Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 00:33, курсовая работа
этим целью работы является изучение причин образования и деятельность институтов фискалитета и прокуратуры в XVIII.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть государственные реформы первой четверти XVIII века;
изучить процессы централизации государственного аппарата;
охарактеризовать перестройку центральных органов власти и управления;
проанализировать реформирование сферы местного самоуправления.
Введение
В начале XVIII века в России происходили крупномасштабные государственные преобразования, которые затронули все сферы жизни. При Петре I заново создавалась армия, строился флот. В 1701 г. началась долгая и тяжелая война со Швецией. Всё это требовало огромных финансовых затрат, слаженной работы государственного механизма, исполнения поручений на местах, чего в России никогда не было. На протяжении всей истории русской государственности после падения Киевской Руси государственное управление характеризовалось произволом князей, воевод, царей, бояр, а позже и мелкого чиновничества. Общественная жизнь в большинстве своём не была урегулирована ни кодифицированными обычаями, ни полноценными нормами права.
В период правления Петра I функция государственного контроля, в том числе контроль в сфере финансов, принадлежала Сенату. Но осуществлять функцию государственного контроля был не в состоянии по причине многочисленности возложенных на него дел.
Сложившаяся ситуация в государстве, политическая и административная необходимость, повальная коррупция подвели Петра I к мысли о необходимости государственного контроля, надзирающего в том числе за исполнением законов. Поставить административный аппарат под действенный контроль, т.е. обеспечить его дееспособность в решении общенациональных задач, был призван институт фискалов, а позднее – институт прокуратуры.
В связи с этим целью работы является изучение причин образования и деятельность институтов фискалитета и прокуратуры в XVIII.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить процессы централизации государственного аппарата;
охарактеризовать
перестройку центральных
проанализировать реформирование сферы местного самоуправления.
Объектом исследования является общественно-правовая действительность в эпоху Петровских реформ.
Предметом исследования
являются Петровские преобразования и
их последствия для
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания и частнонаучные методы изучения правовых явлений: формально-логические (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.), конкретно-исторический, системный, историко-правовой, сравнительно-правовой, технико-юридический и др.
Структура курсовой работы: введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованной литературы и источников.
Целью работы является установление структуры и компетенции такого своеобразного государственно-правового института, как прокуратура императорской России.
Для достижения этой цели необходимо было решение следующих задач:
1) выявить структуру и компетенцию института российской прокуратуры в XVIII – первой половине XIX вв.;
2) выявить структуру и компетенцию института российской прокуратуры во второй половине XIX – начале ХХ вв.
Изучение истории создания и развития какого-либо государственного органа помогает лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган, принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности деятельности этого органа в современных условиях
Крупномасштабные государственные преобразования а России в начале XVIII в., затронувшие все сферы экономики, включая финансы, связываются справедливо с именем Петра I. Конечно, все мысли и действия Петра I были направлены, говоря современным языком, на улучшение геополитического положения России. Однако достижение результатов в этой сфере вряд ли было бы возможно без преобразований в области государственного управления и в системе государственного устройства.
В допетровскую эпоху все вопросы как в центральном управлении, так и на местах решались единоначально. Фактически бесконтрольное ведение финансовых дел, осложненное тем, что в XVII в. областное финансовое управление находилось в руках выборных от общин и неопределенностью отношений между воеводами и выборными, приводило к огромным злоупотреблениям в финансовой сфере.
В период своего царствования Петр I изменил систему государственных установлений, полагая, что в государстве с монархической формой правления «коллегиальное совершение и лучше».1 Вводя новый порядок управления, Петр I стремился определить предмет ведения государственного органа, широту его полномочий и взаимоотношения между государственными органами. Тем самым можно говорить, что в меру своих сил и знаний, а более, по-видимому, в силу интуиции в новой системе государственного управления Петр I стремился установить юридическое начало. Вполне возможно, что у Петра было понимание того, что для решения задач в той же финансовой сфере необходимо иметь на службе лиц, обладающих определенным уровнем специальных знаний и специальными профессиональными навыками.
Одним из феноменов эпохи Петра, возникшим при нем и закончившим существование через несколько лет после его смерти, является институт фискалов, причиной создания которого было изыскание новых источников доходов и ближайшего контролирования расходов.
Хотя фискалы выполняли не только финансово-контрольную, но и правоохранительную функцию, которая, в конце концов, стала преобладающей, институт фискалов можно рассматривать как первый в России юридически оформленный централизованный государственный орган контроля в сфере финансов.
На основе исторических документов можно проследить не только возникновение самого института фискалов, но и многие моменты его развития как правового института через изучение изменений полномочий фискалов, подчиненности и даже мер ответственности и требований к лицам, назначаемым на должности фискалов.
Создание института фискалов как системы централизованного подчинения, обусловливалось стремительным ростом потребности в финансировании военных кампаний и неудовлетворительным состоянием местных администраций, на которые в том числе возлагалась прямая обязанность финансового и материального обеспечения отдельных воинских частей. Укрепление государственного начала порождало все более сложные отношения, не умещавшиеся в рамках прежних обычаев, и требовало новых, более определенных, форм организации взаимодействия, а том числе между центральной и местной властью.
Во вновь создаваемой при Петре I системе государственного устройства и управления функция государственного контроля в целом, в том числе контроль в сфере финансов, принадлежала Сенату по его назначению высшего хранителя законов и правосудия. Сенат в сфере финансов должен был: 1) смотреть во всем государстве за расходами, и ненужные, и особенно напрасные, сокращать; 2) денег побольше собирать.
Установление контрольного начала в финансовой сфере может свидетельствовать и о стремлении Петра I отойти от раскладочной системы взимания налогов, поскольку Петр I понимал, что равновесие государственных доходов и расходов и финансовая система, основанная на прочных и твердых началах, соответствующих принципам справедливости и народного богатства, определяют могущество и благосостояние государства. Это косвенно подтверждается тем фактом, что сам Петр I старался бдительно следить за соблюдением строгой экономии во всех государственных расходах и возложил эту обязанность на Сенат, а увеличения государственных доходов обязывал добиваться не увеличением ставок, а открытием новых отраслей доходов.
Но сам Сенат осуществлять функцию государственного контроля был не в состоянии в силу многочисленности и разнообразия возложенных на него дел.
Для этой цели практически одновременно с изданием в марте 1711 г. указа о создании Сената Петр I требует «учинить фискалов во всяких делах», и соответственно этому Сенат постановляет «выбрать обер-фискала, человека умного и доброго (из какого чина ни есть» и возложить на него обязанность тайно надсматривать и проведывать во всех делах, в том числе в сборе казны».2
О ФИСКАЛАХ
Именной указ Сенату [Марта 2 дня 1711 года]
Учинить фискалов во всяких делах, а как быть им, пришлется известие. Выбрать обер-фискала, человека умного и доброго [из какого чина ни есть]. Дела же его сии суть: должен он над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, також в сборе казны и прочего, и кто неправду учинит, то должен фискал позвать его пред Сенат, какой высокой степени ни есть, и тамо его уличать; и буде уличит кого, то половина штрафа в казну, а другая ему, фискалу; буде же и не уличит, отнюдь фискалу в вину не ставить, ниже досадовать, под жестоким наказанием и разорением всего имения; також надлежит ему иметь несколько под собою провинциал — фискалов у каждого дела по одному, которые еще под собою несколько нижних имеют, которые во всем имеют такую же силу и свободность, как и обер-фискал, кроме одного, что вышнего судью или Генерального штаба на суд без обер-фискала позвать не могут.3
Спустя четыре месяца по учреждении института фискалов Сенат издал разъяснения об обязанностях фискала на основании докладной записки первого обер-фискала Былинского. В резолюции Сената было разъяснено, что обер-фискал должен тайно надсматривать и проведывать про неправый суд и сбор казны и прочее во всех губерниях, не ограничиваясь одною Московскою; точно так же ведомство обер-фискала должно распространяться и над всеми патриаршими и архиерейскими приказами, что должно определить количество провинциал-фискалов и сколько ему нужно иметь нижних чинов, что в тайных донесениях должно по возможности скрывать имена доносителей, умалчивая, однако, о результатах своего розыска, и на это объявление обер-фискал должен предварительно испросить разрешение Сената. В этом же указе Сенат выносит постановление и о рассылке указов об учреждении фискалов во все губернии и чтобы все приказы и должностные лица доставляли все сведения, требуемые обер-фискалом, без отлагательства. Устанавливалось также, что бумагой, перьями и чернилами обер-фискал мог пользоваться из канцелярии Сената, а рассыльных иметь из гарнизонных солдат. Вероятно, с целью изъять фискалов совершенно из зависимости провинциальных властей, дать им более самостоятельности, не допускать влияния на исполнение их обязанностей никаких посторонних отношений, а начале 1712 г. как сами фискалы, так и их имущество, деревни совершенно изъяты из ведомства губернаторов и подчинены Сенату через государственного фискала.
Таким образом, местные власти не имели на фискалов никакого влияния, тогда как фискалы, со своею независимостью, со своими огромными правами, имели полную возможность быть стеснительными, как для должностных лиц, так и для частных. Это позволяет говорить об институте фискалов как о государственном органе центрального подчинения.
Сообразно цели их учреждения фискалы первоначально не подвергались никакому наказанию за неправый донос. Это могло приводить к значительным злоупотреблениям со стороны фискалов.
Возможно, в силу описанного выше указания о соблюдении секретности в отношении как самих имен фискалов, так и их донесений, но нет данных утверждать, насколько серьезными были злоупотребления фискалов. Но вероятно, что злоупотребления были значительными и послужили основанием для издания указа от 24 апреля 1713 г., в котором устанавливается запрещение фискалам вступаться в челобитчиковы дела, в случае же неправильного решения судьи челобитчик должен был сам приносить жалобу в Сенат. С запрещением фискалам вмешиваться в дела частных лиц круг их первоначально фактически неограниченной сферы деятельности сократился и ограничился одними казенными делами и теми уголовными, в которых нет истца.
По искам фискалов розыск производился Расправной палатой, которая обязана была подробно доносить ежемесячно Сенату обо всех донесениях фискалов, что по ним сделано, сколько взято штрафов, сколько из этих штрафов отдано фискалу и сколько взято в казну.
Фискалы должны были проведывать тайно, разыскивать и узнавать только про неправильный суд и неправильный сбор казны, и не дело фискала было судить и мотивировать действия должностных лиц. Именно данное обстоятельство позволяет говорить о том, что первоначальная идея учреждения фискалов была в реализации контрольной функции со значительным акцентом на сферу финансов.
Более определенное юридическое оформление институт фискалов получил три года спустя, в 1714г., когда в указе от 17 марта 1714г. закрепляются подробные постановления, определяющие состав этого института, предметы ведомства, ответственность, порядок делопроизводства и способы вознаграждения.
УКАЗ О ФИСКАЛАХ. И О ИХ ДОЛЖНОСТИ И ДЕЙСТВИИ
Именной указ [Марта 17 дня 1714 года]
Обор фискалу быть при государственном правлении, да с ним же быть фискалом четырем человеком; в том числе двум из купечества, которыя б могли купеческое состояние тайно ведать, а в губерниях во всякой, при губернаторском правлении быть по четыре человека, в том числе провинциал фискал, из каких чинов достойно, также и из купечества. А в городех во всех, смотря по препорции города, быть по одному и по два человека. Действие же их сие есть взыскание всех безгласных дел, то есть:
Информация о работе Образование и деятельность органов прокуратуры и фискалитета в 17 в.