Н.Хрущев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

Данная тема – одна из самых популярных в публицистике и исторических исследованиях последних лет.
Популярность эта не случайна. Сам характер времени, известного громкими начинаниями и столь же оглушительными провалами, колоритная личность главного героя эпохи, дающая повод для самых разноречивых суждений, наконец, весьма близкие аналогии с современностью – все это питает научный и общественный интерес к проблеме «великого десятилетия».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Изменение политической системы СССР в период
руководства Н.С. Хрущёва 4
Глава 2. Социально-экономические реформы 8
§1. Реформа школы 8
§2. Новая социальная политика 12
§3. Реформа управления экономикой 14
§4. Новочеркасские события 17
Глава 3. Внешнеполитическая деятельность Н.С. Хрущёва 19
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

Хрущёв.docx

— 53.13 Кб (Скачать файл)

  Итог  реформы оказался  неутешительным:  общеобразовательный  потенциал общества снизился. С осени 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.

  Не  слишком удачной оказалась и  реформа системы народного образования  в СССР. Еще в июле 1985 года Н. С. Хрущев направил членам ЦК Записку  «Об укреплении связи школы с  жизнью», которая зачитывалась на собраниях руководителей народного образования и вскоре появилась в газетах. «Записка» Хрущева содержала справедливую критику положения дел в школах. Известно, что при Сталине советская школа отказалась от популярных в 20-е годы идей политического обучения и соединения обучения с производительным трудом. Ученики покинули цеха предприятий, в школах ликвидировались мастерские, закрылись рабфаки – школы для молодых рабочих. Общеобразовательные школы ориентировались на поступление выпускников в высшие учебные заведения. Для подготовки квалифицированных рабочих создавалась система ремесленных училищ, куда поступали в основном дети из малообеспеченных семей. Но уже в 50-е годы только меньшая часть выпускников средних школ могла продолжить обучение в вузах, большая часть недавних школьников пополняла ряды рабочих и служащих, к чему юноши и девушки не были подготовлены ни морально, ни практически. Обострялось противоречие между школой и жизнью, между системой народного образования и системой народного хозяйства.

    Общий лозунг Хрущёва о подготовке всех школьников к труду на предприятиях, в совхозах, колхозах, учреждениях являлся совершенно верным. Но Хрущёв представил и конкретные предложения, очень плохо подходившие к условиям 50-х годов. Главным ориентиром служили его воспоминания о рабочих факультетах и заводах-втузах первой половины 20-х годов, когда общеобразовательная средняя школа занимала скромное место в советской системе народного образования. Поэтому Хрущёв предлагал вообще упразднить ставшую уже привычной для населения общеобразовательную среднюю школу. Он, в частности, писал: «В городах и рабочих посёлках дети, получившие 7 — 8-летнее образование, должны, может быть идти в школы типа фабзавуча. Они будут продолжать учёбу, но чтобы эта учёба была тесно связана с профессиональным образованием, помогала учащимся приобрести производственные знания и трудовые навыки. В сельской местности учащиеся после 7 — 8 лет обучения в школе должны будут получить практические навыки и знания по агрономии и другим отраслям сельского хозяйства или обучаться 2 — 3 года какому-либо ремеслу…

    Что касается полного среднего  образования, то Хрущёв предлагал  давать его в вечерних (сменных) школах с 3 - 4-летним обучением при 2 - 3 днях в неделю, свободных от производства. Обычные общеобразовательные школы он советовал сохранить лишь «в относительно небольшом числе».

  Предложения Хрущёва содержали и верные мысли, и много существенных ошибок, главная  из которых состояла в недооценке привычных и территориально близких  для населения дневных общеобразовательных  средних школ, а также в подмене  политехнического обучения и посильного производительного труда школьников принудительным профессиональным образованием с крайне ограниченными возможностями  выбора профессии. Тем не менее события  и в данном случае развивались с ничем не оправданной быстротой. В ноябре 1958 года газеты опубликовали тезисы ЦК КПСС о перестройке школы, а в декабре после формального «всенародного обсуждения» Верховный Совет СССР принял Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Правда, не столько положения нового закона, сколько практика его проведения в жизнь существенно отличалась от предложений Хрущёва. Основой среднего образования осталась всё же дневная средняя школа, в которой примерно 1/3 учебного времени в 9 — 11-х классах отводилась на производственное обучение и производительный труд учащихся. Повсеместную организацию подобного рода средних школ с производственным обучением предполагалось завершить в течение пяти лет. Этот срок являлся на деле нереальным. У системы образования имеется своя логика, и быстрые преобразования невозможны. За пять лет нельзя создать материальную базу и обеспечить педагогические кадры для политехнического и производственного обучения десятков миллионов учащихся. Пока на новую систему переходили несколько тысяч школ, уже накопивших немалый опыт трудового обучения и тесно связанных с соседними предприятиями, недостатки проводимой реформы казались не столь заметными. Но для 70 — 80 % школ перестройка оказалась формальной, реальным же фактом стало ухудшение и качества обучения, и воспитания. Ещё более затруднило положение средней школы неожиданно принятое через несколько лет Хрущёвым решение вновь сократить обучение в школе до 10 лет. Это потребовало сложных изменений в учебном плане, результаты которых отрицательно сказались на организации трудового воспитания в школе.

  Итог  реформы оказался неутешительным: общеобразовательный  потенциал общества снизился. Это  потребовало сложных изменений  в учебном плане. 
 
 
 
 

  §2.  Новая социальная политика.

  Из  всех реформ, осуществленных в хрущевское «великое десятилетие», наибольшее воздействие  на дальнейшее развитие советского общества имели преобразования в социальной сфере.

  Обратной  стороной успехов в послевоенном восстановлении хозяйства в Советском  Союзе был низкий уровень жизни  и сверхвысокая норма эксплуатации трудящихся.

  Чтобы  создать  видимость   материального   благополучия   в   Москве, Ленинграде, некоторых других крупных промышленных  центрах,  туда  свозились товары и продукты, производимые в  стране.  Всевозможными  способами  деньги изымались  из  деревни.  Росло  число  натуральных  и  денежных  налогов   с населения, принудительно  размещаемых  займов.  В  течение  семи  лет  после денежной реформы 1947 г. проводились  массовые  снижения  розничных  цен  на товары народного потребления.  Их  главная  цель  была  чисто  политической: наглядно  подтвердить  «заботу»  партии  и   правительства   о   народе.   И действительно, каждое новое снижение цен воспринималось в массах с  чувством «глубокого  удовлетворения»:  «Мы  ликуем.  Маргарин,  сырки,  сахар,   хлеб подешевели на  10—15%... Пройдет  еще  немного  времени,  и  мы  заживем зажиточно, слова т. Сталина всегда оправдываются...»  Подобные  высказывания нередки в частной переписке начала 50-х годов. Безусловно,  был в политике снижения цен и экономический, антиинфляционный расчет: к 1952 г. индекс  цен снизился наполовину по сравнению с высоким уровнем 1946 г., но тем не  менее, оставался в 2 раза выше уровня последнего предвоенного года.

  За  семь  лет  для  многих  современников  стала  очевидна  и   другая закономерность: после очередного снижения цен неизменно увеличивалась  сумма подписки на государственный заем, снижались расценки и  зарплата  рабочих  и служащих.

  Закономерным  итогом такой социальной политики к 1953 г. стал  всеобщий дефицит   элементарных   потребительских   товаров,   усиление   социального неравенства.   Реальным   единственным   достижением   социальной   политики послевоенного   времени   явилось   расширение   системы    образования    и здравоохранения.

  В письмах трудящихся новому руководству  сначала  робко,  но  после  XX съезда все решительнее повторяется требование: «Мы  все  пока  живем  только для  будущего,  но  не  для  себя...  Улучшение  материальной  жизни  народа совершенно необходимо...  У  нас  заработная  плата  руководящих  работников может превышать зарплату рабочих в 50 я 100 раз...».

    Начало перестройки социальной  политики было положено  летом  1953  г., когда  Председатель  Совета  Министров  Г.  М.  Маленков  публично   назвал неотложной задачу в 2 — 3  года  резко  повысить  обеспеченность  населения продовольственными и промышленными  товарами.   Уже  к  1955  г.  Произошли определенные сдвиги к лучшему. Продажа населению мяса  увеличилось  в   2,2 раза,  масла — в  1,58 раза,  одежды и белья — почти в  2  раза,  мебели  — более чем в 3 раза. Первые крупные шаги были сделаны в решении самой острой социальной проблемы  —  жилищной.  В  1954  г.   были  решительно  осуждены парадность  и  «украшательство»  в  архитектуре   и   начался   переход   к строительству домов индустриальным методом. Однако   настоящая    «жилищная революция»   началась после XX съезда.

  На  съезде  была  выдвинута  широкая  программа  повышения  жизненного уровня, включавшая в себя сокращение рабочего  времени,  массовое  жилищное строительство, повышение заработной платы  низкооплачиваемым  работникам  и целый ряд других важных преобразований. Их реализация в последующие годы не была последовательной и не носила комплексного характера. 
 
 
 
 
 
 

  §3.  Реформа управления экономикой.

  В  мае  1957  г.  ликвидацией  отраслевых  министерств   и   созданием совнархозов началась реализация одной из крупных  реформ,  осуществленных  в годы руководства Н. С. Хрущева.

  После XX съезда страна находилась на подъеме. Пятая пятилетка по  ряду показателей  была   выполнена   досрочно.   Среднегодовые   темпы   прироста промышленного производства были весьма высоки — 13,1 %, втрое  выше,  чем  у США.  Большинству  населения   казалось,   что   выигрыш   в   экономическом соревновании с капиталистическим  Западом  не  за  горами.  Однако  на  деле положение  в  экономике  было  тревожным.  Директивы  на  шестую  пятилетку, принятые XX съездом в феврале 1956 г.,  в  декабре  были  пересмотрены.  Был составлен переходной план на 1—2 года, а затем появился новый  —  семилетний план  на  1959—1965  гг.  Командно-административная   система   в   условиях ликвидации  принудительного  труда,  отмены  суровых  наказаний,  усложнения условий хозяйствования стремительно теряла свои сильные стороны. В  народном хозяйстве   подспудно   нарастали   диспропорции,    бесхозяйственность    и расточительность. Отчетливо проявлялись  такие  недостатки,  как  распыление средств между многочисленными объектами,  долгострой.  Интересы  предприятий все  больше  расходились  с   интересами   потребителей,   с   потребностями непрерывного  технологического  обновления  производства.  К   концу   пятой пятилетки в стране насчитывалось уже более 300 тыс.  предприятий  и  строек, большая часть которых находилась далеко от Центра.

  Для многоцелевой экономики  больше  не  подходили  методы  управления, ориентированные  на  «главное    звено   в     цепи»,     на    традиционное разделение  между  легкой   и   тяжелой   промышленностью   с   обязательным преимуществом развития средств производства.

  Научно-техническая      революция      требовала      развития   новых отраслей  промышленности:  развития   электроники,   химии,   электрификации железных дорог, изменения структуры топливного баланса, перехода от угля  на нефть и газ. Такие задачи были поставлены на XX съезде КПСС. Однако в  новых условиях управлять промышленностью  из  министерских  кабинетов  становилось все  труднее.  Жесткая ведомственная  система,  основанная  на  максимальной централизации хозяйственного руководства и ограничении самостоятельности мест, стала  тормозить  дальнейший  рост  производительных сил. Поэтому мнения экономистов и хозяйственников о путях совершенствования руководства хозяйством в изменившихся условиях разделились. Одни  стояли  за перестройку  самих  методов   руководства,   за   расширение   хозяйственной самостоятельности  предприятий.  Другие  верили   лишь   в   организационные реформы, настаивали     на     ликвидации      министерств.    Советская экономическая наука в те годы не  могла  дать  обоснованных,  подтвержденных экспериментами рекомендаций.

  Но  Н. С.  Хрущев  увидел  в  переходе  к  территориальному  управлению возможность  освободить  правительство  от  неэффективного  вмешательства  в местные  дела,  ослабить   влияние   бюрократии.   Подавляющее   большинство руководителей и сотрудников министерств,  привыкших  к  власти  и  удобствам проживания в Москве, были против подобной реорганизации.

  Общесоюзные министерства (за исключением оборонных  министерств)  были упразднены.  Предприятия,  находившиеся  в  их  ведении,  были  переданы   в непосредственное подчинение  Советам  народного  хозяйства  административных экономических  районов.  Всего  по  Союзу  было   организовано   свыше   100 совнархозов, в том числе 76 в Российской Федерации. Большинство  создавались на базе одной-двух  областей  и  были  небольшими,  другие,  как,  например, Ленинградский,  куда  кроме  Ленинграда  и   Ленинградской   области   вошли Псковская и Новгородская области, имели очень мощный потенциал.

  В первые годы после реформы  упростилось  кооперирование  предприятий,  находившихся по соседству друг с другом. Меньше стало встречных  перевозок. Предприятия стали оперативно помогать друг другу. За первые три  года  были укреплены ранее распыленные транспортные, вспомогательные, ремонтные службы предприятий.

  В то же  время  реформа  не  изменила  самих  принципов  управления  и планирования,  а  лишь  заменила  отраслевую  организацию  территориальной. Осложняло работу совнархозов  неквалифицированное  вмешательство  партийных руководителей.

  Принципиальные  пороки  новой  системы  управления  —  местничество  и стремление использовать ресурсы прежде всего для удовлетворения  собственных потребностей. В конечном итоге система управления еще  более  усложнилась  и стала менее квалифицированной. Реформа потерпела крах, и  после  отстранения Хрущева от власти территориальная система была ликвидирована. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§4.  Новочеркасские события.

  1962 год стал годом крушения хрущевской  «оттепели» и всех надежд, которые она породила в обществе. В стране вновь возникла необходимость распределять дефицитные продукты по талонам и карточкам. Решение руководства страны повысить с июня 1962 г. цены на мясо, молоко и масло, «чтобы способствовать быстрому увеличению продуктов животноводства», вызвало взрыв возмущения в стране. В донесениях КГБ, которые непрерывно шли в ЦК КПСС, сообщалось о выступлениях в Риге, Киеве, Москве; призывы к забастовкам раздавались в Ленинграде, Иванове, Магнитогорске. Смысл «подстрекательских» высказываний сводился к тому, что новые цены следует отменить, изыскать необходимые стране средства не за счет трудящихся, а, отказавшись, например, от помощи слаборазвитым странам, снизив зарплату высокооплачиваемым чиновникам, или найти какие-либо другие пути решения проблемы. В городе Донецке на телеграфном столбе была приклеена листовка: «Нас обманывали и обманывают. Будем бороться за справедливость». Народ увидел в повышении цен попытку власти решить свои проблемы за счет масс.

Информация о работе Н.Хрущев