Особенности древнего Афинского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время доминирует мнение о том, что формирование любого государства шло по двум направлениям, которые получили название "восточное" и "западное". При этом главным фактором образования государства по западному пути было кастовое расслоение общества благодаря формированию частной собственности на землю, скот, рабов.

Содержание работы

Введение 3
1. Классическая форма возникновения государственности в Афинах. 7
1.1. Общая характеристика древнегреческой государственности. 7
1.2. Особенности возникновения Афинского государства, синойкизм племен Аттики в ходе реформы Тезея. 12
2. Реформы Солона. 18
3. Тирания Писистрата. 25
4. Реформы Клисфена. 28
5. Реформы Аристида, Эфиальта и Перикла.32
Заключение 37
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

ТЕкСТ РАБОТЫ-1 откорректированный 21042011.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Солон установил новое государственное управление и новые законы, а постановлениями Драконта перестали пользоваться за исключением дел об убийствах. Записав новые законы на кирбах, они выставили их в «царском портике», и все принесли клятву соблюдать эти законы. Девять же архонтов, принося клятву перед камнем, давали обещание поставить золотую статую, если они нарушат какой-либо из этих законов. Поэтому еще и теперь они приносят подобную же клятву. Солон установил законы на сто лет и устроил государство следующим образом. По имуществу он разделил граждан на четыре класса, как они делились и раньше: на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. Занимать-правительственные должности, как то: должности девяти архонтов, казначеев, полетов (сдававших на откуп государственные доходы), одиннадцати (тюремных начальников) и коллакретов он определил пентакосиомедимнам, всадникам и зевгитам, предоставляя каждому должность, соответствующую размерам его имущества, фетам же он предоставил только участие в народном собрании и в судах.

К классу пентакосиомедимнов должен был принадлежать тот, кто получает со своего хозяйства 500 мер сухого и жидкого вместе, к классу всадников — получающие 300 мер (как некоторые говорят, те, кто может содержать коня). Доказательством они считают самое название класса, получившееся будто бы от этого занятия, а также и древние посвящения.

Действительно, на акрополе стоит изображение, на котором написано следующее: «Анфемион, сын Дифила, богам этот дар посвящает, как из фетов простых всадником сделался он.» И рядом стоит конь, в доказательство того, что он является символом всаднического класса. Впрочем, правильнее, что и этот класс отличался от других размером дохода, как и класс пентакосиомедимнов. К классу зевгитов принадлежали получающие всего 200 мер дохода. Остальные принадлежали к классу фетов и не имели участия ни в каких должностях. Поэтому и теперь, когда у желающего быть избранным на какую-нибудь должность спрашивают, к какому он принадлежит классу, никто не скажет, что к классу фетов.

Должности он сделал избирательными по жребию из тех, которых предварительно выберет каждая из фил. Намечала же каждая фила на должности девяти архонтов десятерых, которым эти должности и присуждались по жребию. Поэтому и теперь еще сохраняется такой порядок, что каждая фила намечает по десять человек, а из них потом должностные лица избираются при помощи бобов. Доказательством же того, что он сделал должности выборными соответственно имуществу людей, является закон о казначеях, которым пользуются еще и теперь; закон предписывает избирать казначеев из пентакосиомедимнов. Такие законы издал Солон о девяти архонтах…

Солон прославился также и законом о завещаниях. Прежде нельзя было составлять завещания, но имущество и домашнее хозяйство должны были оставаться в роде умершего. Солон же предоставил право всякому отдать свое имущество кому захочет, если только у него нет законных детей; он дружбу почитал выше, чем родство и личное расположение выше, чем обязанность и сделал имущество достоянием собственников.(из содержания Трудов Плутарха, Солон, 13—16, 21 перевод В. С. Соколова16)

При этом Афинское право не знало четкого различия между вещами. Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на движимое и недвижимое. Среди вещных прав были известны владение и собственность, причем частная собственность считалась производной от государственной. Представления о широких правах собственника еще не сложилось. 
Обязательственные отношения возникали либо из договора либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменном виде, хотя обязательной формы не существовало. Формализм не был присущ афинскому праву на первоначальных стадиях его развития. До реформы Солона неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника. После реформы в качестве средств обеспечения договорных обязательств выступают задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор. Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда.

Вступление  в брак в Афинах считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи. Развод для  мужчин был свободен, для женщин, занимавших в семье подчиненное  положение, развестись было сложно. Родительская власть, первоначально очень широкая, ослабляется с течением времени. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию.

Следует обратить внимание на политическую направленность реформ Солона, которые казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса.  Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах.

Ф. Энгельс указывал, что Солон открыл ряд так называемых политических революций, «..открыл его вторжением в отношения собственности17».

В преобразовании государственного устройства Солон руководился убеждением, что  участие в государственном управлении должно принадлежать не одним только аристократам, а всем гражданам, и притом сообразно с количеством недвижимого имущества и личными достоинствами каждого из них. Чем богаче был гражданин, тем больше имел он прав, но за то и тем больше должен был нести обязанностей. Таким образом, введенное Солоном тимократическое устройство было значительным шагом к демократии, так как предоставляло всем гражданам право участия в суде и народном собрании, выбора должностных лиц и контроля их действий, но только более богатые получили право на занятие государственных должностей и участие в совете, который стал теперь во главе правления.

Кроме того, став во главе управления, Солон освободил народ и на данное и на будущее время, запретив давать деньги взаймы на кабальных условиях, издал соответствующие законы и произвел отмену долгов как частных, так и государственных, что называют сейсахфией (снятием бремени), потому что этим как бы облегчены были тягости народа. Некоторые пытаются оклеветать его в отношении этого. Случилось так, что Солон, собираясь провести сейсахфию, сказал об этом предварительно некоторым из знатных, а потом, как утверждают сторонники демократии, эти его друзья испортили ему проведение этой меры, а те, кто хочет его очернить, говорят, что он и сам принимал участие (в их незаконных действиях). А именно, заняв деньги, они скупили большое количество земель, и поэтому, когда была проведена отмена долгов, разбогатели. Говорят, что таким именно образом образовались новые богачи, которые впоследствии казались исконными богачами...

Но борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой, компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Солон не угодил ни тем, ни другим: богатых людей он разочаровал тем, что отменил долговые обязательства, но еще более того он возбудил недовольство бедняков, потому что не произвел передела земли, на который они надеялись, и не установил полного равенства всего имущества, как это сделал Ликург в Спарте.

То есть в результате политической наивности и недальновидности, отсутствия целостности реформ Солона, а также внутренних политических интриг евпатриды были прежде всего ущемлены отменой долгов и введением имущественного ценза, а крестьяне были недовольны тем, что не получили прирезки к возвращенным им земельным участкам. Оставшиеся в прежних размерах земельные участки должны были неизбежно породить новые долги и потерю возвращенных участков в будущем, с тем только облегчением, что самому крестьянину больше не угрожало долговое рабство18.

Незавершенность реформ Солона вызвала дальнейшее развитие социальной и политической борьбы и привела к правлению Писистрата.

Однако принято считать, что именно Солоном в начале VI в. до н.э. была проведена большая законодательная работа в Афинах, которая впоследствии привела к тому, что в V—IV вв. до н.э. законы стали главным источником права.

Таким образом, несмотря на внушительный объем законодательной и политической деятельности, реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики наивных компромиссов.

 

3. Тирания Писистрата.

 

Как указывалось выше открытые вопросы социальной и политической борьбы  привела к тирании Писистрата, которую идеализировал Аристотель: «Становились все они тиранами потому, что пользовались доверием народа, а средство приобрести это доверие заключалось в том, что они объявляли себя ненавистниками богатых. Так в Афинах Писистрат достиг тирании, после того как он разошелся с педиаками». Отметим, что педиаки — это представители крупных землевладельцев (евпатридов), стремившиеся к восстановлению досолоновских порядков. Они населяли примыкавшую к Афинам равнину - педион. Писистрат правил афинянами с 560 по 527 г. до н.э., но с двумя перерывами, когда его изгоняли. (из содержания Политики Аристотеля, V, 4, р. 1305 а 21, перевод С. А. Жебелева19).

Писистрат, сын Гиппократа, принадлежал к знатному роду Писистратидов, возводившему себя к Нестору, царю Пилоса, участнику Троянской войны, и его сыну Писистрату (который упоминается в «Одиссее» Гомера и в честь которого и был назван). Мать Писистрата была двоюродной сестрой матери Солона.

Отличаясь красотой, умом, ораторскими способностями и  личным обаянием, он сумел создать  себе большую популярность у афинян, особенно у бедных крестьян с гор  и вообще малоимущей части населения. Во время десятилетнего отсутствия Солона в Афинах Писистрат создал и возглавил сообщестов (партию) — «гиперакриев», или «диакриев» («горных» - жителей гористой северо-восточной части Аттики) с помощью которой и, используя свою хитрость, захватил Акрополь . К ним, согласно Аристотелю, примкнули люди с нечистой совестью, боявшиеся наказания, и люди, потерявшие деньги в результате проведенной Солоном долговой реформы.

Правление Писистрата Аристотель характеризует следующим образом:  «Руководил государственными делами Писистрат … с умеренностью и скорее в духе гражданского равноправия, чем тиранически. Он был вообще гуманным и кротким человеком, снисходительным к провинившимся; бедных он даже снабжал вперед деньгами на сельские работы, чтобы они могли кормиться, занимаясь земледелием … вообще простой народ он старался ничем не раздражать во время своего правления, но всегда обеспечивал мир и поддерживал спокойствие». (из содержания Политики Аристотеля, V, 4, р. 1305 а 21, перевод С. А. Жебелева20).

Писистрат взимал относительно умеренный налог (десятину с доходов земледелия), организовал «сельских судей» (что-то вроде мировых судей), чтобы крестьянам для решения мелких дел не нужно было терять время в городе; обеспечивал инвалидов, получивших увечья в войне. Он также роздал крестьянам земли, конфискованные у своих аристократических противников.

При Писистрате широко практиковалось льготное кредитование земледельцев, крестьяне смогли получать тягловых животных, сельскохозяйственный инвентарь, семенной материал. В качестве налога они уплачивали десятину от полученного к концу года дохода. В особых случаях на самых неплодородных земельных участках государственный оброк мог быть полностью снят.

Как видно, он в целом  стремился удовлетворить интересы небогатого крестьянства, которое сложило поговорку: «тирания Писистрата — это жизнь при Кроносе» (то есть «золотой век»). Писистрат по прежнему сохранял конституцию Солона, осуществляя власть внешне в республиканских формах (то есть он сам или его родственники и близкие занимали высшие должности); он демонстрировал свою законопослушность, так что даже явился в суд, когда его вызвал какой-то гражданин по обвинению в убийстве (однако сам обвинитель явиться побоялся). Андротион утверждает, что авторство закона о праздности, приписываемого Солону, на самом деле принадлежит Писистрату. Согласно этому закону, ареопаг должен был наблюдать за средствами и образом жизни каждого афинского гражданина; праздных следовало наказывать. Этот закон улучшил земледелие и восстановил спокойствие в городе. Писистрат отличался снисходительностью: так, когда имевший малородную землю крестьянин пожаловался ему на высокий земельный налог (не зная, что перед ним сам Писистрат), то тиран, восхитившись его смелостью и прямодушием, освободил его от всех налогов.21

Аристотель отразил нормы тиранического закона Писистрата о преемственности власти, указав, что действительно, вышло так, когда сделались преемниками его сыновья, правление стало гораздо более суровым. Он везде вообще хотел устраивать все по законам, не допуская для себя никакого преимущества, и однажды, вызванный на суд ареопага по обвинению в убийстве, сам вышел на суд, чтобы защищаться, только вызвавший его, побоявшись, прекратил дело. Поэтому и оставался он долгое время у власти и, если бывал изгнан, легко возвращал себе ее. Его хотело, большинство как знатных, так и демократов. Одних он располагал к себе обходительностью, других — помощью в частных делах и для тех и других приходился по душе. А были и у афинян в ту пору законы о тиранах мягкие, как все вообще, так и тот, который более всего относится к установлению тирании. Именно у них был следующий закон: «Таковы постановления у афинян, унаследованные у отцов: ежели кто-либо поднимет восстание, чтобы быть тираном или будет содействовать установлению тирании, да будет лишен гражданских прав он сам и его род». (из содержания Афинской политии Аристотеля, VI, 16, перевод А. Я. Гуревича22).

Таким образом Писистрат продолжил реформы Солона, предоставив в том числе возможность долгосрочного кредита нуждающимся крестьянам из государственных средств; но лицемерие и слабость его государственной политики подтверждается тем, что прирезков к своим земельным участкам крестьяне так и не получили, и власть в государстве стала наследственной.

Информация о работе Особенности древнего Афинского государства