Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:32, контрольная работа
Развитие государственной системы в России в первой половине XIX в. в основном проходило по направлению дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарате В этот период усложнившиеся задачи государства потребовав создания новых высших правительственных учреждений с болев четкими подразделениями и функциями, результатом чего стало углубление специализации отдельных органов власти и управления.
Исследователи
отмечают: «Власть общественная первоначально образуется
частным путем в кровных обществах. Первоначально
в состав власти входят князь, Боярская
дума и народное собрание
— вече. Приобретение княжеской власти
лицами совершается одновременно по наследованию
и по избранию. Обычный порядок наследования
столов следовал порядку старшинства
членов рода; избрание князя происходило
при прекращении или неимении княжеского
рода. Князь избираем был не только всегда
пожизненно, но и с детьми, то есть избрание
князя каждый раз являлось как бы избранием
новой династии. Кроме
наследования и избрания нет других правомерных
способов приобретения княжеской власти.
Добывание стола и договор
между князьями не могут быть признаны
таковы символами
приобретения власти было посажение князя
на стол народом. Первоначальное слияние
воли князя и воли народа не могло оставаться
везде и неизменно; возможны и противоречия
между ними. Это привело к необходимости
определить точнее власть князя, а в Новгороде
— к ограничениюной власти. Средством
для того был ряд (договор) с новым князем».
«Князь ведал сношения с другими князьями и государствами
заключал союзы и договоры, объявлял войну и заключал мир, Князь назначал всех чиновников,
посадников, тиунов, тысяцких, мытников
и других. Эти чиновники ведали полицию,
финансовое управление и суд. Князь судил
лично и при помощи своих тиунов.
В то время управление не было строго отделено от законодательства, потому что закон служил не только средством управления. От того древнейшие законы издавались самими князьями. Но так как издание новых законов дело очень важное, то князья обыкновенно при издании законов советовались с княжеской думой — княжеским советом. Особые условия и древнерусской жизни поставляли князя в необходимость совещаться в делах то с вечем, то с дружиной, то с одними боярами. Выбор советников принадлежал самому князю».
После
смерти князя Владимира усобицы
возобновились между его
Княживший в Новгороде сын Владимира Ярослав еще при жизни отца отказался платить дань Киеву и готовился воевать с ним, собрав в городе варягов. Варяги творили в Новгороде много беззаконий, и новгородцы были недовольны. Однако с началом войны между братьями Ярослав помирился с новгородцами и только благодаря новгородскому войску сел на отцовский престол.
Постепенно традиция родового наследования стала заменяться принципом отчинности, т. е. передачи престола от от- Отца к сыну. |
Это, в свою очередь, вело к определенной отчужденности, разобщенности, недостаточной политической устойчивости государства.
Эти тенденции усилились при Ярославе Мудром, который в целях единения страны, сохранения управления внутри одной княжеской семьи, помня о тяжести междоусобиц после смерти своего отца Владимира Красное Солнышко, разделил Русь на пять княжеств по числу сыновей.
Аппарат управления
Княжеская администрация состояла из чиновников, которых можно разбить на две группы.
К первой группе принадлежали чиновники, которые относились к органам государственного управления.
Вторая группа состояла из личных слуг князя, исполнявших дворцовые обязанности, но в то же время имевших поручения по управлению княжеством
Старшая дружина состояла из бояр, мужей, огнищан, младшая — из гридей, отроков и детских, милостников, пасынкоми парубков.
Дружина первоначально проживала обособленно на содержании предводителя — князя племенного княжества. В X в. Отчетливо прослеживается деление дружины на две основные части — «бояр» и «гридей».
В XI—XII
вв. усложняется структура
Русская
Правда дает широкий перечень лиц
княжеской администрации, выполнявшей
государственные функции
Рядом с лицами, занятыми в управлении княжеским хозяйством, Русская Правда упоминает тех же лиц в хозяйстве боярском, например боярский тиун. Социальная принадлежность; всех этих людей могла быть разной: это могли быть и свободные люди на службе князя, и лично зависимые от него холопы, челядь, рабы, и отпущенные им на волю и посаженные на землю челядины. Но в целом государственную власть делили между собой князья и самые знатные бояре.
В Киевской Руси во главе княжеского управления стоял совет при князе, составлявшийся из его бояр. Совет этот не носил постоянного названия; отдельное совещание-заседание этого совета иногда называлось думой.
Название
«бояре» происходит от древнерусского
слова «боляр» — боец, дружинник. Большинство
историков разделяют бояр X—XI вв. на княжеских
(княжих мужей) и земских (старцев Градских,
потомков родоплеменной знати). Они представляли
(шипим слой общества и были обязаны служить
в войске князи оставаясь полными хозяевами
на своей земле. Хотя Боярская дума как
совещательный орган не имела постоянного
состава, юридически не была оформлена
и созывалась По мере надобности, ее влияние
на политику князя было весьмa ощутимым.
Она принимала участие в решении важнейших
Государственных вопросов: избрание князя,
объявление войны
и мира, заключение
договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых
дел и др. Совет символизировал Ирана и автономию
вассалов и обладал правом вето. Младшая
дружина, как правило, в совет князя не
входила. Но в разрешении важных вопросов
тактического характера князя обычно
советовался с дружиной в целом.
С появлением у дружинников вотчинных владений совершается решающий шаг к их выходу из дружинной организации. Во второй половине XII—XIV вв. на место дружины становится княжеский «двор» — организация лиц, находящихся более или менее постоянно при князе и получивших название «дворяне», или слуги.
Двор включил в себя часть бывшей «младшей» дружины — (Прокоп и частично детских. Бояре и другая часть детских, ставши вотчинниками, превратились в поземельных вассалов князя они остались военно-служилой знатью, но перестали быть знатью дружинной.
Исследователи отмечали: «Система местного управления Московском княжестве называлась системой кормления. Такое наименование она получила потому, что посылавшиеся и юрод и волости наместники и волостели вместе с их многочисленными административными и судебными агентами (тиунами, доводчиками, наделыциками, праветчиками и др.) имели в виду главным образом, свои личные интересы, а не государственные дела. Города и волости давались в «кормление» боярам и вольным слугам. Права кормленщиков — наместников и волостелей были очень широкими: они собирали поборы («корм») с подвластного населения, взимали судебные, торговые и свадебные пошлины, вершили суд, выполняли полицейские функции, ведали ремонтом дорог, мостов и другими делами. Кормленщики, как правило , назначались на короткий срок (на один год)». Существовала и более древняя, чем княжеская, система земского управления: в стольном городе была сложность тысяцкого которому подчинялись сотские и десятские.
Земское боярство существовало в славянских племенах уже в VII—VIII вв., а возможно, и ранее. Звание боярина имела крупные землевладельцы и известные воины — «сильнейшие люди страны». Земские бояре назывались по именам городов - черниговские, ростовские, суздальские.
В войне и военных походах участвовали княжеская дружина, отряды княжеских и земских бояр и ополчение, состоявшем из жителей городов и сел. Старшие дружинники — «передних лепшие мужи» — назывались княжескими боярами. Основную постоянную военную силу князя составляли «отроки» или «детские» младшей дружины.
Высшие места в дворцовом и местном управлении Киевским государством занимали старшие дружинники — думцы князя Они же назначались княжескими тиунами, конюшими, посадниками, наместниками, тысяцкими и воеводами земских полков, Некоторые должности передавались по наследству. Старшим дружинники имели собственные военные отряды «отроков», подчинявшиеся только им. Младшие дружинники служили при княжеском дворе ключниками, конюхами и управляющими небольшими волостями. Лучшие «отроки», отличившиеся на военной и гражданской службе, переходили в старшую дружину.
Княжеским воином в то время мог стать любой, даже иностранец, и из младших дружинников дослужиться до звания княжеского мужа или боярина. Княжеские бояре получали в награду за службу земли и сближались с земскими. Земские бояре старейших родов постепенно утрачивали свою независимости и обособленное положение, поступали на княжескую служб и в свою очередь сближались с княжеским двором. Бояре-землевладельцы в XIII—XIV вв. пользовались большими привилегиями, практически освобождавшими их вотчины от подчиненности князю и подтверждавшимися особыми княжескими жалованными грамотами. Бояре-вотчинники имели право суда и сбора налогов. В военное время по приказу князя бояре обязаны были со своими дружинами участвовать в боевых действиях. Боярская служба была вольной, обязательной она стала только при Иване III.
Бояре времен раздробленности были вольными слугами князей и в любое время могли отказаться от службы и перейти к другому князю. В соответствии с правилом, действовавшим до XVI в., при переходе к другому князю бояре сохраняли все права на свои вотчины. В договоре московского князя Дмитрия Ивановича Донского и тверского князя Михаила Александровича было указано «А кто бояр и слуг отъехал от нас к тебе или от тебя к нам, а села их в нашей вотчине в Великом княжении, или в твоей вотчине в Твери, в те села нам и тебе не вступатися». При перемене службы боярские вотчины входили в состав земель нового князя. Однако с конца XIV в. ситуация изменилась. И княжеских договорах стало указываться, что вотчина мчавшего боярина остается у старого князя при сохранении боярином своих прав частной собственности на землю. Боярин и служить другому князю, но уже не вместе со своими землями. И удельные времена появились особые княжеские слуги — Слуги под дворским — подчиненные дворецкому и владевшие имениями, пожалованными им из дворцовых земель князя. Поместье представляло собой деревню или несколько деревень с селом в центре, с пашенной землей, лугами и лесом. Так зарождался слой дворян-помещиков. Во главе княжеской службы стоял тысяцкий — предводитель земских полков и городского и сельского ополчения. Главный дворский, или дворецкий, ведал двором и дворцом а в стольном городе, всеми княжескими землями, контролировал владельцев этих земель, вел все княжеское хозяйство. Ему подчинялись княжеские слуги, дворяне и все дворские ведавшие дворами и дворцами князя в других городах княжества.
Судебные органы еще не сложились, их функции осуществлял либо сам князь или представитель администрации, либо специальные должностное лицо — вирник и его помощники, проводившие сбор штрафов и пр. Судебными полномочиями чьи или также церковные органы и феодалы-вотчинники.
* * *
Таким образом, основными признаками становлении древнерусского государства стали: особая система органов и учреждений, осуществлявших функции государственной власти; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; определенная территория, на которую распространялась юрисдикция данного государства. В IX—XII вв. сложилось Древнерусское государство Киевская Русь — государство исторически переходного типа, как основной институт политической системы классового общества, охраняющий его экономические и социальные структуры