Основные направления политики александра i и реформы государственного управления александра i (1-ая четверть xix в). проект государственных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Развитие государственной системы в России в первой половине XIX в. в основном проходило по направлению дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарате В этот период усложнившиеся задачи государства потребовав создания новых высших правительственных учреждений с болев четкими подразделениями и функциями, результатом чего стало углубление специализации отдельных органов власти и управления.

Файлы: 1 файл

история гос упр в рос.docx

— 172.67 Кб (Скачать файл)

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ

 

     Глава 17.   Высшие   органы    государственной   власти    и управления союзной республики    Статья 137.  Высшим  органом   государственной власти союзной  республики является Верховный  Совет союзной республики.     Верховный Совет союзной  республики  правомочен  решать  все вопросы,  отнесенные  к  ведению  союзной республики Конституцией СССР и Конституцией союзной республики.   Принятие Конституции  союзной  республики,  внесение  в  нее изменений;  утверждение  государственных  планов экономического и социального развития, государственного бюджета союзной республики и  отчетов об их выполнении;  образование подотчетных ему органов осуществляются   исключительно    Верховным    Советом    союзной республики.   Законы союзной   республики  принимаются  Верховным  Советом союзной  республики  или  народным  голосованием  (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета союзной республики.   Статья 138.  Верховный  Совет  союзной  республики  избирает Президиум  Верховного  Совета  —  постоянно   действующий   орган  Верховного  Совета  союзной  республики,  подотчетный ему во всей своей деятельности.  Состав  и  полномочия  Президиума Верховного    358 Совета  союзной  республики  определяются   Конституцией  союзной республики.    Статья 139.  Верховный  Совет  союзной  республики  образует Совет  Министров  союзной  республики  —  Правительство   союзной республики  —  высший  исполнительный  и  распорядительный  орган государственной власти союзной республики.   Совет Министров   союзной   республики   ответствен    перед  Верховным Советом союзной республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета — перед  Президиумом  Верховного Совета союзной республики, которому подотчетен.    Статья 140.   Совет   Министров  союзной  республики  издает постановления  и  распоряжения  на   основе   и   во   исполнение законодательных актов СССР и союзной республики,  постановлений и распоряжений Совета Министров СССР,  организует  и  проверяет  их исполнение.     Статья 141.  Совет  Министров союзной республики имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений  Советов Министров  автономных республик,  отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых,  областных,  городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов,  Советов народных депутатов автономных областей,  а в союзных республиках, не   имеющих   областного  деления,  —  исполнительных  комитетов районных и соответствующих городских Советов народных депутатов.   Статья 142.  Совет Министров союзной республики объединяет и направляет   работу   союзно-республиканских   и  республиканских министерств, государственных комитетов союзной республики, других подведомственных ему органов. Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты союзной республики руководят  порученными им отраслями 359управления или осуществляют межотраслевое управление,  подчиняясь как Совету Министров союзной республики,  так и  соответствующему союзно-республиканскому  министерству  СССР  или государственному комитету СССР. Республиканские министерства  и   государственные   комитеты руководят  порученными  им  отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление,  подчиняясь  Совету  Министров  союзной республики.  Глава 18. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики Статья 143. Высшим органом государственной власти автономной республики является Верховный Совет автономной республики.  Принятие Конституции  автономной республики,  внесение в нее изменений;  утверждение государственных планов  экономического  и социального развития, а также государственного бюджета автономной республики;  образование подотчетных ему  органов  осуществляется исключительно Верховным Советом автономной республики. Законы автономной  республики  принимаются Верховным Советом автономной республики.  Статья 144.  Верховный Совет автономной республики  избирает Президиум  Верховного  Совета  автономной  республики  и образует Совет Министров автономной республики — Правительство  автономной республики.

     Глава 19. Местные органы государственной  власти и управления Статья 145. Органами государственной   власти  в  краях, областях,  автономных  областях,  автономных  округах,   районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах    360 являются соответствующие Советы народных депутатов.  Статья 146.  Местные Советы народных  депутатов  решают  все вопросы   местного   значения,   исходя   из  общегосударственных интересов и интересов граждан,  проживающих на территории Совета, проводят  в  жизнь  решения  вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов  народных  депутатов, участвуют  в  обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения. Местные Советы  народных  депутатов   руководят   на   своей территории государственным,  хозяйственным и социально-культурным строительством;  утверждают планы  экономического  и  социального развития и местный бюджет;  осуществляют руководство подчиненными им  государственными  органами,  предприятиями,  учреждениями   и организациями;    обеспечивают    соблюдение    законов,   охрану государственного   и   общественного   порядка,   прав   граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны. Статья 147.  В  пределах  своих  полномочий  местные  Советы народных  депутатов  обеспечивают  комплексное  экономическое   и социальное  развитие  на их территории;  осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными  на  этой  территории предприятиями,    учреждениями   и   организациями   вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования,  охраны природы,  строительства,  использования трудовых ресурсов,  производства товаров  народного  потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения. Статья 148.  Местные Советы  народных  депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, союзной  и автономной республики.

Решения  местных  Советов  обязательны   для  исполнения всеми 361расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами. Статья 149. Исполнительными и распорядительными  органами местных  Советов  народных  депутатов  являются избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты. Исполнительные комитеты  не   реже   одного   раза   в   год отчитываются  перед избравшими их Советами,  а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.  Статья 150. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов  непосредственно подотчетны как Совету,  их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШИХ ОРГАНОВ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ  В РОССИИ В Х ВЕКЕИ ПРИКАЗНО-ВОЕВОДСКАЯ  СИСТЕМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ (XVII в.)

 

После смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре власть перешла в руки князя Олега, прозванного Вещим. Предпринятый им поход на юг обеспечил освобождение земель северян и радимичей от хазарской дани, объединение двух главных центро и восточных славян — Новгородской и Киевской земель, а также территорий, лежащих вдоль пути «из варяг в греки» (от Балтийского, или Варяжского, моря до Черного, или Русского) и его ответвлений. Сформировалось Древнерусское государство — Киевская Русь (882) со столицей в Киеве. На ранних этапах становления Древнерусского государства общественные отношения характеризовались участием всех членов племенного союза (мужчин) в решении жизненно важных вопросов, всеобщим вооружением населения (народное ополчение), а также в народном вече как высшем органе власти. Сплочение восточных славян вокруг Киева, проходившее в ожесточенной борьбе с внешними врагами, продолжалось и в X в. К середине XI в. Киевская Русь стала могучим и одним из крупнейших государств в Европе.

К этому времени в состав Киевского  государства вошли все восточнославянские земли. Древнерусское государство  было признано в качестве равного  государства Византийской империи. Предание повествует, что князь Олег, совершивший поход на Константинополь, в знак победы повесил свой щит  на воротах Царьграда. Византийский император уплатил Олегу значительную дань и заключил с ним договор (911), предоставлявший русским купцам право беспошлинной торговли и другие привилегии.

После смерти Олега княжил Игорь (912—945). Его правление было долгим и деятельным. В самом начале княжения Игорю  пришлось вновь подчинять власти Киева племенной союз! древлян, которые отказались платить дань новому князю. Игорь не только нанес поражение древлянам, но и обложил их большей данью, чем Олег. Однако второе столкновение с древлянами закончилось гибелью князя. После сбора дани в 945 г. Он с малой дружиной решил собрать ее повторно. Древляне во главе со своим князем Малом перебили малочисленную дружину Игоря и убили самого князя. Жена Игоря Ольга (945—957) сурово отомстила за мужа: собрав большое войско вместе с малолетним сыном Святославом, она начала войну против древлян.

Едва  ли княгиня, взявшая в свои руки верховную  княжескую власть в Киеве, руководствовалась  только чувством мести за мужа. Безнаказанность  древлян пошатнула бы саму княжескую  власть. Победив, Ольга вновь обложила данью древлян, но вынуждена была установить ее фиксированный размер. С деятельностью княгини связано  становление Древнерусского государства: введена была система сбора податей, зафиксирован размер «уроков» (дани), построена  сеть становищ и «погостов» (опорных пунктов для сборщиков дани), которые стали в дальнейшем основой для развития городов и крепостей. Рассказывая о внутренней политике княгини, летописец поставил Ольге. В особую заслугу установление «уроков и погостов».

При княгине  Ольге существенно изменились отношения  русских князей с Византийской империей. Посетив с официальным Посольством константинопольского императора, Ольга приняла христианство, став первой христианской правительницей на Руси. Уровень оказанного княгине Ольге приема (она была принята лично императором Константином Багрянородным, причем принята как равная) ставил Киевскую Русь в один ряд с крупнейшими державами Европы. Н.М. Карамзин писал об Ольге: Великие князья до времен Ольгиных воевали — она правила Государством».

Складывались  феодальные отношения: феодальная земельная собственность, подчинение мелких производителей господствующим классам, углубление классовой дифференциации и т. д. Господствующее военно-руководящее меньшинство поначалу представляла старая родоплеменная аристократия — вожди, Жрецы, старейшины и др. Большую часть населения составляли крестьяне-общинники, постепенно попадающие в зависимость с помощью внеэкономических (захват, насилие) и экономических (кабала, долг) мер. Захваченные в плен обращались в рабов (холопов) и использовались на вспомогательных работах.

Состав  вече был довольно демократичным. Все  взрослое  (Мужское) свободное (правоспособное) население города (посада) и прилегающих  поселений (слобод) шумным одобрением возражением принимало большинством голосов важнейшие решения при участии, а порой и под руководством знати. На вече обсуждались такие вопросы, как война и мир, оборона, кандидатуры князей и посадников, земельные и финансовые ресурсы волости, санкционировались денежные сборы, смещались представители администрации и т. д.

В Новгородской и Псковской республиках народное собрание обладало высшей законодательной и судебной властью. Здесь в распоряжении вече находились финансы и земельный фонд. Обязательные атрибуты были представлены вечевым колоколом, сзывавшим на народное собрание, и специальным возвышением над площадью — трибуной (степенью). Исполнительные функции возлагались на совет, куда входили «лучшие люди» (городской патриархат, старейшины). Однако уже в XI в. роль вече как практического демократического института начинает несколько ослабевать, сохраняя свою силу лишь в Новгороде, Пскове и некоторых других городах.

Фактически  государственное устройство держалось  на договоре между князем и народным собранием, вечевым сходом — вече (от старославянского «вет» — совет), выросшим из традиции племенных сходов. Постепенно оно приобретало все более формализованные черты: заранее подготовленная «повестка дня», предварительный подбор кандидатов на выборные должности, организационные начала в руках старейшин (старцев градских) и т. д

В IX—X вв. дофеодальный период общественного строя у  восточных славян закончился, сформировалась государственная и хозяйственная система Древнерусского государства переходного типа, феодального в своей основе Государственная власть по отношению к общине выполняет ограниченное число функций: обороняет от внешних врагов, разбирает наиболее важные споры и конфликты, т. е. творит суд.

 

И все же для  Древнерусского государства закрепощение крестьян, прикрепление их к земле  и феодалу пока не было характерно.


 

Государственное управление Киевской Руси

 

Киевская Русь управлялась вначале выборным, а  позднее наследственным князем.


 

Сыновья князя размещались в  качестве наместников в главных  городах и платили отцу дань. Со смертью отца земли разделялись  между сыновьями. Поначалу в Киевском государстве руководствовались родовым принципом наследования. Освободившийся престол передавался не старшему сыну, а старшему в роде, т. е. следующему брату отца, а если его не имелось — старшему племяннику. Таким образом, сын мог рассчитывать на наследство только-после смерти старших родственников. При этом новый великий князь переселялся в Киев из прежнего своего княжества вместе с дружиной и боярами, а другие князья в свою очередь перемещались по старшинству в княжества, ближайшие к Киеву. Нередко этот принцип нарушался, ситуация запутывалась, вызывая непримиримую вражду внутри семьи и жестокие разборки между родственниками.


62


Так, Владимир Святославич стал князем киевским после продолжительной усобицы своих братьев — Ярополка (князя киевского) и Олега (князя в древлянской земле). После смерти отца Владимир находился в далеком Новгороде, куда никто из старших его братьев идти на княжение не захотел. Узнав об убийстве Ярополком Олега, Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал за море к варягам и вернулся с войском. Он вошел в Кием, брат его Ярополк был убит, и Владимир сел на киевский Стол. Именно при Владимире окончательно оформилась система наместничества: княжеские сыновья и старшие дружинники пошли в управление крупнейшие центры Руси. Это была свое образная федерация княжеств, во главе которой был князь киевкий, сначала носивший восточный титул «каган», а с XI в. —«великий князь».

Великий князь (князь — предводитель войска, сидящий на коне), будучи военачальником, возглавлял войско и водил его в бой. Решалась насущная проблема защиты окраин государства от степенных кочевников. Для этой цели по рекам Десне, Суле, Стугне, Осетру были построены крепости и создана система раннего предупреждения (сигнальные вышки, на которых разжигали костры).

Пространственная  и геополитическая ситуация требовала сильной княжеской власти. Великому князю принадлежала Верховная законодательная власть. В руках великого князя, явившегося главой администрации, сосредоточивалась и исполнительная власть, им выполнялись также и судебные функции.

Информация о работе Основные направления политики александра i и реформы государственного управления александра i (1-ая четверть xix в). проект государственных