Образование и деятельность органов прокуратуры и фискалитета в 17 в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

этим целью работы является изучение причин образования и деятельность институтов фискалитета и прокуратуры в XVIII.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть государственные реформы первой четверти XVIII века;
изучить процессы централизации государственного аппарата;
охарактеризовать перестройку центральных органов власти и управления;
проанализировать реформирование сферы местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Образование и деятельность институтов прокуратуры и фискалитета в XVIII в. (Автосохраненный).doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Но нельзя недооценивать  роль прокуроров с точки зрения наведения  хотя бы формального порядка в  рассмотрении дел в государственных  органах. Челобитные того периода свидетельствуют, что установленный законом порядок разрешения дел многими местными и даже центральными учреждениями часто не учитывался, а некоторые чиновники о нем даже и не знали. Поэтому протесты прокуроров по поводу явных отступлений от буквы закона были не лишними.

Постепенно к середине XVIII в. роль генерал-прокурора возрастала. Это происходило не вследствие усиления его надзорных полномочий, а благодаря наделению его функциями исполнительной власти.

В дальнейшей истории  России прокуратура оставалась верным стражем царского самодержавия, но ее положение и полномочия, задачи и функции изменялись в зависимости от целей и политики верховной власти.

Полностью же прокуратура  сформировалась, как орган надзорного типа при Екатерине П. С разделением  Сената на департаменты Генерал-прокурор охватывает своим контролем всю их деятельность, а к концу XVIII в., продолжая оставаться органом надзора, фактически становится высшим органом управления общей компетенции. В значительной мере был усилен прокурорский надзор за законностью в деятельности местных (губернских) органов власти. В этом большую роль сыграл правовой акт – «Учреждения для управления губерний» от 7 ноября 1775 г. В соответствии с ним прокуратура стала представлять систему таких органов: генерал-прокурор, губернский прокурор и губернский стряпчий, прокурор и стряпчий при верхнем земском суде, прокурор и стряпчий при губернском магистрате, прокурор и стряпчий при верхней расправе, уездный стряпчий в уезде. В главе XXVIII «О прокурорской и стряпчей деятельности» (ст. 404—410) указанного нормативного правового акта был регламентирован порядок «определения на должность» перечисленных должностных лиц, а также установлены их права и обязанности по общему и судебному надзору. Причем было проведено разграничение между компетенцией губернского прокурора и стряпчего. Если губернский прокурор осуществлял общий надзор, то стряпчий — судебный надзор. Выполнение возложенной на губернского прокурора функции надзора имело определенную специфику. В его компетенцию не входило непосредственное устранение нарушений закона. О выявленных злоупотреблениях губернский прокурор должен был сообщать тому органу, который был правомочен устранить правонарушение — «наместническому правлению», и Генерал-прокурору. В последнем случае преследовалась цель уведомить руководителя прокурорской системы о результатах действий губернского прокурора. Выполнение данной обязанности позволяло также использовать полномочия Генерал-прокурора для устранения правонарушений в ситуациях, выходивших за пределы возможностей губернского прокурора.

Устав благочиния от 8 апреля 1782 г. специально указывал на надзор прокурорских чиновников за нормативно-правовыми актами.

В период царствования Павла I прокурорский надзор был существенно ослаблен, сокращены штаты органов прокуратуры, как в центре, так и на местах. Однако, несмотря на это, прокуратура продолжала оставаться активно действующим государственным надзорным органом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что прокуратура переживала как  этапы увеличения объёма функций  и полномочий, укрепления своего правового статуса, так и этапы упадка, лишения большинства полномочий и функций, превращения в придаток органов исполнительной власти. Во время революционных и реакционных преобразований прокуратура с её надзорной функцией вообще превращалась в орган не нужный и, более того, мешающий государственному административному механизму.

Этапы преобразования статуса прокуратуры неразрывно связаны с этапами усиления государственности в России, наведением в ней порядка. Так, цари-реформаторы Петр I, Екатерина II, Александр II опирались на прокуратуру, доверяя ей основную роль в наведении порядка в стране и в первую очередь - в борьбе с произволом государственной машины, борьбе с коррупцией, судебным произволом, как в интересах самодержца, так и в интересах народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

История российского  правосудия :Учебное пособие для  студентов высших учебных заведений, обучающихся по  специальности 030501 "Юриспруденция" /А. А. Воротынцева, А. 
А. Демичев, О. В. Исаенкова и др. ; Под ред. Н. А. Колоколова. -М. :Юнити-Дана ;Закон и право,2009. – с. 128

 

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/genprok.htm

 

 

 

1 Назаров В.Н. Институт фискалов – первый в России орган финансового контроля. // Финансовый контроль. – 2008. - №1. – С.8

2 Назаров В.Н. Институт фискалов – первый в России орган финансового контроля. // Финансовый контроль. – 2008. - №1. – С.8

3 Законодательство Петра I – М.:Юридическая литература, 1997 г.- С.131

4 Законодательство Петра I – М.:Юридическая литература, 1997 г., С. 131-132

5 Назаров В.Н. Институт фискалов – первый в России орган финансового контроля. // Финансовый контроль. – 2008. - №1. – С.9

6 Гершевский. Ю. Причины возникновения института прокуратуры в России.// Законность №12 (890) – С.8

7 Назаров В.Н. Институт фискалов – первый в России орган финансового контроля. // Финансовый контроль. – 2008. - №1. – С.10

8 Ю. Гершевский. Причины возникновения института прокуратуры в России.// Законность - №12 (890) – С.8

9 Ю. Гершевский. Причины возникновения института прокуратуры в России.// Законность - №12 (890) – С.8-9

10 Законодательство Петра I – М.:Юридическая литература, 1997 г.- С.128

11 Законодательство Петра I – М: Юридическая литература, 1997 г.- С. 133

12 Ю. Гершевский. Причины возникновения института прокуратуры в России.// Законность - №12 (890) – С.9

13 Законодательство Петра I – М.:Юридическая литература, 1997 г.- стр. 133-135

14 Ю. Гершевский. Причины возникновения института прокуратуры в России.// Законность - №12 (890) – С.9

15 Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность Серия Учебники и учебные пособия. Ростов нД изд-во Феникс, 1999. – С. 75

 


Информация о работе Образование и деятельность органов прокуратуры и фискалитета в 17 в.