Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:39, реферат
В конце 13 — начале 14 в. на Руси начинается процесс преодоления феодальной раздробленности, возникают предпосылки для образования централизованного государства. В отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей: монголо-татарское нашествие прервало наметившиеся в 13 в. объединительные процессы. Борьба за свержение монгольского ига определяла само существование Руси как самостоятельного государства, без объединения победить было невозможно; развитие городов и внутренней торговли не достигло такого уровня, как на Западе, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания единых государств в Западной Европе; единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей; процесс объединения русских земель в единое государство был обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов — татар, турок, поляков, немцев.
7. Образование
единого Российского
В конце 13 — начале 14 в. на Руси начинается процесс преодоления феодальной раздробленности, возникают предпосылки для образования централизованного государства. В отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей: монголо-татарское нашествие прервало наметившиеся в 13 в. объединительные процессы. Борьба за свержение монгольского ига определяла само существование Руси как самостоятельного государства, без объединения победить было невозможно; развитие городов и внутренней торговли не достигло такого уровня, как на Западе, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания единых государств в Западной Европе; единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей; процесс объединения русских земель в единое государство был обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов — татар, турок, поляков, немцев. Можно выделить следующие этапы образования единого Российского государства: 1 (конец 13-14) хозяйственный подъем в русских землях, возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг Москвы; 2 (конец 14-середина 15) дальнейшее объединение земель вокруг Москвы, борьба великого московского князя с московскими удельными князьями; 3 (вторая половина 15 начало 16) образование единого государства. Монголо-татарское иго сдерживало развитие Руси, но не могло его остановить. Центром возрождения и объединения стала Северо-Восточная Русь. Российское единое государство создавалось как государство феодальное на основе укрепления собственности феодала на землю и закрепощения крестьянства. Это был по сути своей процесс политического объединения, не подкрепленный экономической централизацией. Носителем его была великокняжеская власть. Необходимость свержения монголо-татарского ига и защиты от нападений Великого княжества Литовского и Ливонского ордена лишь ускорила этот процесс. На Руси сложилось самодержавно-крепостническое государство. После смерти Василия II (1462) великим князем становится его сын Иван III (1462—1505). Именно в годы его правления завершился процесс объединения русских земель. При Иване III Новгород окончательно был включен в состав Московского княжества. Иван III организовал хорошо спланированный поход на Новгород. Главное сражение произошло на реке Шелонь. И хотя новгородцы имели огромное превосходство в силах, они потерпели сокрушительное поражение. Самостоятельность Новгородской республики была сильно подорвана. В 1477 г. Иван III предпринял второй поход против Новгорода. В декабре город был блокирован со всех сторон. Переговоры длились целый месяц и закончились капитуляцией Новгорода. В начале января 1478 г. было отменено новгородское вече. Иван III приказал снять и отправить в Москву вечевой колокол. Новгородская республика перестала существовать и вошла в состав Московского княжества. В 1485 г. Иван III совершил поход на Тверь, князь Михаил Тверской бежал в Литву. Соперничество двух центров Северо-Восточной Руси завершилось в пользу Москвы. Князем в Твери стал сын Ивана III — Иван Иванович. Московское княжество превратилось в общерусское. С 1485 г. московский государь стал именоваться «государем всея Руси». При Василии III (1505—1533) присоединены Ростов, Ярославль, Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521). Объединение русских земель в основном завершилось. Сложилась территория единого Русского государства — самого крупного в Европе. С конца 15 в. оно стало называться Россией. Гербом государства стал двуглавый орел. В этот период оформляются органы государственного управления. Во главе государства стоял великий князь, которому подчинялась княжеско-боярская власть. При нем существует постоянно действующий совет — Боярская дума. В этот совещательный орган великим князем назначаются члены на основе местничества. В конце 15-начале 16 в. создаются приказы — специальные учреждения для управления военными, судебными и финансовыми делами. Самым значительным новшеством Ивана III стала судебная реформа, обнародованная в 1497 г. в виде специального законодательного сборника — Судебника. Судебник Ивана III запретил взятки за судопроизводство и хозяйствование, провозгласил нелицеприятный суд, установил единообразные судебные пошлины за все виды судебной деятельности. Это был крупный шаг на пути создания судебного аппарата в стране. Статья 57 ограничивала право перехода крестьян от одного феодала к другому. Отныне крестьянин мог уйти от своего феодала за неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября), т.е. когда заканчивались все сельские работы. При этом он должен был уплатить феодалу за проживание на его земле «пожилое» и все долги.
8. Борьба иосифлян и нестяжателей в 15-16 в. Значение победы религиозной ортодоксии для социально политического развития страны.
Развитие и укрепление Российского государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. В 16 в. идеологическая деятельность церкви приобрела широкий размах. Церковь развернула борьбу со всякого рода инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни. Церковь следила за правильностью понимания учения Христа, жестоко карала вольнодумцев-еретиков. В конце 15 в. новгородское низшее духовенство заявило, что не признает догмата о троичности Бога, отрицает священность икон и саму церковную организацию. Против них выступил игумен Иосиф Волоцкий (его сторонники стали называться иосифлянами). Он заявил, что еретиков надо заключать в тюрьмы и предавать лютой казни. В то же время так называемые нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что с еретиками надо полемизировать, а не расправляться. Борьба иосифлян с нестяжателями проходила не только по вопросу об отношении к церковным догмам: первые отстаивали их незыблемость и требовали жестокой расправы с еретиками, вторые допускали возможность полемики с инакомыслящими и их помилование. Борьба двух группировок в православной церкви отражала разные взгляды на великокняжескую власть. Иосифляне провозглашали великого князя наместником Бога на земле. Из этого круга церковников вышла теория «Москва — третий Рим», обосновывавшая вселенские претензии Московской митрополии. Противоположная группировка утверждала, что Божья власть выше светской. Наконец, нестяжатели в отличие от иосифлян считали, что монахи должны кормиться личным трудом, и отрицали необходимость монастырского землевладения как средства для поддержания всей обители. В 1504 г. церковный собор приговорил еретиков к смертной казни. Многие были сожжены на костре. В 16 в. церковь все более подчиняется княжеской светской власти. Продолжается борьба между иосифлянами и нестяжателями. Последние выступали против массовых казней, призывали церковь, монастыри отказаться от права владения крестьянами и землей. Но в 1531 г. руководители нестяжателей были осуждены церковным собором. До нашего времени дошли сведения о деле боярина Матвея Башкина, который отпустил на волю своих холопов, считая, что Священное Писание запрещает порабощать людей. Сильвестру стало известно, что Башкин отрицает иконы, обряды, дело дошло до царя. Башкин был арестован, предан анафеме и казнен.
9. Избранная рада. Ее реформы, социальные основы ее политики, значение ее деятельности.
К концу 40-х годов 16 века вокруг царя Ивана 4 Грозного сложился небольшой кружок близких ему людей, позднее названный князем Андреем Курбским Избранной радой. По сути, это была Ближняя государева дума, которая отражала компромиссный характер внутренней политики, проводимой в тот период Иваном IV. В нее вошли: представитель незнатных, но крупных землевладельцев Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, священник Сильвестр, митрополит Макарий, дьяк Иван Висковатый. Как писал историк, это были «мужи разумные и совершенные». Избранная рада не была официальным государственным органом, но фактически в течение 13 лет являлась правительством и управляла государством от имени царя.
В 1549 г. был созван первый Земский собор — совещательный орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворян и ограничили права крупных феодалов. Соборы не ограничивали власть царя, однако способствовали проведению на местах политических мероприятий центральной власти. Они не стали постоянными, а собирались впоследствии несколько раз по необходимости. На основе решений Земского собора в 50-х годах 16 в. были проведены следующие реформы: военная; судебная, был принят новый общерусский Судебник 1550 года; церковная; реформы центрального и местного управлений. В 1550 г. был принят новый Судебник Ивана IV, способствовавший укреплению централизованной власти. Были ограничены судебные функции наместников и волостелей, на местах за судом наблюдали царские дьяки. Взяточничество каралось денежными штрафами. Вводилась смертная казнь «за разбой». Была подтверждена норма Судебника 1497 г. о Юрьеве дне: крестьяне могли уходить от феодала только один раз в году, увеличен размер «пожилого». В 1581 г. впервые были введены заповедные годы. В 1551 г. по инициативе Ивана IV состоялся церковный Собор, вошедший в историю как Стоглавый, так как итоговый документ содержал ровно 100 глав. Он оформил пантеон всех русских святых, проверил церковные книги, унифицировал богослужение и все церковные обряды, принял решение об открытии школ для подготовки священников и дьяконов. Собор поставил задачу улучшить нравы духовенства: монахам было запрещено пить водку, дозволялось пить квас и виноградные вина, осуждалось бритье бород. Собор не разрешил царю конфисковать церковные земли, но сами монастыри могли продавать или приобретать земли только с царского дозволения, им запрещалась также ростовщическая деятельность. При Избранной раде складывается приказная система управления. Приказы являлись особыми органами государственной исполнительной власти. Важнейшими из них были: Посольский, Пушкарский, Разбойный, Ямской, Стрелецкий, Поместный, Казанский, Сибирский, Челобитный. Возглавляли приказы думные дьяки, им подчинялись подьячие, земские, которые стояли во главе канцелярий. Так складывался профессиональный аппарат управления — главная опора центральной власти. Была отменена система «кормлений» наместников (1555), ее заменили общегосударственным налогом, из которого платили жалованье служилым людям. Введено ограничение местничества. Реформы укрепили государственное управление, военную систему, заметно способствовали централизации. Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства и царской власти. В 1560 г. Избранная рада прекратила свое существование. Андреем Курбским, знатный ярославский князь, государственный советник, личный и доверенный друг царя, который входил в Избранную раду, в 1564 г., в один из самых трудных для России моментов Ливонской войны, бежал в стан неприятеля к Сигизмунду II Августу. Курбский в своих гневно-обличительных посланиях, направленных царю, упрекает его в страшных жестокостях по отношению к людям ему близким и преданным, в том, что царь, «вымышляя клевету», различными муками истязал души верных «предстателей отечества». По мнению Курбского, царь, должен прислушиваться к мнению мудрых советников. Царь в столь же гневном ответе Курбскому клеймит изменника, заявляет о неограниченности своей власти, полученной от Бога. Можно выделить несколько причин распада Избранной рады, но все они сводятся к личностным чертам Ивана IV: деспот Иван IV хотел править единолично, не имея рядом советников, которые стесняли его; царь не доверял окружению; Иван IV не умел терпеливо ждать, когда его политика принесет результаты, а советники предлагали путь медленных, постепенных реформ.
10. Опричнина (1565 – 1572), ее причины, цели и последствия.
В 1560 г. Иван IV избавился от Избранной рады. Но длительные и тяжелые войны, новые налоги разоряли страну, было много недовольных среди дворян, священников и посадских людей. В 1553 г. Иван IV серьезно заболел и составил завещание в пользу младенца Дмитрия (первого сына, рожденного от Анастасии). Однако близкие бояре и многие удельные князья не захотели поддержать его наследника Дмитрия. Царь выздоровел, но его душевное равновесие было надломлено. К тому же многие бояре, имея крупные вотчины, сохранили экономическую независимость, В 1564 г., опасаясь казни, бежал в Литву князь Андрей Курбский. Царь везде искал измену, подвергал казням бояр. В стране создалась очень напряженная обстановка. Тогда Иван IV предпринимает крупный политический маневр: он решил добровольно оставить трон и покинуть царствующий град Москву. В начале декабря 1564 г. царь с семьей под охраной и в сопровождении огромного обоза выехал из Москвы в Александровскую слободу. В январе 1565 г. Иван направил две грамоты: первая грамота была адресована митрополиту Афанасию, вторая, «посаду, всем людям» и читалась «в собрании народа велегласно». В первом послании царь обвинял бояр, приказных людей в изменах, а митрополита и духовенство в зловредном пособничестве боярам; в другом послании заверял посадский люд, что на них не гневается и опале не подвергнет. Народ единодушно поддержал государя. Бояре, духовенство, дворяне, приказные люди, купцы и посадские направили делегацию в Александровскую слободу просить государя вернуться на престол. Иван IV согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях. Они сводились к тому, что отныне царь будет по своему усмотрению казнить изменников и править государством по своему желанию. В 1565 г. Иван Васильевич торжественно вернулся в Москву и на другой день объявил духовенству, знатным боярам об учреждении опричнины. В опричнину (от слова «опричь» — кроме), подвластную царю вошли земли, включавшие 20 городов в центральных и наиболее богатых районах страны. Здесь была своя Боярская дума, приказы, опричное войско. Остальная территория была названа земщиной, в ней сохранялись старые порядки во главе с боярами. Даже Москва была разделена на опричнину (Арбат, Пречистенка, Знаменка) и земщину. Из опричнины насильственно выселялись бояре-вотчинники, дворяне и приказные люди, если они добровольно не записывались опричниками; все это сопровождалось грабежами, убийствами со стороны опричников. Противников опричнины уничтожали. Изъятые у боярства земли раздавались опричникам-дворянам и феодальной знати, верной царю. Было создано специальное опричное войско, сначала из одной тысячи, потом оно было доведено до пяти тысяч человек. Когда была отобрана первая тысяча опричников, они в присутствии митрополита, всего кремлевского духовенства и бояр дали клятву быть верными государю великому князю и его государству. В 1570 г. под предлогом борьбы с изменой была проведена карательная экспедиция против Новгорода. Погром Новгорода длился 40 дней. Число жертв достигло 15 тысяч. Город был полностью разграблен. В 1571 г. крымский хан Дивлет-Гирей напал на Москву, учинил погром и сжег столицу. Опричное войско не смогло защитить город, чем сильно оскандалилось пред лицом народа. В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил даже упоминать это ненавистное в народе слово. Были вновь объединены опричные и земские территории, опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди. Восстановилось единство Боярской думы, но казни продолжались еще долго и после отмены опричнины. Иван IV, вводя опричнину, преследовал, прежде всего, главную цель — укрепление своей самодержавной власти. Но опричнина способствовала централизации страны, так как нанесла удар по остаткам феодальной раздробленности. Последствия опричнины для России были трагичными: опричнина способствовала становлению деспотического характера русского самодержавия, фактически она превратила в холопов и феодалов, и крестьян; была подорвана экономика страны, многие земли были разорены, крестьяне бежали из вотчин и поместий, опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской войне.
11. Смута в России в начале 17 века. Ее причины и последствия.
В марте 1584 г. Иван Грозный умирает. В завещании наследником престола и царем всея Руси объявлялся его сын — царевич Федор, болезненный, религиозный, который еще и производил впечатление умственно неполноценного. Между советниками царя и его родней сразу же началась борьба за власть. И здесь победу одержал Борис Годунов. В течение трех лет после коронации Федора Ивановича опытный придворный политик Годунов поочередно устранил соперников и с 1587 г., умело используя имя царя Федора, стал единолично управлять страной. Первым крупным успехом его как правителя стало учреждение в 1589 г. самостоятельной Московской патриархии. В результате двух войн со Швецией удалось добиться частичного пересмотра итогов Ливонской войны. Отразив нападение на Москву крымского хана, Россия укрепила безопасность своих южных рубежей. В 1597 г. был издан указ о пятигодичном сроке розыска беглых крестьян. На личной судьбе Бориса Годунова и на оценке его неспокойного правления сказалось так называемое углическое дело. В мае 1591 г. при загадочных обстоятельствах погиб в Угличе младший сын Ивана Грозного — царевич Дмитрий. Пошел слух, что Дмитрия убили по приказу Годунова. В 1598 г. царь Федор Иванович умер, не оставив после себя наследника. Династия Рюриковичей, правившая с 862 г., оборвалась навсегда. В феврале 1598 г. специально созванный Земский собор в Москве избирает царем Бориса Годунова. Став царем, Борис Годунов поддерживал мирные отношения с крымским ханом и османским султаном, заключил на 20 лет перемирие с Речью Посполитой; при нем русские разгромили становище хана Кучума, Сибирское ханство перестало существовать. Однако положение внутри страны оставалось напряженным. Годунов пытался предпринять меры для ослабления недовольства народа. Кроме того, с 1601 по 1603 г. в России свирепствовал голод. Кульминацией «голодных бунтов» стало восстание Хлопка (1603), охватившее все Подмосковье. Восставшие громили дворянские имения, лишь в конце года под Москвой повстанцы были разгромлены царским отрядом. В это же время стали распространяться слухи о том, что царевич Дмитрий не погиб, а чудесно спасен и скрывается. В 1601г. Годунов узнал, что в Польше объявился человек, выдающий себя за царевича Дмитрия. Розыск показал, что это сбежавший в Польшу (1602) бывший монах Григорий Отрепьев. В октябре 1604 г. войско Лжедмитрия, поддержанного польскими магнатами, двинулось на Москву. Войско Лжедмитрия быстро продвигалось к Москве. 13 апреля 1605 г. скоропостижно умер Борис Годунов (по слухам, он был отравлен). И уже 20 июня 1605 г. Лжедмитрий въехал в столицу — вскоре его «опознала» мать, инокиня Марфа, и 30 июля 1605 г. «Дмитрий» венчался на царство. Лжедмитрий, став царем, повел себя независимо от польского короля: не разрешил строить католические храмы, не отдал полякам Смоленск, стал именоваться императором. Он обладал блестящими способностями, был умен и сообразителен. Но он разрушал образ царя-полубога, держался как обыкновенный человек. Особенно они усилились после официальной женитьбы Лжедмитрия на католичке Марине Мнишек. Нарастало недовольство среди бояр, дворян, простых москвичей. Возник заговор бояр во главе с Василием Шуйским. 17 мая 1606 г. при попытке скрыться от заговорщиков Лжедмитрий был убит. На Земском соборе царем был избран Василий Шуйский (1606—1610), лживый, подозрительный, хитрый человек. В народе опять возникли слухи, что Дмитрий спасся и скрывается в Польше. Летом 1606 г. на юго-западе страны началось восстание во главе с бывшим холопом Иваном Болотниковым. От имени Дмитрия Болотников, как царский воевода, рассылал повсюду грамоты, призывая бороться с изменником Шуйским. Восставшие осенью 1606 г. подошли к Москве. В решающий момент дворяне, испугавшись ширившегося народного восстания, пошли на сговор с Шуйским. В сражении у села Коломенского Болотников потерпел поражение и отошел к Туле. Болотников четыре месяца держался в осажденной Туле. Шуйский обманом выманил их из города, Болотников был сослан, а позже казнен. Летом 1607 г. поляки направили в Россию очередного самозванца — Лжедмитрия II. Собрав большое войско, самозванец дошел до Москвы, но не смог ее взять и обосновался лагерем в подмосковном селе Тушино, откуда пошло прозвище «тушинского вора». Из Тушина отряды самозванца грабили центральные и северные уезды. В 1609 г. Шуйский заключил договор со Швецией, по которому Россия отказывалась от побережья Балтики, возвращенного в 1599 г. Годуновым, соглашалась на свободное хождение на территории России шведской монеты и обязалась выплатить шведским наемникам большое жалованье. Взамен Шуйский получал военную помощь — 15 тысяч наемников. Летом 1609 г. шведско-русские войска разгромили «тушинцев» под Тверью. Дальше шведы отказались воевать, так как им не выплатили требуемых денег. Авторитет Василия Шуйского продолжал падать. В этой обстановке возник заговор и Шуйский был свергнут. Власть перешла к семи московским боярам («семибоярщина»). Бояре задумали посадить на русский престол польского королевича Владислава и в сентябре 1610 г. тайно впустили польские отряды в Москву. Шведы, узнав о русско-польском сговоре, оккупировали северо-западные русские земли. Началась открытая интервенция Польши и Швеции в Россию. В Москве присягают сыну польского короля Владиславу, но в других городах не следуют примеру «семибоярщины». На борьбу с захватчиками поднимается русский народ. В Рязанской земле формируется первое ополчение во главе с дворянином Прокопием Ляпуновым для изгнания поляков из Москвы. В него входят дворяне, посадские люди, казаки. В конце марта 1611 г. первое ополчение осадило Москву, но первое ополчение не выполнило своей задачи. Поляки остались в Москве, а шведы захватили новгородские земли и осадили Псков. России грозила потеря национальной независимости, расчленение земель. В этой обстановке осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде создается второе ополчение, во главе которого встали князь Дмитрий Пожарский и посадский староста Козьма Минин. В ночь на 20 августа 1612 г. ополчение подошло к Москве. По пути в Ярославле было создано временное правительство «Совет всея земли». Поляки пытались прорваться, но были отброшены. Москва была освобождена. Польский король вернулся в Польшу. Военные действия против шведов велись до 1618 г. Теперь встал вопрос о государственной власти в стране. Для решения его в 1613 г. собрался Земский собор, в Москву прибыли выборные люди от дворян, посадских людей, черносошных и дворовых крестьян (кроме крепостных). 21 февраля казаки ворвались на заседание Земского собора и потребовали избрать царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова (сына патриарха Филарета, родственника царя Федора Ивановича). Избрание Михаила не было случайностью: Михаил молод; его избрание обещало всеобщее согласие и спокойствие; царская власть опять становилась самодержавной, избрание царя означало возрождение страны, ее самостоятельности и самобытности. 1613 год считается годом основания нового царского рода — династии Романовых, которым предстояло править Россией 304 года.