Особенности генеральных планов Сталинграда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

Волгоград — административный центр субъекта Российской Федерации Волгоградской области, расположен в 1073 км к юго-востоку от г. Москвы на изгибе нижнего течения р. Волги и протянулся вдоль волжского берега более чем на 70 км.
Основание города относится к середине XVI в., предположительно в 1555 году, и впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589 году – к середине XVI в. Деревянная крепость первоначально находилась на острове Царицын (Голодный) и служила для обороны волжского пути на “переволоке”, в месте наиболее близкого течения р. Волги и р. Дона. На правом берегу р. Волги крепость Царицын была построена после пожаров и сноса половодьем старой крепости уже в начале XVII в.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
1. Сталинград. Довоенное время……………………….................5
2. В. Н. Семенов и Д. М. Соболев. Создание нового города……15
3. Сталинград. Послевоенный период…………………………….20
Вывод………………………………………………………………..29
Список используемой литературы………………………………..31
Дополнительные материалы…………………

Файлы: 1 файл

Генпланы Сталинграда.docx

— 4.12 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего 
Профессионального образования 
«Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет» 
Кафедра «Архитектура жилых и общественных зданий»

 

 

 

 

Реферат на тему:

Особенности генеральных  планов  Сталинграда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. Колесников И.С. гр. Арх-1-08

Проверил: преп. Баранская Е.А.

 

 

Волгоград 2013

 

Содержание

Введение……………………………………………………………..3

1. Сталинград. Довоенное время……………………….................5

2. В. Н. Семенов и Д. М. Соболев. Создание нового города……15

3. Сталинград. Послевоенный период…………………………….20

Вывод………………………………………………………………..29

Список используемой литературы………………………………..31

Дополнительные материалы………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Царицынъ - Сталинград - Волгоград

Волгоград — административный центр  субъекта Российской Федерации Волгоградской  области, расположен в 1073 км к юго-востоку  от г. Москвы на изгибе нижнего течения  р. Волги и протянулся вдоль волжского  берега более чем на 70 км.

Основание города относится к середине XVI в., предположительно в 1555 году, и  впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589 году – к середине XVI в. Деревянная крепость первоначально находилась на острове  Царицын (Голодный) и служила для  обороны волжского пути на “переволоке”, в месте наиболее близкого течения  р. Волги и р. Дона. На правом берегу р. Волги крепость Царицын была построена  после пожаров и сноса половодьем старой крепости уже в начале XVII в.

В начале XIX в. в городе возникла мелкая промышленность, в 1880 году вступил в  строй нефтеперерабатывающий комплекс, развивалось судостроение. Наиболее активно развивался город после  открытия в 1862 году Волго-Донской железной дороги.

С 1920 года г. Царицын – центр  Царицынской губернии. В 1925 году был  переименован в Сталинград. В период первых советских пятилеток начинается активное развитие мощного промышленного  комплекса Сталинграда: построен крупнейший речной порт, Сталинградская ГРЭС, Сталинградский тракторный завод и другие крупные  предприятия. В 1932 году административный центр Нижневолжского края был перенесен  из г. Саратова в Сталинград, и город  стал столицей Нижней Волги.

Во время Второй мировой войны  Сталинград стал ареной одного из крупнейших сражений, во многом определившего  победу антигитлеровской коалиции. Ожесточеннейшие  бои 1942–1943 годов причинили городу огромные разрушения. Работы по восстановлению Сталинграда начались еще в военное  время, в 1945 году был разработан Генеральный  план Сталинграда, заложивший на многие десятилетия ансамблевую композицию города и его линейную агломерационную  структуру. В послевоенные годы Сталинград был восстановлен по проектам выдающихся советских архитекторов. В честь  разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год) в 1963–1967 годах создан историко-мемориальный комплекс “Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы” на Мамаевом кургане.

В 1952 году было закончено строительство  Волго-Донского судоходного канала им. В.И.Ленина. В 1961 году Сталинград переименован в Волгоград. В этом же году была пущена крупнейшая на р. Волге гидроэлектростанция  – Волжская ГЭС.

В настоящее время Волгоград  – один из крупных промышленных центров Поволжья. Крупнейшими предприятиями  являются: ОАО “Волгоградэнерго”, ОАО “ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка”, ОАО “Химпром”, ОАО “Каустик”, ОАО “Волгограднефтемаш”, Волгоградский  тракторный завод, Волгоградский трубный  завод, ЗАО “Волгоградский металлургический завод “Красный Октябрь”, ФГУП “Баррикады”.

Город имеет значительный научно-технический  потенциал и высококвалифицированные  трудовые кадры. В Волгограде находятся 20 научно-исследовательских институтов; большое количество вузов: Волгоградский  государственный университет, Волгоградский  медицинский университет, Волгоградский  государственный технический университет, Волгоградский государственный  педагогический университет, Волгоградский  государственный архитектурно-строительный университет и т.д.; многочисленные колледжи.

Волгоград является крупным культурным центром юга России — здесь  работают Новый экспериментальный  театр, Волгоградский муниципальный  музыкальный театр, Волгоградский  государственный театр юного  зрителя, Волгоградский областной  театр кукол, Волгоградская областная  филармония, Волгоградский государственный  цирк, Волгоградский музей изобразительных  искусств, другие крупные культурно-просветительные  и зрелищные объекты.

В начале 90-х годов население  Волгограда превысило 1 млн человек. После распада Советского Союза  Волгоград обрел особую экономико-географическую значимость как связующее звено  между центральной Россией и  южным зарубежьем.

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сталинград. Довоенное время.

Период с конца 1920-х  гг. до начала  Великой Отечественной войны был характерен в Сталинграде большим объемом нового строительства, как промышленного, так и жилищно-гражданского. Здесь реализуются, с различной степенью полноты, планировочные схемы, разработанные ведущими градостроителями и архитекторами того времени – братьями А.А. и Л.А. Весниными, В.Н. Семеновым и Д.М. Соболевым. Застройка промышленных районов велась по принципу создания «жилых комбинатов», куда входил весь необходимый набор учреждений социально-культурного обслуживания трудящихся близлежащих предприятий.

Сталинград, приобрел уникальную социально-политическую и экономическую значимость. Ставший одним из крупнейших центров страны, он привлек внимание известных архитекторов как полигон для экспериментальных проектных предложений. Особое внимание заслуживают идеи по градостроительному развитию Сталинграда, появившиеся в 30-х годах XX в.: “Город-агломерация” А.Веснина и Л.Веснина, “Поточно-функциональная схема” Н.Милютина (рис.2), система соцгородов архитекторов В.Семенова и Д.Соболева.

В одном из проектов Веснены предложили расчленить всю протяженную вдоль Волги территорию на ряд планировочных структур, образующих как бы пять городов. Каждый такой городской организм состоял из 4-5 жилых комбинатов, т.е. домов-коммун на 1,5 — 3 тыс. жителей с развитой системой обслуживания. Решение генерального плана города обеспечивало хорошую связь между жилищем и местами приложения труда (10 — 15 мин). (Рис.1)

 


 

Рис.1. Сталинград. Проектное предложение по планировке города. 1930 г. А. и Л. Веснины: 1 — жилые комбинаты со школами; 2 — жилая застройка; 3 — зоны отдыха и спорта; 4 — парк культуры; 5 — канал Волга-Дон.

Рис.2. Поточно-функциональная схема планировки города. 1930 г. Н. Милютин: а — жилая зона; б — зеленая зона; в — производственная зона

«Проект большого Сталинграда» представлял своего рода синтез социологических  концепций урбанизма (Л.М. Сабсович) и дезурбанизма (М.А. Охитович). От концепции  соцгорода в нем остался принцип  обобществления социальных потребностей и структурная организация районов  с заданной численностью населения. В пространственном же отношении  проект отвечал законам развития гибкой планировочной структуры, вытекающей из принципов соцрасселения, пропагандируемых концепцией дезурбанизма. Ее формальное выражение представляла линейная последовательность из пяти городов-поселков, связанных  едиными транспортными коммуникациями и закрепивших рассредоточение  отдельных производственных процессов, где центры обслуживания заменялись сетью обслуживания. Все это по идее соответствовало тенденциям естественного «саморазвития» Сталинграда. 
 
 
На первый план начинает выступать проблема городского центра. Как сплоченный коллектив формируется вокруг фигуры своего вождя, так и центр города становится полем притяжения, невидимыми связями объединяющим разрозненные части в единое целое. На примере Сталинграда мы видим отражение этого процесса уже в том, как линия поточно-функциональной схемы Н.А.Милютина в проекте В.Н.Семенова и др. начинает сворачиваться в «подковы», приобретающие свои культурно-бытовые центры.

 


 

Начало процесса иерархизации пространства также прослеживается на проекте «города ближайших  лет», предлагаемого одним из членов краевой планировочной комиссии А.У.Зеленко (1930). Прежде всего, А.У.Зеленко  выделяет три характерных элемента города будущего: элемент жилого строительства, элемент транспорта и элемент  не занятой домами площади, которая  должна быть превращена в зеленый  парк и в городские совхозы. (Рис.3). Местоположение некоего подобия центра здесь пока неопределенно. А.У.Зеленко располагает его за пределами жилых кварталов – «дальше в парке где-нибудь раскрывается большая площадь». Данное пространство предназначалось для «больших массовых «действ», и, «потому, окружающие дома: дома культуры, дома советов, библиотека, научные и художественные институты должны быть так расположены, чтобы все вместе они являлись не только прекрасным зрелищем свободной осмысленной жизни, но и местом – если хотите, амфитеатром, с уступов которого на плоских крышах тысячи людей могут смотреть вниз на новое театральное культурно-политическое «действо» масс». 
 
          В предложении А.У.Зеленко использование архетипического образа амфитеатра отмечает начало концентрации смыслового пространства. А к 1933 году оно уже застывает – амфитеатр выворачивается в пирамиду-зиккурат, иллюстрируя то, как власть масс переходит в руки вождя и у этого «действа» остается единственный зритель (завершение Дворца Советов Б.М. Иофана и его сталинградского аналога 1940 года (Рис.4,5)). 
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
          Переход от проектирования схем соцрасселения к созданию города-ансамбля в Сталинграде связан с «архитектурным оформлением строительства краевого центра». В 1932 году город становится административным центром Нижневолжского края. В этом же году Комиссией по переводу краевого центра из Саратова в Сталинград ленинградскому Обществу архитекторов-художников (ОАХ) заказывается проект детальной планировки центра города.(Рис.6) 
 

Бригада ОАХ (А.Е. Белогруд, С.С.Некрасов, И.В.Ткаченко и др.) представила  три варианта, выполненных в конструктивистском духе. Проект, принятый к исполнению, имел менее выраженный реконструктивный и конструктивистский характер и  являлся уже непосредственной реакцией на резолюцию пленума ЦК ВКП(б) «О московском городском хозяйстве  и о развитии городского хозяйства  СССР» от 15 июня 1931 года. Этим было положено начало проектированию парадного ансамбля Сталинграда. (Рис.6, 7). 
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Композиционный  стержень проекта бригады ОАХ  составляла широкая транспортная магистраль, пересекавшая весь центр города. Параллельно  ей устраивалась набережная, и формировался ряд новых площадей. Основные композиционные акценты: Дом Советов, госбанк и  дом промышленности выносились на набережную Волги. Кварталы укрупнялись, улицы  спрямлялись, жилая застройка получала характер «импортного»20 строчного типа. Существующие площади приводились в физическое соответствие с масштабами «новой эпохи». На главной городской площади (пл. Павших Борцов) надстраиваются здания и сносится собор, чтобы «дать перспективу крупных зданий, которые бы не перемежались с мелкими». 

 
        


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существует еще  один из вариантов реконструкции  центра Сталинграда первой половины 1930-х годов, выполненный еще в  московском отделении Гипрогора. (Рис.8) Общая композиция центра здесь полностью отвечает принципам «подковообразного» расположения основных общественных зданий, предлагавшегося В.Н.Семеновым в «проекте большого Сталинграда», но по характеру трактовки пространственных границ он ближе к концепции города-ансамбля, оформившейся во второй половине десятилетия. 
 
           Вариант Гипрогора в реконструктивном плане более радикален, но в композиционном отношении предлагает вполне «классическое» решение. Композиция строится по радиально-полукольцевой схеме. Ядром композиции становится овальная площадь, организуемая пересечением вновь пробиваемой продольной магистрали, и поперечной оси, ориентированной на Волгу. Главная площадь старого города, непосредственно связанная с площадью железнодорожного вокзала, получает продолжение в виде аллеи, ведущей к набережной. В данном варианте реконструкции центра эта аллея, как естественно складывающееся направление прямого раскрытия городского центра к Волге, приобретает подчиненный характер, в противовес послевоенным планировкам центра, где ей отводили ведущую роль. 
 
            В итоге получается практически идеальная ядерно-лучевая схема, отчетливо выражающая тенденции к концентрации общественных пространств и их иерархизации. Формирование главной «овальной» площади полностью подчинено установкам на создание городского центра как единого ансамбля с использованием лучших традиций архитектурной классики22. Эллиптическая форма площади несет барочные отзвуки, а ее периметральная застройка ассоциативно отсылает к древнеримским форумам. Входы со стороны продольной магистрали фиксируются трехпролетными арками, по сути, отмечая границу перехода от всего остального города к «священному центру» на пути с востока на запад23. Переход к трапециевидной площади, ведущей непосредственно к Волге, отмечен двойной колоннадой, образующей пропилеи. Реконструируется величественная перспектива: парадная лестница широкой лентой ведет от Волги к главному зданию города, проступающему в раме пропилеев. 
 
             Общее смысловое построение композиции и образная установка на внешнюю репрезентативность сближает проект Гипрогора с проектом бригады ОАХ. Но есть и отличия. В ленинградском проекте характер композиции выявляет процессуальность организации пространства. Это пространство движения потоков людей и машин, что больше отвечает духу «индустриального города» и исторической планировочной структуре Сталинграда, и подчеркнуто «конструктивистской стилистикой» проекта. Эллиптическая форма главной площади проекта Гипрогора фокусирует пространство, стягивая все «пути» к центру и делая акцент на представление именно человеческого «действа», имеющего свое начало и конец. Здесь пространство более замкнуто и статично. Проект ОАХ имеет ярко выраженный переходный характер – «демократичность» строчной застройки и пространственная равнозначность ансамблей «старой» и «новой» площадей показывает, что смысловая иерархия Мест в новой «картине мира» еще четко не выстроена и структура города тяготеет к пространственной экспансии.  
 
           К концу 1930-х годов архитектурный стереотип в организации городского пространства, полностью реализуется в проекте Сталинграда, разработанного ленинградским отделением Гипрогора.(Рис.9) Как отмечал главный архитектор Сталинграда А.М. Дворин, с 1937 года работы по планированию города были начаты фактически заново, т.к. в прошлом опирались на «неправильные установочные моменты».

Информация о работе Особенности генеральных планов Сталинграда