Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 00:33, курсовая работа
этим целью работы является изучение причин образования и деятельность институтов фискалитета и прокуратуры в XVIII.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть государственные реформы первой четверти XVIII века;
изучить процессы централизации государственного аппарата;
охарактеризовать перестройку центральных органов власти и управления;
проанализировать реформирование сферы местного самоуправления.
А ежели фискал то учинит, то, сыскав, его и дело отсылать к генералу прокурору.
В Преображенском, на Генеральном дворе, генваря в 18 д. 1722 года.11
18 января император назначил генерал-прокуром П.И. Ягужинского, обер-прокурором Г. Cкорняка-Писарева, а 27 января того же года определил их компетенцию в Указе, названном "Должность генерал-прокурора"2.
Представляя сенаторам первого генерал-прокурора, Пётр сказал: "Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы, однако ж, то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления".12
ДОЛЖНОСТЬ ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОРА
Именной указ [Января 27 дня 1722 года]
1. Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому разсмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно без потеряния времени по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина к отправлению ему мешает, что все записывать повинен в свой юрнал; также накрепко смотреть, чтоб в Сенате не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись, в чем он должен спрашивать у тех, кто на что указы получил: исполнено ль по них в такое время, в которое начало и совершенство оного исполнено быть может; и буде не исполнено, то ему ведать надлежит, для какой причины, невозможность ли какая помешала, или по какой страсти, или за леностью? и о том немедленно Сенату предлагать должен, для чего повинен иметь книгу, в которой записывать на одной половине, в которой день какой указ состоялся, а на другой половине записывать, когда что по оному указу исполнено или не исполнено, и для чего, и прочия обстоятельства нужныя вносить.
2. Также
должен накрепко смотреть, дабы
Сенат в своем звании праведно
и нелицемерно поступал; а ежели
что увидит противное сему, тогда
в тот же час повинен
3. Должен смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали; а ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате. И должен все прокурорские доношения предлагать Сенату и инстигновать, чтоб по их исполнено было; также ежели на прокуроров будут доношении, что они званий своих истинно и ревностно не исполняют, то их в суде представлять Сенату.
4. Должен от фискалов доношения, о чем их должность есть, (против 7 пункта о их должности) принимать и предлагать Сенату и инстиговать также за фискалами смотреть, и ежели что худо увидит, немедленно доносить Сенату.
5. Ему ж должно в своей дирекции иметь канцелярию сенатскую и служителей оной.
6.
Эксекутор в Сенате имеет быть
под дирекциею генерала-
7. Фискалы в коллегиях и надворных судах должны доносить о всем своим прокурорам, а земских судов фискалы в земских судах; а ежели в тех судах не будут следовать и праведно исправлять, то доносить в коллегиях и надворных судах прокурорам же, о чем где надлежит; а ежели прокуроры по тем доношениям будут мешкать взыскание чрезвычайное время, или манить, о том должны фискалы доносить обер-фискалу, а обер-фискал генералу-прокурору; а ежели и обер-фискал не донесет или станет мешкать в том, то прямо генералу-прокурору доносить и на обер-фискала.
8. Все о важных делах указы, также ежели неисправление какое будет, в которых управителях что розыску или доправки какого штрафа на оных, посылать не на почте, но с посыльными от эксекутора, дабы с полным репортом всегда возвращались, что сделано или зачем нельзя было сделать; а в коллегии и в прочие ближние места указы посылать с эксекутором, дабы репорты в Сенат писмен-ные от президентов приносил, которого числа оные из Сената получили. Которое должно вносить в книгу, дабы ежели в такое время, в какое по указу дело мочно исполнить, а во оное репорту не будет в Сенате, мочно б было по оной записке взыскать,
9. Генерал и обер-прокуроры ни чьему суду не подлежат, кроме нашего, а ежели во отлучении нашем явятся в тяжкой и времяно не терпящей вине, яко измене, то Сенат может арестовать и розыскивать, а дело приказать иному кому, однакож никакой пытки, эксекуиии или наказания не чинить.
10.
О которых делах указами ясно
не изъяснено, о тех
11. И понеже сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государствен чых, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет, и ежели что поманит, или иное какое дело ведением и волею преступит, то яко преступник указа и явной разоритель государства наказан будет; буде же весьма не вымыслом, то денежным штрафом или по разспоряжению нашему наказан будет.
12. Обер-прокурор есть помощник генерал-прокурору в его делах, а в небытностъ его должен дела его отправлять.13
6 апреля 1722 г. был учрежден прокурор при сенатской конторе в Москве. Создаваясь как гласный, высокопоставленный, осободоверенньй царю орган надзора, имеющий право влиять на ход и решение дел, прокуратура оттесняла и фактически подчиняла себе фискалов. Указом от 18 января 1722г. Петр I предписывал надворным судам при установлении должности фискальского доноса произвести расследование и виновного фискала вместе с делом направить к генерал-прокурору. Генерал-прокурор, в отличие от генерал- и обер-фискалов, подчинялся исключительно царю.
Уже Указом от 12 января 1722 г., в котором учреждалась прокуратура, кроме генерал-прокурора и обер-прокурора определялось во всякой коллегии по прокурору, 18 января учреждались прокуроры в провинциальных надворных судах. В Святейшем Синоде была учреждена должность обер-прокурора, которому давалась особая инструкция. Однако все прокуроры, обслуживая соответствующую отрасль управления или суд, фактически состояли при поднадзорных им органах, отношения с которыми строились так же, как у генерал-прокурора с Сенатом. Прокуратура создавалась как единый централизованный орган государства во главе с генерал-прокурором. Формирование ее при ПетреI не было завершено.
Генерал-прокурору
прежде всего предписывалось «сидеть
в Сенате и смотреть накрепко за
исполнением Сенатом своих
На первый взгляд генерал-прокурор походил на свой французский прообраз представителя монарха в судебной власти, но это не так.
В отличие от европейских прокуратура в России сразу же приобрела свойственные только ей особенности: приоритет надзорных функций не за судебными органами, а за органами административными, не участие в рассмотрении дел и представление публичных интересовала надзор за правильностью рассмотрения дел органами, обладающими функциями суда.14
Коллежские прокуроры присутствовали на заседаниях коллегий, без них не могли рассматриваться наиболее важные дела. Заметив правонарушение, прокурор должен был протестовать, останавливать исполнение и доносить об этом генерал-прокурору, а тот — Сенату и императору. Прокуроры проверяли протоколы заседаний, отчетность, другую документацию и финансовую деятельность в поднадзорных учреждениях. Фискалы о выявленных нарушениях должны были доносить соответствующим прокурорам. Генерал-прокурор как глава прокуратуры был обязан смотреть за всеми прокурорами, чтобы они не отступали от требований закона и истины, проявляли прилежание. Прокуроров, нарушавших закон или недостаточно честно и ревностно исполнявших свои обязанности, следовало представлять на суд Сената. Генерал-прокурор и обер-прокуроры за свои правонарушения подлежали суду императора; Генерал-прокурор, "яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет" — гласил царский Указ "Должность генерал-прокурора". В отличие от фискалов прокуроры подлежали ответственности даже за неумышленные служебные правонарушения (штраф или иное наказание — по усмотрению царя).
Учреждение прокуратуры справедливо связывается с утверждением в России неограниченной монархии. Считалось, что, устанавливая через генерал-прокурора личный надзор за деятельностью всех государственных учреждений, Петр I корректировал недостатки коллегиального правления. Коллегиальность Петр I вводил в управлении, а единоначалие — в надзоре. Ни фискалы, ни прокуроры единолично осуществлявшие надзор, не принимали решений по существу вопросов, даже в отношении своих подчиненных. Они могли только представлять материалы для рассмотрения их коллегиальным органам. Таким образом, функциональное различие определило и организационную структуру органов государства.
2.3. Деятельность органов прокуратуры во второй половине XVIII в.
После смерти Петра I прокуратура и прокурорский надзор пережили несколько «взлётов и падений». Значение прокуратуры в обществе менялось полярно: то она становилась малозаметной структурой в государственном устройстве страны, то снова занимала подобающее положение в государстве.
При императрице Екатерине I и императоре Петре II роль и значение прокуратуры существенно снизились из-за проводимой ими политики, усилении роли других институтов власти, которые видели в прокуратуре ограничение своей власти.
Верховный тайный совет, вершивший государственные дела при императрице Екатерине I и императоре Петре II, упразднил должность Генерал-прокурора и прокуроров народных судов. В большинстве коллегий также были упразднены должности прокуроров. Следует отметить, что некоторые обязанности Генерал-прокурора в этот период выполнял обер-прокурор, однако в полном объеме правами Генерал-прокурора он не обладал и занимался в основном вопросами делопроизводства. В своей деятельности обер-прокурор был подчинён Верховному тайному совету. От надзора за Сенатом он был полностью отстранён. Таким образом, в период с 1727 по 1729 гг. прокуратура и фискалат в России были фактически упразднены. За П.И. Ягужинским формально была сохранена должность Генерал-прокурора, однако он был направлен послом в Польшу.
Некоторое возрождение былого авторитета прокуратуры происходит при Императрице Анне Иоанновне. По-видимому, здесь сыграло роль стремление Анны Иоанновны показать себя во всех делах преемницей Петра I и, кроме того, Анна Иоанновна ставила целью ограничение власти Верховного тайного совета, в чём прокуратура и лично П.И. Ягужинский могли быть чрезвычайно полезны.
В частности, её указом в октябре 1730 г. восстанавливаются должности Генерал-прокурора, прокуроров коллегий и народных судов. Основания для такого решения были изложены в самом указе: «... в государственных делах слабое чинится управление и челобитчики по делам своим справедливого и скорого решения так, как указы повелевают, получить не могут, и бедные от сильных утесняемы, обиды и разорения претерпевают».15 В 1733 г. был принят ещё один законодательный акт - «Должности губернского прокурора», который предоставил губернским прокурорам право приносить протесты на незаконные действия местных властей и судов с одновременным уведомлением об этом Генерал-прокурора. Если данный протест поддерживался генерал-прокурором, то исполнение решения по делам приостанавливалось. Однако период активизации прокуратуры был недолог. После того как Генерал-прокурор, обязанности которого в то время выполнял всё тот же П.И. Ягужинский, впал в немилость Императрице, прокуратура вновь утратила своё влияние, уступив место созданной в тот период всесильной Тайной канцелярии.
Во второй четверти XVIII в., независимо от возвышений или понижений роли генерал-прокурора в чиновной иерархии и его отношений с Сенатом и другими высшими государственными органами, независимо от личных качеств прокуроров, значение этого института в деле осуществления надзора за законностью оставалось незначительным. Прокуратура в это время занималась главным образом наблюдением за внешним порядком делопроизводства, пыталась бороться с волокитой, следила за соблюдением законов в местах заключения. Гораздо меньше активности прокуратура проявляла в борьбе со взяточничеством и другими должностными преступлениями; в судебных делах прокуроры практически не участвовали.
Информация о работе Образование и деятельность органов прокуратуры и фискалитета в 17 в.