Особенности генеральных планов Сталинграда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

Волгоград — административный центр субъекта Российской Федерации Волгоградской области, расположен в 1073 км к юго-востоку от г. Москвы на изгибе нижнего течения р. Волги и протянулся вдоль волжского берега более чем на 70 км.
Основание города относится к середине XVI в., предположительно в 1555 году, и впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589 году – к середине XVI в. Деревянная крепость первоначально находилась на острове Царицын (Голодный) и служила для обороны волжского пути на “переволоке”, в месте наиболее близкого течения р. Волги и р. Дона. На правом берегу р. Волги крепость Царицын была построена после пожаров и сноса половодьем старой крепости уже в начале XVII в.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
1. Сталинград. Довоенное время……………………….................5
2. В. Н. Семенов и Д. М. Соболев. Создание нового города……15
3. Сталинград. Послевоенный период…………………………….20
Вывод………………………………………………………………..29
Список используемой литературы………………………………..31
Дополнительные материалы…………………

Файлы: 1 файл

Генпланы Сталинграда.docx

— 4.12 Мб (Скачать файл)

 

  
 
           Проект реконструкции центра Сталинграда 1939 года отмечает переход от представлений о городе как «функциональном образовании» к решению задач художественного характера: «Надо же помнить, что соцгород – это не тощая, худосочная схема, а композиция больших масштабов, архитектурное единство пространственных и строительных масс, воспринимаемых зрителем в виде ансамблей улиц, центров, площадей, кварталов, зелени, воды и т.д.» 
 
         С одной стороны, «советский человек» воспринимался в постоянном движении как участник массовых митингов и демонстраций, что требовало устройства больших площадей, расширения и выпрямления улиц. С другой стороны, направление и пределы этого движения были изначально очерчены: «В конечном результате планировка города, предопределяя архитектурную идею, должна дать окончательную, не подлежащую никакому изменению объемно-пространственную систему застройки для первоочередного района, составляющего законченный в себе ансамбль». 
 
          Если в основе проекта Гипрогора начала 1930-х годов лежала идея городского ядра, а ведущей темой проекта ОАХ была идея «стержневого пути», связующего все центральные ансамбли, то композиция центра Сталинграда в проекте 1939 года подчинена смыслообразу Границы. Центр города выстраивается параллельными слоями вдоль берега Волги. (Рис.10). В послевоенных вариантах восстановления центра эта тенденция усиливается.  
 
          Проекты застройки сталинградских улиц рождают ощущение «пограничности» пространства. Фасады решаются преимущественно в духе постконструктивизма – на метроритмический каркас, подчеркивающий строгую направленность движения, накладывается трехчастная структура ренессансного палаццо. Улица превращается в сплошную «фасадную ленту» домов, зачастую выстраивающихся под единый карниз. Арочные проезды и скупая пластика слабо выступающих ризалитов обеспечивает некоторую подвижность пространственного эффекта, подчеркивая створы поперечных улиц и входы в квартал. Широко используется «принцип больших, объединяемых в комплексы жилых домов и сосредоточения движения на нескольких главных улицах», который должен подвести к осознанию «общественного характера улицы и связанной с ним особой архитектурной установке, т.е. к проблеме, олицетворенной на языке эллинистического строительного искусства улицей Пальмиры. … Улица должна дать возможность воспринимать город не как сумму домов, а как эстетическую единицу высшего порядка». 
 
            Уличные перспективы ориентированы не столько на связь значимых мест как в городах эллинистического Востока, сколько на разделение внутриквартального и общественного пространств. Варьируется тема улицы-стены, оформляющей движение к Месту-цели, отстоящей на значительном расстоянии в реальном пространстве, а потому как бы и не имеющей материального репрезентанта. Городские кварталы формируются как неприступные крепости. Образ усиливается трактовкой внутриквартальных проездов как триумфальных врат. (Рис. 11).

 

 

 

  1. В. Н. Семенов и Д. М. Соболев. Создание нового города.

Сталинградский тракторный завод был первенцем героической  эпопеи социалистической индустриализации страны. Первый камень завода был заложен 1 мая 1926 г., а в 1930 г. с его конвейера  сошел первый трактор. За строительством и вводом в эксплуатацию этого  завода с огромным вниманием следили  вся страна, весь мир. Рядом с заводом  строился крупный жилой район. Сталинград имел выдающееся значение в общем  плане реконструкции народного  хозяйства СССР на базе индустриализации. Население города росло быстрыми темпами - со 140 тыс. в 1929 г. оно увеличилось  до 354 тыс. в 1932 г. Бурное развитие промышленности Сталинграда со всей остротой ставило вопрос о быстром развертывании жилищного строительства.

Проектируя в годы первой пятилетки социалистический Сталинград, Владимир Николаевич выступает пионером в деле планировки городов - крупных  промышленных центров, рождавшихся  вместе с быстрым развитием индустриализации страны. Соавтором проекта Сталинграда - схемы планировки города и застройки  жилого района - был один из его талантливых  учеников и сотрудников - архит. Д. М. Соболев.

В советском градостроительстве конца 20-х - начала 30-х годов этот проект представляет исключительный интерес, как одна из первых реальных попыток  материализовать в масштабах  крупного города принципы архитектурно-планировочной  организации на новых социальных началах, решить сложнейшую проблему сочетания  возможностей и требований трудных  лет первой пятилетки с перспективой. Жизнь настоятельно требовала вместе с бурным развитием народного  хозяйства не абстрактных схем, а  реальных проектов, воплощавших новые  идеи в конкретных сложных условиях.

Рис.12. Сталинград. Схема планировочной структуры, 1930 г.





На схеме планировки Сталинграда, разработанной В. Н. Семеновым  и Д. М. Соболевым (рис.12), для города на всем его большом протяжении было определено размещение промышленных предприятий (с разделением на основную промышленность и обслуживающую), расположение территорий, отводимых под жилищное строительство, крупных учреждений обслуживания (больниц, учебных заведений и т. д.), существующих и проектируемых железных дорог, транспортных магистралей и зеленых насаждений. По проекту Сталинград четко делился на четыре района, или, как их тогда называли, "города", связанные между собой трамвайными, железнодорожными и водными путями сообщения и общей системой центров и зеленых насаждений. "Металлогород" в северной части формировали тракторный завод, завод "Баррикады" и жилой район. Район бывшего Царицына являлся административным и культурным центром всего города. Третий район - "химгород" - жилая база рабочих химических и лесных предприятий района. На месте существовавшего Красноармеи ска проектировался "город транспортников". Население по проекту определялось в 450 тыс. чел.

В основу планировки городских  районов был положен принцип  организации в их центрах парков, в которых располагались здания общест венного назначения районного  значения.(Рис.13) Вокруг центров группировались жилые комбинаты, общественные учреждения каждого комбината располагались ближе к центральному парку, за ними - жилые дома и детские учреждения - ясли и сады. Жилые комбинаты граничили с парками, в которых размещались школы с производственным обучением, спортивные устройства и пр.

Рис. 13. Сталинград. Проект застройки жилого комплекса. План и перспектива.


Городские районы отделялись от промышленности полосой зеленых  насаждений. Вдоль этой полосы проходила  электрифицированная железная дорога со станциями у каждого "города"; поблизости от станций размещались  административно-хозяйственные учреждения, склады, пред приятия легкой индустрии и пр. Расстояние от жилых районов до станции электрички не превышало 0,5 км.

"Города" были расположены  "лицом" к Волге и имели  выходы к реке в виде парков, с этими парками были связаны  культурные, спортивные и другие  учреждения. Против каждого "города" на берегу Волги размещались  пристани для переезда на левый  берег - место летнего отдыха  и спорта.

Характерны большое внимание, которое  было уделено в проекте планировки проблеме транспорта при большой  протяженности городе), и прогрессивность  предлагаемых технических решений. Четыре района города связывались между  собой электрифицированной железной дорогой, которую в пределах города предлагалось углубить в землю - не в тоннель, а в открытую выемку. Отмечалось, что это выгодно и  по рельефу, так как все "города" стоят на возвышенной террасе, и  таким образом будет уменьшен подъем. Загородная автострада предназначалась  для скоростных сообщений между  всеми частями города. Существующая трамвайная сеть в целях наилучшего обслуживания всех районов города реконструировалась и дополнялась в каждом из районов  города поперечными сообщениями  кольцеобразной формы.


   

Рис.14. Сталинград. Проект жилого комплекса. Сети обслуживания. Клубы-спорт.

Рис.15.Сталинград. Проект жилого комплекса. Учебная сеть.


Принципиально новым предложением было включение в систему планировки Сталинграда пригородных совхозов, предназначенных для обеспечения  населения города сельскохозяйственными  продуктами.

Новая организация социальной жизни населения находила в проекте  свое пространственное выражение в  том внимании, которое было уделено  формированию общественных центров  и сетей учреждений обслуживания. При этом организация обслуживания разрабатывалась для города в целом и затем уже с большей степенью детализации - для отдельных укрупненных кварталов.

В административном и культурном центре всего города предусматривалось  строительство Центрального Дворца культуры и устройство Парка культуры и отдыха. В новых центрах предусматривались  административные и культурные учреждения.

 

Рис.16. Сталинград. Проект жилого комплекса. Сеть питания.

             Рис.17. Сталинград. Проект жилого               комплекса. Схема транспортного обслуживании.


При строительстве жилого района для металлургов на берегу Волги численность населения 90 тыс. жителей была определена исходя из обеспечения рабочей силой основных промышленных предприятий и создания полноценной системы культурно-бытового обслуживания.

Жилые "комбинаты" проектировались  на 65 тыс. жителей. В каждом из них  обслуживание четко дифференцировалось: "первичная группа" с населением 800 чел. обслуживалась общей библиотекой, комнатами отдыха и игр; "группа жилых домов" (1600 чел.) - детским  садом и яслями, площадками для  игр, кафе-столовой и, наконец весь "комбинат" обслуживался культурным центром, спортивными  сооружениями, рестораном-столовой, магазинами, медпунктами, небольшим парком и  т. д.

          Проектировались крупные школы на 1600 учащихся с радиусом обслуживания 650 м. Дифференцирована и развита была сеть культурно-просветительных учреждений и физкультурно-спортивных устройств, которые проектировались комплексно, предусматривая полное удовлетворение потребностей в духовном и физическом развитии людей.

Сеть учреждений здравоохранения  включала районные больницы и центральную  с клиникой при учебно-медицинском  городке, таким образом, предусматривалась  связь лечебных учреждений с учебными- принцип, который закладывается  и в современные проекты. Намечалось строительство детских домов, диспансеров, домов отдыха и культурных баз.

Высшие учебные заведения  были связаны с производством  и в соответствии со своей специализацией размещались в "металлогороде", "химгороде", "городе траспортников" и т. д.

В сфере общественного  питания проектировались крупные  фабрики-кухни, которые должны были снабжать готовыми блюдами и полуфабрикатами  жилые дома, школы и близлежащие  совхозы.

Сложившийся район Сталинграда  предлагалось постепенно реконструировать, исходя из того что он является объединяющим центром но только всех районов города, но и аграрных комплексов, часть  района между железной дорогой и  Волгой обращалась в общественно-культурный центр. Лучшие здания сохранялись. Предусматривалось  освобождение берегов Волги, Царицы и оврага до Мамаева бугра от мелкого  строительства и превращение  их в парки.

Сталинград строился быстро. Бурные темпы роста города особенно были заметны в районе тракторного  завода, где за три года на месте  голой степи одновременно с заводами вырос целый город. Рядом с  заводом, который в то время был  гордостью СССР, были возведены кварталы капитальных жилых домов, здания заводоуправления, фабрики-кухни, амбулатории, детских яслей, бани-прачечной, школы  ФЗС, звукового кино "Ударник", хлебозавода, втуза и др.

 

    1. Сталинград. Послевоенный период.

       Город поднимался из руин при большом внимании к нему правительства и народа.

       Сразу же после войны, 22 августа 1945г. Совнарком СССР принял постановление «Об усилении строительства жилья и восстановления центра Сталинграда». Этим постановлением город был переведен в республиканское подчинение, для строительства жилья и культурно- бытовых объектов создавался Главсталинградстрой в составе трех трестов – Жилстрой,          Культстрой и Сантехстрой, одновременно при городском архитекторе была создана архитектурно-планировочная мастерская с привлечением кадровиков проектировщиков, вернувшихся с войны.

         В итоге в город были привлечены значительные средства и силы, и работам по его восстановлению был задан большой размах.

         Высоким энтузиазмом были отмечены и деятельность проектировщиков, работавших над проблемами Сталинграда, начиная с 1943г. Многие архитекторы находились ещё на фронтах Отечественной войны, а те небольшие проектные организации, которые тогда работали, были весьма малочисленны и, однако, далеко не каждая проектная организация смогла бы сейчас за такой короткий срок разработать генеральный план крупнейшего города, как это было сделано для Сталинграда.

В течение 1943г. Гипрогор, Академия архитектуры СССР и архитектурно-планировочные  мастерские Наркомхоза РСФСР в порядке  творческого соревнования разработали  три варианта схемы планировки города, Был одобрен вариант Академии архитектуры и на его основе в 1945г. разработка генерального плана  была завершена. В апреле этого года генеральный план Сталинграда был  утвержден.

Проект разрабатывал авторский  коллектив под руководством вице-президента Академии архитектуры СССР К. С. Алабяна  в составе архитекторов А. Х. Полякова, Д. Н. Соболева, А. А. Дзержинкович, А. Е. Пожарского, инженеров В. А. Бутягина, Я. П. Левченко и др. (Рис. 18)

Работа над проектом реконструкции  города носила капитальный характер, свидетельствующий о значительной зрелости проектировщиков в решении  многосторонних проблем. Наряду с генеральным  планом, одновременно (в те же сроки) были разработаны: Наркоматом путей  сообщения СССР – схема реконструкции  и развития железнодорожного узла; Наркоматом речного флота СССР –  схема реконструкции и развития речного порта; Наркоматом коммунального  хозяйства – схема водопровода  и канализации. Город получил  комплексный проект для своего планомерного развития.

Информация о работе Особенности генеральных планов Сталинграда