Обычаи и обряды русского средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:41, реферат

Описание работы

Ни одна культура ни одного из народов не смогла бы существовать, если бы не было способов передавать ее от поколения к поколению. В течение истории сложилось несколько форм такой передачи информации. К ним относятся ритуалы, обряды и обычаи. Именно благодаря этому мы и сейчас помним и знаем историю нашего народа. Правда, к сожалению, истоки этих традиций утеряны во времени.
Во все времена человек, так или иначе, связывал свое бытие и его смысл с историей и существованием народа, к которому он принадлежал. Более того, он искал смысл своего существования и жизненного предназначения, прежде всего в культуре своего народа. Потому что именно культура оказывает важнейшее влияние на развитие человека в отдельности и общества в целом.

Файлы: 1 файл

16.docx

— 56.48 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Ни одна культура ни одного из народов не смогла бы существовать, если бы не было способов передавать ее от поколения к поколению. В течение  истории сложилось несколько  форм такой передачи информации. К  ним относятся ритуалы, обряды и  обычаи. Именно благодаря этому мы и сейчас помним и знаем историю  нашего народа. Правда, к сожалению, истоки этих традиций утеряны во времени. 

Во все времена человек, так или иначе, связывал свое бытие  и его смысл с историей и  существованием народа, к которому он принадлежал. Более того, он искал  смысл своего существования и  жизненного предназначения, прежде всего  в культуре своего народа. Потому что  именно культура оказывает важнейшее  влияние на развитие человека в отдельности  и общества в целом. 

Для анализа обрядов и  обычаев русского народа необходимо понимать, что русская культура развивалась  не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов - влияние  на развитие древнерусской культуры оказали скандинавская, византийская, позже татаро-монгольская культуры, что в целом не умаляет самобытности и самостоятельности русской  культуры. 

Основное влияние на культуру народа имела церковь. Именно под  влиянием религии, средневековая русская  культура обогатилась многими ритуалами  и обрядами. 

Национальная культура –  это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь  времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. 
 
В своей работе я хотела бы рассказать о главных,  складывавшихся веками национальных обычаях и обрядах русского народа.

 

 

 

 

 

 

 

1.РИТУАЛ, ОБРЯД, ОБЫЧАЙ .

Для начала разберемся в  формах передачи культурных традиций и ценностей между поколениями. Как уже отмечалось выше, к таким  формам относятся ритуал, обряд и  обычай. 

1.1. Ритуал

Формы преемственности культуры всегда связаны с культом. Они  существуют для того, чтобы передать нечто сакральное и в этом своем  качестве наиболее ценное для членов общности. Это – ритуалы. Ритуал объемлет те формы поведения, которые  по своей сути являются знаковыми, символическими и не имеют утилитарно-практического  характера. Антрополог М.Дуглас определяет ритуалы как «..типы действий, служащие для выражения веры или приверженности определенным символическим системам». 

Вне ритуала не совершается  ни магическое действие, ни религиозный  культ. Его целью является воспроизведение, восстановление в большей или  меньшей степени тех событий, зачастую мифических, которые связаны  с важными этапами развития народа в прошлом и тем самым как  бы подчеркивая единство этого народа. 

В силу своего характера, ритуал играет роль регуляции общественных связей в обществе: 

• дает понимание членам общества о нормах и ценностях, принятых в данном обществе; 

• организует сплоченность и солидарность членов общества, а  следовательно дает чувство защищенности каждому члену общества; 

• в кризисные моменты  дает ощущение поддержки свыше, оказываемой  общности. 

 
Впоследствии государства используют эту символическую мощь ритуала  для собственных нужд: с течением времени он распространяется на область  государственных церемониалов и  церемониальных форм бытовых отношений (этикет). 

1.2. Обряд

Вторая форма преемственности  культуры – обряд. Обряд – это  ритуал, который включает в себя традиционные действия, сопровождает важные моменты жизни и деятельности человека и общества (обряды, связанные  с рождением, со смертью, с переходом  члена общности в какое-либо другое качество, например, семейные, календарные  обряды),

посредством чего утверждает социальную значимость жизненных состояний  членов этого общества. Как правило, религиозная суть ритуала, лежащего в основе обряда, чаще всего утеряна, но он продолжает жить по принципу “так было от века” и тем самым демонстрирует  отличие данного народа от всех остальных. 

Для примера можно взять  суть обряда колядования. Изначально обряд предполагал «..спасение богини Громовницы от злого духа зимы Зюзи. Не смотря на то, что этот обряд очень популярен и в современном обществе, совсем немногие знают, что традиционно водимая по кругу с припевками и прибаутками коза – символ Громовницы, которая должна быть спасена, чтобы родить Божича, а от этого рождения зависит приход лета».  
Таким образом, обряд – это то, что из культа перешло в быт, потеряло магически-религиозный или государственно-установленный смысл,(как например, мы празднуем Первое Мая просто как праздник весны, уже практически не связывая его с Днем солидарности трудящихся, а через пару поколений истоки возникновения этого праздника наверняка будут практически утеряны). 

1.3.Обычай 

Третья традиционная форма  преемственности культуры – обычай. В отличие от обряда и ритуала, обычай имеет не только религиозно-магические, но и практические корни. Обычай —  это стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и  является привычным для его членов. «Это привычно соблюдаемая часть  быта, некие отголоски ритуалов и  обрядов, утративших свое первичное  значение, но сохранивших функцию  объединения людей повседневно  принятыми нормами, их еще можно  назвать регуляторы поведения в  быту, постепенно перешедшими из сознания в привычку» 1.  
Очень часто человек, не исполняющий обычаев, так или иначе отторгается от общества. Таким образом, в обычаях проявляет себя власть государства и общества. 

Считается, что стабильность обычая, его сопротивляемость переменам  столь велика, потому что обычаи всегда формируются в обществе и  воспринимаются обществом как ценность, а в силу такого восприятия определяются как требование всего общества к  поведению каждого его члена. И в этом смысле можно говорить о том, что одна из основных функций  обычая в обществе — сохранение, спасение безвозвратно ушедшей жизни. Обычай — это социальный навык, часто  повторяемый членами общества, в  результате чего приобретающий характер действия машинального, полуавтоматического  и общего для всех. В этом и  таится его сила.

 

 

2. ПОРЯДКИ, ХАРАКТЕР И ОБЫЧАИ РУССКОГО НАРОДА

2.1 Рождение младенца

Зажиточные люди ставили  родильные столы, а крестьяне  приготовляли особое пивцо и брали  для того разрешение от начальства. Родильницы получали от гостей подарки  обыкновенно деньгами. Это соблюдалось  и у знатных, но только для исполнения обычаев; ибо родильнице в доме боярском давали по золотому. Русские спешили  крестить младенца, и чаще всего  крещение происходило на восьмой  день, но иногда и в сороковой, так  как эти числа напоминали в  младенческой жизни Иисуса Христа события  обрезания и сретения. Имя изрекали чаще всего случайно, по названию святого, память которого отмечалась в день крещения. Крещение происходило у  всех сословий в церквах и в  домах допускалось только по болезни  или крайней слабости новорожденного и непременно не в той комнате, где он рожден, так как та комната  долгое время считалась оскверненной.

Выбор восприемника падал  чаще всего на духовного отца или  родственника. При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался  на всю жизнь. Восприемнику священник  возлагал на шею белый платок и  связывал его обоими концами; а по окончании обряда платок этот снимался и оставался в церкви. После  обряда в тот же день учреждался крестинный стол, и при этом кроме гостей кормили и нищих. Царь в день крещения делал торжественный стол для патриарха, духовных властей и светских сановников; по окончании обеда духовные благословляли новорожденного, а прочие гости подносили ему дары. В царском быту это был единственный раз, когда царское дитя показывали до совершеннолетия; с тех пор оно долго оставалось в глубине царских хором. Крещение царского младенца не ограничивалось одним обычным крестинным столом.

По городам и монастырям ездили жильцы с грамотами, возвещавшими о рождении царского детища, и все  монастыри спешили везти новорожденному подарки; тем, которые мало давали, замечалось, что они мало желают добра новорожденному из царского дома.

Духовное рождение считалось  значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, а  день ангела или именины во всю  жизнь праздновался каждым, кому позволяло  состояние.

 

 

 

 

2.1.1 Родины у пермяков

Пермячка вообще мало обращает внимания на беременность и работает, как и вне беременности, до последних  часов. Зимой – если пермячка дома, она удаляется для разрешения в баню, а летом – в хлев, впрочем, из хлева, хотя это и летом, она все же, разрешившись от бремени, идет в баню и часто сама ее затопляет, если нет при ней домашних женского пола. Если же родит в дороге, в поле или на пути к дому, то неминуемо топят баню там, куда она придет.

Повивальная бабка называется у них гог-баба, то есть пуповая баба, или бабитчись-баба, то есть – повивальная. Ее призывают нередко перед родами, но чаще после родов. Эти бабки у них – старухи из числа тех, которые по себе подобных случаев много испытали и знают при этом много молитв, заговоров, умеющие лечить в случае трудных родов и знающие приметы2.

Родильница перед родами, прежде всего, развязывает на себе все  узлы, снимает пояс, дубас, расплетает косы, иногда разрывает стан рубашки. Это, по мнению пермячек, облегчает  и ускоряет роды. Но если, вопреки  такой предосторожности, она «мучится», то бабка приводит ее в избу, раскрывает стол скатертью, ставит на нее хлеб, соль и брагу; потом отодвигает стол от лавок, распускает на родильнице всякие какие бы то ни было узлы и трижды обводит ее вокруг стола, каждый раз  приговаривая: «Как скоро раба (такая-то) обойдет круг стола, так скоро  и родит», затем берет с божницы  образ, обмывает его свежей водой  над дном опрокинутого ведра, которая  при этом скопится на обороченном  кверху донце, дает пить родильнице из трех мест, поворачивая ведро по солнцу; в заключение оставшейся водой  спрыскивает родильницу врасплох, чтобы  испугом ускорить акт разрешения, а домашние с той же целью неожиданно производят тревогу, крича в избе или под окном на улице что-нибудь такое, что способно возбудить чувство  испуга, напр.: горим! пожар!.. Такими средствами достигают разрешения родильницы от бремени... После родов уводят в  баню родильницу. Неблагополучные роды бывают очень редки благодаря  крепкой натуре пермяцких женщин.

Какие бы ни случились роды: трудные или легкие, во всяком случае, первое дело бабки приготовить в  бане «воду от уроков». Вода для этого  употребляется непременно речная, бабка  нарочно ходит за ней с чистым ведром и зачерпывает ее всегда по течению реки. Возвратившись с  реки в баню и сотворив Иисусову молитву, бабка погружает в ведро  правую руку и, зачерпнув там горстью  воду, спускает ее по руке через локоть в нарочно приготовленный туес, нашептывая: «Как вода на локте не держится, так  на рабе Божьей (имя родильницы) ни уроки, ни призоры не держались». Таким  образом, черпается воды тридевять  локтей (то есть три раза по девяти, 27), которые всегда считаются с отрицанием, как говорится, «сзади»: не одна, не две, не три, не четыре... и т. д., до девяти, потом считаются вторые и третьи

девять. С молитвой, спустив  в эту воду три накаленные докрасна уголька, бабка горстью правой руки через локоть левой льет эту воду трижды на крайний камень каменки, потом  трижды на дверную скобку, придерживая туес так, что пролитая вода опять стекает в него же; при этом каждый раз она приговаривает: «Как на камне (или скобе) вода не держится, так на рабе Божьей (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!» Этим кончаются чары над водой, и она после этого считается так сильно заговоренной, что ни один колдун делается не в силах уничтожить ее целительную силу. Затем бабка ставит родильницу лицом на восток – если только она может стоять, – в противном случае сажает ее на банный порог и три раза брызжет ей в лицо набранной ею в рот наговоренной водой, приговаривая: «Как вода на лице не держится, так на рабе Божьей (имя) ни уроки, ни призеры не держитесь!» Вылив из туеса остальную воду родильнице на голову, бабка подхватывает воду при ее падении с головы в правую горсть и брызжет ею на каменку из-под левой своей ноги.

В доме между тем приготовляют родильнице теплую брагу, а у кого есть – и рыбные пироги. Родильница остается с бабкой два, три дня и более в бане, смотря по состоянию своего здоровья, по выходе же вскоре принимается за свои обыкновенные домашние занятия. Принеся новорожденного в первый раз в избу, бабка передает его на руки отцу, который сам кладет его в люльку и тем как бы официально признает его своим дитем.

Вскоре после родов  в пермяцких семьях были крестины. Для этой цели зажиточные отцы приглашают священника к себе в дом; у всех же прочих, составляющих большинство, бабки приносят новорожденных для  крещения в церковь во всякую пору года в ближайшие после родов  дни. Разумеется, бывают случаи, что  крещение следует иногда тотчас после  родов. При крещении родители редко  просят священников дать то или другое имя ребенку; обыкновенно эта  статья предоставляется решению  самого священника, который и дает ребенку имя святого, которого память празднуется в день крещения или  ближайший к нему. Восприемниками от купели родители назначают кого-либо из родственников или иногда из коротко  знакомых; их приглашает обыкновенно  отец. Никаких расходов по этому случаю восприемники не делают, заметьте: крест, пояс, рубашка, ризки – холст, на который принимают от купели, – бывают хозяйские, домашние. Если восприемницей бывает девушка, то случается, что во время крещения она распускает свою косу у затылка в один пучок; когда новорожденного крестят дома, то после совершения таинства отец угощает священника дома вместе с кумом и кумой обедом.

Крестные отец и мать у  пермяков уважаются как близкие  родные. Спустя шесть недель после  крещения восприемнице приносят от крестника  подарок – холстину аршина в два длиной. В день своего ангела, для выражения почтения, крестники или крестницы ходят иногда к своим

Информация о работе Обычаи и обряды русского средневековья