Организационно-правовые основы деятельности Земских соборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 02:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: анализ Земского собора как института сословно-представительной монархии и выявление его места в государственном строе России.
Задачи исследования:
- раскрыть значение Земских соборов для государственного строя России;
- провести анализ полномочий Земских соборов;
- систематизировать и классифицировать все созывы Земских соборов;
- определить причины возникновения и установить периодизацию Земских соборов;
- охарактеризовать порядок избрания участников и порядок проведения Земских соборов;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
1 Сословно-представительного монархия как форма правления и место Земских соборов в ней……………..……..………………………5
1.1 Причины возникновения Земских соборов…………...………………6
1.2 Виды Земских соборов………………………………………………..10
1.3 Структура Земского собора………………………...…………….......11
1.4 Компетенция Земских соборов………………………………………12
2 Организационно-правовые основы деятельности Земских соборов…………………………………………………………………...………..14
2.1 Порядок формирования Земских соборов…………………………..14
2.2 Организация работы Земских соборов……………………………....18
2.3 Место Земских соборов в государственном строе России………....20
Заключение……………………………………………………………………28
Библиографический список ……………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Земские соборы в России.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………....3

1 Сословно-представительного монархия как форма правления и место Земских соборов в ней……………..……..………………………5

1.1 Причины возникновения Земских соборов…………...………………6

1.2 Виды Земских соборов………………………………………………..10

1.3 Структура Земского собора………………………...…………….......11

1.4 Компетенция Земских соборов………………………………………12

2 Организационно-правовые основы деятельности Земских соборов…………………………………………………………………...………..14

2.1 Порядок формирования  Земских соборов…………………………..14

2.2 Организация работы  Земских соборов……………………………....18

2.3 Место Земских соборов в государственном строе России………....20

Заключение……………………………………………………………………28

Библиографический список ……………………………………………..31

 

Введение

Сословно-представительная монархия – это важнейший этап в истории феодального государства и права в соответствующей эпохе зрелого феодализма. Изучение феодального общества невозможно без глубокого осмысления  форм его государственного развития. Любая социально-экономическая  формация, в том числе и феодальная, представляет собой сложный общественный организм, в котором производственные отношения взаимодействуют со  своей  надстройкой в виде государства, права и идеологии, обретая с их помощью плоть и  кровь. Сословная монархия, или феодальная монархия с сословным  представительством представляет одну   из   известных феодализму форм государства, сложившуюся в условиях политической централизации.

Развитие современной  системы государственных органов  и проводимые сегодня реформы должны учитывать исторические традиции становления государственности в России, особенности российского менталитета. Ввиду этого, изучение проблемы появления Земского собора как государственного органа является актуальным, так как его становление и развитие происходили в переломные моменты российской истории.

Цель данной работы: анализ Земского собора как института сословно-представительной монархии и выявление его места в государственном строе России.

Задачи исследования:

- раскрыть значение Земских соборов для государственного строя России;

- провести анализ полномочий Земских соборов;

- систематизировать и классифицировать все созывы Земских соборов;

- определить причины возникновения и установить периодизацию Земских соборов;

- охарактеризовать порядок избрания участников и порядок проведения Земских соборов;

- осуществить сравнение Земских соборов с зарубежными сословно-представительными органами.

Объектом исследования является сословно-представительная монархия.

Предметом исследования является система государственных органов в России.

Структура работы: работа состоит из введения, заключения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложения.

 

1 Земский собор как сословно-представительный  орган

Русское государство  середины XVI - середины XVII вв. являлось по форме правления сословно-представительной монархией, под которой принято понимать централизованную феодальную монархию, в которой относительно сильный монарх, осуществляя свою власть, вынужден привлекать для решения важнейших вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. К середине XVI в. Россия была единым, централизованным государством. К рассматриваемому периоду она сделала значительный шаг в социальном развитии. Это характеризуется ростом ремесленного производства, развитием местных рынков и усилением между ними прочных связей. Развиваются товарно-денежные отношения. Большое значение имеет внешняя торговля. Наблюдается рост городского и сельского населения.

В учебной литературе период сословно-представительной монархии определяют как важный этап в истории феодального государства и права, соответствующий эпохе зрелого феодализма. Эта политическая форма складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства [8, c. 47].

Власть монарха  в этот период еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной. Внутри господствующего  класса монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшие удельные князья, крупные бояре), противодействующей централизации государства. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан, которых пришлось более широко привлечь к власти.

Сословно-представительная монархия ведет свое начало от созыва первого Земского собора в 1549г., когда Иван IV, ведя борьбу с реакционной частью боярства за укрепление централизованной власти, вынужден был опереться на растущее поместное дворянство и верхушку городского населения, призвав их к участию в специально для этого созданном государственном органе. Новой особенностью общественного строя стало появление на политической арене двух новых социальных сил – дворянства и горожан.

    1. Причины возникновения Земских соборов

Принципиально новым высшим органом государства  стал именно Земский собор, или, как его называли по памятникам тех времен, «совет всея земли», «вся земля», «собор» [23, c. 67]. Через него царь привлекал к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские соборы были необходимы монарху для поддержания крупных мероприятий, например ведения войны или изыскания новых доходов. Цари, опираясь на земские соборы, могли через них проводить соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы[8, c. 89], что происходило крайне редко. Причинами возникновения Земских соборов стало возвышение царской власти, усиление роли церкви и образование мощного поместного землевладения. Классовая борьба наложила отпечаток на принцип формирования и характер деятельности соборов. Первые Земские соборы органически входят в систему институтов сословно-представительной монархии, сложившейся к середине XVI века, когда был проведен ряд политических реформ [20, c. 167]. Отличительной особенностью возникновения Земских соборов явилось то, что в отечественной историографии сложилось давняя традиция объяснить особенности складывания единого государства на Руси потребностями обороны [25, c. 35], а этот фактор сюда не относится. 

Земский собор пришел на смену городским вечевым собраниям  черных людей, узким совещаниям Царя с ближайшими боярами [26, c. 4]. По мнению В. Латкина, русское вече в качестве политического органа "окончательно прекратило свое существование и уступило место совершенно иному порядку вещей", подразумевая под этим «порядком» Земские соборы [17, c. 23]. Но одновременно, Латкин констатировал в своем исследовании отсутствие какой-либо преемственной связи между вечем и земским собором. Он пришел к выводу, что Россия не знала той переходной формы, которая существовала в западноевропейских странах между первичными народными собраниями и представительными учреждениями. По его мнению, Земские соборы "не явились продуктом такой долгой исторической жизни, как, например, английский парламент, немецкие земские чины, шведский сейм, а были учреждением сравнительно новым и вызванным к жизни московскими государями" [17, c. 47]. Таким образом, мы видим, что Земские соборы стали единственным сословно-представительным органом.

Земские соборы общегосударственного характера, требовали участия представителей господствующего класса всей земли. Они в какой-то мере заменяли княжеские съезды и вместе с думой вместе с думой унаследовали их политическую роль. В то же время Земские соборы – это орган, пришедший на смену вече, восприняв традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменив присуще ему элемента демократизма началами сословного представительства.

Возникновение Земских соборов связано, как уже говорилось выше, с Иваном IV. Они не возникли стихийно, а сложились в условиях тяжелой внутриполитической ситуации. По этому поводу В. О. Ключевский пишет следующее: «Иван IV, приняв титул царя и венчавшись на царство, решился устроить государство, расшатанное боярскими смутами в его малолетство. Это совпадение начала царской власти (высшей эпохи самодержавия) с началом земских соборов не есть факт случайный. Но он отнюдь не означает, что и наши земские соборы (подобно западноевропейским парламентам) возникли вследствие борьбы сословий, что видно из того, что в 1550 году царь созвал «людей избранных всякого чина и состояния», в том числе и высшего» [15, c. 111]. От этого собора не осталось ни протокола, ни деяния, кроме небольшого сказание. В. О. Ключевский дает следующий пересказ сказания «На двадцатом году своего возраста царь Иван, видя государство в великой туге и печали от насилия сильных, умыслил всех привести в любовь. Посоветовавшись с митрополитом, как бы уничтожить крамолы и утолить вражду, царь «повелел собрать свое государство из городов всякого чина». В воскресный день царь вышел с крестами на московскую Красную площадь и после молебна с лобного места сказал митрополиту: «Молю тебя, святый владыко, будь мне помощник и любви поборник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Сам ты знаешь, что я после отца своего остался четырех лет, а после матери осьми лет». Изобразив затем яркими чертами беспорядки боярского правления в продолжение своего несовершеннолетия, царь вдруг бросил в глаза присутствовавшим на площади боярам запальчивые слова: «О неправедные лихоимцы и хищники, неправедный суд по себе творящие! Какой теперь ответ дадите нам - вы, многие слезы на себя воздвигшие? Я чист от этой крови; ждите своего воздаяния». Потом царь поклонился на все стороны и продолжал: «Люди божии и нам дарованные богом! Молю вашу веру к богу и к нам любовь; ныне нам ваших обид и разорений и налогов исправить невозможно... молю вас, оставьте друг другу вражды и тяготы свои... я сам буду вам судия и оборона, буду неправды разорять и хищения возвращать» [15, c. 126].

М. Ф. Владимирский-Буданов приводит существование проекта неизвестного лица, цель которого созвать «вселенский собор от всех градов и уездов»; представители должны заседать постоянно при царе, сменяясь погодно; цель созыва: «да ведомо будет царю самому про все всегда» и чтобы «скрепити от греха власти и воеводы, и приказные люди и приближенные свои от поминка (взяточничества), от посула и от всякие неправды» [13, c. 96]. 

Со временем соборы эволюционировали, обрели более конкретную форму, но Земский собор отличается от других коллегиальных органов, помимо состава, прежде всего тем, что не был постоянным учреждением, работавшим без перерыва, и никогда не были твердо и определенно установлены законом случаи, когда следовало собираться Земскому собору [22, c. 16].

Сложилось так, что Царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, являлись как бы верхней палатой, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Нижняя палата была представлена выборными от дворянства и верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество) [8, c. 82]. Первая палата состояла из правительственных учреждений, нижняя – из общественных классов. Практика созыва и хода заседаний Земских соборов не была строго регламентирована и постепенно изменялась. Состав, форма, полнота, характер представительства были «переменными величинами» и зависели от конкретных условий, что говорит о неоднородности соборов. Установить четкие различия между собственно Земскими соборами и совещаниями соборной формы, то есть совещаниями Боярской думы и Освященного собора с представителями отдельных групп феодалов или посадского населения, не всегда возможно, особенно для XVI века [23, c. 56]. Совместные заседания Боярской Думы и Освященного собора происходили сравнительно часто, и того значения, какое имели земские соборы, эти совещания не могли иметь. Только присоединение к Боярской Думе и Освященному собору представителей от чинов Московского государства создавало Земский собор.

Земские соборы возникли у нас в одно время и в  связи с местными реформами Ивана IV и являлись совместными совещаниями Царя, Боярской думы и Освященного собора, то есть центрального правительства, с людьми столичных классов, служивших ему ближайшими ответственными органами. Такие совещания устраивались для выработки общего постановления по особо важным вопросам государственной жизни и для принятия членами собора ответственного кругового ручательства в исполнении соборного приговора.

Когда соборы только возникли, по существующим тем временем понятиям, такое собрание было все-таки народным представительством, имеющим власть решать судьбу народа, но если смотреть в общем, то соборы в период своего возникновения не удовлетворяли требования ни сословного, ни представительного учреждения. Так или иначе, Земский собор скорее был создан с целью расширения центрального правительства, более ужесточенной централизации государства. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что Земские соборы были созданы, чтобы не ограничивать власть, а чтобы ее укрепить, что подтверждается инициативой его создания «сверху», а не «снизу».

1.2 Виды Земских  соборов

Наиболее обобщенная классификация земских соборов  приводится в работе Л. В. Черепнина «Земские соборы русского государства в XVI-XVII вв.», где все земские соборы условно разделены на четыре основные группы:

Информация о работе Организационно-правовые основы деятельности Земских соборов