, разрезали ее нижнюю часть и увидели, что металл не скреплен цементом. Мешки не разорвались при падении – в этом была суть ошибки.
Английские специалисты пришли в ужас. Проведенный нами эксперимент убедил их, что данный метод непригоден, а законсервированные таким образом скважины можно легко восстановить и получать нефть. Наши же специалисты разработали по-настоящему радикальный способ ликвидации скважин, который полностью себя оправдал.
Почти за полугодовой период оккупации нефтяных промыслов Краснодарского края немцы не смогли восстановить ни одной скважины. Но и нам – после освобождения промыслов от фашистских войск – тоже не удалось их восстановить. Пришлось бурить новые.
Памятуя, что все подобные мероприятия следует проводить только с разрешения штаба Южного фронта, которому мы бы непосредственно подчинены, я вылетел на небольшом самолете У-2 в Армавир. Там, как мне сообщили, находился штаб командующего Южным фронтом С.М. Буденного, после того как был оставлен Ростов.
Штаб фронта
я отыскал в станице
Не обошлось, конечно, без жертв и с нашей стороны – погибло несколько кавалеристов.
– Семен Михайлович, имейте в виду, что тылы немецкие отстали, а это передовые части, и они увлеклись. Я с самолета видел…
Буденный медлил с разрешением на проведение спецмероприятий на нефтепромыслах. Он, видимо, продолжал верить, что кавалерия остановит немцев. На самом деле положение оказалось более сложным: я видел, как быстро отходили наши войска. Вспомнил, как Сталин покрутил пальцем у виска, давая понять «ищи сам альтернативу на месте», и решил действовать с учетом ситуации. Здесь я на сто процентов был убежден, что мы немцев не задержим, а они, захватив нефть, смогут обеспечить свой фронт горючим, и это будет содействовать исходу войны в пользу гитлеровцев. По телефону я дал нефтяникам приказ – приступить к уничтожению скважин, а сам сел в машину и направился на промыслы. Не успел я доехать до станицы Апшеронской, как меня разыскал по телефону член военного совета Южного фронта Каганович и дал команду приступить к ликвидации промыслов, тем самым укрепив меня в собственной правоте. Работы развернулись полным ходом под боком у немцев, ибо они уже подошли к станице Апшеронской, где начинались нефтепромыслы Краснодарского края. Электростанцию в Апшеронской уничтожали под автоматным и пулеметным обстрелом гитлеровцев.
Трудно передать
состояние людей, взрывавших то, что
недавно создавалось своими руками.
При подрыве первых нефтеперекачивающих
и компрессорных станций
С приближением
фронта был организован демонтаж
предприятий и нефтяного
В Хадыжах –
центре нефтяной промышленности края
– взрывники и специалисты-
Дотошно ознакомившись с консервацией одной из скважин, Каганович поинтересовался:
– Сколько потребуется времени, чтобы снова пустить скважину?
– Трудно сказать, пожалуй, легче пробурить новую скважину… – ответил я.
Ровно через сутки наступила критическая минута – необходимо было уничтожить все, что подлежало уничтожению в последнюю очередь. С промыслов мне сообщили, что в районе Кабардинки появились немецкие части, идет перестрелка, уничтожаются последние объекты. Учитывая близость немецких войск срочно сообщил Кагановичу о том, что есть угроза прорыва немцев в районе Хадыжей, где находился штаб фронта.
Не прошло и пятнадцати минут, как был дан приказ о срочной эвакуации штаба фронта в Туапсе. Мы же остались, чтобы полностью уничтожить остатки промыслов, и, только когда взорвали последний объект – электроподстанцию, двинулись в путь, по Малому Кавказскому хребту. В связи с интенсивным обстрелом и бомбежками единственной дороги Хадыжи – Туапсе мы пробирались до Туапсе лесами и горными дорогами. Уходили с теми, кто потом должен был остаться у партизан.
О прифронтовой нефти из иных источников:
В период тяжелых оборонительных боев летом 1942 г. нефтяники Кубани вывели из строя нефтепромыслы Майкопа. Враг не смог воспользоваться нефтяными богатствами Краснодарского края. Гитлеровцы возлагали большие надежды на получение кубанской нефти. 9 августа 1942 г., в день вступления немецко-фашистских войск в Краснодар, берлинское радио поспешило объявить о том, что отныне майкопское «черное золото» на службе германского рейха. Расчеты врага на получение кубанской нефти потерпели провал. Кубанские нефтяники в основном эвакуировали, частично взорвали или зарыли в землю оборудование, уничтожили скважины, а сами в большинстве своем ушли в партизанские отряды. Партизаны и подпольщики, поддерживаемые населением нефтяных районов края — Абинского, Апшеронского, Нефтегорского, — смелыми диверсионными действиями сорвали попытки гитлеровцев наладить добычу нефти.
В начале июля 1942 г проводились особые мероприятия на промыслах Краснодарского края и Чечено-Ингушетии: демонтаж буровых установок, компрессорных станций, электрооборудования; эвакуация в Башкирию, Куйбышевскую область; уничтожение всех эксплуатационных скважин. Ликвидация многодебитных скважин проходила при участии В. А Амияна и Г. Ф. Кипсара, также взрывной командой под руководством Н. К. Байбакова. Уже в начале августа 1942 года все работы по ликвидации промысловых объектов были закончены. В короткие сроки были вывезены буровые станки в комплекте с бурильными трубами и соответствующим инструментом. Вывезен весь геологический материал, и откомандированы практически все геологи и частично инженеры других специальностей. По словам Н. С. Байбакова: «…почти за полгода оккупации врагу не удалось восстановит ни одной скважины».
В начале Великой Отечественной войны объем поисково-разведочных работ значительно сократился. Работы велись в основном на Востоке страны: в Урало-Поволжье, Западном Казахстане (Эмбинская область) и республиках Средней Азии.
В 1941 - 1945 годах проводились
исследования в области картирования
малоамплитудных структур в пределах
восточных районов Русской
В 1944 году были выявлены
крупнейшие залежи нефти в девонских
отложениях Туймазинского месторождения
и ряд месторождений
За время войны возросли геофизические методы разведки, что способствовало открытию нефтяных и газовых месторождений. Только в 1945 году выявлено геологическими методами 63 структуры и геофизическими - 32.
За 1941 - 1945 годы объем поисково-разведочного бурения составил около 1900 тыс., что в 1,5 раза превысило объем разведочного бурения за 1936 – 1940 гг. метров. Оно проводилось в 25 районах страны, преимущественно в восточных.
За время войны были пробурены 1374 разведочные скважины, с помощью которых открыто 47 месторождений нефти и газа.
Буровые конторы также перебазировались на Восток. Не обошлось и без открытий. Здесь опять можно встреть слова «впервые в эти годы». Строительство нефтяных скважин вышло на принципиально новую качественную ступень развития. И в это же время приходилось идти на самые невероятные решения.
В связи с разворачивающимися военными действиями в нефтяных районах страны и в районах вблизи этих мест - это Северный Кавказ, было срочно вывезено все оборудование, инструмент, строительные механизмы, а также рабочие.
Около половины всех буровых мастеров, перебазированных из Азербайджана, были направлены в Куйбышевскую область. Значительное подкрепление получили районы «Второго Баку» в заводах нефтяного машиностроения. Из Баку были перебазированы заводы им. Сталина, им. Дзержинского, им. Мясникова, «Красный пролетарий», из Туапсе в Благовещенск был эвакуирован завод им. XI-летия Октябрьской Революции, из Подольска Московской области завод им. Орджоникидзе, из Донбасса в Гурьев был полностью эвакуирован завод им. Петровского.
В годы войны огромное
значение имело внедрение турбинного
бурения в Урало-Поволжье. Еще
в предвоенные годы ЭКТБ осуществляло
помимо конструкторских и
Решение проблемы бурения наклонно-направленных скважин в твердых породах. Опыт бурения наклонно-направленных скважин турбобурами в мягких породах уже имелся в Баку. Перед самой войной скважина № 1385 была пробурена под электростанцию им. Л. Б. Красина буровым мастером Бакутовым. В Краснокамске в условиях непрекращающихся исследовательских работ по совершенствованию техники турбинного бурения были продолжены важнейшие исследования по наклонно-направленному бурению. В первый день 1943 года было начато бурение первой на востоке страны наклонно-направленной скважины № 2н, забой которой должен быть находиться под Краснокамским бумкомбинатом. Уже в феврале 1943 года бурение скважины было успешно завершено.
Благодаря освоению наклонно-направленного метода бурения турбобурами была создана новая форма организации буровых работ при разработке нефтяных месторождений, расположенных под труднодоступными местностями - болотами, горами, реками и т. п. Как следствие из развития наклонно-направленного бурения это развитие кустового бурения: сокращение затрат, увеличение темпов.
Техника наклонного бурения постоянно совершенствовалась инженерами Р. А. Иоаннесяном, М. Т. Гусманом, Я. А. Гельфгатом, И. М. Мурадовым и другими. В апреле 1942 года авторы многоступенчатого турбобура Т12 П. П. Шумилов, Р. А. Иоаннесян, Э. И. Тагиев, М. Т. Гусман были удостоены Государственной премии СССР.
В годы Великой Отечественной
войны уделялось огромное внимание
бурению на море в Баку. В 1943 году
процесс строительства
Не дожидаясь окончания войны, ГКО в целях обеспечения соответствующим оборудованием и технического перевооружения нефтяной промышленности переключил ряд заводов страны на выпуск технически более совершенного и мощного бурового и высокопрочного бурового оборудования.
Информация о работе Нефтяная промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны