Особенности древнего Афинского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время доминирует мнение о том, что формирование любого государства шло по двум направлениям, которые получили название "восточное" и "западное". При этом главным фактором образования государства по западному пути было кастовое расслоение общества благодаря формированию частной собственности на землю, скот, рабов.

Содержание работы

Введение 3
1. Классическая форма возникновения государственности в Афинах. 7
1.1. Общая характеристика древнегреческой государственности. 7
1.2. Особенности возникновения Афинского государства, синойкизм племен Аттики в ходе реформы Тезея. 12
2. Реформы Солона. 18
3. Тирания Писистрата. 25
4. Реформы Клисфена. 28
5. Реформы Аристида, Эфиальта и Перикла.32
Заключение 37
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

ТЕкСТ РАБОТЫ-1 откорректированный 21042011.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

При  этом, как  считает Пиголкин А.С., для генезиса Афинского государства характерно то, что оно возникло непосредственно и, прежде всего из классовых антагонизмов. Постепенно формируемая частная собственность стала базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов. Поэтому Афины нередко называются классической формой возникновения государственности.9

Таким образом  государственность как и в  целом право в античном мире, представляет собой в своем чистом виде авторитетный и обязательный регулятор жизни общества полиса, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.

 

1.2. Особенности возникновения Афинского государства, синойкизм племен Аттики в ходе реформ Тезея.

 

Истоки демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Солона и Клисфена. В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы.10

 «Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого вмешательства внешнего или внутреннего насилия,— захват власти Писистратом не оставил никаких следов своего короткого существования,— с другой стороны, потому что в данном случае очень развитая форма государства, демократическая республика, возникает непосредственно из родового общества и, наконец, потому, что мы в достаточной степени осведомлены обо всех существенных подробностях образования этого государства» (подробнее см. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, Госполитиздат, 1949, стр. 123).

Географические  условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) под единой властью.

Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и межплеменные распри. Но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо Проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправно и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т. д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой — силой подчинения и порабощения.

Следствием  этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования  государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя, базилевса Тезея. Приписываемые ему реформы — результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (по-гречески «синойкизм») племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был вместо Совета старейшин отдельных племен создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар.11 При этом все население города и прилегающих территорий стало делится на три группы:

1) эвпатридов (благородных);

2) геоморов (землевладельцев);

3) демиургов (ремесленников).

Племенных базилевсов заменил архонт. Первоначально  архонт избирался из числа эвпатридов пожизненно, затем на 10 лет. С 683 г. до н.э. стали выбирать девять архонтов на 1 год. Для контроля за базилевсами эвпатриды создали ареопаг, заменивший Совет старейшин. Этот орган являлся главным законодателем и судьей. Он выбирал архонтов и руководил народным собранием. Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага. В VII веке до н.э. страна была разделена на 48 небольших территориальных округов (навкрарий), жители каждого из которых должны были поставить один корабль для флота, снарядить его экипажем, а также выставить двух вооруженных всадников. Деление населения по навкрариям производилось без всякого учета племенной принадлежности. Таким образом, реформы мифического Тезея дали первый толчок к формированию полисного государства12.

Замещение всех должностей было только из эвпатридов. Развитие ремесла, торговли, дальнейшее разделение труда привело к тому, что люди родов, фратрий и фил перемешались, родоплеменные структуры им стали тесны. Сельская община весьма  быстро разложилась в Аттике. Здесь не было нужды в ирригации. На смену коллективной собственности на  землю  приходит собственность частная.  Со временем должность базилевса (вождь племени был военноначальником племени, верховным судьей и верховным жрецом) ликвидируется. Этот пережиток родоплеменного строя становится нежелательным для новой аристократии.  Наряду с должностью базилевса появляется новая должность  -  архонта.  Сначала он избирался пожизненно. Однако афиняне не желали концентрации власти в одних руках и стали избирать его на 10 лет (позднее на 1 год),  а с 683 г.  до н.э. избирается 9 архонтов.

Первый  стоял во главе коллегии архонтов и занимался внутренним управлением  и у него были судебные полномочия по семейным делам. 

Базилевс  стал вторым архонтом, он осуществлял  жреческие функции, а также осуществлял суд по религиозным делам. 

К третьему архонту - полемарху  отошло  военное командование. 

Остальные шесть членов - фесмофеты (знатоки  постановлений народного собрания), были заняты отправлением правосудия, отнесенного к юрисдикции ареопага. Они должны были записывать важнейшие законоустановления и хранить их для последующего использования в судебных спорах. - выполняли судебные функции. 

Функции государственного контроля в основном исполняло буле́ (греч. βουλή, «воля, совет, совещание») — государственный совет в древнегреческих городах-государствах, осуществляющий контроль и исполняющий различные политические и административные функции. Совет заседал в специально предназначенных булевтериях. Булевтерий обычно находился на рыночной площади. Буле был рабочим органом Народного собрания. При Солоне состоял из 400 человек (Совет четырёхсот). После реформы Клисфена (конец VI века до н. э.) состоял из 500 членов (Совет пятисот). Основной задачей буле в Афинах при Солоне и Клисфене была разработка законопроектов, выносимых на рассмотрение Народного собрания. Однако некоторое время в V—IV веках до н. э. буле исполняло многие управленческие, политические, административные функции.

Буле  в Афинах избиралась ежегодной жеребьёвкой  — по 50 человек от каждой из фил. Повторное избрание допускалось через несколько лет и только один раз. Членом буле мог быть афинский гражданин из любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста.

Важнейшая функция Совета буле (совета старейшин) — предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания..

Ареопаг  состоял из представителей наиболее знатных и богатых семей и постепенно  он  вытеснил  совет  старейшин. Отслужившие свой срок архонты пополняли ареопаг,  который в свою очередь избирал архонтов.  Реальная  власть, таким образом, оказалась в руках эвпатридов. Для защиты побережья и морской торговли страна была разбита на несколько территориальных округов (наукрарии),  и каждый округ должен был снарядить один корабль для флота.  И с этого времени  население  стало делиться не столько по племенам,  сколько по территориям. В 621 г. до н.э. в Афинах появились  первые  писаные законы Драконта.  Их издание было результатом острой борьбы народа  (демоса)  против родовой  знати. 

В  основу законов легли обычаи племен. Они отличались большой  суровостью  и  ревностно   защищали частную собственность. В Афинах весьма рано достигли относительно высокого уровня производство и  товароденежные  отношения.  Это объясняется высоким уровнем развития производительных сил, который был достигнут на берегах Средиземноморья к VI1I-VI вв. до н.э. Здесь сказала свое слово и  природа  Аттики,  где  мало плодородной земли, но зато благоприятное местоположение для торговли, прежде всего внешней. Эгейское море усеяно небольшими островами,  и мореходы могли спокойно добираться от одного острова до другого или держать их  в качестве ориентира при плавании.  В Афинах образовалось большая прослойка торговцев и  ремесленников,  интересы которых  во  многих  отношениях  совпадали с интересами крестьян.  "Демос",  что значит "народ",  состоявший из крестьян, ремесленников, торговцев, моряков и т.п., находился в постоянной борьбе с родовой аристократией. 

В обществе  происходили рост богатства у одних и обнищание других. Задолженность мелких земледельцев стала массовым явлением.  Поля пестрели закладными камнями.  Большинство крестьян превратилось в шестидольников, обязанных  5/6  урожая  отдавать  собственнику арендуемой ими земли.  Бедняки,  лишенные возможности  выплатить  свой долг,  вынуждены отдавать свой земельный участок кредитору за долги. За долги эвпатриды брали самого должника или члена его семьи, продавали их на чужбину или оставляли работать на себя.

Как указывается в трактате Аристотеля по истории афинского государственного устройства «Афинская полития» II, 3 – 6, важнейшими и первыми по времени из должностей были царь, полемарх и архонт. Из них первою была должность царя, она была унаследованной от отцов. Второй присоединилась к ней должность полемарха, ввиду того что некоторые из царей оказались в военных делах слабыми. По этой причине и пригласили Иона 1, когда наступили затруднительные обстоятельства. Последней является должность архонта. Большинство говорит, что она возникла при Медонте, а некоторые, что при Акасте. В доказательство последние ссылаются на то, что девять архонтов клянутся давать присягу таким же порядком, как во времена Акаста, так как при нем, по их мнению, Кодриды отказались от царского достоинства ради привилегий, данных архонту. Как бы ни было дело в действительности, разница во времени в том и другом случае небольшая. А что эта должность установлена последней из высших должностей, доказательством служит и то, что архонт не распоряжается никакими из дел, унаследованных от отцов, как царь и полемарх, а все только вновь заведенными. Поэтому лишь недавно эта должность приобрела важное значение, будучи расширена дополнительными обязанностями. Что же касается фесмосфетов, то они были избраны много лет спустя, когда уже выбирали должностных лиц на год. Они должны были записывать правовые положения и хранить их для суда над спорящими сторонами. Вот почему из высших должностей эта одна была не более как годичной. Итак, по времени вот в какой последовательности идут одна за другой...

Архонты имели право решать дела окончательно, а не так, как теперь, производить только предварительное расследование. Вот как обстояло дело с должностями архонтов. 
Наконец, совет ареопагитов, хотя имел обязанность быть только блюстителем законов, распоряжался большинством важнейших дел в государстве, налагая кары и взыскания безапелляционно на всех нарушителей порядка. Это объясняется тем, что выбор архонтов производился по благородству происхождения и по богатству, а из них-то и избирались ареопагиты. (перевод С. И. Радцига13).

Таким образом  Афинский полис становится территориальной  формой политической организации общества – первым задатком государственности  в Аттике.

 

2. Реформы Солона  

Разорение крестьянства и всеобщая задолженность  бедноты привели к открытому выступлению против родовой аристократии.  В городе  торговые  и ремесленные  круги также стремились оттеснить от власти родовую знать.  Борьба демоса выдвинула на политическую арену Солона, который в 594 г до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными  полномочиями.  Он  получил право  отменять  или  сохранять существующее и вводить новое.  Городской демос видел в Салоне своего вождя  и защитника от эвпатридов14.

Следует отметить, что Солон, происходивший из обедневших евпатридов, занимался торговлей, чем и поправил свое состояние. То есть он по своим интересам примыкал к зажиточному городскому демосу, деятельность которого тоже стесняло засилье родовой землевладельческой аристократии, тормозившей экономическое и политическое развитие страны, в том числе и архаическими формами эксплуатации крестьян.

Первой и важной реформой Солона была «сейсахфия» — «стряхивание бремени». Она в запоминающихся художественных образах изложена самим Солоном в стихотворении о Матери черной земле, с которой он сбросил много долговых столбов, что и послужило поводом для названия реформы:

Зачем же я, еще того не сделав, 
Из-за чего народ объединил, 
Остановился так? О том всех лучше 
Сказать могла бы перед времени судом 
Из олимпийцев высшая богиня, 
Мать черная Земля, с которой снял я 
Столбов стоявших много долговых, 
Рабыня прежде, вольная теперь. 
Я возвратил в свой город богоданный, 
В Афины, многих, проданных в рабство — 
Кто кривдой, кто за дело — а других, 
Из-за нужды безвыходной бежавших, 
Забывших уж аттическую речь, 
По свету всюду странствовать готовых; 
Иных же здесь в позорном рабстве бывших, 
Дрожавших перед нравами господ, 
Освободил я. Это сделал в силу 
Закона, силу с правдой сочетав, 
И так исполнил, как я обещал. 
(из содержания Афинской политии, IV, 5—8, 11—12, перевод С. И. Радцига15)

Информация о работе Особенности древнего Афинского государства