Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 00:33, курсовая работа
этим целью работы является изучение причин образования и деятельность институтов фискалитета и прокуратуры в XVIII.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть государственные реформы первой четверти XVIII века;
изучить процессы централизации государственного аппарата;
охарактеризовать перестройку центральных органов власти и управления;
проанализировать реформирование сферы местного самоуправления.
1. Всякие преступления указом.
2. Всякие взятки и кражу казны и прочее, что во вреду государственному интересу быть может, какова б оное имяни ни было.
3. Тако ж и прочил дела народные, за которых нет челобитчика, например, ежели какова приезжаго убьют, или наследник последней в своей фамилии во младенчество умрет без завету духовной предков ево, и прогчиг тому подобный безгласный дела, иже не имеют челобитчика о себе.
4. Во
всех тех делах фискалом
5. Буде же фискал на кого и не докажет всего, то ему в вину не ставить [ибо невозможно о всем оному акуратно ведать], а буде ни в малом не уличит, но все доносы его будут неправы, однакож, ежели оной то учинил ни для какой корысти или злобы, то взять штраф с него легкой, дабы впредь лутче осмотряся доносили.
6. Буде же фискал какой ради страсти или злобы затеет и перед судом подлинно и истинно от того, на кого то взвел, обличен будет, то оному, яко преступнику то ж учинить, что довелось было учинить тому, если б по его доносу подлинно виноват был.
7. Також,
ежели фискал знает или
8. О
всех оных делах [о которых
фискалы должны проведывать
9. И дабы в городе фискалы в проведывании всего вышеписанного действие б вели исправно, то для провинцыал фискалу, при губернском правлении будучему надлежит той губернии городы объездить самому в год одинажды и осмотрить состояния фискалов, где как оные отправляютца. И буде из фискалов кто явится в своем деле неприлежен и нерадетелен, и таковых от того чина отставливать. А на их место выбирать иных людей добрых и правдивых и, закрепя те выборы своими руками объявить, где довлеет; токмо из дворян молодых не принимать, и которые ныне такие есть, тем не быть, а быть молодым. А имянно, от сорока лет и выше, кроме тех которые суть из купечества.
10. В делех взыскание иметь с 1700 году, а далее не починать. И для того со всех указов, о которых с того фискалы ведать пожелают, дать им копии, ради лутшего усмотрения. Тако ж и впредь давать со всяких указов копии ж.
И. Из штрафных денег, которые по фискалским делам взяты будут, половину имать в казну, а другую разделить на двое, и одну часть из того отдать тому фискалу, чрез чье изыскание штрафные денги взяты будут. А другую оставить на роздел общей провинцыал фискалу со всеми городовыми фискалы той губернии, из которой, дватцатую часть отделя, присылать к обор фискалу с товарыщи.4
Так, согласно этому
указу при государственном
С этого времени фискалы уже должны были нести ответственность за донос на невинного с умыслом, из страсти или злобы, а равно за неизвещение о краже казны и прочее из корысти или дружбы. В обоих случаях фискал должен был подвергнуться такому же наказанию, какое должен был нести обвиняемый или виновный. Легкому штрафу фискал подлежал в том случае, когда донос его, хотя сделанный не из корысти или злобы, во всех частях оказывался несправедливым и фискал совершенно же освобождался от всякого взыскания, когда донос оказывался ложным только в некоторых частях.
Указ также устанавливал возрастной ценз для лиц, назначаемых на должность фискала от дворян, — 40 лет, однако такое условие не распространялось на фискалов от купечества.
В 1715 году введен окончательный запрет фискалам вмешиваться в дела частных лиц, что еще более обращало фискалов на дела финансовые и придавало их деятельности государственно-финансовый характер. Это направление деятельности фискалов как основного еще раз подтверждается в указе от 29 апреля 1717 г. и в именном указе от 22 декабря 1718г., где прямо говорится, чтобы по делам о похищениях казны доносили фискалам, «понеже они для того устроены».5
Рассматривая институт фискалов, необходимо учитывать, что, как и все должностные лица того времени, фискалы были кормленниками. Неизвестно, получали ли фискалы жалованье; наиболее вероятно, что до издания Табели о рангах они должны были получать только «штрафные» по открытым ими делом. Согласно уже названному выше указу от 17 марта 1712 г. из этих штрафных денег одна половина шла в казну, а другая разделялась на две части; первая часть выдавалась тому фискалу, старанием которого взяты штрафные деньги, а другая половина шла в пользу провинциал-фискала с городовыми; из последней части отделялась 20-я часть обер-фискалу.
С учреждением коллегий в 1717 г, в каждую коллегию был назначен особый фискал с обязанностью смотреть за ревностным и правильным исполнением указов и о каждом нарушении доносить, Не дело фискала было входить в юридические тонкости в производствах коллегиальных мест, его обязанность ограничивалась наблюдением за злоупотреблениями. С этого времени должности фискалов формируются уже более как стряпчих казенных дел и дел уголовных, что видно из ряда указов, определяющих предметы ведомства и порядок делопроизводства. В 1719 г. указано было по всем донесениям фискалов допросы производить в Юстиц-коллегии, при личном присутствии обер-фискала и того фискала, от которого последовал донос. Это личное присутствие фискал обязывался обозначить подписью своею под допросами. Даже выписки, изготовленные к слушанию, и решение дел фискалы должны были собственноручно подписывать с объяснением, что выписки из допросов и прочего выписаны и к производству дел изготовлены правильно. Из этого видно, что речь идет уже о сугубо правоохранительной функции фискалов и функции внутреннего служебного контроля.
Хотя должности фискалов просуществовали еще около 10 лет и были учреждены по епархиям (1721 г.) и введены даже в военное ведомство (1716г.), но можно считать, что с этого времени институт фискалов начал утрачивать функцию централизованного государственного органа в сфере финансов и становится органом с сугубо правоохранительным обязанностями, по кругу полномочий пересекающимися с деятельностью института прокуратуры.
Не последнюю роль в ликвидации фискалата в России сыграли высокопоставленные чиновники, члены Сената и приближённые Петра. На первоначальном этапе существования фискалы выявили множественные нарушения на различных уровнях вертикали власти, что не могло не вызвать недовольство сановников различных уровней.6
Нельзя говорить о фискалах как о специализированном финансовом институте, поскольку на них изначально возлагалась обязанность «над всеми делами тайно надсматривать и проведывать», а впоследствии в коллегиях фискалы выполняли функцию внутренних контролеров. Все же с учетом изложенного в истории финансового права институт фискалов можно рассматривать как первый в России легально установленный централизованный государственный орган, важнейшей функцией которого в период с 1711 по 1719г. была функция финансового контроля.7
Говоря о личной роли Петра I в создании института фискалов, необходимо сказать, что, с одной стороны, вопрос об участии самого Петра I в реформах того периода, к которому относится создание института фискалов, является спорным, в том числе в силу отсутствия у самого царя необходимых знаний и подготовки, но необходимо также отметить, что в этот период никто более, чем сам Петр I, не мог понимать необходимость бдительного контроля за государственными учреждениями и лицами, наделенными от государства какой-либо властью.
Оценивая личную роль Петра I, следует также отметить, что его преемники вопрос о государственном финансовом контроле вообше не ставили, а заменяли в общем-то трудоемкий, хлопотный, требующий специально обученных кадров и не отвечающий интересам временщиков финансовый контроль на фискальную круговую поруку и применение откупной системы сбора податей, а в устройстве системы налогового обременения не стремились отойти от раскладочной системы.
2.1. Предпосылки
возникновения института
На протяжении всей истории русской государственности после падения Киевской Руси государственное управление характеризовалось произволом князей, воевод, царей, бояр, а позже и мелкого чиновничества. Общественная жизнь в большинстве своём не была урегулирована ни кодифицированными обычаями, ни полноценными нормами права.
Сложившаяся ситуация в государстве, политическая и административная необходимость подвели Петра I к мысли об учреждении института фискалов.
Указом от 5 марта 1711 г. в России была введена должность фискала, призванного "над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд також в сборе казны и прочего." Основными задачами петровских фискалов становится надзор за распоряжением средствами казны и казённым имуществом, а также выявление чиновничьего и судебного произвола. Однако Петр I не наделил фискалов достаточными полномочиями для осуществления возложенных на них обязанностей. Фискалы не проводили расследований и проверок, а исключительно "проведывали", "доносили" и "обличали",а также обеспечивали личное присутствие при имеющих важное государственное значение действиях. У фискалов не было достаточных полномочий, и это быстро свело на нет реализацию функции фискалата. Не облечённые достаточной властью и, более того, не получающие за свою работу жалованья фискалы постепенно срослись с чиновничеством, погрязли в коррупции, стали покрывать расхищение государственной казны.8
Таким образом, надежды Петра I на институт фискалов оправдались не полностью. Кроме того, высший государственный орган - Правительствующий Сенат - оставался вне постоянного контроля и надзора. Поэтому возникла необходимость в новой организации, стоящей над Сенатом и другими государственными учреждениями.9
Задолго до создания прокуратуры Петр наделял правами надзора отдельных должностных лиц. Указом от 15 ноября 1715 г. он учреждает должность "генерального ревизора или надзирателя указов" с назначением на нее В. Зотова, который должен был присутствовать на заседаниях Сената, контролировать ведение протокола, получать подписанные сенаторами копии указов. В помощь ему назначались два подьячих.10
Однако учреждение этой должности не дало ожидаемого царем эффекта. Ни сенаторы, ни другие высшие должностные лица не проявляли к ней должного уважения. Второй попыткой установления эффективного надзора за деятельностью сенаторов явилась передача надзора за Сенатом ежемесячно сменяемым гвардии-майорам, которые, пользуясь любовью и полным доверием Петра I, выполняли многие его важные поручения. Так называемые "майорские канцелярии" вели розыск по политическим делам. Гвардейские штаб-офицеры, сами находясь под постоянной угрозой жестокого наказания за "небрежение", имели право арестовать и посадить сенатора в крепость, а потом только сообщить об этом царю. К этим надзирателям сенаторы относились с подобострастием. Однако и таким образом нельзя было обеспечить эффективную деятельность Сената. Продолжающиеся казнокрадство, взяточничество, другие злоупотребления высших должностных лиц, в том числе сенаторов, волокита и нераспорядительность побудили создать постоянный и надежный орган надзора.
2.2. Создание и деятельность органов прокуратуры в начале XVIII в.
Петр I лично знакомился с прокуратурой Франции, через известного прожектера Г. Фика знал о прокуратуре Швеции, рассматривал предложения о создании такого государственного органа, поступавшие от различных авторов. Не копируя ни о из зарубежных образцов и не воспринимая буквально предложенные проекты, Петр I сам тщательно разработал документы и 12 января 1722 г и учредил прокуратуру.
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДОЛЖНОСТИ ПРОКУРОРОВ В НАДВОРНЫХ СУДАХ И О ПРЕДЕЛАХ КОМПЕТЕНЦИИ НАДВОРНЫХ СУДОВ В ДЕЛАХ ПО ДОНОСАМ ФИСКАЛЬСКИМ И ПРОЧИХ ЛЮДЕЙ
Именной указ [Января 18 дня 1722 года]
1. Прокурором быть и в надворных судах.
2.
Надворным судам не одне
Информация о работе Образование и деятельность органов прокуратуры и фискалитета в 17 в.