Организационно-правовые основы деятельности Земских соборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 02:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: анализ Земского собора как института сословно-представительной монархии и выявление его места в государственном строе России.
Задачи исследования:
- раскрыть значение Земских соборов для государственного строя России;
- провести анализ полномочий Земских соборов;
- систематизировать и классифицировать все созывы Земских соборов;
- определить причины возникновения и установить периодизацию Земских соборов;
- охарактеризовать порядок избрания участников и порядок проведения Земских соборов;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
1 Сословно-представительного монархия как форма правления и место Земских соборов в ней……………..……..………………………5
1.1 Причины возникновения Земских соборов…………...………………6
1.2 Виды Земских соборов………………………………………………..10
1.3 Структура Земского собора………………………...…………….......11
1.4 Компетенция Земских соборов………………………………………12
2 Организационно-правовые основы деятельности Земских соборов…………………………………………………………………...………..14
2.1 Порядок формирования Земских соборов…………………………..14
2.2 Организация работы Земских соборов……………………………....18
2.3 Место Земских соборов в государственном строе России………....20
Заключение……………………………………………………………………28
Библиографический список ……………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Земские соборы в России.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

- соборы, которые  созывал царь по своей инициативе (большинство созванных соборов);

- соборы, которые  созывал царь, но по инициативе  сословий (например, собор 1648 г., который  царь был вынужден созвать  по требованию сословий);

- соборы, созванные  сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него (например, в 1611 - 1613 гг., когда у власти находился польский королевич);

- соборы, избирающие  на царство (соборы решали вопросы об избрании царей, начиная с 1584 г. после смерти Ивана Грозного и кончая избранием на царство Петра и Ивана Алексеевичей) [20, c. 212].

Профессор Восточноевропейского Института в Свободном университете Х.-Й. Торхе – специалист истории средневековой России – классифицирует Земские соборы в три группы следующим образом:

- выборные и  аккламационные;

- соборы в  период Смуты;

- другие («обычные») [30, c. 5].

Для деления земских  соборов на виды более подходящими  критериями выступают их предметы ведения, функции и продолжительность.

Таким образом, в зависимости от предметов ведения земские соборы делятся на:

- соборы, избиравшие царя; 

- соборы, ведавшие внешней  политикой;

- соборы, ведавшие внутренней  политикой;

- соборы, ведавшие внутренним  законодательством;

- соборы, ведавшие экономическими  вопросами;

- другие.

В зависимости от продолжительности  – на:

- кратковременные, 

- долговременные.

Таким образом прослеживается разнородность соборов на конкретных классификациях, и это связано, в первую очередь, с различными составами (созывами) соборов в период различных сессий, к ведению которых относились различные предметы ведения, функции, продолжительность.

1.3 Структура Земского собора

Земский собор состоял  из трех частей:

  1. Освященного Собора, куда входили иерархи русской церкви – митрополит (затем патриарх), архиепископы, игумены крупных монастырей;
  2. Боярской думы – верхней палаты Собора;
  3. выборных или естественных представителей служилого дворянства, городских посадов и частично черносошного крестьянства.

Имеются данные о составе  Собора 1566 г., где из 374 участников 32 являлись членами Освященного Собора, 30 членами Боярской думы, 204 дворянами, 33 дьяками и служащими аппарата, 73 купцами и представителями посадов [20, c. 389].

Инициатива созыва Земского собора исходила от царя, а в условиях междуцарствования – от Боярской думы или патриарха. Определенных сроков не было, Собор созывался по мере надобности. Процедура выборов тоже не была четко разработана. Известно, что обычно на места посылалась царская грамота, в которой указывалось число вызываемых в Москву людей, при этом предписывалось избирать в «депутаты» «лучших, средних и молодших» людей (а не «худых»). Существовал и своего рода нравственный ценз – в требовании избирать людей «крепких, разумных, добрых, постоятельных», то есть знающих народные нужды и умеющих о них рассказать. Это были люди, которым «государевы и земские дела за обычай». Общее число членов Земского собора колебалось от 195 до 450. Избранные получали от своих избирателей наказы – инструкции (с указанием насущных нужд) и запас (содержание). Впрочем, дворянство получало за свою работу в Соборе и жалованье из казны.

Заседания проходили  в царских палатах в 3 главных  формах: 1 – открытие Земского собора после торжественного богослужения в Успенском соборе и первое общее собрание во дворце, на котором прочитывалась речь царя (им самим или от его имени думским дьяком). В речи излагалась цель созыва Собора и ставились вопросы для обсуждения. Вторая часть работы – обсуждение поставленных вопросов и выработка ответов на них каждой составной частью Собора в отдельности, т.е. по палатам. Третий акт – свод мнений и формулировка общего решения на втором общем заседании. Решение оформлялось в виде приговорной грамоты (часть их с указанием всех членов Собора поименно сохранилась).

1.4 Компетенция земских соборов

Основные вопросы, рассматривающиеся  на Земских соборах это вопросы учредительные, судебные, административные, финансовые, военные и внешнеполитические.

Если присмотреться  к вопросам, которыми занимались соборы, то, прежде всего надо выделить из них  четыре, которые утвердили проведение крупных государственных реформ: судебных, административных, финансовых и военных. Это соборы 1549, 1619, 1648, 1681–82 годов. Таким образом, история земских соборов тесно связана с общей политической историей страны. Приведенные даты падают на узловые моменты в ее жизни: реформы Ивана Грозного, реставрация государственного аппарата после гражданской войны начала XVII века, создание Соборного уложения, подготовка петровских преобразований. Судьбам политического устройства страны были посвящены, к примеру, и совещания сословий в 1565 г., когда Грозный уехал в Александрову слободу, и приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 г. в «безгосударное время».

Наиболее часто на соборах рассматривались вопросы  внешней политики и налоговой системы. Таким образом, через обсуждения на заседаниях соборов проходили крупнейшие проблемы, стоявшие перед Российским государством. Первый был созван во время войны с Польшей за Ливонию, когда правительство хотело знать мнение чинов по вопросу, мириться ли на предложенных польским королем условиях. Второму собору предстояло избрать царя, когда пресеклась царствовавшая дотоле династия Калиты. Сохранились акты или протоколы обоих соборов, «приговорный список» 1566 г. и «утвержденная» грамота 1598 г. об избрании Бориса Годунова на царство. В обоих актах помещены поименные перечни членов этих соборов. На первом соборе присутствовало 374 члена, на втором – 512. Во главе обоих соборов становились два высшие правительственные учреждения, церковное и государственное, Освященный собор и Боярская дума; призывались начальники и подчиненных центральных учреждений, московских приказов с их дьяками, а также местные органы центрального управления, городовые воеводы. Все это были правительственные люди, а не представители общества, не земские люди.

Земские соборы состоялись в дни коронации Федора Ивановича, Алексея Михайловича, при постовлении правительницей Софьи. На земских соборах избирали на царство Василия Шуйского , Михаила Романова , Ивана V и Петра I , в 1642 году был рассмотрен вопрос о принятии Азова в состав России, а в 1653 г. Земский собор принял решение о вхождении Украины в состав Русского государства. В условиях эволюции государственного строя к абсолютизму земские соборы потеряли свое значение и к концу XVII века перестали созываться. Всего, по данным историков, состоялось около 60 земских соборов [20, c. 103].

 

2 Организационно-правовые основы деятельности Земских

соборов

2.1. Порядок формирования Земских соборов

«Соборы всея земли» созывались государем, а в междуцарствие патриархом, как это было при избрании Михаила. Кроме монарха или патриарха правом созывать соборы обладала Боярская дума. Все эти органы сами собой входили в Земский собор.

Если правительство  хотело спешно созвать собор и  только из официальных лиц, то оно просто приказывало бывшим в Москве должностным лицам явиться на собор, и таким образом, через несколько дней собирался собор, в качестве примера можно привести собор 1642 года. Но если правительство имело в виду очень важное дело, такие как избрание государя или составление Уложения, и притом не требующее особенной спешности, то оно заранее приготовлялось к созыву собора и рассылало призывные грамоты в провинции к воеводе или другому высшему административному лицу данной местности.

Царские призывные грамоты указывают, по какому делу созываются в Москву выборные, и сколько нужно выбрать  депутатов от данного избирательного округа, то есть преобладало территориальное начало. Государство заботилось, чтобы на соборах были представлены, по возможности, все части государства. Но самые отдаленные части государства исключались из призыва, такие как Сибирь, хотя представительство Сибири можно обнаружить на соборе 1613 года [13, c. 109]. Избирательным округом обыкновенно признавался город с уездом, а в нем различались курии или по сословиям: духовенство, дворяне, дети боярские, посадские люди, или же по отдельным статьям, чинам, или просто по экономическим и поместным группам: городовые и дворовые дворяне, белоозерцы, можайские помещики, галицкие помещики, иноземцы и прочие, то есть преобладание территориального начала на лицо. Правительство указывало в грамотах, как нужно производить выборную кампанию, к какому сроку выслать выборных и какими мирами побуждать население к ускорению выборов

Призывные грамоты требуют, чтобы выбранные лица были «добрые и разумные и постоятельные люди», «смышленые», «с которыми можно было бы поговорить», «опытные», «которые бы умели рассказать обиды, и насильства, и разорения, и чем московскому государству полнится и ратных людей пожаловать и устроить бы московское государство, чтобы пришло все в достоинство», «чтобы нам всякие их нужды, и тесноты, и разорения, и всякие недостатки были ведомы» [23, c. 8], что означает отсутствие избирательного ценза.

Воевода, получив призывную грамоту, объявляет ее всему населению, извещая всех избирателей о выборах. Для этого воевода рассылал по городу извещение посадским, а для оповещения дворян, посылал в уезд по их вотчинам и поместьям своих обычных курьеров с приказанием, чтобы дворяне съезжались в город для производства выборов. После такого опубликования воевода должен был лично разъяснить собравшимся местным дворянам и посадским их обязанности и условия по выборам. Воеводы должны были стараться исполнить все приказания правительственной власти относительно выборов и послать определенное число выборных к указанному сроку в Москву. Выборная кампания велась Разрядом, а так как Разряд более заботился о военно-служилых людях и тщательно вел их регистрацию, то и понятно, что московское правительство было гораздо лучше осведомлено о военно-служилом классе, чем о посадских. Но и при требовании дворянских выборных, правительство не всегда точно знало истинное состояние военно-служилых в данной местности. Случалось и такое, что воевода злоупотреблял своею властью, подтасовывал выборы, и посылал вместо настоящих выборных своих ставленников.

Избирателями были главы  семейств и домохозяева.

Население со временем население стало  смотреть на выборы в собор, как на одну из обязанностей, которую ему приходилось нести, а потому старалось избегать быть избранным на собор. Уклонения были и среди торгово-промышленных людей, особенно дороживших временем и непрерывным ведением своих торговых дел.

Несмотря на это, население дорожило в подобных случаях своим выборным правом, что оно посредством своих выборных могло добиться осуществления своих желаний. Избиратели давали своим выборным наказы. Таким образом, посредством своих избранников, население округа посылало царю свои челобитья, так как это был самый удобный и верный путь к достижению цели, а с другой стороны – они словесно указывали выборным, чего следует им добиваться на соборе. Выбор населением представителя обязывал последнего выполнять волю первых, действовать в согласии со своими избирателями, ходатайствовать за них, то есть выборные представители носили императивный мандат – были зависимы от избирателей, в связи с выдачей ими своим избранникам наказа[ 5, c. 443].

Выбор своих представителей происходил по форме «выбор за руками».  Протокол этого выбора, подписываемый избирателями. Воевода посылал этот «выбор за руками» в Москву вместе со своей «отпиской», в которой он извещал государя о получении царского указа о выборах, о результате их и перечислял поименно, кто выбран, и указывал, куда он приказал им явиться в Москве для своей заявки. Обыкновенно сами выборные брали «выбор за руками» и воеводскую «отписку», как оправдательные документы своего избрания, и ехали в Москву, где являлись в Посольский приказ, в котором дьяки вели их списки, с указанием, когда выборные прибыли, и получены ли отписки воевод об их избрании. Что касается до классов, представляемых на Земских соборах, то это были разные разряды служилых и тяглых людей. Если говорить о представительстве крестьянского населения, то можно утверждать только об этом только относительно соборов 1613 и 1682 годов[ 13, c. 220].

Правительство признало службу на соборе 1648 – 1649 годов. «За  ту де их службу государева жалованья  выборным людям прибавлено поместного окладу по сто четей, денег по 5 рублев» [23, c. 3]. Посадские люди получали целый ряд привилегий. Например, право беспошлинного курения, освобождение от постоя. Таким образом, члены этого собора возвращались домой с известной материальной выгодой, что выделяло их среди остального населения. Другой источник утверждает, что по мере формирования депутатского статуса у членов соборов в XVII веке, участие в соборах постепенно отождествляется с государственной службой, и приблизительно с 1630 года выборные члены соборов стали получать денежное довольствие, а также различные льготы и привилегии [26, c. 5]. Выборные люди излагали правительству «свои нужи и недостатки» и затем предоставляли решение вопросу Царю [19, c. 207].

Выборные представители  были менее политически слабой частью состава Земских соборов. Наибольшую роль играли невыборные  лица, которые включали в себя представительных и должностных. Последними являются члены высших правительственных учреждений, такие как Боярская дума с дьяками из приказов и Освященный собор из духовных лиц. К данному роду представителей можно отнести и самого Царя. Должностные представители являлись на соборе не представителями общества или земли, а носителями службы, общественными орудиями центрального управления [15, c. 328].  К представительным лицам собора, например, можно отнести представителей стрельцов, которыми были их головы и сотники, представителями черных сотен и слобод – их старосты. Представительные лица по значимости на соборе занимали промежуточное положение между должностными и выборными. Непризнание на собор того или иного класса не делало его неполным. Собор считался состоявшимся при участии в нем всех представителей высшей палаты, а также дворян и детей боярских. 

Резюмируя сказанное, можно отметить, что представительство могло быть свободным и естественным (без выбора), и это не могло не сказываться пагубно на статусе соборов. Все это говорит о нестабильности соборов, о разном правовом положении сословий, об их незначительной роли, хотя и избирательная практика способствовала ее декларативному повышению.

2.2 Организация  работы Земских соборов

После регистрации выборные члены собора, как и должностные  лица, следовали на заседание. Обычно соборы проходили в Грановитой Палате, в Стоглавой Избе, в Ответной Палате, или Успенском соборе [16, c. 6]. Были случаи, когда в чрезвычайных ситуациях соборы проводились  на Красной площади [23, c. 16]. Заседание обыкновенно открывалось речью, которую или произносил сам Царь или же ее читал дьяк. В этой речи излагался повод созыва собора, и предлагалось членам собора разрешить указанные вопросы [16, c. 7]. Иногда соборным членам раздавались «для подлинного ведома», «порознь», «письмо», то есть письменное сообщение о задачах собора, как это было на соборе 1642 года.  Участники собора давали ответ или по сословиям, или по статьям, или по образовавшимся на соборе группам, чему предшествовало обсуждение предложенных вопросов по тем же группам. Возможен вариант, когда каждый член давал отдельный ответ. Ответы излагались самими членами в виде сказок или же записывались дьяками. Участники собора слушали вступительную речь вместе, а потом совещались уже отдельно по чинам и сословиям.

Информация о работе Организационно-правовые основы деятельности Земских соборов