Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:39, реферат
В конце 13 — начале 14 в. на Руси начинается процесс преодоления феодальной раздробленности, возникают предпосылки для образования централизованного государства. В отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей: монголо-татарское нашествие прервало наметившиеся в 13 в. объединительные процессы. Борьба за свержение монгольского ига определяла само существование Руси как самостоятельного государства, без объединения победить было невозможно; развитие городов и внутренней торговли не достигло такого уровня, как на Западе, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания единых государств в Западной Европе; единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей; процесс объединения русских земель в единое государство был обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов — татар, турок, поляков, немцев.
38. Деятельность советской власти в области культуры в 20-30 гг.
Одной из главных задач
в области образования в
39. Сталинский тоталитарный режим.
Сложившаяся в конце 1920—1930-х гг. политическая система сталинизма основывалась на огосударствлении средств производства, жесткой централизации, командно-административной системе управления, усилении идеологизации общества. В общественном сознании господствовали идеологические установки (усиление классовой борьбы), образы классового врага, “врагов народа”, “агентов мирового капитала”. Во “враги народа” попадали и действительные противники советской власти, и все подозреваемые в нелояльности к ней. Репрессии проводились среди различных социальных слоев (“шахтинское дело”, 1928 г.; процесс над “промпартией”, 1930 г.; процесс над “Союзным бюро меньшевиков”, 1931 г.). Действовала широкая сеть внесудебных органов — “тройки” НКВД, Особое совещание при НКВД. В 1934 г. было создано Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений (ГУЛАГ); использовался бесплатный труд заключенных. В 1930-е гг. был проведен ряд громких политических процессов; многие видные политические, военные, хозяйственные деятели были приговорены к расстрелу. В стране сложился партийно-государственный аппарат из новых руководителей, беспрекословно выполнявших волю центра. Установился культ личности Сталина. Эти процессы нашли отражение в новой Конституции СССР (VIII Чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов, 5 декабря 1936 г.). Советский Союз провозглашался социалистическим государством рабочих и крестьян. Коммунистическая партия объявлялась руководящим ядром общества. Политическая основа СССР — Советы депутатов трудящихся; экономическая — социалистическая собственность на средства производства (государственная и колхозно-кооперативная формы). Всем гражданам предоставлялись демократические права и свободы, прямое равное избирательное право. Разделение властей не предусматривалось. Практика проведения выборов, осуществления всех предоставленных Конституцией свобод и прав существенно отличалась от провозглашенных принципов. Сложившаяся в стране к середине 1930-х гг. политическая система не была демократической. Она представляла собой жесткую автократическую власть, тоталитарный режим.
40. СССР и мир накануне II Мировой войны (сентябрь 1939 – июнь 1941 гг.).
41. Внешняя политика СССР в начале II Мировой войны (сентябрь 1939 – июнь 1941 гг.).
К концу 1930-х гг. Советский Союз по общему объему промышленного производства вышел на первое место в Европе и второе место в мире. В ранее необжитых районах поднялись сотни новых городов, вступили в строй тысячи новых заводов. Миллионы людей трудились самоотверженно, воспринимали успехи и заботы страны как свои собственные, верили, что они строят новый мир. Успехи в экономике достигались ценой огромного напряжения сил и самоограничения при сохранении серьезных диспропорций в народном хозяйстве. И в третьей пятилетке (1938—1942) упор делался на развитие тяжелой индустрии. Между тем и в этой отрасли сохранялись слабая дисциплина, недостаточная профессиональная подготовка и текучесть кадров. Многие новостройки возводились трудом заключенных. К этому времени в стране окончательно сложился политический режим с полностью огосударствленной экономикой, командно-административными методами управления. Духовная и культурная жизнь общества находилась под постоянным идеологическим контролем. Для психологической атмосферы в обществе было характерно сочетание массового энтузиазма, веры в лучшее будущее со страхом перед неизвестностью, непониманием причин проводимых репрессий. Сложной и противоречивой была и международная обстановка. Попытки, СССР создать систему европейской безопасности окончились неудачей. Начавшиеся 12 августа 1939 г. англо-франко-советские переговоры о взаимопомощи в связи с возможной германской агрессией зашли в тупик. Контакты же с Германией увенчались подписанием 23 августа 1939 г. договора о ненападении и секретного протокола о разделе “сфер интересов” в Восточной Европе (по существу, предполагался четвертый раздел Польши). Заручившись поддержкой СССР, Германия 1 сентября напала на Польшу. Через день Англия и Франция объявили войну Германии. Вторая мировая война началась. 17 сентября части Красной Армии вступили в Западную Украину и Западную Белоруссию. 28 сентября Польша перестала существовать как суверенное государство. В тот же день в Москве был подписан советско-германский договор “О дружбе и границе”. В секретных приложениях к нему были уточнены сферы влияния. Союз с Гитлером подтолкнул СССР на вооруженный конфликт с Финляндией. Продолжавшиеся четыре месяца (ноябрь 1939 — март 1940 г.) боевые действия носили ожесточенный характер. Потери Красной Армии составили более 120 тыс. человек. Война закончилась подписанием мирного договора. Была установлена новая граница, расстояние между ней и Ленинградом увеличилось до 150 км. Летом 1940 г. произошло новое изменение границ СССР. В его состав были включены Северная Буковина и Бессарабия, республики Прибалтики. Понимая, что войны с Германией избежать нельзя. Советский Союз готовился к защите. Ассигнования на оборону, составлявшие в 1939 г. 25,6% государственного бюджета, в 1940 г. возросли до 32,6%, а в начале 1941 г. достигали уже 43,4%. Накануне войны прошли испытания новые образцы военной техники. Однако не был налажен их массовый выпуск. На востоке страны создавались предприятия-дублеры, которые в случае войны могли бы заменить разрушенные или захваченные врагом.
42. Антигитлеровская коалиция в период II Мировой войны.
Расчеты Гитлера, развязавшего войну против СССР, на международную изоляцию Советского государства не оправдались. В день начала фашистской агрессии премьер-министр Великобритании У. Черчилль, несмотря на свой антикоммунизм, заявил: “Всякий, кто сражается против Гитлера, — друг Англии; всякий, кто воюет на его стороне, — враг Англии”. Начавшиеся советско-английские переговоры о совместных действиях в войне против Германии завершились подписанием 12 июля 1941 г. в Москве соглашения. Обе стороны обязались не заключать сепаратный мир с Германией. Позже было подписано соглашение о торговле и кредитах. Заявление о том, что его страна окажет “всю возможную помощь Советскому Союзу” в борьбе с гитлеризмом, сделал и президент США Ф. Рузвельт. Он же в соответствии с законом о ленд-лизе дал согласие предоставить СССР первый беспроцентный заем в 1 млрд долларов. Общие принципы национальной политики США и Великобритании в условиях второй мировой войны были изложены в Атлантической хартии (август 1941 г.). В этой англо-американской декларации, разработанной при встрече Рузвельта и Черчилля, были определены цели союзников. 24 сентября 1941 г. к этой хартии присоединился и Советский Союз, выразив свое согласие с ее основными принципами. Складыванию антигитлеровской коалиции способствовало проведение осенью 1941 г. Московской конференции с участием представителей СССР, США и Великобритании по вопросу о военных поставках. Было подписано трехстороннее соглашение о поставках в СССР вооружений, военного снаряжения и продовольствия. Значительную роль в развитии военно-политического сотрудничества сыграла подписанная в Вашингтоне в январе 1942 г. “Декларация Объединенных Наций”, к которой присоединились 26 государств, находившихся в состоянии войны с Германией. Процесс создания коалиции завершился подписанием советско-английского договора от 26 мая и советско-американского соглашения от 2 июня 1942 г. о союзе в войне против Германии и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны. Первыми совместными действиями союзников стали оккупация Ирана, а также оказание давления на Турцию с целью добиться ее благожелательного нейтралитета. Не менее важно было и то, что советский народ знал: он не одинок в смертельной борьбе с фашистской Германией. Хотя и с большой задержкой, союзники выполнили требование СССР об открытии второго фронта. В ходе зимней кампании 1945 г. получила развитие координация действий вооруженных сил союзников по антигитлеровской коалиции. Когда в Арденнах англоамериканские войска оказались в тяжелом положении, советские армии по просьбе Черчилля ранее запланированного срока перешли в наступление широким фронтом от Балтики до Карпат, оказав тем самым эффективную помощь союзникам. Как страны антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритания решали вопросы о судьбе побежденной Германии, наказании нацистских преступников и послевоенном устройстве мира на конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме. Однако при реализации ряда этих договоренностей после войны, в ходе выработки условий послевоенного урегулирования в Европе, возникли разногласия, приведшие к противоборству СССР и прежних союзников, биполяризации мира и “холодной войне”.
43. Итоги и уроки II Мировой войны.
Победа в Великой Отечественной войне не была дарована нашему народу великой личностью или счастливым случаем. Она была достигнута кровью и безвозмездными жертвами советских людей. Источниками Победы были: сплоченность советского общества, дружба народов СССР, вставших на защиту своего многонационального государства; героизм, мужество и стойкость бойцов и командиров Красной Армии, проявленные в боях на советско-германском фронте; самоотверженный труд рабочих и крестьян, инженеров и конструкторов — всех тружеников тыла, ковавших “оружие Победы”; военное искусство выдающихся советских полководцев — Жукова, Василевского, Рокоссовского, Конева; материально-техническая и военная помощь союзников по антигитлеровской коалиции. В достижении победы над врагом важную роль сыграла КПСС, мобилизовавшая советский народ на отпор агрессору. Главные итоги и всемирно-историческое значение Победы: был разгромлен фашизм; народы Европы, да и всего мира (учитывая претензии нацистов на глобальное господство) избавились от угрозы порабощения. Победа открыла перед человечеством возможность жить в мирных условиях, вселила в сердца людей надежду на окончательное избавление от войн. После войны СССР стал одной из ведущих держав мира. Если в 1941 г. дипломатические отношения с Советским Союзом поддерживали 26 государств, то в 1945 г. уже 52. СССР расширил свою территорию на западе и на Дальнем Востоке. Под его влиянием изменился общественный строй в ряде стран Восточной Европы, активизировалась национально-освободительная борьба народов колониальных и полуколониальных стран. Победа досталась СССР дорогой ценой. Война унесла до 28 млн человеческих жизней. Была уничтожена треть национального богатства страны (для сравнения: Англия потеряла 0,8%, Франция — 1,5%, а США — 0%, получив за время войны 117 млрд долларов чистой прибыли). Мы понесли большие потери, чем Германия, людские потери которой составили 5,5 млн человек. Это, в частности, объясняется тем, что война более трех лет велась на нашей территории. К тому же СССР вел оборонительную войну, а фашистская Германия — захватническую, в программу которой входило истребление максимального количества советских людей.
44. СССР и мир после II Мировой войны. Политика «холодной войны».
В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско-милитаристского блока роль и влияние Советского Союза в международных отношениях неизмеримо возросли. СССР стал одним из признанных лидеров мирового сообщества. В послевоенный период имевшиеся между СССР, США и Великобританией противоречия вспыхнули с новой силой. США выступили с претензией на мировое господство, используя для давления на СССР и другие страны имевшуюся у них монополию на атомное оружие. 1946 год стал поворотным в процессе создания новой системы международных отношений: от политики сотрудничества бывшие союзники перешли к конфронтации. Считается, что с речи У. Черчилля в Фултоне (США) в международной политике началась эра “холодной войны” — идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капиталистической и социалистической систем. Это противостояние проявилось уже при решении германской проблемы: создании на территории Германии двух государств — ФРГ и ГДР (1949), и даже еще раньше — в связи с обращением президента США Г. Трумэна к Конгрессу (доктрина “сдерживания и отбрасывания коммунизма”) и “планом Маршалла” (оказание экономической помощи странам Европы). Этот план поставил под угрозу влияние СССР в странах Восточной Европы, чего сталинское руководство не могло допустить. Оно дало понять этим странам, что их присоединение к “плану Маршалла” будет рассматриваться СССР как враждебное действие. Развязывание “холодной войны” привело к созданию в 1949 г. Организации Североатлантического договора (НАТО), а затем, в 1955 г., — Организации Варшавского Договора (ОВД). Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгие годы стали отношения между двумя сверхдержавами — СССР и США. Противостояние между ними определяло приоритеты экономической политики, выделение значительных ресурсов на военные цели. В 1949 г. в СССР была создана атомная бомба. Это сыграло решающую роль в изменении соотношения сил в мире. Все послевоенные годы Советский Союз неизменно заявлял о том, что он осуждает пропаганду новой войны и выступает за запрещение производства и хранения атомного оружия. 12 марта 1951 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира; пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества. СССР навязывал восточноевропейским социалистическим странам свою модель преобразований. Любое противодействие или отклонение от этой модели воспринималось сталинским руководством явно враждебно. По этой причине произошел полный разрыв отношений с Югославией (1948). Только летом 1953 г., уже после смерти Сталина, были предприняты первые шаги по нормализации советско-югославских отношений.
45. Достижения и просчеты хрущевской оттепели.
В борьбе соратников Сталина после его смерти в марте 1953 г. за политическое лидерство победу одержал Н. С. Хрущев, ставший осенью 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС. Состоявшийся в конце февраля 1956 г. XX съезд КПСС явился поворотным пунктом в истории страны. К этому времени стала очевидной необходимость решительно порвать с прошлым, сказать правду о массовых репрессиях, вскрыть причины глубоких деформаций в советском обществе. Съезд, и особенно секретный доклад на нем Н. С. Хрущева “О культе личности и его последствиях”, оказал огромное влияние на сознание людей, на развитие общественной мысли. Он дал толчок процессу обновления общества, развенчания социальных мифов сталинизма, положил начало освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов. В докладе Хрущева был дан психологический портрет Сталина как политического деятеля, который отличался властолюбием, жестокостью, недоверием, подозрительностью, мстительностью. Приводились факты необоснованных репрессий, расправ с видными партийными и государственными деятелями, преследования членов их семей. Однако разоблачение культа личности Сталина осуществлялось людьми, которые сами были соучастниками многих злодеяний. Несвободен был в своих оценках и поступках и сам Хрущев, решившийся на такой смелый шаг. Поэтому разоблачение культа личности во второй половине 1950-х гг. сводилось лишь к ликвидации наиболее негативных сторон тоталитарного режима. В 1956 г. происходит массовое освобождение почти всех политических заключенных из лагерей и мест “вечной ссылки”. Одновременно началась реабилитация большинства погибших в 1937—1955 гг. узников лагерей и тюрем. С именем Хрущева связаны новые подходы к народнохозяйственным проблемам, экономические реформы, призванные решить проблему управления, децентрализовав его, повысить благосостояние народа. Учитывая сложное положение, в котором оказалось сельское хозяйство страны, были приняты меры по его подъему. В 3 раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, снижен налог с личного приусадебного хозяйства. Была предпринята попытка перейти от административных к экономическим методам хозяйствования на селе. Изменилось социальное и правовое положение колхозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда. Однако не было сделано главное — крестьянство не получило право выбора форм хозяйствования. В 1954—1956 гг. было освоено 3.6 млн га целинных и залежных земель с целью решить зерновую проблему. К сожалению, эта мера дала лишь кратковременный успех. Вместе с тем она отодвинула на второй план возрождение традиционных земледельческих районов России. В 1957 г. предпринимались попытки реформировать управление народным хозяйством. Вместо ликвидированных отраслевых министерств и ведомств появились совнархозы — территориальные управления. Организация совнархозов сыграла некоторую положительную роль, но кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Многие экономические проблемы в те годы пытались решать политическими приемами и методами посредством административных реформ и кампаний (“кукурузная кампания”, “мясная кампания в Рязани”, “молочные рекорды”). Все же период хрущевской “оттепели” стал периодом наиболее заметного подъема в экономике страны. В 1956—1958 гг. в среднем в год вступало в строй около 800 предприятий. В 1957 г. на воду был спущен первый в мире атомный ледокол “Ленин”. В рамках государственных программ в эти годы решались проблемы освоения космоса, химизации народного хозяйства, развития электроники, жилищного строительства, многие другие важные народнохозяйственные задачи. В начале 1960-х гг. темпы экономического развития замедлились. Из-за непродуманной аграрной политики возникли продовольственные трудности. СССР начал закупать зерно за границей. Противоречивость и непоследовательность многих прогрессивных социально-экономических начинаний середины 1950-х — середины 1960-х гг. были обусловлены тем, что Хрущев сложился как партийный и государственный деятель в условиях жесткой централизации и административно-командного стиля руководства.