Особенности генеральных планов Сталинграда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

Волгоград — административный центр субъекта Российской Федерации Волгоградской области, расположен в 1073 км к юго-востоку от г. Москвы на изгибе нижнего течения р. Волги и протянулся вдоль волжского берега более чем на 70 км.
Основание города относится к середине XVI в., предположительно в 1555 году, и впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589 году – к середине XVI в. Деревянная крепость первоначально находилась на острове Царицын (Голодный) и служила для обороны волжского пути на “переволоке”, в месте наиболее близкого течения р. Волги и р. Дона. На правом берегу р. Волги крепость Царицын была построена после пожаров и сноса половодьем старой крепости уже в начале XVII в.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
1. Сталинград. Довоенное время……………………….................5
2. В. Н. Семенов и Д. М. Соболев. Создание нового города……15
3. Сталинград. Послевоенный период…………………………….20
Вывод………………………………………………………………..29
Список используемой литературы………………………………..31
Дополнительные материалы…………………

Файлы: 1 файл

Генпланы Сталинграда.docx

— 4.12 Мб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что  перед общественностью города и  авторами генерального плана стоял  далеко не простой вопрос: по какому направлению должно пойти восстановление города.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Какие масштабы и какой  характер реконструкции возможно было заложить в генеральный план? С  одной стороны возникло желание  все сделать по-новому на основе идеальных представлений о социалистическом городе, которые сложились к тому времени в градостроительной  науке. Но здесь таилась большая  опасность далеко уйти от реальности, ибо с первых же дней восстановление старого города в прежнем виде.

В каждом городе отношение  к реконструкции определилось по-своему, в зависимости от местных условий.

На характере реконструкции  Сталинграда сказалось то обстоятельство, что ввиду особенной своей  истории, Царицын - Сталинград не имел сколько-нибудь значительных памятников архитектуры, которые были бы опорными сооружениями при выборе вариантов  планировки, как это имело место  в других исторических городах. Здесь  опорными сооружениями оказались не гражданские, а промышленные комплексы, такие заводы, как тракторный, «Баррикады», «Красный Октябрь», некоторые дерево обрабатывающие предприятия, расположенные  по берегу Волги. Хотя они были разрушены  и для каждого градостроителя могло показаться заманчивым перенести  их на другие более подходящие места  и тем освободить город от самого трудного наследия прошлого, но на их руинах уже началось производство, и к  моменту разработки генерального плана  указанные предприятия прочно утвердились  на прежних местах, что во многом предопределило характер нового генерального плана.

Что же касается гражданских  зданий, не имеющих архитектурной  ценности, то их восстановление в прежнем  виде в техническом и экономическом  отношении казалось совершенно не целесообразным, чем и объясняется, что из довоенных  зданий в Сталинграде в прежнем  виде восстановлены считанные единицы. Так в общих чертах сложилось  отношение к реконструкции города и его планировке.

Как в дальнейшем подтвердилось  практикой, наиболее устойчивым элементом  в городе является сетка его улиц. Именно поэтому в новом послевоенном генеральном плане города были заложены смелые планировочные решения, но шли  они в значительной степени от сложившейся планировочной структуры  и унаследовали многие положения  генерального плана 1939г. Наибольшей реконструкции  подверглась центральная часть  города, где в результате исторических наслоений сложилась весьма запутанная планировка.

В первом послевоенном генеральном  плане Сталинграда основное внимание уделялось рациональному функциональному  зонированию городской территории и наиболее благоприятному взаимному  расположению жилых и промышленных зон. С этой целью промышленные предприятия  концентрировались в крупные промышленные узлы, которые сложились в довоенное время в районах заводов: тракторного, «Баррикады», «Красный Октябрь», в районе ст. Ельшанка, где были сосредоточены деревообрабатывающая промышленность и в районе ст. Волгоград-II, где имелось в виду разместить предприятия легкой и пищевой промышленности. Новый промышленный узел создавался в поселке Разгуляевка, предназначенном для размещения предприятий строительной промышленности. Предприятия, расположенные в жилых районах и являющихся вредными в санитарно гигиеническом отношении, такие, как заводы кожевенный, кислородный и другие, намечалось вынести в Разгуляевский промышленный узел.

При расчете градообразующей  базы и проектной численности  населения авторы придерживались принципа, который утвердился в советской  градостроительной науке об ограничении  роста крупных городов. С этой целью предусматривалось запретить  размещение новых предприятий кроме  заводов легкой и пищевой промышленности, предназначенных для обслуживания населения и промышленности строительных материалов для нужд восстановления города.

Этот генеральный план охватывал только северную и центральною  части города от пос. Спартановка  на севере до Лапшина сада на юге. В  этих пределах проектная численность  города определялась в 500 тыс. чел. Разработка генплана южной части города относилась на вторую очередь.

Город по новому генеральном  плану сохранял расположение вдоль  Волги, и весь размещался на правом берегу в виде протяженной полосы, идущей по рельефу двух надпойменных террас, в пределах той застройки, которая сложилась до войны. На севере он не выходит за пределы р. Сухой  Мечётки и Вишневой балки, в центре, наиболее широкой части города, приближался  к границам старого аэродрома, а  в Советском районе до западных границ поселка Дар-гора.

Авторы нового генерального плана трактовали город в виде пяти обособленных планировочных районов, отделенных один от другого зелеными разрывами.

Сталинград от прежних  времен унаследовал бессистемную планировку и отсутствие архитектурно организованных площадей. Поэтому одно из основных мероприятий, намечаемых генеральным  планом, состояло в том, чтобы придать  планировке города стройную, гармоничную  структуру. Это достигалось путем  создания продольных (параллельных Волге) и поперечных магистралей и улиц. Продольные улицы предназначались  для организации связи между  отдельными районами, поперечные улицы  – для связи города с Волгой, где на всем его протяжении проектировался широкий бульвар. Использованию Волги как главного градоформирующего фактора и места организации массового отдыха придавалось особое значение.

Для более удобной организации  движения транспорта и пешеходов  была предусмотрена четкая классификация  улиц: на улицы городского, районного  и местного значения.

Учитывая большую протяженность  города, особенное внимание было уделено  созданию главных продольных магистралей, соединяющих все районы города. Таких  магистралей было запроектировано  три: Нижняя, Верхняя и Обходная, что соответствует примерно трем – 1-й, 2-й, и 3-й продольным магистралям, которые предусмотрены в двух других послевоенных генеральных планах города.

Стройности принятой в  генеральном плане планировки способствовало создание системы площадей и бульваров, составляющих общественные центры районов  и города в целом. Центр города решался в виде протяженного, примерно по трассе нынешнего проспекта Ленина, бульвара между р. Царицей и площадью 9-го Января (ныне площадь Ленина), вдоль  которого выстраивался ряд общественных зданий городского и областного значения.

Новые для того времени  прогрессивные концепции были отражены в планировке жилых районов: предусматривалось  создание микрорайонов, состоящих из группы кварталов, расположенных между  магистралями, а также гармоничная  система обслуживания учреждений городского районного и квартального назначения.

Генеральный план предусматривал четыре строительные зоны: первая –  трех-, пятиэтажная застройка – 25%; вторая – двухэтажная – 30%; третья – одно-, двухэтажная государственная  застройка – 25%; четвертая – индивидуальная застройка – 20%.

Предусматривалось решительное  улучшение архитектурно-художественного  облика города, мероприятия по увековечению исторических мест и высокая степень  благоустройства и инженерного  оборудования.

Многие положения этого  генерального плана в дальнейшем пришлось корректировать, но на первом этапе восстановления города он сыграл большую организационную роль. На его основе сразу же были разработаны  проекты детальных планировок центральной  части города, северных районов, Советского района и поселка завода им. Петрова, т. е. всех районов первоочередной застройки. В 1949 г. Гипрогор разработал генеральный  план Кировского и Красноармейского районов, и тем была завершена планировка Сталинграда на всей его протяженной территории.

Город предстал в виде новой  системы расселения длиною более 70 км. Лишь значительно позже эта  система получила теоретическое  обоснование и научное признание, а тогда она не вписалась в  обычные представления о городе.

Одно время проявилось стремление выделить южные районы в  обособленный город, а собственно Сталинград развивать не на юг, по берегу Волги, а на восток на землях левобережья  с тем, чтобы городу придать компактную планировочную структуру и подобно  многим городам, расположенным на судоходных реках, развивать его по двум берегам  Волги.

В 1950-1951 гг. этот казавшийся заманчивым вариант был проверен в эскизах  и от него пришлось отказаться по экономическим  соображениям.

В результате, сложившаяся  планировочная структура первого  плана Сталинграда осталась для  дальнейшего развития и научного обоснования, но идея выноса города на левый берег до сих пор возникает  на разных этапах работы над планировкой  города.

Между тем жизнь развивалась  более стремительно, чем это могли  представить проектировщики, начавшие разработку генерального плана во время  войны. Со строительством Волго-Донского судоходного канала и крупнейшей в Европе гидроэлектростанции, в  городе образовались такие мощные градообразующие  факторы, под напором которых  была опрокинута концепция ограничить рост города проектной численностью населения. Один за другим появились  новые крупнейшие предприятия, как  алюминиевый завод, сталепроволочно-канатный, заводы нефтехимического комплекса, которые  с первых же лет после утверждения  генерального плана меняли все его  технико-экономические основы.

Наряду с тем выявилась  ошибочность принятой этажности  застройки города и невысокой  интенсивности использования его  территории – в среднем 2-4 этажа, с превалированием двухэтажной  застройки.

В результате вскоре выявилась  необходимость серьезной корректировки  генерального плана. В 1951 г. специальная  бригада, в составе которой были архитекторы А. И. Кузнецов, Н. А. Солофненко, В. Н. Симбирцев, инженеры И. В. Бордуков, В. И. Морозов, С. Е. Мотолянский при  участии инженера В. М. Ершова и архитектора  А. Н. Рамши, они срочно откорректировали первый послевоенный генеральный план. Поскольку план был разработан на отсталой геодезической подоснове  и не учитывал образовавшиеся вокруг города поселки индивидуальной застройки, он не был утвержден. В дальнейшем работу над вторым послевоенным генеральным планом Сталинграда продолжил Гипрогор.

Одновременно не прекращалась и параллельно велась разработка проектов планировки и застройки  отдельных районов, ансамблей улиц и площадей, всех ответственных частей города, которые создавались заново и требовали особо углубленной  проработки.

В 50-х годах все основное проектирование жилищного и культурного  бытового строительства было сосредоточено  в местной архитектурно-планировочной  мастерской, которая выросла в  крупную комплексную проектную  организацию «Сталинградпроект».

Так, если посмотреть на пройденный путь с точки зрения организации  строительства, то можно увидеть  три периода: 1943-1948 гг. - малоэтажное  строительство с использованием сборно-щитовых домов и широкого развитого индивидуального строительства; 1948-1955 гг. – переход на капитальное  строительство кирпичных зданий в основном по индивидуальным проектам, комплексная застройка этими  зданиями улиц и площадей города; и  начиная примерно с 1955 г., переход  на массовое жилищное строительство  в условиях возрастающей индустриализации и внедрения сборного железобетона. Переход от застройки улиц индивидуальными  домами к комплексной застройке  микрорайонов типовыми зданиями.

Но это характеризует  только одну сторону сложного процесса, по характеру же индустриализации строительства  здесь можно выделить три других периода: до 1950 г. – основанного на ручном труде строительства; 1950-1958 гг. – внедрения большой механизации, позволившей применять крупноразмерные  конструкции, сборный железобетон, вес которых с каждым годом  увеличивали сообразно с ростом грузоподъемности кранов, и с 1958 г. –  расширяющегося крупнопанельного строительства.

Если же говорить о характере  архитектуры, то здесь ярко выражен  резкий переход в стилевой направленности архитектурного творчества: до 1954 г. –  время широкого использования классического  наследия и после 1954 г. – время  формирования новой архитектуры, основанной на новых конструкциях и материалах.

Значительно более половины жилых и культурно-бытовых зданий в городе построено по типовым  проектам и поэтому их смена непосредственно  отражалась на характере строительства  и застройки города. До 1948 г. всё  гражданское строительство велось по индивидуальным проектам. С 1948 г. по 1952 г. были выпущены первые типовые  проекты двух-, трехэтажных жилых  домов, которые определили застройку  многих мест города и в целом повлияли на этажность строительства; в 1952-1956 гг. действовали типовые проекты так называемой унифицированной серии № 418 и № 460. В1956 г. вошла ныне действующая 447 серия малометражных домов, которая определила всю массовую застройку последних лет, и с 1958 г. начали широко применять 464 и 335 серии крупнопанельных домов.

Это был сложный, непрерывный  процесс роста города параллельно  с развитием государственного градостроительства. Каждому периоду были свойственны  те или иные особенности социального  характера.

В новом генеральном плане, разработанном в 70-х годах (рис.19), преемствен но развиваются идеи предшествующих проектов при сохранении основного замысла формирования Волгограда как единого целого, состоящего из ряда комплексных производственно-селитебных районов, объединенных системой центров, зеленых насаждений, магистралей и инженерных коммуникаций. Процесс развития города показал, что в проекте 30-х годов были заложены многие прогрессивные идеи социальной организации жизни населения, новые технические приемы организации транспорта и озеленения и общая правильная концепция формирования города как сложной пространственной системы взаимосвязанных элементов, организация которых, основываясь на общих принципах, получала свои особенности в зависимости от условий месторасположения и значения в системе города.

Проекты планировки Сталинграда  и жилого района "металлогорода", разработанные В. Н. Семеновым и  Л. М. Соболевым в 1930 г. и положенные в основу строительства, не получили сколько-нибудь полного освещения  в градостроительной литературе ни в то время, ни в более поздние  годы.

Информация о работе Особенности генеральных планов Сталинграда