Образование единого Российского государства (15-16 в.). Альтернативы в объединительном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

В конце 13 — начале 14 в. на Руси начинается процесс преодоления феодальной раздробленности, возникают предпосылки для образования централизованного государства. В отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей: монголо-татарское нашествие прервало наметившиеся в 13 в. объединительные процессы. Борьба за свержение монгольского ига определяла само существование Руси как самостоятельного государства, без объединения победить было невозможно; развитие городов и внутренней торговли не достигло такого уровня, как на Западе, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания единых государств в Западной Европе; единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей; процесс объединения русских земель в единое государство был обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов — татар, турок, поляков, немцев.

Файлы: 1 файл

1. Древнерусское государство, его образование, основные этапы и .doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

46. Мифы и реальность развитого социализма. Брежнев.

В 1960-е гг. партийно-государственным  руководством во главе с Л. И. Брежневым  были предприняты попытки проведения экономических реформ. Сама жизнь диктовала необходимость новых форм и методов хозяйствования, коренного изменения принципов материального стимулирования товаропроизводителей. Пленум ЦК КПСС (март 1965 г.) принял новый порядок планирования сельскохозяйственного производства: планы закупок сельхозпродукции стали устанавливаться на пятилетку; закупочные цены повысились; за сверхплановую продукцию платили полторы цены; сократились налоги; поощрялось развитие личного подсобного хозяйства. Намеченные меры дали результаты: темпы роста легкой промышленности, базирующейся на сельскохозяйственном сырье, и пищевой промышленности удвоились. На следующем пленуме ЦК партии (сентябрь 1965 г.) было принято решение о проведении экономической реформы в промышленности. Суть ее: расширение хозрасчета на предприятиях и в отраслях; сокращение числа плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; недопущение изменения плановых заданий без согласования с предприятиями; изменение принципов деятельности предприятий — вместо “вала” вводился показатель реализованной продукции. В подготовке и реализации реформы активную роль играл А. Н. Косыгин, Председатель Совета Министров СССР. Первые ее итоги были обнадеживающими. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили свою работу. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, по ряду плановых показателей оказалась почти выполненной. Однако в ходе реализации реформы в нее стали вносить корректировки, дополнения, до неузнаваемости исказившие ее сущность. К началу 1970-х гг. реформа фактически сошла на нет. Причина неудачи в том, что реформы  не пошли вглубь, не затронули основ хозяйственного механизма. И в сельском хозяйстве и в промышленности сохранялась прежняя система экономических и общественных отношений. Административный аппарат (прежде всего сам Брежнев) увидел в реформах посягательство на его права и власть, и с помощью подзаконных постановлений и актов их свернули. Основная причина провала реформ 1965 г. в том, что невозможно было продвинуться вперед экономическом развитии при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере. На неудаче реформ сказалось и то, что большая часть партийно-хозяйственного аппарата не смогла отказаться от административно-командных методов управления.

47. Нарастание кризисных явлений в обществе и экономике 1964-1985 гг.

Реформы 1965 г. в экономике, несмотря на всю свою половинчатость, несколько снизили темпы падения  производства. Но с начала 1970-х гг. они заметно возросли. Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Упали темпы роста производительности труда. Планы по большинству показателей не выполнялись. В целом экономика стала невосприимчивой к нововведениям, качество значительной части продукции перестало соответствовать современным требованиям. Правда, на ряде направлений мы не уступали, а даже превосходили США: в исследованиях космоса, по некоторым фундаментальным открытиям. Но по ряду показателей, в том числе по использованию микроэлектронной техники, наше отставание было значительным. Только небольшая часть советской экономики, а именно предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией. Экономика страны была предельно милитаризована. Из года в год военно-промышленный комплекс наращивал свою мощь. Военные расходы росли в полтора-два раза быстрее, нежели национальный доход. Чрезмерная нагрузка на народное хозяйство привела к серьезным диспропорциям. Гражданская промышленность несла потери. Научно-технические разработки оборонных исследований были засекречены. Трудовые коллективы не проявляли заинтересованности в освоении новой техники. По этой причине в промышленности к началу 1980-х гг. было автоматизировано или комплексно механизировано лишь 10% предприятий. В годы девятой пятилетки (1971—1975) экономический рост фактически прекратился. Видимость благополучия обеспечивалась за счет распродажи богатств страны (нефть, газ). Наиболее слабой отраслью в 1970-х — начале 1980-х гг. оставалось сельское хозяйство. Старая система управления не позволяла руководителям колхозов и совхозов вести дело самостоятельно. К тому же закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику высокими. Введенная гарантированная денежная оплата труда в колхозах обернулась ростом социального иждивенчества. За бесхозяйственность, трудности в аграрном производстве пришлось расплачиваться золотом, импортируя зерно в значительных объемах (в 1979—-1984 гг. в среднем около 40 млн т в год). Не увенчалась успехом и специально разработанная пленумом ЦК КПСС (май 1982 г.) Продовольственная программа. Несмотря на негативные явления в экономике, уровень жизни советского народа до середины 1970-х гг. медленно повышался, а затем более чем пятилетие не снижался. Росли денежные доходы населения, увеличивались общественные фонды потребления, делались серьезные, правда недостаточные финансовые вложения в медицину, образование, спорт. Однако рост денежных доходов не был обеспечен увеличением производства товаров и услуг. Это вело к возникновению дефицита, к скрытому росту цен, что стало экономической предпосылкой расцвета спекуляции, образования теневой экономики, доходы которой составляли многие миллиарды. К началу 1980-х гг. выявилась неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы, отчетливо проявились кризисные явления в экономике и социальной сфере.

48. Перестроечные процессы в СССР. Их содержание и последствия 1985-1991 гг.

К середине 1980-х гг. в  СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался  в падении темпов роста промышленного  и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. Попытка партийного руководства страны сохранить власть путем “закручивания гаек”, предпринятая Ю. В. Андроповым, оказалась безуспешной. В общественном сознании зрело понимание необходимости  глубоких перемен. Их желали все слои общества — от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных чиновников. Страна стояла на пороге перемен. Начало   перестройки   связано  с   именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. Гарантом перестроечных процессов, причиной которых являлись объективные обстоятельства, а не субъективные факторы, выступала КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет “Скрытых резервов” в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее развитие событий не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это, Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур. Главным ее инструментом стала гласность — объективное освещение всех сторон жизни общества. Решение о реформе политической системы в СССР было принято на 19 партконференции КПСС (лето 1988 г.). Был провозглашен курс на создание в СССР правового государства. В качестве первоочередной задачи выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, формирование новых органов власти, проведение первых демократических выборов народных депутатов. После партконференции начались изменения структуры управления в СССР. На Первом Съезде народных депутатов (май—июнь 1988 г.) Горбачев был избран главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. — Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли КПСС), ликвидирована однопартийная система руководства страной, стали возникать различные партии и общественные движения.

49. Причины и последствия распада СССР.

Прологом распада СССР стало освобождение прежних союзных  республик от всевластия союзного центра,  контролировавшего все стороны их жизни. Большинство союзных республик в 1990 г. приняли декларации о суверенитете, включив в них специальные разделы о верховенстве республиканских законов над союзными. Результатом процесса суверенизации республик стало заметное перемещение властных функций из центра в республики. 12 июня 1990 г. на Первом Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. В соответствии с ней органы власти РФ получили право решать все вопросы государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые добровольно передавались РФ в ведение Союза ССР. При этом в Декларации говорилось о решимости России Создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. В марте 1991 г. был проведен референдум по проблеме сохранения СССР. В нем приняли участие девять республик (отказались участвовать три прибалтийские республики, Грузия, Армения и Молдова). Свыше трех четвертей голосовавших высказались за сохранение Союза. Предпринимались попытки подписания нового Союзного Договора, который был выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново-Огареве. По этому договору республики, вошедшие в новый Союз, должны были получить значительно больше прав. Центр из управляющего превращался в координирующий. Против такого решения 19 августа 1991 г., в канун подписания договора, выступила часть высшего партийно-государственного руководства страны, объявившая о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Его постановлениями в ряде регионов страны, главным образом в России, вводился режим чрезвычайного положения, запрещались митинги, манифестации, приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, устанавливался контроль за средствами массовой информации. Однако члены ГКЧП не получили необходимой поддержки населения страны, а в Москве встретили активное противодействие демократических сил. Президента РФ Б. Н. Ельцина и его сторонников. Августовские события ускорили распад Советского Союза. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Брестом руководители Белоруссии — С. Шушкевич. Российской Федерации — Б. Ельцин, Украины — Л. Кравчук подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединилось еще восемь республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев в связи с прекращением существования Союза ССР сложил свои полномочия.

50. Россия и мир на рубеже XX – XXI вв.

После распада СССР и  образования СНГ России пришлось заново строить свою внешнюю политику. Возникло, два направления внешнеполитической деятельности: ближнее зарубежье — бывшие республики СССР, ставшие суверенными, независимыми странами и дальнее зарубежье — остальные государства мира. В отношениях с государствами ближнего зарубежья в 1992 г. российское руководство колебалось между стремлением к максимальному сохранению интеграционных связей в рамках СНГ и постепенным осознанием существования специфических российских интересов и необходимости их защиты. Предстояло решать сложные вопросы формирования национальной армии и раздела имущества Советского Союза, создания границ, прежде всего со странами Прибалтики. В ближнем зарубежье оказалось не менее 25 млн русскоязычного населения, проблемы защиты прав которого решаются в ходе межгосударственных контактов России с отдельно взятыми странами ближнего зарубежья. Особо остро стоит проблема гражданских прав русских в государствах Балтии. После вывода российских войск с их территорий эта проблема не закрыта. Возникли сложности в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе Черноморского флота, статусе Севастополя. На Украине, в Казахстане и некоторых других странах ближнего зарубежья негативно восприняли позицию МИДа России, заявившего, что все геополитическое пространство СССР она рассматривает как сферу своих жизненных интересов и готова защищать их всеми возможными правовыми способами и средствами. Россия выполняет в ряду случаев посреднические функции при ликвидации конфликтов, оказывает помощь в защите границ (Нагорный Карабах, Абхазия, Таджикистан). В последнее время во взаимоотношениях России и некоторых стран СНГ возобладала тенденция к интеграции. Наибольшую активность проявили Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. Заключен Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Во внешней политике для России было важно утвердиться в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, сохранить статус ядерной державы, добиться экономической поддержки Западом проводимых в стране реформ, наладить политические, экономические, научные и культурные связи с крупнейшими государствами мира. Среди дипломатических достижений можно назвать следующие: принятие России в члены Международного валютного фонда; заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2) между Россией и США; подписание важных соглашений с Китаем; налаживание политических и экономических связей с Южной Кореей; установление тесного сотрудничества с Германией, Францией и другими странами. В отношениях России с Западом следует выделить Кэмп-Дэвидскую декларацию (1992), принятую на встрече Б. Н. Ельцина и президента США Дж. Буша. Ее значение в том, что “Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством”. В то же время в условиях новой геополитической реальности Россия потеряла контроль над традиционными зонами своего влияния. Это коснулось Средней Азии, где усилилось действие “мусульманского фактора”. США оказались единственной сверхдержавой в мире, не имеющей адекватного противовеса, а потому способной диктовать свою волю в большинстве регионов мира, что наглядно проявилось во время конфликта в Югославии, а позже и в Ираке.

 


Информация о работе Образование единого Российского государства (15-16 в.). Альтернативы в объединительном процессе