Основные направления политики александра i и реформы государственного управления александра i (1-ая четверть xix в). проект государственных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Развитие государственной системы в России в первой половине XIX в. в основном проходило по направлению дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарате В этот период усложнившиеся задачи государства потребовав создания новых высших правительственных учреждений с болев четкими подразделениями и функциями, результатом чего стало углубление специализации отдельных органов власти и управления.

Файлы: 1 файл

история гос упр в рос.docx

— 172.67 Кб (Скачать файл)

Обширная  архивная работа была проделана Сперанским за 6 лет. Впервые все обилие законов начиная с 1649 г. было собрано по архивам, переписано современным языком, разбито по разделам и отраслям права. Результатом этой работы явилось Издание 45 томов «Полного собрания законов Российской империи» и 15 томов «Свода законов Российской империи». По мысли Сперанского, «Собрание» и «Свод законов» должны были основой для создания нового Уложения. По ряду причин замысел Сперанского не был осуществлен, третьему этапу суждено было долго оставаться нереализованным.

Однако  проделанный Сперанским грандиозный  труд в дальнейшем послужил основой для последующих реформаторов. В этот период определенной реформе подверглась и судебная система. Высшей судебной инстанцией России первой половины XIX в. являлся Сенат. В 1802 г. было учреждено Министерство юстиции, ведавшее личным составом судебных учреждений, организацией новых судебных органов, надзором за их деятельностью.

В первой половине XIX в. были упразднены следующие  судебные органы, созданные Екатериной II: верхние земские суды (для дворян), верхние и нижние расправы (для государственных 
крестьян) и губернские магистраты (для мещан).

В губерниях  действовали палаты уголовного и  гражданского суда. Они рассматривали дела всех сословий. Палаты уголовного и гражданского суда являлись апелляционной инстанцией для дел, рассмотренных в уездных и городских судах, а также первой инстанцией по делам о должностных преступлениях, совершенных дворянами, о поджогах и др.

В каждой губернии существовали совестные суды для рассмотрения дел о преступлениях  несовершеннолетних и умалишенных. В этих судах рассматривались  и гражданские дела, в частности  имущественные споры между родственниками. Совестные суды ставили своей  целью привести стороны к примирению. Сторона, недовольная решением совестного суда, могла обратиться в обычный  суд. Низшими судами в уездах были сословные, уездные суды (по делам дворян и государственных крестьян), а в городах — городовые магистраты и ратуши (по делам купцов и мещан). Во всех крупных городах, а иногда и в каждой части действовали торговые словесные суды. Они рассматривал споры между торговцами по поводу векселей, счетов и Апелляционной и ревизионной инстанцией для словесных являлись городовые магистраты.

В ряде крупных  городов были созданы коммерческие судрассматривавшие вексельные и маклерские дела, а также о несостоятельности. Существовали также ведомственные военные, морские, духовные, крестьянские, волостные, горные и др. В России в первой половине XIX в. не было единой судебных системы, сохранялся принцип сословности, а судебные функции выполняли не только суды, но и местная администрация.

Российская  система государственного управления при Александре I становится более  четкой и разветвленной, создается  система органов вертикального  отраслевого управления (министерства заменяют коллегии), усиливаются элементы законности.

В России создается новый высший совещательный  орган — Государственный совет, которому была передана значительная часть функций Сената. Однако большинство  планов преобразований выполнено не было, а проведенные реформы не имели принципиального характера.

Император Николай I, вступив на трон, вынужден был для стабилизации положения  в стране усилить карательные  функции власти. Россия была разделена  на жандармские округа, при Императорской  канцелярии было учреждено III отделение, усилен полицейский надзор за печатью, ужесточена сословность образования. Николай I с наибольшей последовательностью оставался верным самодержавию, хотя и допускал либерализм в тех случаях, если это не подрывало власть. При нем была осуществлена реформа государственных крестьян, посессионные рабочие отпущены на волю, купечеству и духовенству предоставлены привилегии, ограничено дробление помещичьих имений.

Он много  и долго работал над вопросом отмены крепостного права, но провести ее не решился. Однако вся эта деятельность способствовала подготовке и проведению дальнейших преобразований в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВЫСШИЕ, ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 г.

 

Очередная Конституция СССР была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной VII сессии Верховного Совета СССР десятого созыва. Во вводной ее части была дана краткая характеристика основных этапов истории страны после Великой Октябрьской социалистической революции. Здесь же определялось понятие развитого социалистического общества и утверждалось, что сложилась новая историческая общность людей — советский народ, который и «закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции».

Конституция состояла из 9 разделов, 21 главы и 174 статей.

Кардинально новым в данном документе было отсутствие заверений о скором построении коммунистического общества. Вместо этого появились положения о формировании общества так называемого «развитого социализма», что позволило отступить от тезиса о неизбежном отмирании государства по мере построения нового общества. Кроме того, уменьшался разрыв между реальностью и теорией, становилась более понятной необходимость проведения экономических реформ для еще большего улучшения благосостояния граждан. Конституция 1977 г. более решительно обосновывала и утверждала ведущую роль Коммунистической партии. Более того, она 
формально узаконивала КПСС в качестве руководящей и направляющей силы советского общества, ядра политической системы государства.

Конституция также провозглашала участие  трудящихся в управлении государством на основе подлинной демократии трудовых коллективов, что соответствовало представлению об «общенародном государстве», заменившем понятие диктатуры пролетариата.

Реальность  сильно отличалась от деклараций.

Советы  всех уровней реальной властью не обладали. Профсоюзы давно перестали  восприниматься как органы защиты экономических  прав трудящихся. Общественные организации  носили официальный характер. Комсомол был школой для будущих партийных функционеров. В самой партии все резче обозначалось расслоение на правящие «верхи» и партийные «низы». Социальный статус личности напрямую зависел от ее партийной принадлежности. На включенные в номенклатурный список государственные должности дорога открывалась только при наличии партийного билета.

Разделы V и VI описывали структуру и функции  высших органов государственной  власти и управления в СССР, союзных республиках и местных органов власти.

Высшим  органом государственной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозглашался Верховный Совет  СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета национальностей. 
Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в период между его сессиями. Рабочими органами Совета Союза и Совета национальностей являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии. Исполнительным высшим и распорядительным органом государства стал Совет министров — Правительства СССР. Последние разделы Конституции были посвящены организации судопроизводства, арбитража, адвокатской деятельности, прокурорского надзора, а также вопросам государственной атрибутики (герб, флаг, гимн) и порядку изменения Конституции. Период развитого социализма стал эпохой расцвета партийно-хозяйственной советской верхушки, которая фактически превратилась в особую привилегированную прослойку общества (номенклатуру), отличавшуюся своими собственными законами пополнения кадров, иерархией должностей и полномочий. («Номенклатура» — список должностей, замещение которых происходило путем назначения сверху.) Окончательное формирование советской номенклатуры относится именно к брежневскому периоду. Номенклатура сосредоточила в своих руках партийную и государственную власть, а также контроль над вооруженными силами.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ  И РУКОВОДИТЕЛИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Высшие  органы государственной власти:

1938—1977 Верховный  Совет СССР (ВС СССР), избирающий Президиум ВС.

1977—1989 ВС  СССР, избирающий Президиум ВС  в условиях действия статьи 6 Конституции  СССР о руководящей роли КПСС в жизни советского общества.

Название  должности главы государства по Конституции: 1938—1989 Председатель Президиума ВС СССР.

Название  главы правительства Советского государства:

Март 1946 — декабрь 1990      Председатель Совета министров СССР

Председатели  Президиума Верховного Совета СССР (ВС СССР), постоянно действующего органа ВС СССР (высшего органа государственной власти СССР в 1936—1991 гг.)

Калинин Михаил Иванович (12 января 1938 — 12 марта 1946);

Шверник Николай Михайлович (12 марта 1946 — 15 марта 1953);

Ворошилов Климент Ефремович (15 марта 1953 — 7 мая 1960);

Брежнев Леонид Ильич (7 мая 1960 — 15 июля 1964);

Микоян  Анастас Иванович (15 июля 1964 — 9 декабря 1965);

Подгорный Николай Викторович (9 декабря 1965 — 16 июня 1977);

Брежнев Леонид Ильич (16 июня 1977 — 10 ноября 1982);

Андропов  Юрий Владимирович (16 июня 1983 — 9 февраля 1984);

Черненко  Константин Устинович (11 апреля 1984 — 10 марта 1985);

Громыко Андрей Андреевич (2 июля 1985 — 30 сентября 1988);

Горбачев  Михаил Сергеевич (1 октября 1988 — 25 мая 1989).

Председатели  Верховного Совета СССР

Горбачев  Михаил Сергеевич (25 мая 1989 — 15 марта 1990); Лукьянов Анатолий Иванович     (15 марта 1990 — августа 1991).

Президент СССР

Горбачев  Михаил Сергеевич (15 марта 1990 — 25 декабря 1991).

Генеральные секретари Центрального Комитета (ЦК) Российской Коммунистической партии большевиков — РКП (б) с 1918 г. Всесоюзной Коммунистической партии большевиков — ВКП (б) с 1925 г. Коммунистической партии Советского Союза с 1952 г. (Первые секретари КПСС с 7 сентября 1953 по 8 апреля 1966 г.)

Сталин (Джугашвили)

Иосиф Виссарионович (3 апреля 1922 — 5 марта 1953);

Хрущев  Никита Сергеевич (7 сентября 1953 — 14 октября 1964);

Брежнев Леонид Ильич (14 октября 1964 — 10 ноября 1982);

Андропов  Юрий Владимирович (12 ноября 1982'— 10 марта 1984);

Черненко  Константин Устинович (13 февраля 1984 — 10 марта 1985);

Горбачев  Михаил Сергеевич (11 марта 1985 — 24 августа 1991).

Главы Советского правительства

Октябрь 1917 — январь 1924 — Ленин (Ульянов) Владимир Ильич;

февраль 1924 — декабрь 1930 — Рыков Алексей Иванович;

декабрь 1930 — май 1941 — Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович;

май 1941 — март 1953 — Сталин (Джугашвили)

Иосиф Виссарионович;

март 1953 — февраль 1955 — Маленков Георгий Максимилианович;

февраль 1955 — март 1958 — Булганин Николай Александрович;

март 1958 — октябрь 1964 — Хрущев Никита Сергеевич;

октябрь 1964 — октябрь 1980 — Косыгин Алексей Николаевич;

октябрь 1980 — сентябрь 1985 — Тихонов Николай Александрович;

сентябрь 1985 — декабрь 1990 — Рыжков Николай Иванович;

декабрь 1990 — август 1991 — Павлов Валентин Сергеевич;

сентябрь—декабрь 1991 — Силаев Иван Степанович.

Главы Советского правительства(с указанием должности)

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич, Председатель Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР (с 26 октября (8 ноября) 1917 г.), Председатель СНК СССР (6 июля 1923 — 21 января 1924);

Рыков Алексей  Иванович, Председатель СНК СССР (2 февраля 1924 — 19 декабря 1930);

Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович, Председатель СНК СССР (19 декабря 1930 — 6 мая 1941);

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович, Председатель СНК СССР (6 мая 1941 — 15 марта 1946), Председатель Совета министров (СМ) СССР (19 марта 1946 — 5 марта 1953);

Маленков  Георгий Максимилианович, Председатель СМ СССР (6 марта 1953 _ 8 февраля 1955);

Булганин  Николай Александрович, Председатель СМ СССР (8 февраля 1955 — 27 марта 1958);

Хрущев  Никита Сергеевич, Председатель СМ СССР (27 марта 1958 — 15 октября 1964);

Косыгин Алексей Николаевич, Председатель СМ СССР (15 октября 1964 — 23 октября 1980);

Тихонов Николай Александрович, Председатель СМ СССР (23 октября 1980 — 27 сентября 1985);

Рыжков  Николай Иванович, Председатель СМ СССР (27 сентября 1985 —26 декабря 1990);

Павлов  Валентин Сергеевич, премьер-министр  СССР — глава Кабинета министров — исполнительно-распорядительного органа, подчиненного Президенту СССР, Правительства СССР (14 января — 22 августа 1991); Силаев Иван Степанович, глава Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР (24 августа — 19 декабря 1991), Председатель Межреспубликанского экономического комитета, Председатель Межгосударственного экономического комитета — премьер-министр Экономического сообщества (14 ноября — 19 декабря 1991).

Председатели  Верховного Совета РСФСР

Ельцин  Борис Николаевич (29 мая — 10 июля 1991);

Хасбулатов  Руслан Имранович    (28 октября 1991 — октябрь 1993).

 

Информация о работе Основные направления политики александра i и реформы государственного управления александра i (1-ая четверть xix в). проект государственных