Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 19:40, курсовая работа
План данной работы:
Объяснить причины возникновения опричнины;
Показать опричнину, как систему внутриполитических мер Ивана IV в 1565-72 гг. для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (Массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.);
Показать, что принесла опричнина государству Российскому.
Введение…………………………………………………………………..………3
Глава I. Актуальность данной темы……………………………………….……3
Глава II. Характеристика Ивана Грозного (по В.О.Ключевскому)………..….4
Глава III Предпосылки к созданию опричнины………………………….…….6
§1. Душевный кризис Ивана IV………………………………………………....6
§2. Отношение Ивана IV к боярам………………………………………………7
§3. Смерть Анастасии……………………………………………………………8
§4. Новые близкие Ивана IV……………………………...……………………...8
§5. Князь Курбский………………………………………………………………9
§6. Две грамоты Ивана Грозного………………………………………………11
Глава IV. Учреждение опричнины…………………………………………….13
§7. Понятие опричнины………………………………………………………...13
§8. Устав опричнины……………………………………………………………15
Глава V. Опричнина, как сугубо негативное явление в русской истории…..18
§9. «Разгул» опричнины………………………………………………………..18
§10. Осуждение опричнины……………………………………………………20
Глава VI. Результаты деяний опричнины……………………………………..24
§11. Экономический спад………………………………………………………24
§12. Значение опричнины………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………..29
Дворецкому, и Каначеем и Дъяком и всем Приказным людем велел бытии по своим Приказом, и управу чинити по старине, а о больших делах приходить к Бояром, а ратные каковы будут вести или земские великие дела, и Бояром о тех делах приходити к Государю. За подъем же свой приговорил Царь и В.К. взятии из Земского Приказа сто тысячь рублев. А которые Бояре и Воеводы и Приказные люди дошли за Государственные великие измены до смертные казни, а иные дошли до опалы, и тех животы и статки взятии Государю на себя; Архиепископы же и Епископы, и Архимандриты и Игумены, и весь Освященный Собор, да и Бояре и Приказные то все положити (положат) на Государьской воле13».
Некоторые источники (Иловайский Д.И., Соловьёв С.М. и др.) указывают, что Устав опричнины был, и дают его датировки – 2 февраля 1565 годом. Вот текст Устава :
Нетрудно заметить, что
цитируемые документы
Глава V. Опричнина, как сугубо негативное явление в русской истории
§9. «Разгул» опричнины.
«4 февраля Москва увидела исполнение условий, объявленных царем духовенству и боярам в Александровской слободе. Начались казни мнимых изменников, которые будто бы вместе с Курбским умышляли на жизнь Иоанна, покойной царицы Анастасии и детей его. Первою жертвою был славный воевода, князь Александр Борисович Горбатый – Шуйский, потомок св. Владимира, Всеволода Великого и древних князей суздальских, знаменитый участник в завоевании Казанского царства, муж ума глубокого, искусный в делах ратных, ревностный друг отечества и христианин. Ему надлежало умереть вместе с сыном Петром, семнадцатилетним юношею. Оба щли к месту казни без страха, спокойно, держа друг друга за руку. Сын не хотел видеть казни отца и первый склонил под меч свою голову; родитель отвел его от плахи, сказав с умилением: «Да не зрю тебя мертвого!» Юноша уступил ему первенство, взял отсеченную голову отца, поцеловал ее, взглянул на небо и с лицом веселым отдал себя в руки палача. Шурин Горбатого, Петр Ховрин (родом грек), окольничий Головин, князь Иван Сухой – Кашин и кравчий, князь Петр Иванович Горенский были казнены в тот же день; а князь Дмитрий Шевырев посажен на кол … Двух бояр, князей Ивана Куракина и Дмитрия Немого, постригли, у многих дворян и детей боярских отняли имение!15»
В этих расправах просматривается главная цель введения опричнины – борьба с пережитками децентрализации.
Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению тех владений, куда врывались опричники, где они бесчинствовали и грабили «всех и вся» без какого – либо разбора. Опричнина была в руках царя мощной военно – карательной организацией. В ее лице Иван Васильевич создал некий полумонашеский, полурыцарский орден, строившийся на щедрых земельных и денежных пожалованиях государя и на беспрекословном повиновении его воли. В черной, похожей на монашескую одежде, с притороченными к седлам собачьими головами и метлами опричники демонстрировали собачью преданность царю и готовность в любую минуту смести с лица земли любого его врага.
Естественно,
что опричнина очень скоро
вызвала недовольство и
§10. Осуждение опричнины.
Весной 1568 года в разгар «розыска» по делу боярина И.П. Федорова (заколотого лично Иваном IV), с осуждением царской опричнины и казней публично выступил митрополит Филипп – во время богослужения в Успенском соборе он отказал царю в благословении. Столкновения Грозного с митрополитом продолжались и летом, а в ноябре послушные царю иерархи, низложили Филиппа. Спустя несколько дней во время службы в Успенском соборе опричники во главе с А.Д. Басмановым сорвали с него облачение и арестовали. Опального иерарха отвезли в Отрич монастырь под Тверью. Там он был убит Малютой Скуратовым во время похода опричного войска на Новгород.
Наступила очередь и старицкого князя Владимира Андреевича. Осенью 1569 года Грозный вызвал его к себе. Старицкий князь приехал в Александрову слободу с женой и младшей дочерью. Один из царских поваров показал, что будто князь Андрей дал ему яд, чтобы отравить царя. Иван Васильевич приказал брату, его жене и дочери выпить заранее приготовленную отраву. По другой версии, их заставили выпить яд опричники во главе с Малютой Скуратовым и Василием Грязным на одной из последних перед Москвой ямских станций. В те же дни в Горицком монастыре были убиты мать князя Андрея княгиня Ефросинья и 12 монахинь. Их удушили дымом в судной избе. Старица была взята в опричнину.
Братоубийство вызвало смутные толки в народе, и тогда очень кстати появился безымянный «подметный» донос о том, что новгородцы замышляют измену и намериваются «отдаться под власть Литовского княжества». Допустить существование заговора трудно, но новгородцы действительно не одобряли политику Грозного. Среди них было немало тех, кто ориентировался на Запад. Затяжная Ливонская война принесла всем разорение и дополнительные тяготы. К тому же в сердцах многих новгородцев были живы воспоминания о былых вольностях Великого Новгорода.
В конце
1569 года Иван Грозный с сыном
Иваном возглавил карательную
экспедицию в Новгород. Втайне
подготовленный поход 15-тысячного
опричного войска по родной
земле был отмечен проявлением
крайней жестокости царя и
бессмысленным кровавым и
Официальная
летопись лишь лаконично и
осторожно отметила, что «неисповедимое
колебание, падение и разрушение
Великого Новгорода
Многие
знатные новгородцы и среди
них опальный архиепископ
Летней ночью 1568 года опричники во главе с Афанасием Вяземским, Малютой Скуратовым и Василием Грязным пошли на злое дело. С шумом врывались они в дома бояр, купцов, дьяков, выволакивали на улицу молодых и красивых дочерей боярских, бросали их в телеги и с грохотом неслись по городу.
За городом
ждал их царь. Услужливые слуги
подводили к нему лучших
Опричники направили удар на русские города. Первым пострадал Торжок. В день ярмарки слуги царя учинили дебош, их естественно побили, и на город обрушилась царская «гвардия». Жителей пытали, топили в реке. Затем пришла очередь Коломны.
Привлекает внимание предусмотрительность Московских дипломатов, предвидящих интерес к опричнине со стороны официальных представителей иностранных государств: «…а нечто вспросит, что ныне у государя нашего словет опричнина и им молвити: у государя нашего никоторые опришнины нет, живёт гоударь на своём царском дворе и которые государю дворяне служат правдою и те при государе и живут блиско, а которые делали неправды и те живут от государя подале и нечто будет не зная того мужичья называют опришниною и мужичьим речем чему верити, волен государь, где похочет дворы и хоромы ставить, туто ставит, от кого ся государю отделивати»18.
Это наставление
не отрицает факт
С.Ф. Платонов
пишет: «Цель, которую поставил себе
Иван Грозный, утраивая опричнину,
была достигнута. Княжеская аристократия
была разгромлена и уничтожена,
старые удельные вотчины
Постепенно
опричнина утратила свое
Глава VI. Результаты деяний опричнины.
§11. Экономический спад
В годы опричнины
и Ливонской войны положение
главных производителей страны
– крестьян еще больше
Опричнина оказалась страшной аномалией в жизни страны, зловеще переплетя новое со старым. Политика укрепления центральной власти проводилась, а весьма архаичной форме и нередко под лозунгом возврата к старине: ликвидация последних удельных владений сопровождалась созданием нового, государева удела – опричнины и системы, дублирующих друг друга приказов и дум, что повлекло за собой обособление земщины. Безудержное стремление Грозного к усилению личной власти и его варварские методы борьбы с политическими противниками накладывали на все мероприятия опричных лет ужасающий отпечаток деспотизма.
В конечном
счете, опричнина ликвидировала
политическую раздробленность, но
вызвала в стране еще большее
обострение противоречий. Помимо
всего прочего в 1571 году опричное
войско оскандалилось перед
Современники,
особенно представители