Особенности древнего Афинского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время доминирует мнение о том, что формирование любого государства шло по двум направлениям, которые получили название "восточное" и "западное". При этом главным фактором образования государства по западному пути было кастовое расслоение общества благодаря формированию частной собственности на землю, скот, рабов.

Содержание работы

Введение 3
1. Классическая форма возникновения государственности в Афинах. 7
1.1. Общая характеристика древнегреческой государственности. 7
1.2. Особенности возникновения Афинского государства, синойкизм племен Аттики в ходе реформы Тезея. 12
2. Реформы Солона. 18
3. Тирания Писистрата. 25
4. Реформы Клисфена. 28
5. Реформы Аристида, Эфиальта и Перикла.32
Заключение 37
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

ТЕкСТ РАБОТЫ-1 откорректированный 21042011.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

 

4. Реформы Клисфена.

 

Первое  упоминание о Клисфене (впрочем, это  нельзя считать вполне доказанным) содержится во фрагменте афинской надписи  со списком архонтов, из которого следует, что Клисфен был архонтом 525 г. до н. э.

В 514 г. до н. э. Алкмеониды, во главе которых  стоял Клисфен, развивают активную борьбу против тирании: укрепляют местечко Липсидрий, а после понесенного там военного поражения — подкупают Дельфийский оракул, который дает повеление спартанцам освободить Афины. Повеление было выполнено в 510 г. до н. э. при активной помощи афинских противников тирании; о конкретной роли Клисфена в событиях источники ничего не говорят, но она должна была быть немалой.23

Главной реформой Клисфена, завершившей образование демократического рабовладельческого государства в Афинах, главным образом стала реформа территориального деления - уничтожение традиционного деления Афин на четыре территориально-родовых округа — филы, бывшего опорой влияния родовой знати и её группировок. При этом основой деления стала «деревня» — дем; демы объединялись в 30 триттий, а триттии — в 10 новых фил, нарезанных произвольно и не имевших сплошной территории. Первоначальное число демов Геродот определял в 100; потом их число увеличивалось.

Демы названы были или по именам занимаемых местностей, или по их мифическим основателям, или, наконец, по знатным родам, обитавшим в том или другом деме (например дем Филаидов). Афинянин теперь становился членом гражданского коллектива не через принадлежность к роду, а через принадлежность к дему; в своем деме он по достижении совершеннолетия (18 лет) вносился в гражданские списки, в официальных документах он именовался по названию дема (например: Деметрий из Алопеки); как полагают, Клисфен стремился, чтобы это наименование вытеснило традиционные отчества. Впрочем, наименование дема быстро утратило связь с фактическим местожительством и напоминало лишь, к какому дему были приписаны его предки при Клисфене.

Клисфеновские деления можно проследить до середины IV в. нашей эры (причём тогда было уже 13 фил и до 200 демов). Патронами клисфеновских фил сделались, по указанию Пифии, 10 отечественных героев, которые и дали филам свои имена.

«Новая конституция Клисфена игнорировала четыре древних племени, основанных на родах и фратриях. Их место заняла совершенно новая организация на основе... разделения граждан только по месту их жительства». 24

Реформа территориального деления повлекла за собой реформу городского Совета. По конституции Солона Совет формировался по 100 человек от каждой филы, и таким образом представлял собой Совет Четырёхсот. Новый Совет Пятисот представлял собой по 50 человек от филы, избиравшихся в демах; весь состав совета делился в течение года на 10 секций (пританий) по филам; должностные коллегии состояли обыкновенно из 10 магистратов, по одному от каждой филы; 6000 присяжных судей выбирались также по филам; пехота делилась на 10 полков, а конница на 10 эскадронов и т. д. В основу государственного управления положена была, таким образом, не территориальная, но политическая единица.

Клисфен также создал коллегию из 10 военачальников - стратегов (по 1 от каждой филы), в руки которых в последдующие годы перешла от архонта-полемарха вся военная власть; в отличие от архонтов, в которые избирались только представители двух высших имущественных классов, стратегами могли стать представители всех классов, кроме последнего - фетов.

Для предупреждения новых попыток захвата  тиранической власти Клисфен ввёл остракизм. Как указывал С.И. Гинзбург, особое положение занимает вопрос о месте и роли остракизма в политической борьбе в среде гражданского коллектива афинского полиса. От его решения во многом зависит правильное понимание целого ряда важных моментов истории Афин V в. до н.э. В общем виде определение остракизма можно сформулировать следующим образов: это форма узаконенного изгнания, посредством голосования граждан в народном собрании черепками, преследующая цель не наказания па определенный проступок, а устранения отдельного гражданина, чье присутствие в государстве являлось политически опасным или нежелательным . К условиям существования афинского полиса V в. до н.э. полностью применимо положение К.Маркса, которое характеризует классовую борьбу между гражданами: "... классовая борьба происходила лишь внутри привилегированного меньшинства, между свободными богачами и свободными бедняками, тогда как огромная производительная масса населения, рабы, служила лишь пассивным пьедесталом для этих борцов". Любой афинянин, занимавший самое высокое положенно в общине, мог оказаться за пределами Аттики практически без особой вины о его стороны, лить на том основания, что этого желало определенное большинство его сограждан. Изгнание остракизмом - убедительный пример реализации полисом права верховного контроля над поведением и судьбой отдельных граждан.

Таким образом, учреждение института остракизма явилось важнейшей составной частью конституционного законодательства Клисфена. Источники не указывают точной даты издания закона об остракизме. По нашему мнению, институт остракизма, наряду с Советом 500 и стратегией, был учрежден в 506/5 г., т.е. на следующий год после реформы фил и создания демов (cp. Arist.Ath.pol. 22, I). Возникнув как средство предотвращения угрозы со стороны тирании, остракизм, не применяясь в течение почти двух десятилетий, тем не менее надежно охранял демократический порядок в Афинах от происков его врагов. 25

То  есть благодаря реформам Клисфена было завершено объединение Аттики, начатое по легенде Тезеем, и образование органического целого из разрозненных и враждовавших между собой групп населения. По словам Аристотеля, Клисфен сделал Афины более демократическими, а Геродот ставит в причинную связь с клисфеновской организацией республики последовавшие вскоре за ней успехи афинян в войнах с беотийцами и халкидянами: под гнетом тиранов они были нерадивы, «потому что как бы трудились для господина, а потом, когда стали свободными, охотно брались за дело, преследуя собственные выгоды». Таким образом были разорваны старые родо-территориальные связи и предупреждено образование партий наподобие педиеев, паралиев и диакриев.

 

5. Реформы Аристида, Эфиальта и Перикла.

 

Дальнейшее развитие демократии в Афинах последовало  за персидскими войнами, которые  показали, как быстро расцвели юные силы афинского народа, не стесняемые больше насильственными ограничениями  личной свободы. Непосредственно после войн совет Ареопага опять получил руководящее значение в государстве, потому что в минуты опасности он оказался на высоте своего положения и оказал гражданам и нравственную, и материальную поддержку. Из отдельных же лиц выдающимся значением в государстве стали пользоваться Фемистокл и Аристид, чьи реформы практически не изменили политический строй Афин, но придали афинской демократии больше гибкости. Так Плутарх приписывает Аристиду закон о допущении к должности архонтов всех граждан (причем, однако, под словом arconteV у него могут пониматься и вообще все чиновники)26.

По смерти Аристида (около 467 г.) большим политическим влиянием стал пользоваться знаменитый Перикл, сначала, впрочем, разделявший это  влияние с Эфиальтом и многими  умными и способными соперниками (Кимоном, Толмидом, Фукидидом (не историком), Миронидом, Леократом). Для окончательного учреждения демократической свободы, Перикл и Эфиальт считали необходимым устранить последнюю помеху ей, представляемую Ареопагом, который продолжал пользоваться высоким значением как блюститель законов и нравственности граждан и иногда в значительной степени стеснял свободу решений народного собрания, тем более, что сам он был учреждением строго аристократического и консервативного характера. Эфиальт предложил изъять из ведения Ареопага большинство важнейших дел, оставив ему только немногие.

С тех пор деятельность Ареопага была значительно ограничена, хотя неизвестно с точностью, до какой  степени, так как авторы говорят  весьма кратко о реформе Эфиальта. Все показания их сводятся к тому, что он отнял у Ареопага политическое значение и в значительной степени судебное, оставив в его ведении только дела о предумышленных убийствах, поджогах и отравлениях27. Вся судебная власть передана была в руки народного суда присяжных (гелиастов), который получил правильную организацию. За архонтами и другими сановниками, имевшими судебную власть, осталось председательство в судах присяжных, производство предварительного следствия и в некоторых делах суммарное судопроизводство. Вновь учрежденная коллегия стражей закона (nomofulakeV) из 7 членов должна была наблюдать за тем, чтобы в решениях совета и народного собрания и в деятельности должностных лиц не было ничего противозаконного .

В последние 15 лет своей  жизни (444 — 429) Перикл, одолев всех своих противников, неограниченно управлял афинянами. Его власть над народом основывалась на гениальном уме и высоких нравственных качествах, которые производили такое чарующее влияние на свободный демос, что он во всем повиновался голосу правителя, уверенный, что его мысли всегда направлены ко благу отечества. Занимая ежегодно лишь должность стратега, Перикл управлял народом по своей воле, подобно монарху, так что народное правление было только кажущимся. Он умел поддержать свое достоинство и обаяние, никогда, однако, не унижая себя до лести толпе, сдерживая в разумных границах ее страсти и капризы, а иногда даже силою заставляя строптивых поступать так, как ему казалось лучшим. Он держал себя величественно, отказывался от приглашений на пиры и только в редких случаях сам вступал на ораторскую кафедру; но тогда его речь была до такой степени увлекательна, что его прозвали Зевсом Олимпийским и говорили, что «само Убеждение восседает на его устах»; все слова его казались слушателям вполне согласными с их собственными воззрениями даже тогда, когда он настойчиво проводил что-либо противное желаниям народа.28

Меры Перикла были плодом строго обдуманной политики и  составляли одно стройное, гармоническое  целое, так что отдельные мероприятия взаимно дополняли и поясняли друг друга. Он желал видеть свое отечество первым государством в Греции и с этой целью старался всеми средствами увеличить и упрочить его внешнее могущество; однако он удерживал афинян от излишнего стремления расширить свою власть, если видел, что обеспечить ее не хватило бы сил.

Увеличение и обеспечение  афинского господства на море было целью постоянных стремлений Перикла; в противоположность своим соперникам, он не желал господства на материке и готов был жертвовать им, если видел, что его трудно удержать, лишь бы только иметь гегемонию на море, которую он, однако, старался укрепить по возможности кроткими мерами, не прибегая к насильственным. Относительно союзнических взносов, превратившихся в обязательную дань (foroV), он держался того принципа, что афиняне имеют право распоряжаться ею безотчетно, как своею собственностью, пока исполняют свои обязанности относительно союзников и защищают их от внешних врагов. А так как афинское государство было достаточно снабжено средствами для внешней обороны и наступательных действий, то он считал вполне целесообразным употреблять накопившиеся богатства на укрепление благосостояния, блеска и прочной славы Афин. Великолепные здания и статуи (Парфенон со статуею Афины, Пропилеи, Одеон, храм Деметры в Элевсине, пирейские постройки), воздвигнутые при нем, главным образом, на сбереженные в государственной казне деньги союзников, заставляли греков и иностранцев восхищаться Афинами, а постройка и украшение их давали занятия и средства к существованию тысячам людей и служили могучими двигателями развития изящных искусств.

Фукидид прославил Перикла в его знаменитой характеристике, нарисовав устами Перикла величественный идеал афинской демократии, указывая при этом «Перикл, могучий внутренним достоинством и умом и бесспорно неподкупнейший из граждан, свободно удерживал толпу и скорее руководил ею, чем был руководим, потому что, приобретя свою власть не какими-либо неблаговидными средствами, он не говорил в угоду толпе и мог даже, вследствие своих достоинств, рeзко противоречить ей; когда он замечал, что афиняне вследствие заносчивости отваживались на что-нибудь несвоевременно, то своей речью доводил их до страха, и наоборот, если они поддавались неосновательному страху, он ободрял их до отваги. По имени это была демократия, а на деле — правление первого (лучшего) гражданина»29.

Одним словом, в эпоху Аристида, Эфиальта и Перикла Афины находились в апогее своего могущества и процветания, и их демократическая конституция достигла полного развития, а с тех пор, как смерть унесла в лице Перикла нового Атланта, державшего на своих плечах все государственное здание афинское, оно стало постепенно расшатываться и клониться к падению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В работе описывалось  государство и право архаического этапа истории Афинского государства, который дает пример образования классового общества. Принятие писаных законов означает, что обычай уступает место праву, реформы того или иного периода, которые проводят незаурядные политики своего времени показывают постепенное укрепление в античном обществе начал рабовладельческой демократии, когда свободные граждане (но только граждане, не рабы, не чужеземцы) входят в различные органы управления государством, формируют законы, развивая тем самым и право.

При этом в незначительном объеме курсовой работы автором проведен краткий анализ этапов возникновения целостной афинской рабовладельческой демократии, смена которых осуществлялась преимущественно бескровно, посредством правовых и политических механизмов, что бесспорно представляет собой особую важность, а именно:

  1. незавершенное начало демократических основ афинского законодательства Солоном (с наивной и недальновилной политикой компромиссов ) с 594 г до н.э.;
  2. приятная демосу лицемерная тирания Писистрата с 560 по 527 г. до н.э.;
  3. организация Клисфеном с 510 г. до н.э. органической целостности Афинской демократии с развитием остракизма.
  4. продолжение демократизации (на деле – правления лучшего гражданина)  и обогащения Афин в ходе развития реформ посредством строго обдуманной и гармоничной политики Аристида, Эфиальта и Перикла (до смерти Перикла в 429 г. до н.э.).

Серьёзное обсуждение вопроса  о возрождении афинской демократии как возможной модели государственного устройства требует пристального внимания. Сейчас, когда компьютерная технология сняла все препятствия на пути широкого участия людей в принятии решений государственного (подчас и общемирового) уровня, этот феномен со всеми негативными и положительными аспектами (см. остракизм) исследуется в качестве вероятной жизнеспособной альтернативы представительной демократии.

Если посмотреть на то, как демократические Афины жили с точки зрения экономики, то ужасный ответ заключается в том, что они жили хуже соседней царской Персии. А если спросить почему, то ответ заключается в том, что даже в достаточно стабильной афинской демократии, поскольку речь шла о достаточно бедной стране, были продуманы механизмы, которые были связаны с распределением собственности богатых в пользу бедных.

Информация о работе Особенности древнего Афинского государства