Образование и деятельность органов прокуратуры и фискалитета в 17 в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

этим целью работы является изучение причин образования и деятельность институтов фискалитета и прокуратуры в XVIII.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть государственные реформы первой четверти XVIII века;
изучить процессы централизации государственного аппарата;
охарактеризовать перестройку центральных органов власти и управления;
проанализировать реформирование сферы местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Образование и деятельность институтов прокуратуры и фискалитета в XVIII в. (Автосохраненный).doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

1.  Всякие преступления указом.

2. Всякие взятки и кражу казны и прочее, что во вреду государственному интересу быть может, какова б оное имяни ни было.

3.  Тако ж и прочил дела народные, за которых нет челобитчика,  например, ежели какова приезжаго убьют, или наследник последней в своей фамилии во младенчество умрет без завету духовной предков ево, и прогчиг тому подобный безгласный дела, иже не имеют челобитчика о себе.

4. Во  всех тех делах фискалом надлежит  только проведывать и доносить и при суде обличать, а самим ничем ни до кого, также и в дела, глас о себе имеюшыя, отнюдь ни тайно, ни явно не касатца, под жестоким штрафом или разорением и ссылкою [смотря по делам, чего будет достоин], також, как в писмах, так и на словах в позыве всякого чина людем безчестных и укарительных слов отнюдь не чинить.

5. Буде  же фискал на кого и не  докажет всего, то ему в вину  не ставить [ибо невозможно  о всем оному акуратно ведать], а буде ни в малом не уличит, но все доносы его будут  неправы, однакож, ежели оной то учинил ни для какой корысти или злобы, то взять штраф с него легкой, дабы впредь лутче осмотряся доносили.

6. Буде  же фискал какой ради страсти  или злобы затеет и перед  судом подлинно и истинно от  того, на кого то взвел, обличен  будет, то оному, яко преступнику то ж учинить, что довелось было учинить тому, если б по его доносу подлинно виноват был.

7. Також,  ежели фискал знает или проведает  за кем какое похищение и  кражу казны и протчего, а на  оного, изо взятку или для  дружбы не известят, и за то [естли подлинно сыщется], учинить над ним то ж, чего виный достоин будет.

8. О  всех оных делах [о которых  фискалы должны проведывать тайно  и явно) взыскание иметь и доносил  обор фискалу и с ним будучим  при главном правлении и в  самых нужных делах и самому царскому величеству. Провинцыал фискалом с товарыши в губерниях губернатором, а прочим фискалом в городех обор комендантом и комендантом, а буде обор коменданты и коменданты доносом фискалским правого розыску чинить не будут, и о том городовым фискалом писать к провинцыал фискалу а ему доносить губернатору, А буде губернатор или вице-губернатор розыск чинить будет неправой же или сам впадет в какое погрешение, и о том провинцыал фискалу писать к обор фискалу с товарищи, а ему доносить в Сенате. А опричь такого порядка городовым фискалом самим, мимо провинцыал фискала, губернатором, также и провинцыал фискалам, мимо обор фискала, в Сенате ни о чем не писать и не доносить, естьми за ними какой не усмотрят неправости.

9. И  дабы в городе фискалы в  проведывании всего вышеписанного действие б вели исправно, то для провинцыал фискалу, при губернском правлении будучему надлежит той губернии городы объездить самому в год одинажды и осмотрить состояния фискалов, где как оные отправляютца. И буде из фискалов кто явится в своем деле неприлежен и нерадетелен, и таковых от того чина отставливать. А на их место выбирать иных людей добрых и правдивых и, закрепя те выборы своими руками объявить, где довлеет; токмо из дворян молодых не принимать, и которые ныне такие есть, тем не быть, а быть молодым. А имянно, от сорока лет и выше, кроме тех которые суть из купечества.

10. В  делех взыскание иметь с 1700 году, а далее не починать. И  для того со всех указов, о  которых с того фискалы ведать  пожелают, дать им копии, ради  лутшего усмотрения. Тако ж и впредь давать со всяких указов копии ж.

И. Из штрафных денег, которые по фискалским делам взяты будут, половину имать  в казну, а другую разделить на двое, и одну часть из того отдать тому фискалу, чрез чье изыскание  штрафные денги взяты будут. А другую оставить на роздел общей провинцыал фискалу со всеми городовыми фискалы той губернии, из которой, дватцатую часть отделя, присылать к обор фискалу с товарыщи.4

Так, согласно этому  указу при государственном правлении  должен состоять обер-фискал и при нем четыре фискала, из которых двое, из купцов, должны тайно наблюдать дела купеческие; в губернии, при губернаторском правлении находился провинциал-фискал с двумя помощниками фискалами и двумя фискалами из купечества; в других же городах, смотря по величине города, один или два фискала.

С этого времени  фискалы уже должны были нести  ответственность за донос на невинного  с умыслом, из страсти или злобы, а равно за неизвещение о краже  казны и прочее из корысти или  дружбы. В обоих случаях фискал должен был подвергнуться такому же наказанию, какое должен был нести обвиняемый или виновный. Легкому штрафу фискал подлежал в том случае, когда донос его, хотя сделанный не из корысти или злобы, во всех частях оказывался несправедливым и фискал совершенно же освобождался от всякого взыскания, когда донос оказывался ложным только в некоторых частях.

Указ также  устанавливал возрастной ценз для лиц, назначаемых на должность фискала  от дворян, — 40 лет, однако такое условие  не распространялось на фискалов от купечества.

В 1715 году введен окончательный запрет фискалам вмешиваться в дела частных лиц, что еще более обращало фискалов на дела финансовые и придавало их деятельности государственно-финансовый характер. Это направление деятельности фискалов как основного еще раз подтверждается в указе от 29 апреля 1717 г. и в именном указе от 22 декабря 1718г., где прямо говорится, чтобы по делам о похищениях казны доносили фискалам, «понеже они для того устроены».5

Рассматривая  институт фискалов, необходимо учитывать, что, как и все должностные лица того времени, фискалы были кормленниками. Неизвестно, получали ли фискалы жалованье; наиболее вероятно, что до издания Табели о рангах они должны были получать только «штрафные» по открытым ими делом. Согласно уже названному выше указу от 17 марта 1712 г. из этих штрафных денег одна половина шла в казну, а другая разделялась на две части; первая часть выдавалась тому фискалу, старанием которого взяты штрафные деньги, а другая половина шла в пользу провинциал-фискала с городовыми; из последней части отделялась 20-я часть обер-фискалу.

С учреждением  коллегий в 1717 г, в каждую коллегию был назначен особый фискал с обязанностью смотреть за ревностным и правильным исполнением указов и о каждом нарушении доносить, Не дело фискала было входить в юридические тонкости в производствах коллегиальных мест, его обязанность ограничивалась наблюдением за злоупотреблениями. С этого времени должности фискалов формируются уже более как стряпчих казенных дел и дел уголовных, что видно из ряда указов, определяющих предметы ведомства и порядок делопроизводства. В 1719 г. указано было по всем донесениям фискалов допросы производить в Юстиц-коллегии, при личном присутствии обер-фискала и того фискала, от которого последовал донос. Это личное присутствие фискал обязывался обозначить подписью своею под допросами. Даже выписки, изготовленные к слушанию, и решение дел фискалы должны были собственноручно подписывать с объяснением, что выписки из допросов и прочего выписаны и к производству дел изготовлены правильно. Из этого видно, что речь идет уже о сугубо правоохранительной функции фискалов и функции внутреннего служебного контроля.

Хотя должности  фискалов просуществовали еще около 10 лет и были учреждены по епархиям (1721 г.) и введены даже в военное ведомство (1716г.), но можно считать, что с этого времени институт фискалов начал утрачивать функцию централизованного государственного органа в сфере финансов и становится органом с сугубо правоохранительным обязанностями, по кругу полномочий пересекающимися с деятельностью института прокуратуры.

Не последнюю  роль в ликвидации фискалата в  России сыграли высокопоставленные чиновники, члены Сената и приближённые Петра. На первоначальном этапе существования фискалы выявили множественные нарушения на различных уровнях вертикали власти, что не могло не вызвать недовольство сановников различных уровней.6

Нельзя говорить о фискалах как о специализированном финансовом институте, поскольку на них изначально возлагалась обязанность «над всеми делами тайно надсматривать и проведывать», а впоследствии в коллегиях фискалы выполняли функцию внутренних контролеров. Все же с учетом изложенного в истории финансового права институт фискалов можно рассматривать как первый в России легально установленный централизованный государственный орган, важнейшей функцией которого в период с 1711 по 1719г. была функция финансового контроля.7

Говоря о  личной роли Петра I в создании института фискалов, необходимо сказать, что, с одной стороны, вопрос об участии самого Петра I в реформах того периода, к которому относится создание института фискалов, является спорным, в том числе в силу отсутствия у самого царя необходимых знаний и подготовки, но необходимо также отметить, что в этот период никто более, чем сам Петр I, не мог понимать необходимость бдительного контроля за государственными учреждениями и лицами, наделенными от государства какой-либо властью.

Оценивая личную роль Петра I, следует также отметить, что его преемники вопрос о государственном финансовом контроле вообше не ставили, а заменяли в общем-то трудоемкий, хлопотный, требующий специально обученных кадров и не отвечающий интересам временщиков финансовый контроль на фискальную круговую поруку и применение откупной системы сбора податей, а в устройстве системы налогового обременения не стремились отойти от раскладочной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Образование и деятельность института прокуратуры в XVIII в.

 

2.1. Предпосылки  возникновения института прокуратуры  в начале XVIII в.

 

На протяжении всей истории русской государственности после падения Киевской Руси государственное управление характеризовалось произволом князей, воевод, царей, бояр, а позже и мелкого чиновничества. Общественная жизнь в большинстве своём не была урегулирована ни кодифицированными обычаями, ни полноценными нормами права.

Сложившаяся ситуация в государстве, политическая и административная необходимость подвели Петра I к мысли об учреждении института фискалов.

Указом от 5 марта 1711 г. в России была введена должность  фискала, призванного "над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд також в сборе казны и прочего." Основными задачами петровских фискалов становится надзор за распоряжением средствами казны и казённым имуществом, а также выявление чиновничьего и судебного произвола. Однако Петр I не наделил фискалов достаточными полномочиями для осуществления возложенных на них обязанностей. Фискалы не проводили расследований и проверок, а исключительно "проведывали", "доносили" и "обличали",а также обеспечивали личное присутствие при имеющих важное государственное значение действиях. У фискалов не было достаточных полномочий, и это быстро свело на нет реализацию функции фискалата. Не облечённые достаточной властью и, более того, не получающие за свою работу жалованья фискалы постепенно срослись с чиновничеством, погрязли в коррупции, стали покрывать расхищение государственной казны.8

Таким образом, надежды Петра I на институт фискалов оправдались не полностью. Кроме того, высший государственный орган - Правительствующий Сенат - оставался вне постоянного контроля и надзора. Поэтому возникла необходимость в новой организации, стоящей над Сенатом и другими государственными учреждениями.9

Задолго  до  создания  прокуратуры Петр  наделял  правами  надзора  отдельных должностных лиц. Указом от 15 ноября 1715 г. он учреждает должность   "генерального   ревизора   или надзирателя  указов"   с  назначением на нее  В.  Зотова,  который должен был   присутствовать   на   заседаниях Сената, контролировать ведение протокола, получать подписанные сенаторами копии указов. В помощь ему назначались два подьячих.10

Однако учреждение этой должности не дало ожидаемого царем эффекта. Ни сенаторы, ни другие высшие должностные лица  не  проявляли к ней должного уважения. Второй попыткой установления эффективного надзора за деятельностью сенаторов явилась передача надзора за Сенатом ежемесячно сменяемым гвардии-майорам, которые, пользуясь любовью и полным доверием Петра I, выполняли   многие   его  важные  поручения. Так называемые "майорские канцелярии" вели розыск по политическим делам.   Гвардейские   штаб-офицеры, сами находясь под постоянной угрозой жестокого наказания за "небрежение",   имели  право  арестовать и посадить   сенатора   в   крепость,   а    потом   только    сообщить    об    этом царю. К этим надзирателям сенаторы   относились   с   подобострастием. Однако и таким образом нельзя было обеспечить эффективную    деятельность Сената. Продолжающиеся казнокрадство,   взяточничество,   другие злоупотребления  высших должностных лиц, в том числе сенаторов, волокита и нераспорядительность побудили создать постоянный и надежный орган надзора.

 

2.2. Создание  и деятельность органов прокуратуры в начале XVIII в.

 

Петр I лично знакомился с прокуратурой  Франции,  через известного прожектера Г. Фика знал о прокуратуре Швеции, рассматривал предложения о создании такого государственного органа, поступавшие от различных авторов. Не копируя ни о из зарубежных образцов и не воспринимая буквально предложенные проекты, Петр I сам тщательно разработал документы и 12 января 1722 г и учредил прокуратуру.

 

ОБ  УСТАНОВЛЕНИИ ДОЛЖНОСТИ ПРОКУРОРОВ В НАДВОРНЫХ СУДАХ  И О ПРЕДЕЛАХ КОМПЕТЕНЦИИ НАДВОРНЫХ СУДОВ  В ДЕЛАХ ПО ДОНОСАМ ФИСКАЛЬСКИМ И ПРОЧИХ ЛЮДЕЙ

Именной указ [Января 18 дня 1722 года]

 

1.  Прокурором быть и в надворных  судах.

2.  Надворным судам не одне расправные  дела делат, но и протчие  все по доносам фискалским, или  хотя хто и не фискал донесет  на кого, которые повинны оне сыскиват. И сыскав, послать дело и виноватых в тое колегию, где кто ведом, (а вместо его приказать дело ево, кому за благо разсудят, до определения колегии), а самим не вершить. А ежели хто ложно донесет, кроме фискала, то тех по винам наказават.

Информация о работе Образование и деятельность органов прокуратуры и фискалитета в 17 в.